Вход

Право и мораль.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 325747
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 30
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

Введение 3
1. Понятие права и морали 5
2. Соотношение норм права и норм морали 19
3. Противоречие между правом и моралью 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Введение

Право и мораль.

Фрагмент работы для ознакомления

Словом, при определении права возникает двуединая задача: на понятийном уровне выработать соответствующее понятие и на уровне реального функционирования права, используя это понятие, отграничивать действие и развитие права от других социальных институтов.
Современный уровень теории права позволяет определить право как имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития.
Монистическое понимание права имеет длительную историю. Под названием нормативистской теории это понимание то признавалось, то подвергалось критике, но тем не менее пронесло через века самое основное – подход к праву как целостному социальному институту, имеющему нормативно-регулятивную социально полезную природу.
Разумеется, в рамках этого определения не всегда удавалось избежать определенных издержек, в частности гиперболизации классового подхода на предыдущем этапе теории государства и права. Право объявлялось инструментом, волей господствующего класса для достижения политических, экономических, социальных и иных целей. И этот подход был положен в основу его определения.
Вот как, например, еще в конце 30-х годов предложил определять право А. Вышинский.
«Право, – писал он, – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
А советское право осуществляет охрану, служит закреплению и развитию общественных отношений и порядков, выгодных и угодных трудящемуся народу, рабочим, крестьянам, трудящейся интеллигенции Советской страны»1.
И это определение права ведь вошло на долгие годы в «арсенал» марксистско-ленинской теории государства и права.
Но при всех этих политических конъюнктурных издержках, при всей этой «классовой» и «принудительной» гиперболизации и вульгаризации, все же логически правильным остается в определении права тот подход, который выделяет его нормативно-регулятивное ядро, объективную обусловленность, взаимосвязь с материальными условиями жизни общества и позволяет формулировать определение права на этой основе.
Однако, подчеркну, монистический подход не единственное понимание и определение права, и в обзоре иных концепций права будет дан также и их краткий очерк и анализ.
Но действительно ли именно сформулированное выше определение является практически полезным, отграничивает право от других сходных явлений и процессов? Проверить подобное утверждение можно, только сопоставив право и мораль, право и религию, право и обычаи, право и некоторые другие институты, функционирующие в обществе. При этом становится также необходимым рассмотреть соотношение права и социально-экономического строя (экономики), ряд других характеристик права.
И если приступить к этому увлекательному и весьма полезному процессу, то вновь следует начать с морали, однако уже в другом ракурсе: прежде всего поставить вопрос так: можно ли сводить право к морали, наполнять право моральными началами? Как соотносятся прано и мораль на нормативном уровне?
Мораль это ведь тоже нормативный регулятор. Однако нормы права и нормы морали имеют существенные различия. Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это область нравственностных ценностей, которые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами.
Размеры и содержание этой сферы, как отмечается в этической литературе, меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (тут действует принцип множества морали и единства этики – науки о морали).
Мораль обеспечивает совместную жизнь людей, утверждая начала справедливости, гуманизма, терпимости и терпеливости, словом, всего того, что способствует социализации человеческого сосуществования.
Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряет-ся, а что отвергается.
Вместе с тем нормы морали складываются спонтанно, стихийно, синергетически, в отличие от норм права, которые в основном являются результатом институциализированной деятельности. Если нормы права – это результат самоорганизации и организации регулятивной системы, то мораль – это итог главным образом самоорганизации. Нормы морали имеют весьма динамичное, меняющееся содержание. Зло и добро, хорошее и плохое, стыд, совесть, долг, справедливость – эти и другие моральные категории наполняются конкретикой в зависимости от условий жизни, духовных и иных потребностей тех или иных социальных групп, профессий, обществ, причем на соответствующих этапах их развития.
Разумеется, есть более или менее очерченное ядро основных норм морали (общечеловеческих ценностей), которые закрепляются во всех религиозных системах, обеспечиваются тысячелетним авторитетом религиозных начал в жизни человечества, коллективным опытом.
Представления об абсолютной ценности человеческой жизни – одно из самых основных в моральной сфере. Не менее важным является и воспитанное тысячелетиями уважение к результатам чужого труда, к собственности, в том числе частной. Безопасность личности – это еще одно важнейшее моральное требование.
Мораль – также динамическая регулятивная система. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и более крупно – «кровная месть», «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал неэквивалентных – «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала), прощения, покаяния, воздаяния за зло добром и т.д.
Мораль возникла заблаговременно других форм общественного сознания, кроме в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе неотлучно общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Умозаключение поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала лже совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений чтобы кого-либо, причинность в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности благоприятель к другу и к обществу.
Нравственное познавание пронизывает постоянно сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную вывод, бытовую суд и мнение семейную. Вокруг этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, будто полубог необходимый себя вести. Нравственное манера должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, около этом большое знаток здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Поэтому различие между правом и моралью имеет глубокие причины и формы, и не сводится только к возможности обеспечивать действие права государственным принуждением, а мораль общественным мнением, осуждением. Поэтому также неверно сводить право к морали и определять, например, право как справедливость. Увы, такие определения и в настоящее время мы встречаем в работах представителей так называемой моральной или нравственной школы понимания права.
Какими бы благими намерениями эти представители ни руководствовались – усилить регулятивные начала права, избежать произвола, субъективизма при создании позитивных законов, способствовать общечеловеческой ценности права, критиковать позитивное право с позиций высших, моральных ценностей, разума и т.п. – сведение права к морали, объединение этих начал в определении права объективно ведет к большим социальным издержкам. И, прежде всего, из-за динамического содержания моральных начал.
Что справедливо и что несправедливо в тех или иных социальных координатах и кто это будет определять в конкретных случаях (а судьи кто?) – и это первый вопрос, на который не могут внятно ответить вот уже многие столетия представители моральной, естественно-правовой, этической школы права.
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека. Открытым остается вопрос, откуда берется стремление человека содействовать благу других, помогать и заботиться.
В практической деятельности (судебной, арбитражной) идеология моральной школы права не может быть реализована из-за аморфности, размытости моральных норм, больших споров о их содержании.
Словом, водораздел между правом и моралью, выраженный в определении права и определении морали, действительно существует, разделяет право и мораль по всему спектру этих двух важнейших регулятивных систем.
Вместе с тем, единая «родословная» права и морали (происхождение от мононорм первобытного общества, развитие хотя и в разных сферах жизнедеятельности, но с сохранением общих логических начал «если-то-иначе») приводит к потребности в некоторых конкретных ситуациях правового регулирования подкреплять, подпитывать действие права и мощным моральным воздействием, особенно оценкой тех или иных правовых решений с нравственных позиций. В этих случаях совпадение правовых и моральных оценок усиливает убедительность, восприимчивость этих правовых решений, а в целом «работает» на регулятивную, охранительную, воспитательную функцию права.
Опора на нравственные начала при подготовке законов, при решении имущественных споров, рассмотрении уголовных дел – непременное условие действия права. Устанавливается обязанность суда при вынесении решений учитывать конкретные специфические обстоятельства, содержащие различные моральные характеристики личности (например, раскаяние).
Относятся эти общие методологические положения об определении права и к различению права и религии. Однако и тут не все так просто.
Глава 2. Соотношение норм права и норм морали
В соотношении права и морали следует находить общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.
А. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.
Б. Мораль и право различаются по следующим позициям.
1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.
2. Мораль складывается в сознании людей, она не институционализирована.
Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.
3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей.
Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.
4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость.
Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.
5. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках.
Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.
6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида (В. Гумбольдт, И. Кант). Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой».
В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.
7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.
8. Мораль обеспечивается, прежде всего, внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом).

