Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
320077 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
21
|
Покупка готовых работ временно недоступна.
|
Содержание
Содержание
Введение
1.Накануне исторических событий
1.1. Складывание антигитлеровской коалиции и проблемы второго фронта
1.2. Союзническая помощь СССР и рост военного производства в странах антигитлеровской коалиции
2. Начало перелома в ходе войны
2.1. Перелом в ходе военных действий в мире
2.2. Перелом на советско-германском фронте
2.2.1 Сталинградская битва
2.2.2. Курская битва
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Подготовка и организация коренного перелома в Великой Отечественной войне
Фрагмент работы для ознакомления
Основные события второй мировой войны по-прежнему разворачивались на советско-германском фронте. Именно здесь воевала большая часть германской армии. Летом 1943 года на советско-германском фронте завершился коренной перелом (3, с. 294). После Сталинградской и Курской битв инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии. Началось освобождение территории СССР от оккупантов. Эти события оказали решающее влияние на дальнейший ход второй мировой войны.
2.2.1 Сталинградская битва
Наступательная операция под Сталинградом под условным названием «Уран» разрабатывалась Ставкой в течение нескольких месяцев. Было создано три новых фронта: Юго-Западный (командующий Н.Ф. Ватутин), Донской (командующий К.К. Рокоссовский) и Сталинградский (командующий А.И. Ерёменко). Всего в наступательной операции приняли участие более 1 млн. человек (7, с. 148).
Наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г. Опрокинув итальянские, румынские и венгерские части, к 23 ноября советские войска замкнули окружение вокруг 330-тысячной армии генерала фон Паулюса.
Немцы отчаянно пытались прорвать окружение. Для этой цели была создана группировка армий «Дон» в составе 30 дивизий. Однако шедшие на помощь Паулюсу силы были разгромлены в конце декабря 1942 г. Советские войска начали наступление на Ростов.
Достигнутые успехи позволили приступить к ликвидации окружённой армии противника. В конце января 1943 г. в плен сдался Паулюс и его штаб, ко 2 февраля сопротивление немцев было полностью сломлено. С этого момента начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. На всех фронтах советские войска перешли в наступление: в январе была прорвана блокада Ленинграда, в феврале освобожден Северный Кавказ.
В Германии по поводу разгрома под Сталинградом был объявлен трехдневный траур: такого поражения немецкая армия еще не знала.
2.2.2. Курская битва
Летом 1943 года немецко-фашистским командованием для проведения крупной наступательной операции, получившей кодированное название «Цитадель», было выбрано курское направление. Далеко выдвинутый на запад Курский выступ создавал, по мнению гитлеровского командования, благоприятные предпосылки для окружения и последующего разгрома оборонявшихся здесь войск Центрального и Воронежского фронтов. После этого предполагалось нанести удар в тыл Юго-Западного фронта (операция «Пантера»).
Дело, таким образом, шло о разгроме всего южного крыла советско-германского фронта, о решительном изменении военно-политической обстановки на советско-германском фронте в пользу вермахта. Не исключалась возможность после победы под Курском развивать удар в северо-восточном направлении с целью выхода в глубокий тыл центральной группировки советских войск и создания угрозы Москве.
Для наступления на Курск противник сосредоточил до 50 лучших своих дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных. Большие надежды он возлагал на новые танки. У основания Курского выступа враг создал мощные ударные группировки. Перед ними стояла задача прорваться к Курску, окружить, а затем уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов. Главную ставку немецко-фашистское командование делало на эффективность внезапного массированного удара танковых дивизий на узких участках прорыва.
Гитлер в оперативном приказе № 6 на проведение операции «Цитадель» писал: «Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом...
В связи с этим все подготовительные мероприятия необходимо провести с величайшей тщательностью и энергией. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов... Необходимо широко использовать момент внезапности...; обеспечить максимальное массирование ударных сил на узком участке с тем, чтобы, используя местное подавляющее превосходство во всех средствах наступления (танках, штурмовых орудиях, артиллерии, минометах и т. д.), одним ударом пробить оборону противника, добиться соединения обеих наступающих армий и таким образом замкнуть кольцо окружения».
Однако, несмотря на все меры, предпринимавшиеся гитлеровцами, чтобы скрыть подготовку наступления и добиться внезапности, советская разведка раскрыла планы врага.
К разработке плана летне-осенней кампании 1943 г. советское командование приступило сразу после завершения зимних сражений — в конце марта 1943 г. В этой сложной работе принимали участие Ставка, Генеральный штаб, командование и штабы различных родов войск, командование и штабы фронтов, оборонявшихся на Курской дуге.
Первоначально планировалось, что Красная Армия летом 1943 г. осуществит крупное наступление, нанося главный удар на юго-западном направлении. Однако вскоре в этот план были внесены существенные изменения. Данные, полученные советской разведкой о готовящемся большом наступлении вермахта в районе Курского выступа, требовали принятия наиболее целесообразного решения. В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза А. М. Василевский пишет: «Анализируя разведывательные данные о подготовке врага к наступлению, фронты, Генеральный штаб и Ставка постепенно склонялись к идее перехода к преднамеренной обороне» (1, с. 309).
