Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
326356 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
24
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Введение
1. Советская власть и церковь в 20-е годы XX века
2. Политика полного уничтожения церкви в 30-е годы XX века
3. Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Заключение
Список литературы
Введение
Советская власть и церковь в 1920-1940-е гг.
Фрагмент работы для ознакомления
Весной 1922 года ГПУ впервые серьёзно занялось идеей создания раскола в Церкви. По сути, изъятие ценностей было ещё одним «внешним» ударом по Церкви, которым её сокрушить не удастся, - что большевики понимали. В борьбу искусно вводилась новая сила, - под прикрытием кампании по изъятию ценностей власть вводила в церковное общество обновленцев.
Итак, можно сделать вывод, что 1922 году в действиях властей стали преобладать карательные методы. Политбюро активно давало общие директивы об обязательных расстрельных приговорах и расстрелах, время от времени на своих заседаниях возвращаясь к текущему руководству репрессиями. Массовый террор против Церкви стал официальной политикой Советского государства. В 1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикованных в связи с изъятием церковных ценностей, 732 человека оказалось на скамье подсудимых, многие были расстреляны. Активно применялась административная ссылка, которую ВЦИК ввёл своим декретом от 10 августа 1922 года.
В апреле-мае прошёл известный процесс над духовенством в Москве, на который в качестве свидетеля вызывался Патриарх Тихон. Одиннадцать человек приговорили к расстрелу (шесть помиловали, опасаясь общественного мнения Запада). 4 мая Политбюро приняло решение о привлечении к суду самого Патриарха, чтобы устроить показательный процесс (причина, - желание обезглавить Церковь накануне начала обновленческого движения). 19 мая Патриарх был арестован и посажен под домашний арест в Даниловом монастыре. Этот арест внес сильнейшую неразбериху в церковную жизнь.
Следует отметить, что, хотя сообщение об аресте Патриарха было с негодованием встречено церковной общественностью, но широкомасштабных акций протеста не последовало.
Тем временем власть нанесла по Церкви еще один сокрушительный удар. В июне - августе состоялся знаменитый процесс над митрополитом Вениамином Петроградским и группой духовенства и мирян. Формально их судили за сопротивление изъятию ценностей, хотя Митрополит сделал всё для мирного решения проблемы, за что даже получил благодарность от местных властей. Реально его судили за противодействие обновленчеству. Митрополит и с ним еще шесть человек были приговорены к расстрелу.
В 1922 г. была создана периодическая антирелигиозная печать: газета «Атеист» под редакцией Шпицберга, газета «Безбожник» под редакцией Е. Ярославского, одноименный журнал. Позднее появились и другие периодические антирелигиозные издания. В 1925 году на основе газеты «Безбожник» был создан «Союз безбожников СССР», позднее переименованный в «Союз воинствующих безбожников» (СВБ), развивший бурную деятельность.
В 1922 году было выпущено 15 антирелигиозных произведений, А за три месяца 1923 года уже 27. Атеистическая литература хлынула валом: за 15 лет после революции было издано 1700 названий антирелигиозной литературы общим тиражом 40 миллионов экземпляров.
Во второй половине 20-х годов жестокость прямых репрессий против РПЦ снизилась. Официально смертная казнь к духовенству применялась редко, были часты помилования.
Тем не менее, все лица, мешавшие власти немедленно устранялись. Так епископ Мануил (Лемешевский), разгромивший обновленчество в Ленинграде, был вызван к Тучкову, который заявил: «Таких архиереев как вы к стенке ставят». В ответ епископ Мануил смело сказал: «В таком случае нам не о чем разговаривать», вышел из кабинета и принес жалобу в наркомюстиции. Через несколько дни сам Тучков во главе следственной бригады явился в Ленинград и арестовал епископа Мануила вместе с сотней представителей духовенства. Всех сослали на Соловки4.
В 1920-е гг., самым страшным концлагерем в СССР был Соловецкий (СТОН - Соловецкая тюрьма особого назначения). Условия жизни здесь были крайне тяжёлыми: очень плохое питание, непосильный труд, пытки. Часто здесь практиковались расстрелы. К 1928 г. на Соловках было около 60 000 заключенных. В их числе находилось значительное количество представителей духовенства: в 20-е гг. их здесь постоянно было от 120 до 500 человек, в том числе 10 - 20 епископов.
