Вход

Место концепции С.М. Соловьева в Российской исторической науке 19в.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 324194
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 22
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 декабря в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. С.М. Соловьев – историк и педагог
Глава 2. «История России с древнейших времен» - как основополагающий исторический труд государственной школы
Глава 3. Оценка исторического наследия С.М. Соловьева
Заключение
Список литературы

Введение

Место концепции С.М. Соловьева в Российской исторической науке 19в.

Фрагмент работы для ознакомления

Однако в отличие от Гегеля С.М. Соловьев не склонен был видеть в истории ярко выраженного идеального начала. Скорее наоборот: акцентировал внимание на природной материальности этого процесса. Поэтому можно говорить не о прямом заимствовании гегелевского подхода к истории, а об определенной модернизации этого подхода в духе многофакторности и органичности.
Исходя из своих общеисторических взглядов, С.М.Соловьев и его единомышленники создали оригинальную концепцию русского исторического процесса. Главным в их взгляде на русскую историю стало последовательное объяснение перипетий этой истории как результата формирования определенных форм организации общества, находящегося в определенных природных условиях.
На развитие российского государства большое влияние оказала природно-географическая среда, что и обусловило его особенность развития. Среди основных факторов среды, оказавших влияние на становление и развитие российской государственности можно выделить следующие: доминирование малоплодородных почв на фоне резких и частых климатических колебаний, обширность пространств и как следствие их малонаселенность. Отсутствие естественных преград (моря, горы) открывало территорию для вторжения иных племен и народов с востока, юга и запада.
Данные природные условия обусловили двойственность русской души. Бескрайние просторы сформировали стремление к свободе, подчас безграничной, что нашло выражение в анархизме. С другой стороны, невозможность для этого человека выжить в трудных природных условиях в одиночку, без поддержки коллектива. Русский человек как бы является одновременно и анархистом и коллективистом.
Отсюда вытекает естественная потребность в возникновении централизованных форм организации общества, обеспечивающих национальное выживание как за счет объединения хозяйственных усилий общества, позволяющего до известной степени нейтрализовать негативный природный фактор, так и за счет достижения необходимой военной мощи, позволяющей гарантировать население от внешних захватчиков.
Поэтому Русское государство по необходимости должно было ради общенациональных интересов ограничить интересы индивидов и групп. Высшей формой такого ограничения стало закрепощение всех сословий, их прикрепление к государству с наложением определенных, хотя и разных, повинностей.
Таким образом, самодержавное Российское государство с его ограничением прав индивида, наиболее существенным, из которых стало крепостное право, становилось, единственно возможным средством обеспечения национального выживания русского народа в имевшихся исходных природно-географических условиях.
С.М. Соловьев приверженец идеи закономерности и однонаправленности исторического процесса. В ряде случаев эта приверженность не позволила ему дать достаточно убедительное объяснение тех явлений, которые как бы выбивались из общей логики последовательного восхождения государственных форм организации общества.
Труд С.М.Соловьева — это не только колоссальный свод выверенных по многочисленным и разнообразным источникам фактических данных по русской, преимущественно политической, истории, а своего рода энциклопедическое издание. Это и стройная, логически выстроенная концепция русской истории, впервые в отечественной историографии последовательно построенная на естественных основаниях.
Глава 2. Оценка исторического наследия С.М. Соловьева
Как при жизни ученого, так и после его смерти не было и не могло быть однозначного отношения к его трудам. Реакционеры видели в нем опасного для себя прогрессиста. Свободолюбивые круги настороженно воспринимали приверженность к государственности, его религиозные и патриотические чувства.
Огромный объем фактического материала зачастую затмевает в сознании читателей то обстоятельство, что труд С.М. Соловьева предельно последователен в доказательстве закономерности и познаваемости русского исторического процесса. Эта последовательность позволила автору дать убедительное объяснение многих явлений отечественной истории, прежде ставивших в тупик историков.
Критики государственной школы с большей или меньшей долей убедительности указывали на то, что жесткая приверженность С.М. Соловьева и его единомышленников исповедуемым методологическим принципам иногда ведет к упрощению и односторонней интерпретации конкретно-исторического материала.
Н.Г. Чернышевский трактовал Соловьева как главного представителя «новой исторической школы», объяснявшей смысл событий и развитие Российского государства. Для народника П.Л. Лаврова Соловьев был «историком гражданской жизни». Авторы славянофильского направления винили историка за недостаточное внимание к народу, за преимущественный интерес к государственности. По их мнению, он будто бы не заметил русского народа.
После Октябрьского переворота 1917 г. на первый план выходят, естественно, историки-марксисты. Их отношение к концепции Соловьева выработалось в период острых столкновений со «старой буржуазной наукой». Крупнейший историк-большевик М.Н. Покровский четко обосновал такой подход к творчеству Соловьева. Покровский подчеркивал превосходство теории Соловьева над схемой исторического развития, выдвинутой другим выдающимся историком Б.Н. Чичериным: «...теория Чичерина объясняет лишь внутреннюю историю, а теория Соловьева захватывает и внешнюю» 3. Во взглядах Соловьева Покровский находил общее если не с историческим, то с экономическим материализмом. Однако Покровский не смог дать объективную оценку взглядам Соловьева. По социальному положению и мировоззрению Соловьев был безапелляционно объявлен «представителем крупной буржуазии, собственнического лагеря»4.
