Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
321965 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
25
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Исследование действия законов во времени
2. Формы и способы прекращения действия законов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прекращение действия законов:формы и способы.
Фрагмент работы для ознакомления
Итак, действие юридической нормы рассматривается не только в свете теории приобретенных прав, но и с учетом последствий отмены закона в связи с конкретными правоотношениями. Кроме того, С.В. Пахман обращается в своих исследованиях к проблеме кодификации законодательства и к проблеме давности, которые тесно связаны с правилами действия закона во времени15. В отличие от А. Градовского, настаивавшего на принципе «необратного действия закона», он считает его логическим правилом без всяких исключений.
Соотношению разновременных законов посвящен параграф в лекциях Н.М. Коркунова. Он пишет о том, что «положительное право изменчиво во времени... и потому необходимо... при его применении иметь определенные правила для разрешения возможных столкновений различных законов. Такие столкновения возможны... между разновременными, сменяющими друг друга в одном и том же государстве, законами»16. Под законами в данном случае автор понимает любые юридические нормы, установленные не только законодательными актами, но и обычаем или судебной практикой17.
Так же как и С.В. Пахман, Н.М. Коркунов говорит о применении закона лишь к тем юридическим фактам, которые подпадают под его действие, и темпоральные коллизии поэтому возникают в случае, когда один и тот же юридический факт подпадает под действие, с одной стороны, закона по времени совершения и, с другой стороны, закона по времени обсуждения данного юридического факта. Решать же коллизию между разновременными законами Н.М. Коркунов считает нужным в пользу закона, в сфере господства которого совершился юридический факт. В обоснование этого автор, вслед за А. Градовским, ссылается на принцип прочности приобретаемых прав. Кроме того, по мнению Н.М. Коркунова, применение нового закона к юридическим фактам, имевшим место до его издания, означало бы придание новому закону обратной силы, т. е. применение нового закона к уже совершившимся, известным фактам. Законы же, считает автор, должны вырабатываться для применения только к будущим фактам, тогда новые законы будут иметь более объективный характер, а не отражать личные цели законодателя18. Установление, осуществление, прекращение того или иного права может происходить «под господством» разных юридических норм, сменяющих во времени одна другую. Каждый юридический факт в этой цепочке должен рассматриваться в рамках той юридической нормы, в период действия которой он совершился. Например, «объем и форма осуществления права определяются не законом времени... приобретения, а законом времени... его осуществления, потому что приобретение и осуществление суть различные факты, и каждый из них обсуждается по закону его совершения»19. Совершенным Н.М. Коркунов считает юридический факт с момента осуществления последнего, элемента его состава. Именно с этого момента определяется время совершения юридического факта и действия юридической нормы.
Н.М. Коркунов выделяет два принципа в действии юридических норм применительно к конкретным правоотношениям. Во-первых, правоотношение подпадает под действие разновременных юридических норм в строго определенном порядке, переходя от старого к новому. Во-вторых, новая юридическая норма распространяет свое действие на все элементы правоотношения, т. е. и на субъект, и на объект. Отступление от этих принципов возможно из политических соображений20. Н.М. Коркунов анализирует соотношение разновременных юридических норм, практически не выходя за рамки теории приобретенных прав. Речь идет о правилах применения юридических норм к юридическим фактам. Исследования Н.М. Коркунова интересны тем, что он выделяет проблему коллизий юридических норм и дает определение темпоральной коллизии. Однако решить темпоральную коллизию юридических норм вряд ли возможно, только определив правила применения разновременных юридических норм к юридическим фактам. Необходимо установить, всегда ли совпадают во времени действие закона и обладание им обязательной силой.
Г.Ф. Шершеневич указывал на практическую важность определения начального момента, с которого закон начинает применяться. В своих работах он выделяет два условия, дающие жизнь закону: обнародование юридической нормы и вступление юридической нормы в действие21. Закон получает обязательную силу только с момента введения его в действие, а время после обнародования до введения в действие - это период бездействия закона. Такой «период бездействия» закона или, как еще называет его Г.Ф. Шершеневич, срок, до которого «действие закона приостанавливается», необходим для того, чтобы у каждого была возможность ознакомиться с содержанием закона. Автор оценивает действие или бездействие закона только с точки зрения возможности применять его соответствующими адресатами. Действительно, для адресата закон обладает обязательной силой с момента начала его действия. В этом смысле обязательная сила закона обусловливается вступлением закона в действие.