Церковь душили налогами, в результате чего многие храмы и монастыри закрывались, Наконец, для закрытия храмов широко использовались административные методы, когда храмы закрывали просто насильственно. В 1928 г. по Советской России было закрыто 353 храма, 88 монастырей (монахи, пытаясь сохранить обители, регистрировали их как коммуны, но власти всё равно разгоняли их). В 1928 г. в Советской России оставалось не более 30 000 православных храмов (впрочем, были ещё обновленцы и раскольники).
В тюрьмах, по словам «Записки» Соловецких епископов, находилась половина всех архиереев РПЦ. В. Мосс даёт цифру в 117 епископов, томившихся в это время в тюрьмах и ссылках. Архимандрит Феодосий (Алмазов) говорит о 200 репрессированных епископах5.
Итак, в период 1921-1928 гг. Советская власть сменила тактику в гонениях на Церковь. Однако произошло это вынужденно, по причине невозможности уничтожить в то время Церковь исключительно карательными методами. Но принцип отношения власти к Церкви оставался прежним: принципиальная невозможность сосуществования учений Церкви и марксизма.
Большевики не желали компромисса с Церковью, - даже временного, и если в экономике они временно предоставили реальные права предпринимателям, то в религиозной жизни ничего подобного не было: в связи с неожиданно упорным сопротивлением РПЦ коммунисты, вместо лобовых ударов, стали маневрировать, сделав ставку на развал Церкви изнутри. По результатам этого этапа (1921-1928 годы) отношений РПЦ и Советского государства можно сделать следующие выводы:
Во-первых, кампания по изъятию церковных ценностей, имевшая первоначальной целью, по словам Ленина, «подавить сопротивление духовенства на несколько десятилетий», очень скоро переросла в попытку расколоть духовенство, столкнуть его различные части, «князей и простецов». Здесь власти добились крупного тактического успеха, устранив наиболее стойких представителей духовенства и создав обновленчество.
Во-вторых, власти активно поддержали обновленцев, чтобы расколоть и ослабить РПЦ, чтобы потом, по откровенному признанию, Троцкого, расправиться и с самими обновленцами. Но здесь, несмотря на первоначальный успех, большевики потерпели поражение, - РПЦ отторгла от себя обновленчество, оказавшееся без поддержки ГПУ нежизнеспособным.
В-третьих, коммунисты спровоцировали так называемые «расколы справа», чтобы всё-таки «разложить» тихоновское духовенство.
Следует отметить, что прямые репрессии в 20-е гг. не были широкомасштабными (кроме кампании по изъятию ценностей). Так, например, за период 20-х гг. был расстрелян лишь один архиерей - Вениамин, тогда как в 30-е гг. погибли сотни иерархов.
«Вспомогательные» удары, - административно-финансовые меры и антирелигиозная агитация, - оказались также неэффективными, - престиж РПЦ реально только вырос: в 1928 г., несмотря на гонения, власти зафиксировали высокий уровень религиозности среди населения. Авторитет духовенства, находившегося в ссылках и заточении, был неизмеримо выше.
В конце 20-х годов власти осознали бесперспективность борьбы с Церковью даже в рамках дискриминационного по отношению к РПЦ закона. Церковь упорно не отмирала, разрушая этим все идеологические построения марксизма. Поэтому в 30-е гг. Сталин начал открытое наступление на Церковь.
2. Политика полного уничтожения церкви в 30-е годы XX века
В конце 20-х гг. Советская власть решила свернуть НЭП, чтобы провести коллективизацию и индустриализацию. Большинство крестьян было православными людьми, для которых вера была и образом мышления, и образом жизни. Естественно, власти обрушились и на Церковь, стремясь и провести коллективизацию, и уничтожить идеологического врага.
РПЦ была в то время хотя и ослабленной, но всё ещё мошной организацией, её влияние оставалось очень сильным. Из 54 692 приходских храмов, имевшихся в 1914 г., оставалось 39.000 (с обновленцами и раскольниками). Служителей культа (священно- и церковнослужителей) оставалось в 1927 г. примерно 70.000, вместо 112.629 в 1914 г6.
К 1929 г. государство создало эффективную машину для борьбы с Церковью. Политбюро и ЦК. АРК, возглавляемая знаменитым Е. Ярославским, секретарём которой был Тучков, а одним из членов сам глава НКВД Менжинский. СВБ, возглавляемый тем же Ярославским, объединял антирелигиозную деятельность. Существовал ещё Секретариат по делам культов при председателе ЦИК, возглавляемый П.Г. Смидовичем - членом АРК.
Начало новому витку гонений положил Сталин. Ещё в 1927 г. он заявил, что партия будет вести борьбу с «религиозными предрассудками», чтобы «подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы». Сталин заявлял, что «за кулаками стоит духовенство», которое коммунисты «подавили. Беда только в том, что оно не вполне ещё ликвидировано»7.