Список литературы

Список использованной литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Права человека и борьба с преступностью. Сборник официально-документальных материалов. Составитель и автор вступительной статьи Р.И. Михеев. - Владивосток: Русь. С. 71-97.
2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.- М.: Юрид. лит., 1993.-64 с.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 29 декабря 2001 г. //Российская газета. 2001.31 декабря.
4.Уголовный кодекс ТСФСР от 27 октября 1960 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Российская газета от 20 января 1996 г.
7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 -ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
8.Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1430.
9. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении статьи 142 Уголовного кодекса РСФСР» // Ведомости Верховного Совета. 1966. №12. Ст. 221.
10. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах»//Ведомости Совета РСФСР. 1966. № 12. Ст. 219.

1.Галиакбаров Р.Р. Ответственность за религиозное изуверство по уголовному кодексу РСФСР. Автореф. на соиск. ученой степени к.ю.н.-Саратов,1964.-18с.
2.Клочков В.В. Соотношение правовой и религиозной систем. Автореф. на соиск. ученой степени д.ю.н.-М., 1977.-37 с.
3.Костарева СВ. Расследование и предупреждение преступных нарушений законов об-щделении церкви от государства и школы от церкви. Автореф. на соиск. ученой степени к.ю.н.-Свердловск,1978.-16 с.
4.Пихоя Р.Г. Церковь в Древней Руси (конец X - первая половина XIII в.) Автореф. на соиск, ученой степени к.и.н.-СвердловскД974.-24 с.
5.Тимохин СЮ. Функции, задачи и цели уголовного права: проблемы соотношения. Диссертация на соиск. ученой степени к.ю.н.-Владивосток, 2003.-200 с.
6.Фокин М.С Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Автореф. на соиск. ученой степени к.ю.н.-Омск,2000.-23 с.
7.Хачатуров Р.Л. Становление древнерусского права. Автореф. на соиск. ученой степени д.и.н. - Киев, 1988. 32 с.

Статьи, книги, монографии

1.Авакьян СА. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского ун-та. 1999. № 1.
2.Алексеев А.В. Поучения на 10 заповедей Закона Божия. - М., 1875. - 179 с.
3.Алексеев СС. Философия права. - М.: Издательство НОРМА, 1998,-336 с.
4.Анашкин Г.З. О свободе совести и соблюдении законодательства о религиозных культах // Советское государство и право.1965. №1. С.36-40.
5.Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь.- СПб., 1913.- 321 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00528
© Рефератбанк, 2002 - 2024