8 апреля Маршал Советского Союза Г. К. Жуков направил в Ставку доклад о характере возможных военных действий предстоявшим летом. «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным, — подчеркивал он. - Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника» (2, с. 141).
12 апреля в Ставке состоялось совещание, на котором присутствовали И. В. Сталин, Г. К. Жуков, А. М. Василевский и заместитель начальника Генерального штаба А. И. Антонов. Несмотря на то, что стратегическая инициатива находилась в руках у Красной Армии и советское командование располагало достаточными силами для активных наступательных действий, было принято предварительное решение о переходе к преднамеренной обороне.
Окончательное решение о плане летней кампании 1943 г. Ставкой Верховного Главнокомандования было принято в конце мая - начале июня, когда вполне выяснились планы гитлеровцев на проведение операции «Цитадель».
Наступление противника из района южнее Орла должен был отразить Центральный фронт (командующий генерал К. К. Рокоссовский), а из района Белгорода — Воронежский фронт (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). Переход в контрнаступление и разгром белгородско-харьковской группировки врага (операция «Полководец Румянцев») предполагалось осуществить силами Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с Юго-Западным. Разгром орловской группировки противника (операция «Кутузов») возлагался на левое крыло Западного фронта, на Брянский и Центральный фронты. Их переход в контрнаступление должен был произойти в тот момент, когда противник истощит свои силы в атаках против подготовленной обороны советских войск.
После разгрома вражеских войск в районе Курского выступа предусматривалось развернуть общее наступление на западном и юго-западном направлениях, нанести поражение основным силам войск групп армий «Юг» и «Центр», сокрушить вражескую оборону на огромном фронте от Великих Лук до Черного моря. За этим должно было последовать освобождение важнейших экономических районов Левобережной Украины, в том числе Донбасса. Наступающим предстояло далеко отодвинуть фронт противника от Москвы и Центрального промышленного района, преодолеть важный стратегический рубеж — Днепр, завершить освобождение Кавказа и захватить плацдармы в Крыму.
К началу немецкого наступления Ставка сосредоточила на курском направлении до 40% общевойсковых объединений, имевшихся в действующей армии, и все танковые армии. Количество сил и средств, выделенных для действий под Курском, было значительно больше, чем в предшествовавших наиболее крупных сражениях Великой Отечественной войны. Немецкое же командование к перспективам предстоящей борьбы подходило с прежними масштабами и не учитывало этого важного фактора.
В итоге соотношение сил в районе Курского выступа к началу июля было в пользу советских войск. Оно составляло в людях 1,4:1, в орудиях и минометах — 1,9 : 1, в танках и САУ — 1,2: 1, в самолетах — 1,3 : 1. Всего в войсках Центрального и Воронежского фронтов насчитывалось свыше 1337 тыс. человек, 19 300 орудий и минометов, более 3300 танков и САУ и 2650 самолетов (7, с. 290).
Большое внимание было уделено созданию прочной, глубоко эшелонированной полевой обороны с максимальным развитием инженерных сооружений. Особые усилия направлялись на организацию противотанковой и противовоздушной обороны. Всего к началу наступления противника было построено восемь оборонительных полос и рубежей на общую глубину 250—300 км. Войска Воронежского и Центрального фронтов в общей сложности отрыли 9240 км траншей и ходов сообщения.
5 июля 1943 г. мощные группировки противника, сосредоточенные на северном и южном фасах Курской дуги, перешли в наступление. Советское командование, которому был известен срок нанесения ударов противником, организовало артиллерийскую контрподготовку по изготовившимся фашистским войскам. Враг понес значительные потери еще в исходном положении.
Начавшаяся битва, в которой боевые действия фронтов координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования Г. К. Жуков и А. М. Василевский, сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. На позиции наших войск обрушились десятки тысяч снарядов и авиационных бомб. Бросив в бой большое количество танков и пехоты, противник стремился на узких участках фронта таранными ударами прорваться к Курску. Наступавшие немецкие дивизии поддерживались крупными силами авиации.
Уже первый день битвы под Курском выявил, что наступление проходит не так, как планировалось немецко-фашистским командованием (1, с. 791). Танковые дивизии противника, брошенные на заранее подготовленную оборону, несли большие потери, темп их продвижения был низким.
Еще вечером 5 июля командующий Центральным фронтом генерал К. К. Рокоссовский принял решение: с утра следующего дня нанести сильный контрудар по главной группировке наступавших гитлеровских войск. Для этого привлекались два танковых и один стрелковый корпус. Несмотря на то что проведение контрудара встретило ряд серьезных трудностей, он оказал значительное влияние на весь ход оборонительного сражения на северном фасе Курского выступа. Мощная танковая группировка врага понесла потери, и ее дальнейшее продвижение на направлении главного удара было остановлено.
Несмотря на огромные потери, немецкие дивизии продолжали яростные атаки. Враг менял направление ударов, выискивал слабые участки в противостоящей ему обороне, но всюду встречал решительный отпор. Советские воины мужественно отражали удары немецких танков, ожесточенные атаки гитлеровской пехоты.