Однако Г.Ф. Шершеневич обращает внимание на то, что, если после обнародования закона до вступления его в действие, издается новый закон, изменяющий первый, то последний вступит в действие с изменениями, внесенными в него новым законом22. Неясным остается юридический смысл понятия «издание закона». В приведенном Г.Ф. Шершеневичем примере не указывается, должен ли новый закон быть уже введенным в действие или достаточно его опубликования, чтобы первый закон считался измененным? Можно лишь предположить, исходя из анализа работы Г.Ф. Шершеневича в целом, что новый закон может изменить первый только после введения нового закона в действие23. Но этот момент может наступить и позднее введения в действие первого закона, если, конечно, именно на изменение этого положения первого закона не было направлено издание нового закона.
Г.Ф. Шершеневич не выделяет вопрос о темпоральных коллизиях юридических норм, но указывает, что в пределах совпадения содержания двух разновременных юридических норм более ранняя по времени должна уступить позднейшей. Когда старая и новая юридические нормы резко отличаются друг от друга по содержанию, устранить возможные сомнения в вопросе о применении новой юридической нормы к отношениям, сложившимся до ее издания, призваны так называемые переходные законы. Переходные законы, по мнению Г.Ф. Шершеневича, прекращают свое действие вне зависимости от воли законодателя, по мере ликвидации тех общественных отношений, на которые они были рассчитаны. Примера переходного закона Г.Ф. Шершеневич не приводит.
Не считая обнародование закона вступлением его в силу, Г.Ф. Шершеневич говорит о необходимости издания нового закона для того, чтобы лишить силы закон обнародованный, но не введенный в действие. Следовательно, автор косвенно, во-первых, признает различие двух характеристик юридической нормы: обладание юридической нормы силой и действие юридической нормы; во-вторых, допускает их несовпадение во времени; в-третьих, соотносит обязательную силу закона и его действие как две собственные характеристики закона.
Методологически интересен подход Г.Ф. Шершеневича к исследованию обратной силы закона. По его мнению, законодатель может придать новому закону обратную силу, так как «воля законодателя стоит над правом»24. Только фактическая невозможность или нецелесообразность может стать препятствием воле законодателя. Сам Г.Ф. Шершеневич выступает против придания новым законам обратной силы, объясняя это необходимостью устойчивости общественных отношений и равновесия правового порядка в целом. Исключение Г.Ф. Шершеневич делает для приобретенных прав, которые противоречат современному общественному устройству (например, крепостничество на определенном этапе исторического развития). С точки же зрения судебной и административной деятельности закон никогда не может иметь обратной силы, если только сам законодатель не распространил действие нового закона на случаи, предшествовавшие его обнародованию.
Рассматривая вопрос об обратной силе закона, Г.Ф. Шершеневич указывает на невозможность перечислить в законодательстве все случаи вероятного столкновения между разновременными законами. Законодатель должен установить руководящее начало, а дать объяснение «различию прошедшего и будущего в мире права» может только теория права. Г.Ф. Шершеневич предлагает решать коллизию между старым и новым законом на основе определения юридического факта, породившего конкретное юридическое отношение. Если юридический факт произошел до начала действия нового закона, применять надлежит старый закон, в противном случае - новый, а «в случае сомнений должно всегда быть на стороне нового закона»25.
Итак, вопрос о действии законов во времени исследовался русскими правоведами в разных аспектах, в рамках разных теоретических концепций. Их выводы о нерушимости приобретенных прав, о случаях обратной силы нового закона, о неприменении необнародованной юридической нормы, о роли законодателя и правоприменителя в решении вопроса о действии закона и другие представляют теоретический и практический интерес.
Российские правоведы по-разному определяли право как социальное явление, но единодушно исследовали вопрос о соотношении разновременных норм права как формализованных, воплощенных в каких-либо признаваемых государством источниках. Темпоральные проблемы они видели не в процессе правообразования (формирования норм прав), а в существовании и соотношении самих форм (источников) права.
Государство выступает гарантом прав человека, гражданина, общества в целом. Поэтому соотношение действия законов правоведы рассматривали в рамках теории приобретенных прав.