24 января 1929 г. ЦК ВКП (б) утвердил текст постановления «О мерах усиления антирелигиозной работы», разосланный в нижестоящие парторганизации (составителями были Каганович и Смидович). В нём повторялись мысли Сталина о том, что наряду с успешным строительством социализма, буржуазия и кулаки сопротивляются этому при активной поддержке религиозных организаций. Выраженные в этом документе идеи стали определяющими для антирелигиозной политики государства вплоть до конца 30-х гг. Сталин, Бухарин, Луначарский, Ярославский, Смидович, Красиков и другие стояли во главе этой политики, активно проводя её в жизнь.
8 апреля Президиум ВЦИК принял знаменитое постановление «О религиозных организациях», действовавшее, с незначительными дополнениями, до 1990 г. Вся религиозная жизнь ставилась под полный контроль государства: для создания и деятельности религиозного общества требовалось разрешение государства, которое, по сути, регламентировало каждый шаг общества. Запрещалось преподавание религиозных предметов, организовывать религиозные кружки и общества, - вообще как-либо проявлять себя в обществе. Церковная жизнь ограничивалась богослужением в стенах храма. Наконец, религиозные общества лишались прав юридического лица. Последнее обстоятельство привело к тому, что религиозная деятельность попадала под закон о частном предпринимательстве, что привело к резкому повышению налогообложения: священники платили в казну 75% со своих нетрудовых доходов в 1930г, до 1943г. для них сохранялась высокая квартплата и прочие ограничения.
4 июля 1929 г. председатель АРК Ярославский подал в Политбюро доклад о деятельности АРК за 1923-1929гг., где с гордостью сообщал о мерах усиления антирелигиозной деятельности, в частности, о закрытии ещё остававшихся монастырей, о методах закрытия храмов, которые предлагаются партийным и советским организациям. Сталин пришёл к выводу, что АРК чересчур неповоротлива и не годится для руководства начинающимся полномасштабным гонением на РПЦ. 30 декабря 1929 г., постановлением Политбюро, АРК была ликвидирована.
В 1929 г. при ВЦИКе была создана Постоянная Комиссия по вопросам культов, которая и стала высшим органом советской антирелигиозной политики. Главой Комиссии стал Смидович, (после его смерти в 1935 г. этот пост занял Красиков). Комиссия должна была контролировать и руководить религиозной жизнью на территории Советской России. В республиках, краях, областях и районах были созданы низовые отделы Комиссии.
В мае 1929 г. состоялся 14 Всероссийский съезд Советов, на котором была изменена 4 статья. Конституции. Теперь в ней вместо «свобода религиозной пропаганды» поставили «свобода религиозных исповеданий». Таким образом, атеистам разрешалось изобличать Церковь, а последняя не имела права отвечать им.
6 февраля 1930 г. Комиссия предоставила право на закрытие молитвенных зданий краевым и областным советам (ранее это мог сделать лишь Президиум ВЦИК), что развязывало руки местной инициативе и уменьшало полномочия самой Комиссии.
2 февраля 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих организациях религиозных объединений». В соответствии с этим постановлением, правительствам союзных республик предлагалось при регистрации органов центрального управления этих объединений исключать из них кулаков, лишенцев и иных «враждебных советской власти лиц».
Список литературы
Список литературы
1.Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в1917-1927 гг. // Вопросы истории. - 1993. - № 8.
2.Васильева О.Ю. Государство и Церковь в 1928-1941 гг. // Вопросы истории. - 1994. - № 4.
3.Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. - М.: Владос, 2002.
4.Доброклонский И.В. История Русской Церкви. - СПб.: Питер, 1998.
5.Кашеваров А.И. Высшее Церковное Управление в 1918-1922 годах. // История РПЦ в XX веке (1917-1933) Материалы конференции. – Мюнхен, 2002.
6.Кашеваров А.И. Государственно-церковные отношения в Советском обществе 20 – 30-х гг. - СПб.:Проспект, 1997.
7.Кашеваров А.И. Государство и Церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.- СПб.: Питер, 2005.
8.Кашеваров А.И. Церковь и Власть. Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти 1917-1923. - СПб.: Питер, 2009.
9.Политбюро и Церковь 1921-1925 гг. Сборник документов. Части 1-2. - М.: Элита, 1997-1998.
10.Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Сост. Васильева О. - М.: Наука, 1996.
11.Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы. Сборник. / Сост. Штриккер Г. Книга 1. - М.: Наука, 1995.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00521