Вход

Платон об устройстве общества и государства

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 321058
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 14
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

Введение
1. Учение о государстве
2. Учение о формах государственного устройства
3. Развитие идей Платона в социально-политической мысли ХХ в.
Заключение
Список литературы

Введение

Платон об устройстве общества и государства

Фрагмент работы для ознакомления

В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание. Подобно тому, как душа человека состоит из трех частей – разума, воли и чувства, в государстве должны существовать три сословия: философы-правители, воины-защитники и все остальные – купцы, ремесленники, крестьяне.
Первые два класса отделены от третьего глубокой пропастью: у него нет частной собственности и семьи (брака). Этот низший класс, предназначенные удовлетворять материальные потребности государства, не привлекается внимания Платона.
Класс воинов, стражей государственных, организован так, чтобы он был страшен врагами и безопасен для населения города. Высший класс представляет соединение ума, способного созерцать истину, италанта государственного деятеля. Именно в руки философов вручается абсолютная власть. Им управление не стесняется законами5.
Каждый из этих природой разграниченных классов имеет и исполняет свое дело – и такое государство признается справедливым. Справедливое и правильно устроенное общество / государство опирается, по Платону, на четыре добродетели, присущие человеку: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость.
Платон регламентирует все стороны человеческой жизни: социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Много внимания уделяется обеспечению единомыслия, причем не только воспитательными, но и запретительными методами6.
Таким образом, переход к справедливому строю Платону мыслится как возможный, исходя из основополагающего принципа подобия общества человеку (и человека обществу).
2. Учение о формах государственного устройства
Государственное устройство (т.е. общественное – в самом широком смысле слова) соответствует складу человеческой души. Причем – и это важно для Платона – «существует только один вид добродетели» в человеческой душе, тогда как видов порочности несметное множество. Как душе свойственны три основных начала – разумное, яростное, вожделеющее, так и государство составляют три рода начал – совещательное, защитное и деловое.
Он говорит, что пяти видам государств (которые пользуются известностью) – аристократии, тимократии, олигархии, демократии и тирании соответствует пять типов устройства человеческой души, в зависимости от того, какое начало в ней властвует.
Учение Платона о «правильном» и «извращенном» устройстве государства оперирует двумя видами критериев. Один – количество властвующих, и с этой точки зрения выделяется единовластное правление (одного), олигархическое (нескольких), народовластие (всех). Второй – это содержание политической деятельности власти в ее откликах на те или иные человеческие добродетели. С этой позиции Платон выделяет четыре порочные государственные формы7:
– тимократия, основанная на честолюбии во что бы то ни стало. Она созидается, когда в идеальном обществе-государстве начинаются раздоры – главным образом по поводу собственности;
– олигархия – строй, основанный на имущественном цензе, общество правления богатых. В этом государстве происходит распад единого общества на два – на государство богатых и на государство бедных, живущие каждое своей жизнью и своими интересами;
– демократия, когда «в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь»8. Но это общество равенства и всеобщей снисходительности губит человека нетребовательностью: лишь бы он угождал толпе. Люди поддаются ложным мнениям, вожделениям, случайным увлечениям. И тогда ненасытное стремление только к свободе, которой опьяняются все, создает условия для появления узурпатора;
– тирания, где господствует вожделение, постоянное вовлечение в войны (чтобы народ чувствовал нужду в предводителе), где от налогов люди беднеют и становятся все более подозрительными, где сама жизнь будит худшее в человеке.
Всем этим извращенным формам Платон противопоставляет свое, аристократическое общество как государство достойных. Здесь правильная организация соответствует трем началам человеческой души и тем видам удовольствий: любви к мудрости, воинственному честолюбию, любви к приобретению. Все это устанавливает в обществе и в человеческой душе начало уравновешенной справедливости9.
В логико-политическом отношении все государственные формы суть лишь производные от главенствующего соотношения в организации власти – единовластия или многовластия.
Несколько более политическим предстает деление государственных форм в диалоге «Политик». Здесь их выделено пять, и основным классификационным критерием выступает количество властвующих. Соответственно основными формами названы монархия – олигархия – демократия. Однако в зависимости от наличия или отсутствия «насилия или доброй воли» в государственной деятельности монархия может быть тиранией либо признаваемой благой царской властью, власть немногих – аристократией или олигархией. И только демократии безразлично.