К исходу 9 июля стал очевидным кризис немецкого наступления. Даже на южном фасе Курской дуги, где войска противника добились наибольшего продвижения, они продолжали вести борьбу во второй полосе обороны и лишь на 13-километровом участке фронта смогли подойти к армейской полосе.
Советское командование внимательно следило за развитием кризиса немецкого наступления. Правильно определив время, наиболее подходящее для нанесения ударов, Ставка приказала войскам левого крыла Западного фронта и войскам Брянского фронта с утра 12 июля перейти в контрнаступление с целью разгрома орловской группировки противника. Западный фронт, которым командовал генерал В. Д. Соколовский, должен был нанести главный удар силами 11-й гвардейской армии генерала И. X. Баграмяна в общем направлении на Волхов и вспомогательный — па Хотынец. Брянскому фронту под командованием генерала М. М. Попова предстояло действовать из района Новосиля на Орел. Центральный фронт переходил в контрнаступление 15 июля. Его правофланговые армии получили задачу прежде всего отбросить войска противника, вклинившиеся в расположение советской обороны. В последующем, развивая удар в общем направлении на Кромы и далее на северо-запад, они должны были охватить немецко-фашистскую группировку с юга и затем разгромить ее во взаимодействии с войсками Брянского фронта и левого крыла Западного фронта.
На южном фасе Курской дуги 12 июля главные события развертывались в районе Прохоровки, где войска Воронежского фронта наносили по наступающему противнику мощный контрудар. В районе Прохоровки произошло самое крупное во второй мировой войне встречное танковое сражение. В нем участвовало с обеих сторон около 1200 танков. Одновременно над полем боя шли напряженные воздушные бои. Контрудар Воронежского фронта привел к громадным потерям танковых войск противника и окончательно подорвал их наступательную мощь.
Заканчивалось оборонительное сражение советских войск под Курском. Никогда еще за предшествующие годы второй мировой войны наступление вермахта не терпело столь сокрушительного провала и в такие короткие сроки. Танковые корпуса противника сумели вклиниться в оборону Центрального фронта лишь на 10—12 км, Воронежского фронта — до 35 км.
12 июля характер битвы под Курском изменился. Наступали уже советские войска, а немецкие вынуждены были переходить к обороне.
12 июля в 3 часа 20 минут на участке прорыва Западного фронта воздух и земля содрогнулись от грохота тысяч орудий и минометов, от разрывов авиационных бомб. Еще раньше артиллерийскую подготовку начали войска Брянского фронта.
В результате двухдневных напряженных боев оборона войск 2-й танковой армии была прорвана на трех направлениях. 11-я гвардейская армия Западного фронта, наступая на Волхов и Хотынец, к исходу 13 июля вклинилась в расположение вражеской обороны на глубину до 25 км. Успешно развивалось и наступление войск Брянского фронта. Восточнее Орла они продвинулись на 14—15 км, а на болховском направлении — на 8 км. Еще больше ухудшилось положение орловской группировки противника после того как 15 июля перешли в контрнаступление войска правого крыла Центрального фронта.
Советские воины сокрушали немецкую оборону, нависали над коммуникациями врага. Партизаны, взаимодействуя с Красной Армией, наносили удары по тылу гитлеровцев. Не имея сил остановить советское наступление, немецко-фашистское командование было вынуждено принять решение об оставлении орловского плацдарма и отходе на позицию «Хаген» — оборонительный рубеж восточнее Брянска.
В начале августа 1943 г. перед стратегической обороной вермахта на советско-германском фронте встали еще более сложные проблемы, вызванные дальнейшим расширением наступления Красной Армии. Войска Брянского фронта в это время подходили к Орлу, а Западный и Центральный фронты создали угрозу коммуникациям орловской группировки врага. Серьезная опасность нависла над группировкой противника, сосредоточенной на белгородско-харьковском направлении.
Эта группировка, отброшенная к 23 июля на исходные позиции, имела в своем составе 18 дивизий, в том числе 4 танковые. Опираясь на прочную полевую оборону, развитую на большую глубину, гитлеровское командование было уверено в способности немецких войск остановить дальнейшее продвижение Красной Армии.
Немецко-фашистское командование отчаянно пыталось остановить наступление советских войск. Длительная и упорная борьба за важнейший политический, экономический и стратегический центр закончилась блестящей победой Красной Армии.
Список литературы
"Список использованной литературы
1.Василевский А.М. Историческое сражение //Венок славы. Антология художественных произведений о Вов. В 12-ти т. Т.5. Курская дуга.- Василевский А.М. Дело всей жизни. – М., 1973
2.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т.2. М., 1974
3.Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М: ПРИОР, 2009.
4.История России: Учеб. для вузов/ А.А.Чернобаев, М.Н.Зуев и др.; Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003..
5.Кожаев Ю.П. 1939-1941 г.г. Внешняя политика Советского Союза. М.:Инфра-М, 2008.
6.Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. – 2-е изд., доп. И испр. – М.: ЦГО, 2009
7.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.
8.Нагучев Д.М. Отечественная история сдревнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2009.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.01073