Однако многие моменты, определяющие действие законов во времени, а также темпоральные коллизии в дореволюционной литературе остались не рассмотренными. В последующие периоды к вопросу о действии юридических норм во времени обращались многие ученые, например В.А. Туманов26, П.Е. Недбайло27, А.С. Пиголкин28, С.С. Алекссев29, Н.В.Миронов30, Ю.А. Тихомиров31. Но даже в монографии А.А. Тилле, посвященной действию юридических норм во времени и пространстве, главным образом исследуется обратная сила закона32.
2. Формы и способы прекращения действия законов
При исследовании процесса прекращения действия закона считаем целесообразным выделять его содержание и форму.
С содержательной стороны прекращение действия закона и составляющих его норм права означает, что закон не подлежит правоприменению, его нормы утрачивают способность к принудительному осуществлению, они не обеспечиваются защитой со стороны государства, а средства самозащиты, применяемые субъектом для реализации норм права, прекративших действие, признаются государством незаконными.
Согласно сложившейся практике прекращение действия законов и других нормативно-правовых актов, а также утрата ими юридической силы происходят в результате следующих обстоятельств.
Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте.
Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.
Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта и замены его другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете «Общие положения о законе» Италии, действующем еще с 1942 г., особо поясняется, что «законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона».
В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения.
Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции РФ, вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародною голосования», а именно 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (Разд. 2 Конституции 1993 г.).
Таким образом, прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:
Истечением срока действия акта. Устанавливается временной период действия акта, и по истечении указанного срока он прекращают действовать.
Наступлением определенных условий. Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта.
Прямой отменой акта. Так отменяется большинство нормативно-правовых актов, что соответствует принципу определенности правового регулирования. В этом случае издается специальный акт о прекращении действия нормативно-правового акта либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования.
Заменой действующего акта другим. Такой способ характерен для нормативных актов бывшего СССР, действующих на территории Российской Федерации вплоть до момента принятия российских нормативных актов, регулирующих аналогичные правоотношения. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления акта в силу, то есть имеют перспективное действие. Обратной силой называют ретроспективное действие нормативно-правового акта, то есть возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до официального вступления акта в силу. Обратная сила может придаваться нормативным актам лишь в порядке исключения. При этом актам, устанавливающим обязанности или ответственность субъектов права, придание обратной силы недопустимо.
Анализ современного российского законодательства показывает, что прекращение действия закона, а равно его структурных частей, осуществляется органами власти в следующих формах:
а) утрата силы;
б) отмена;
в) признание закона неконституционным;
г) признание закона недействительным;
д) прекращение действия временного закона;
е) объявление закона недействующим.
Кроме того, прекращение действия структурных единиц закона производится также в форме исключения.
Исследование российского законодательства позволяет создать классификацию способов прекращения действия закона.
В зависимости от объема нормативного массива можно выделить:
а) прекращение действия всего закона в целом (полное прекращение);
б) частичное прекращение действия закона;
в) прекращение действия закона в строго определенных пределах.
Причем в последних двух случаях прекращение действия закона непосредственным образом связано с внесением изменений в его содержание и форму, а следовательно, должно подчиняться правилам законодательной технологии, касающимся внесения таких изменений.
Заключение
1. Действие закона прекращается:
Список литературы
Нормативные акты
1. СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3302.
Специальная литература
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. - М., 1982.
Власенко Н.А. Законодательная технология: теория, опыт, прави-ла. – Иркутск, 2001.
Градовский А. О действии законов во времени // Журнал граждан-ского и уголовного права. Кн. IV. Спб., 1873.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1894.
Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. - М., 1980.
Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. - М., 1960.
Пахман С.В. Гражданское право: Общая часть. Лекции. - Спб., 1868/69. - С. 95-110.
Пахман С.В. История кодификации гражданского права: В 2 т. - СПб., 1876.
Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. - М., 1962.
Тилле А.А. Время. Пространство. Закон. - М., 1965.
Тихомиров Ю.А. Действие закона. - М., 1992.
Туманов В.А. Вступление в силу норм советского права// Учен. зап. ВИЮН. вып.7. - М., 1958.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - Рига, 1924.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00428