Вход

Имерия Романовых и национализм.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 322325
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 18
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 ноября в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1.Теоретические подходы к определению национализма
2. Проблемы национализма в истории России
Заключение
Литература

Введение

Имерия Романовых и национализм.

Фрагмент работы для ознакомления

3. Центральным этапом истории является начало националистической проповеди. Как правило, ее начинает один или несколько человек, чье самосознание (ложное) оказывается, однако, настолько развитым, что способно самостоятельно открыть истину. (Этим обычно объясняется тот факт, что «в национальные лидеры» идут обычно самые «ассимилированные». Так, русские славянофилы, воспитанные на немецкой и французской литературе, имели самые теоретические представления о «добром русском народе»).
4. Идеологи просвещают народ относительно его чаяний и ценностей, сообщая ему учение о самом себе. Этому и была посвящена концепция графа Уварова в середине XIX в., основанная на православии, самодержавии и народности.
5. Далее следует борьба за «возрождение», обретение независимости и прочих благ, и в конце —счастливое возвращение в Золотой век, «но с прибытком: нация обрела самосознание и больше не позволит себя так просто объегорить».8
Итак, в науке сложились, во-первых, натуралистическое (эссенциалистское) понимание «нации», во-вторых, оценочное употребление понятия «национализм» и, в-третьих, использование термина «нация» для обозначения одновременно и этнокультурной, и гражданско-государственной общности множества индивидов и коллективов.
2. Проблемы национализма в истории России
Большинство исследователей фиксирует изменчивость исторических форм и политической роли национализма. Так, и в России при династии Романовых можно выделить четыре типа национализма.
1. Интегрирующий национализм (XVII век). В этот период национализм представляет собой объединяющую силу, которая способствовала консолидации государства после Смуты.
2. Разъединяющий национализм (XVIII век). Успехи национализма в деле объединения России стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в империю.
3. Агрессивный национализм (XIX век). В этот период национализм становится идентичным империализму и повинен в польских восстаниях 1830 и 1863 гг., гонениях на евреев.
4. Современный национализм (с начала ХХ века). Новый национализм заявил о себе главным образом путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе.9
Начало становления национального самосознания в России в 18 в. связано с рецидивами комплекса национальной неполноценности в отношении Запада, проявлявшегося иногда в гротесковой форме.10
Известный исследователь национализма В.А. Тишков в своей последней книге обнаружил в истории российской государственной/конституционной мысли все признаки озабоченности проблемой консолидации народа (народов) империи в ходе модернизации и весьма раннее толкование нации как общности, переживающей свою связанность (если и не полное единство) через государственность. Автор приводит источники, доказывающие, что Александр I употребил слово «нация» уже в 1797 г.11
Опираясь на эти данные, В.А. Тишков проходит к ряду выводов. Прежде всего он настаивает, что ему удалось обнаружить националистический дискурс в России ещё при первых Романовых, в недрах царизма, то есть «нация как элитный дискурс особого типа в России началась раньше, чем вошло в оборот само слово «нация».12
По его мнению Россия накануне революции была как империей, «так и национальным государством на основе многонародной нации».13 Уже после, как утверждает учёный, СССР был не «тюрьмой народов, а колыбелью наций» и «ленинская национальная политика, несмотря на все свои отклонения от генеральной линии» и трудности её совмещения с централизацией власти, формировала новые нации и готовила их к будущей независимости.14
В.А. Тишков справедливо утверждает, что «не этнический фактор разрушил империю».15 Автор считает, что мы и до сих пор сохранили высокую степень единства и активное межэтническое взаимодействие.
В России действительно “национальное” возникло как средство утверждения монархии и связано с деятельностью Романовых. Некоторые авторы даже обнаруживают в этом процессе тесную связь с античностью, называя в качестве примеров палладианское строительство в Петербурге и римский тип формирования архитектуры губернских городов. «В литературе от Ломоносова до Пушкина национальное чувство сочетается с верностью античному канону. Переход от “национального” к “национализму” и отказ от античного канона происходит в “Философических письмах” Чаадаева и в статье Киреевского “Девятнадцатый век”, а в творчестве Хомякова появляются “ксенофобные ноты”. 16
Знакомство с русской мыслью XIX – начала ХХ в. позволяет сделать вывод о том, что программа “державного самоумаления” не является исключительно либеральным продуктом: “Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас и всасывает, и ускоряет нашу гибель”, — писал А. И. Солженицин в 1990 году в своей знаменитой статье “Как нам обустроить Россию”.
Обычно для обозначения подобных России XVII-XX вв. наднациональных образований используется термин “империя”. И объяснять многие “трудности переходного периода”, а также ментально-геополитические затруднения многих наших сограждан, вызванные утратой прежней идентичности, исключительно постимперской ностальгией означает не признавать силу фактического: в ценностно-нейтральном, техническом смысле Россия по-прежнему является империей и нуждается в соответствующей культурно-национально-государственной идентичности, позволяющей интегрировать не только живущие на территории РФ народы, но предложить перспективу неизбежного совместного будущего для тех народов или их частей, что остались за бортом и, тем не менее, не видят перспективы самостоятельного выживания хуторских экономик в условиях конкуренции глобальных рынков.
Крах династии Романовых, а вместе с ней и проектов большой русской нации в 1917 г. должен послужить уроком для тех, кто понимает необходимость объединения наших народов, которые в ином случае сойдут со сцены истории уже по демографическим причинам.