В начале 1940-х годов исторические взгляды Соловьева исследовал в своем труде «Русская историография» Н.Л. Рубинштейн, который довольно полно раскрыл философские и исторические истоки воззрений Соловьева, назвал его выразителем настроений «буржуазии, идущей вверх под знаком борьбы за реформу». Он пришел к выводу, что освещение Соловьевым таких крупных вопросов, как история возвышения Москвы, внутренняя политика Ивана IV , преобразовательная деятельность Петра I, было «последним словом буржуазной науки». Рубинштейн отмечал, что в рамках буржуазной историографии Соловьев ближе всех подошел к реализации принципа историзма5.
Изучение взглядов Соловьева стало более глубоким и серьезным, благодаря переизданию в 1950—1960-х гг. «Истории России с древнейших времен». Большую вводную статью к этому изданию написал академик Л.В. Черепнин. Автор статьи связал возрастающую роль государства в трудах Соловьева с его отношением к буржуазным реформам. По мнению Черепнина, в самом сопоставлении прошлого России и стран Западной Европы Соловьев шел от практической задачи обоснования «для русского общества (с его неразвитым сословным строем)... реформ, которые приблизили бы Россию к другим европейским буржуазным государствам»6 Однако Черепнин ставил в вину Соловьеву то, что он «не поднялся до уровня классового анализа явлений», «не мог понять, что главное в общественном развитии — не географическая среда и не плотность населения, а развитие производительных сил» 7.
В 1971 г. в «Вестнике Московского университета» вышла статья А.М. Сахарова «История России в трудах С.М. Соловьева». Автор статьи особо останавливается на диалектическом методе Соловьева, применение которого, хотя и в рамках идеализма, выводило исторические исследования в середине XIX в. на качественно новый уровень 8. Сахаров раскрыл объективное, антидворянское содержание концепции складывания и роста государства в трудах Соловьева. Сахаров также обосновал противоречивость мировоззрения выдающегося историка9.
Интересную точку зрения на творчество Соловьева выдвигает в своей книге «Историография, мемуаристика, эпистолярия» М.М. Богословский. По его мнению, явления, происходившие до Ивана IV включительно, которые у предшественников Соловьева казались непонятными и скучными, становились у него интересными и полными смысла. Однако Богословский считает, что гармония таланта исследователя и мыслителя слабеет, когда Соловьев обращается к описанию XVIII в., причем при освещении петровской эпохи это уже становится особенно заметно10.
С 1988 г. в издательстве «Мысль» начало издаваться новое, самое полное собрание сочинений Соловьева (вышло 18 томов). Вступительная статья «Историк Сергей Михаилович Соловьев. Его жизнь, труды, научное наследство» написана академиком И.Д. Ковальченко и С.С. Дмитриевым. Они дали широкую панораму мнений и выводов своих предшественников об исторической и философской концепции Соловьева.
Авторы статьи отмечают, что «патриотизм характерен для жизни и творчества историка» 11. Авторы статьи считают несомненной заслугой Соловьева «комплексное рассмотрение роли природно-географических, демографическо-этнических и внешнеполитических факторов в историческом развитии России»12. Вместе с тем они обнаруживают у Соловьева ряд «существенных изъянов» в трактовке этих факторов. «Главный из них в том, что он не мог показать опосредованный социально-экономическими условиями характер влияния этих факторов»13.
В 1993 г. в Санкт-Петербурге вышел курс лекций А.Л. Шапиро «Историография с древнейших времен до 1917 г.»14. В лекции, посвященной творчеству С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, автор указывает на то, что Соловьев и Кавелин считали главным в истории России движение от рода к государству. Шапиро доказывает, что «Соловьев не мог быть объективным, когда доходил до истории народных движений»15/.
Мы постарались показать, как складывалось в советской историографии отношение к историческому творчеству Соловьева. Оно всегда было двойственным. С одной стороны, Соловьева записывали в буржуазный и даже буржуазно-помещичий лагерь. С другой — признавали прогрессивность методологии Соловьева и даже видели в нем «немножко марксиста». Позднее отношение к Соловьеву стало более научным, менее эмоциональным и детерминированным марксистской идеологией.
Заключение
Развитие исторической науки в России во второй трети XIX в. происходило в условиях, которые традиционно трактуются как идеологическая реакция и всестороннее подавление независимой мысли. В то же время можно констатировать, что в области исторического знания (как и во многих других областях русской культуры) именно в 40—50-е гг. произошел качественный важнейший сдвиг, позволивший говорить о существовании полноценной исторической науки.
Изменение культурно-идеологических условий в стране после смерти Николая 1, начавшийся процесс подготовки либеральных реформ, создали благоприятные условия для развития исторической науки, и обеспечили ее бурный прогресс в последней трети XIX в. Центром исторических исследований в этот период окончательно становятся университеты, прежде всего — Московский университет.
Усилиями преподавателей и выпускников Московского государственного университета создается целое научное направление, практически первое в отечественной исторической науке, вошедшее в современную историографию под названием государственная школа.

