Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
320799 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
25
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 5 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
«Молодежная субкультура» как научное понятие
Типология молодежной субкультуры
Анализ периодических изданий
Заключение
Список литературы
Введение
Молодежные субкультуры.
Фрагмент работы для ознакомления
– посредством нее молодые люди узнают «своих»;
– она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;
– она работает на объединение и сплочение группы;
– она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.
Мы отметили эти черты молодежных субкультур, предварив само их рассмотрение, поскольку данные черты – общие для всех субкультур, в том числе и для молодежной. Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение)ее носителей.
Типология молодежной субкультуры
Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Различия этих форм и явлений, а также изучение конкретных эмпирических форм позволили провести типологизацию молодежных субкультур по различным основаниям.
Типологизировать молодежные субкультуры начали в 70-х годах XX столетия, когда рассматриваемый феномен, миновав стадию синкретизма, рассыпался на множество различных форм. Эти формы были своеобразной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединявшихся в субкультуры. С тех пор была создана не одна типология молодежной субкультуры по различным основаниям.
Поскольку молодежная субкультура динамична, изменчива, типологии, создаваемые рядом авторов, пытающихся работать с имеющимися на данный момент в том или ином обществе конкретными молодежными субкультурами, превращаются в классификации, правомочные для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен для работ А. Толстых, С. Сергеева и А. Тарасова. Ученые С.И. Левикова, В.А Бобахо8 в 1996 году тоже опубликовали собственную типологию-классификацию1 молодежных субкультур России и СНГ:
группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);
группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»);
эстетствующие группы («митьки»);
группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы («качки»);
криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).
Можно предложить иные возможные подходы к типологизации молодежных субкультур, представляющиеся продуктивными и отражающими сущностные моменты самого феномена молодежной субкультуры. При этом не следует забывать, что любая модель и схема – это абстрагирование, отвлечение, реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур, тенденцию.
Один из возможных подходов состоит в том, чтобы исходить не из разновидностей и различий конкретных молодежных субкультур, а доли участия молодого человека в той или иной субкультуре. Это позволяет определить инвариантный феномен:
«чистых» («регулярных») молодежных субкультур, которые характеризуются тем, что становятся самоцелью для молодых людей. Такие субкультуры, как правило, очень закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;
«смешанных», или «неполных» («нерегулярных»), молодежных субкультур, участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком и формальных социальных институтах.
Такой подход уводит нас от перечисления конкретных проявлений молодежной субкультуры, свойственных далеко не всем общественным системам (к примеру, «нацболы» – явление чисто российское, а теды – английское и т. д.). Кроме того, переключение внимания с конкретных проявлений молодежной субкультуры на то, почему молодой человек обращается к данному феномену, а также на то, что данный феномен дает ему, чего не могут дать традиционные социальные институты, позволяет лучше разобраться в феномене молодежной субкультуры.
Другое основание для типологизации молодежных субкультур – экономический фактор. Речь идет о достатке семьи – низком или высоком, — «поставляющей» молодого человека в субкультуру. Исследования показывают, что молодых людей из семей с большим и средним достатком можно встретить, как правило, в субкультурах хиппи; музыкальных фанатов, «ролевиков», а также тех, для кого молодежная субкультура – своеобразное хобби и т.п.; молодых людей из семей с малым достатком – в криминальных молодежных субкультурах, среди «скинов», фашистов, расистов и т.п.
При подобном подразделении молодежных субкультур примечательно и то, что первые (то есть среднего и выше среднего достатка) оказываются разнополыми субкультурами, а вторые (то есть низкого достатка), как правило, однополыми – мужскими. Исследованиями выделенного нами второго типа молодежных субкультур в свое время занимались так называемая Чикагская школа (Ф. Трашер, У. Уайт), А. Коэн, В. Миллер и др. Изучались не только молодежные субкультуры, уже совершившие и совершающие деяния, наказуемые законом, но и такие, которые стоят на пороге преступности, называемые «группами бездельников».
Преимущественную однополость подобных молодежных субкультур исследователи объясняли тем, что не очень интеллектуально развитые молодые люди (а таковыми они являются опять-таки в силу недостатка материальных средств у родителей на их обучение) склонны выражать свое стремление стать взрослыми в опасностях и приключениях, пристрастии к алкоголю и наркотикам, сексу, автомобильным гонкам, насилию и т. д., то есть в поведении, приводящем, как правило, к конфликту с законом.
Однако надо учитывать, что непроизводящая, не приносящая дохода, молодежная субкультура всегда паразитирует на труде других. Ее существование может себе позволить либо достаточно состоятельное общество, либо дети из относительно состоятельных семей. Ведь «этика отказа от труда» возможна лишь за счет того, что большинство населения того или иного общества соблюдает трудовую этику. Поэтому молодежная субкультура не может стать всеобщим явлением и поэтому нереально, что отказ от труда превратится в общезначимую социальную ценность. Чтобы «делать то, что тебе нравится» и «жить так, как хочется», необходимо отказаться от всяких регулярных занятий и вообще от учета времени.
Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые согласно С.С.Фролову9 могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.
По принадлежности:
ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность, и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, что они разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;
аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Несмотря на то, что они обладают многими чертами и признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от, чувств членов ингрупп.
Теории подобных групп разрабатывались еще в первой половине XX столетия Р. Парком и Э. Берджессом, а также Э. Богардусом, предложившим концепцию социальной дистанции, которая с успехом может экстраполироваться на молодежные субкультуры, поскольку отражает атрибутивное свойство практически всех неформальных молодежных объединений.
По взаимоотношениям:
первичные, то есть такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности, у них общие надежды и чувства, и они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;
вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.
Кроме указанных различий можно отметить, что первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Входящие в них молодые люди находят там интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Потребность молодых людей в самореализации и самовыражении удовлетворяется именно в подобных группах. В то время как члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определенных целей, хотя и ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Но это довольно часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных групп.
По степени общения:
малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;
большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. Различия между малыми и большими группами заключаются не столько в размерах, сколько в социально-психологических характеристиках. Так, если для малых групп не характерно ориентирование на групповые цели и действия, то большим группам, наоборот, присущи рациональные целеориентированные действия. В малых группах роль постоянно действующего фактора социального контроля играет групповое мнение, в больших – контроль осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко используется. Малые группы конформны к групповым нормам, большие — к политике, проводимой активной частью группы.
Приведенные здесь варианты социологических типологий молодежной субкультуры, несмотря на их предельно общий характер, отражают сущностную основу тех или иных неформальных молодежных объединений, что делает рассмотренные типологии весьма продуктивными. Но поскольку молодежная субкультура – феномен многогранный и развивающийся, данные типологии отнюдь не исчерпывающие. Поэтому необходимо обратиться к ряду других типологий.
Рассмотрим типологии, предложенные другими учеными. Более удачны типологии С. Сергеева и А. Тарасова. Так, С. Сергеев10 предложил следующую типологию молодежной субкультуры:
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеани-сты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);
гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэпперы и т. п.);
криминальные («гопники», люберы);
анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
А. Тарасов,11 создавший типологию молодежной субкультуры, которая отражает обстановку в России в начале XXI века, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров»:
Список литературы
Список литературы
1.Башлачев А. Игра в бунт //Алфавит (Москва). – 2000. – № 045. – 9 ноября. – С. 5.
2.Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной суб¬культуры: конфликт или преемственность поколений? // Обще¬ственные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56–60.
3. Большакова Е. Ваш ребенок – неформал // Семья и школа. – 2009. – №1. – С. 22–23.
4. Гетмаченко И. Молодежные субкультуры // Школьный психолог. – Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №17. – С. 14–15.
5.Гуревич П. С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб.:Питер, 1998. – Т. 2. – С. 236.
6.Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые»). – М.: Искусство, 1975. – 272 с.
7.Колосова Е., Хромова Ю. Субкультура – опасность или развлечение: путь к пониманию подростка // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». – 2009. – №3. – С. 40–43.
8.Краткий словарь по социологии. – М.:Наука, 1989. – С. 401–402.
9.Курнатовская Е. ЭМО, или мода на слезы // ТВ парк. – 2007. – №22. – С.20–21.
10.Левикова С.И. Готика как она есть: или о старой-новой молодежной субкультуре // Философские науки. – 2006. – №7.– С. 79–83.
11.Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
12. Ловецский Г.И. Субкультуры общества: от хаоса к порядку // Культурология. Дайджест. – 2002. – №2. – С.14–15.
13.Луке Г. А. Молодежь: структура и социальные проблемы. – Самара: СГУ, 1998. – 125 с.
14.Маргуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. – Виль¬нюс, 1983. – 180 с.
15.Молодежь в системе общественных отношений / Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999. – 225 с.
16.Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. – М.: НИИ культуры, 1985. – 140 с.
17.Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. – М.: Наука, 1987.– 191 с.
18.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.– СПб., 1955. – 285 с.
19.Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 1998. – № 11. – С. 95–102.
20.Слуцкий С.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. – СПб.: Питер, 2000. – 331 с.
21. Соколова-Сербская М. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. – 2008. – №4. – С. 86–89.
22.Социология молодежи: учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
23.Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции — но¬вый тип оппозиции // Век. – 2000. – № 42. – 20–27 октября.
24.Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юрист, 1997. – 334 с.
25. Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. – 2005. – №5. – С.12–19.
26. Щербакова Г. Бедные ЭМО…// Первое сентября. – 2008. – №18. – С. 19.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00514