Второе свойство, законосообразность, иногда может стать определяющим и диалектически меняющим ценность государственных форм. Так, если в государстве власть основана на порядке и законе, демократия оказывается наихудшей формой правления. Если же повсюду царит хаос, то власть демократии наилучшая: «Ведь власть при нем поделена между многими, каждый из которых имеет ее ничтожную толику»10 и неспособен на большое зло. Если же повсюду царит порядок и законность, то наилучшим строем становится, по Платону, монархия – если, конечно, не считать седьмой утопический тип, которого следует отличать «как бога от людей»: «Итак, монархия, скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, – это вид, наилучший из шести; лишенная же законов, она наиболее тягостна и трудна для жизни»11.
Вопрос о формах правления тесно связан у Платона с вопросом об искусстве политического управления и политиках как людях, обладающих им. В диалоге «Политик» он определяет искусство государственного управления как некоторого рода знания о властвовании над людьми: «…правят ли эти люди добровольно или против воли, согласно установлениям или без них, богаты они или бедны, они правят в соответствии с неким искусством правления»12.
Гармония мужества и рассудительности ведет к вершине искусства управления, тогда как преобладание того или иного – к жестокости или вялости, которые становятся причиной раздоров и социальных бедствий в государстве.
Не законность в политике, а следование благу Платон полагает критерием оценки государственных форм и условием признания той или иной за идеальную. И поэтому насильственное правление, вопреки законам и обычаям, может иметь в виду пользу.
3. Развитие идей Платона в социально-политической мысли ХХ в.
Более чем двухтысячелетняя последующая история социально-политической и правовой мысли развивалась и усложнялась, читая Платона, комментируя его, споря с ним. И, как это нередко бывает, новые прочтения, помноженные на новый исторический и политический опыт человечества, открыли в древнем учении ранее не читавшиеся черты – одновременно и неожиданные, и настораживающие.
Своеобразный мотив платоновской государственной философии был услышан еще в конце XIX в. В идеальном государстве был раскрыт зримый вид теократии, которая неразрывна с избыточной политической и идеологической сосредоточенностью сопутствующего общественного и правового порядка. В ХХ в. этот мотив, в новых взаимосвязях, стал объектом особой критики австрийского политолога К. Поппера, одного из классиков современной западной социальной философии13.
В свете тех требований, которое предъявляло новое и особенно новейшее время к взаимоотношениям личности и государства на основе права, платоновское государство построено на несомненно реакционных началах: государство как общее в нем, отмечает Поппер, однозначно выше индивида. И это с совершенно особой силой организуется и охраняется законами государства.
Платон, как стало очевидно, яро выступал против эгалитаризма даже в правовом и политическом отношении. Впрочем, эта мысль Поппера не вполне выверена. Платоновские предписания о политике в воспитании и образовании проникнуты авторитаризмом, даже мораль поставлена под контроль властей. Критике должна быть подвергнута вся его теория образования (столь увлекшая Платона), поскольку социальная роль образования – вовсе не в нарочитой подготовке вождей нации. Платоновское «воспитание добродетели» во что бы то ни стало отдает своего рода нравственным терроризмом в отношении своих же сограждан (так ХХ в. осмыслял непреложную для античности патриархальность). А главный вывод – сближение платоновских идеалов с особенно гибельным для политики и социальной жизни ХХ в. тоталитаризмом: «Я считаю, – писал К. Поппер, – что в нравственном отношении политическая программа Платона не выходит за рамки тоталитаризма и в своей основе тождественна ему»14.
В свете политических идеалов современности утопия Платонова государства и правопорядка оказались особенно несоответственными и даже гибельными. Сближение с теориями и идеалами современности не всегда исторически справедливо. Но для правовой политики оно, как видно, непременно, чтобы оценивать не только исторический вклад, но и реальные смысл и перспективы начертанных древним пером концепций.
И здесь не всегда слово нового времени оказывается окончательным: во всяком случае, в начале XXI в. не совсем бесполезными вновь представляются, казалось бы, самые архаичные наблюдения Платона о взаимоотношениях государственного устройства с нравственными стремлениями людей и всего общества.

Список литературы

Список литературы

1.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994. – 132 с.
2.Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – 220 с.
3.История политических и правовых учений: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. В.И. Власова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
4.Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – 576 с.
5.Платон. Диалоги. – М.: АСТ, 2006. – 560 с.
6.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
7.Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МВД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 479 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00513
© Рефератбанк, 2002 - 2024