Список литературы

Список литературы
1.Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия. - М.: Наука, 1987. – 203 с.
2.Захаров А.А. Методологический анализ историко-философской концепции Вл. Соловьёва// Размышления о... Выпуск 1. - Философский альманах. - М.: Диалог-МГУ, 1998.
3.Ковальченко И.Д., Дмитриев С.С. Историк Сергей Михайлович Соловьев. Его жизнь, труды, научное наследство: Вступ. статья // С.М. Соловьев. Сочинения. - Кн. 1. - М.: Мысль, 1988. - с. 6— 48.
4.Нечкина М.В. Соловьев // Малая Советская энциклопедия. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1930. - С. 177.
5.Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. Вып. I. М., Л.: Ин-т истории Комакадемии, 1933. – 326 с.
6.Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. / Гринберг и др - Т. 1.: Отечественная история : общественно-политическая литература. - М., 2000 - 431 c:
7.Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941. С. 659.
8.Сахаров A.M. История в трудах С.М. Соловьева // Вестник Московского университета. - История. - Серия 9. - 1971.- № 3. - с. 73— 88.
9.Соловьев С. М. Том 1. История России с древнейших времен. М.: Издательство: ИДДК, 2006. – 316 с.
10.Соловьев С. М. в кн.: История государства Российского: жизнеописания. XIX в. вт. пол. – М.: Мысль, 1998. – с. 315-326
11.Соловьев С. М. в кн.: Милюков П.Н. Очерки истории и исторической науки. – М., 2002. – с. 391-394.
12.Соловьев С. М. в кн: Мунчаев М.М. История России. – М., 2004. - с. 526-529.
13.Черепнин Л.В. С.М. Соловьев, как историк: Вступ. статья // С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. - Кн. 1. - М.: Мысль, 1959. - С. 5—20.
14.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. М., 1995. - 656с.

Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00498
© Рефератбанк, 2002 - 2024