Так, большое количество евреев уезжали из России по причине гонений и после революции 1917 г. многие оказались за границей. Но у многих поэтов, писателей, художников, публицистов, их культурно-просветительская миссия была направлена на ретрансляцию русской культуры. Она проходила именно через таких подвижников и несла в себе глубокий смысл «двойной идентичности» евреев, глубоко укорененных в русской культуре. На судьбе этих людей можно убедиться, что, действительно, этническая идентичность не тождественна этническому самосознанию, т.к. включает в себя и слой этнического бессознательного. Ведь на самом деле этничность – это приписываемая обществом категория, складывающаяся на основе объективных критериев и этническая идентичность формируется в результате самокатегоризации, достигаемом индивидом в итоге конструирования образа окружающего мира и своего места в нём. Истинная этническая идентичность человека может не совпадать с официально-предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью, а может и мирно соседствовать.
В условиях острой социальной нестабильности этнос обычно выступает в качестве аварийной группы поддержки. В структуре этнической идентичности выделяют два основных компонента: когнитивный (знания и представления, этническая осведомленность) и эмоционально-ценностный (переживание тождественности с этнической общностью, удовлетворенность собственной этнической принадлежностью, желание принадлежать к своей этнической группе). При этом «посредническая» роль российских евреев в эпоху правления династии Романовых за границей во все времена была очевидна. Сегодня их называют русскоязычными евреями.
Вообще важная проблема состоит в отсутствии общественного консенсуса в отношении понятия «российская нация». В официальном, «политически корректном» языке «россияне», «российская нация» считаются нормой. Но в обыденном говорении это не так. Часто слово «российский» становится не объединяющим термином, а маркером «нерусскости». Так, например, про Павлова у нас уверенно говорят «великий русский ученый», про Жукова – «великий русский полководец», но про Гинзбурга, запнувшись, многие скажут «великий российский ученый».
Антисемитизм в России при последних Романовых был обусловлен сочетанием религиозных, экономических и политических причин. За сто лет, с 1815 по 1915 гг. число евреев в России выросло в 6 раз с 1,2 до 5,5 млн. чел. Составляя примерно 5% от общей численности, они играли видную роль в экономической и особенно финансово-торговой сферах. Ограничения "черты оседлости" не распространялись на ряд категорий: купцов 1-й гильдии, окончивших вузы, дантистов, провизоров, фельдшеров, "вообще мастеров и ремесленников". Благодаря этому к началу ХХ в. в России практически во всех городах существовали еврейские колонии, в которых отсутствовала многочисленная еврейская беднота, оставшаяся в "черте оседлости".
В Российской Империи главной заботой правительства всегда было удержание евреев в «черте оседлости». Власть часто сама инициировала нездоровое общественное мнение и антисемитизм, формируя необходимые для этого политические мифы и запуская нелепые слухи.
Вот как описывает обстановку в Вильно в конце XIX – начале XX вв. А. Спиридович, в будущем один из руководителей корпуса жандармов: «Перед каждой пасхой шли разговоры о том, что опять какая-то еврейка где-то скрала или пыталась скрасть какого-то христианского мальчика для надобностей своей пасхи. Кто, где, что и как, никто не знал. И почти в каждой офицерской семье, где был мальчик, перед пасхой предупреждали денщика, чтобы он лучше смотрел за ребенком и одного его за ворота не выпускал: «детей воруют». Так говорили, такова была людская молва. Кем и чем она питалась, нас тогда не интересовало; городское население этому верило, верили и мы, офицеры, верили и солдаты».17
Реакционный характер национальной политики Романовых проявлялся не только в еврейском вопросе. Трудности российской национальной политики и её связь с русским национализмом — как в концептуально-мировоззренческом смысле, так и в смысле социально-технологической экспертизы — в очередной раз демонстрируют амбивалентность российской модернизации, которая «заключается как в решении проблемы соотношения Традиции и Современности как источника культурной идентичности акторов, действующих в Модерне, так и в признании чужого, (морально и социально) более успешного опыта решения проблемы организации социального порядка, чем собственный. Также очевидно, что распространение философского и общественно-теоретического дискурса на другие культурные регионы само является интегративной и весьма значительной частью модернизации».18
Процессы в русле национализма при последних Романовых шли в русле общероссийских и мировых процессов модернизации, когда эпоха стабильности сменилась нестабильностью.
Заключение
Итак, в науке сложились, во-первых, натуралистическое (эссенциалистское) понимание «нации», во-вторых, оценочное употребление понятия «национализм» и, в-третьих, использование термина «нация» для обозначения одновременно и этнокультурной, и гражданско-государственной общности множества индивидов и коллективов.
Итак, мы рассмотрели важную для современной России проблему национализма в историческом аспекте, связанную с правлением Романовых.
Национализм стал образующим фактором имперской идеи. В переломные периоды, когда процветает идеологическая неразбериха, неустойчивая деятельность правительства в условиях отсутствия мобилизационной национальной идеи, особенно резко звучит вопрос о роли национальных идентичностей. Причем академические дебаты о нациях, национальном пространстве, русском национализме не утихают, а становятся всё сильнее.
Главное всегда следует помнить, что вопрос о том, из чего складывается общность, называемая нацией (какие исторические и культурные факторы делают некоторое множество людей национальной общностью), не следует смешивать с вопросом о том, согласно какой форме власти и авторитета эта общность должна управляться.
Литература
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. – 296 с.
2. Алексеев А. Судьба реформатора в эпоху катаклизмов // Наука и жизнь. - 2007. - № 1. - С.65 - 67.
3. Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. СПб., 2005. – 233 с.

Список литературы

Литература
1.Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. – 296 с.
2.Алексеев А. Судьба реформатора в эпоху катаклизмов // Наука и жизнь. - 2007. - № 1. - С.65 - 67.
3.Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. СПб., 2005. – 233 с.
4.Геллнер Э. Пришествие национализма: Мифы нации и класса // Нации и национализм: Сборник. - М., 2002. – 177 с.
5.Земскова Е. Круглый стол «Национализм в имперской России: идеологические модели и дискурсивные практики» // НЛО. - 2002. - № 57.
6.Иванов Е. Различая национализм: проблемы метода как проблемы практики // Логос. - 2006. - № 2. - С.78-83.
7.Калхун К. Национализм. - М., 2006. - 375 с.
8.Кильдюшов О. Русский национализм как проблема российской общественности // Логос. - 2006. - № 2. - С.46.
9.Кокшаров Н.В. Культура. Национализм. - М., 2007. - 319 с.
10.Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. - М., 2005. -325 с.
11.Малинова О. Конструирование идентичности: возможности и ограничения // Pro et contra. - 2007. - № 3 (май-июнь). - С.60-66.
12.Миллер А. Нация как рамка политической жизни // Pro et contra. - 2007. - № 3 (май-июнь). - С.6-20.
13.Миллер А.И. Империя Романовых и национализм.- М., 2005. – 342 с.
14.Мнацаканян М.О. Национализм: идеальный тип и формы проявлений // Полис. 2007. - № 6. – С.43.
15.Нация и империя в русской мысли начала XX века. М.: СКИМЕНЪ, 2004. (“Русские думы”).
16.Тишков В.А., Шнирельман В.А. Национализм в мировой истории. - М.: Наука, 2007. - 601 с.
17.Тишков В.А. Самоопределение российской нации // Международные процессы. 2005. - Т.3. № 2. - С.16 - 22.
18.Тишков В. Что есть Россия и российский народ // Pro et contra. 2007. № 3 (май-июнь). - С.21-41.
19.Чернышевский И. Русский национализм: несостоявшееся пришествие // Отечественные записки. - 2002. - № 3. – С.154.
20.Элез А. Этнология и национализм // Свободная мысль. - 2006. - № 11-12. - С.95-110.
Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00457
© Рефератбанк, 2002 - 2024