Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код |
320067 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
16
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Правовой статус специалиста по таможенному оформлению
Заключение
Список литературы
Введение
Правовой статус специалиста по таможенному оформлению.
Фрагмент работы для ознакомления
а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;
б) включение в Реестр таможенных брокеров в установленном ТК РФ 2003 г. порядке (ст. 140 — 142);
в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами (ст. 139, 143) в силу обязанности, вытекающей из закона или договора (ч. 1 ст. 144);
г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций (ст. 139);
д) наличие в штате не менее двух работников — специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (ст. 140, 146).
Законодатель не характеризует таможенного брокера как коммерческое предприятие. Коммерческий характер деятельности брокера выводится комментаторами таможенного законодательства лишь на основе косвенных нормативных признаков. Однако коммерческая основа деятельности таможенного брокера — важная отправная точка для анализа его правового статуса, для характеристики института представительства в таможенных правоотношениях, которые по своему содержанию пока еще далеки от гражданско-правовых.
Даже поверхностный обзор приведенных признаков показывает, что в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного брокера от статуса представляемых лиц — декларанта и лиц, несущих обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ): таможенный брокер (представитель) не приобретает статус представляемого лица.
Однако при ближайшем рассмотрении такая позиция законодателя оказывается недопустимо противоречивой, так как в таможенных правоотношениях декларант отделяется от таможенного брокера не более чем представляемое лицо от своего представителя в любых правоотношениях.
Противоречие объясняется недостаточно четкими определениями, содержащимися в ТК РФ, а именно — декларантом выступает не лицо, осуществляющее декларирование товаров, что было бы наиболее логичным, а лица, имеющие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16), а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на таможенной территории РФ (ст. 126). Декларант и лицо, осуществляющее декларирование, не совпадают по ТК РФ: декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта (ч. 1 ст. 124). Определение декларанта должно основываться на статусе определяемого субъекта, а не на действии по декларированию.
Законодатель этого не видит: в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. В контексте ТК РФ смысл имеет лишь вторая часть дефиниции: товары действительно декларируются таможенному органу от имени декларанта самим декларантом либо таможенным брокером. Однако по тексту п. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный брокер — тоже лицо, декларирующее товары, а значит, декларант. Это положение можно отнести к парадоксам ТК РФ: по одной норме таможенный брокер — декларант, а по другой — нет. Тут придет в замешательство и маститый ученый, и неопытный студент.3
Различие статусов таможенного брокера и декларанта приходится искать в основном в области их обязанностей и ответственности, поскольку «при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами» (ст. 143 ТК РФ).
Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении, точнее, в его части, связанной с таможенными режимами и иными таможенными процедурами, обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Совершение таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иные обязанности, которые возлагаются только на лицо, обязанное к совершению операций по выпуску товаров, перевозчика или иное лицо (ч. 1 ст. 144).
Таким образом, обязанности таможенного брокера определяются законодателем на стадии помещения товаров под таможенные режимы. Декларант в соответствии с ч. 2 ст. 127 обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В отношении последней обязанности таможенный брокер в соответствии с ч. 2 ст. 144 уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.
Приведенные положения ТК РФ дают возможность утверждать, что, во-первых, различие статуса таможенного брокера и декларанта сводится к ограничению обязанностей таможенного брокера. Во-вторых, на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности рассматриваемых субъектов.
Вследствие этого представляется возможным утверждать, что в действующем таможенном законодательстве юридические последствия деятельности таможенного брокера определяются на основе установления, что он не является декларантом в терминах ч. 1 ст. 126 ТК РФ, т.е. декларантом в силу обязанности по закону. Однако совокупность прав и обязанностей таможенного брокера, его ответственность перед таможенным органом определяет таможенного брокера как декларанта в силу обязанности по договору. Такая позиция находит отражение в новейших исследованиях. Строго говоря, данный вывод и обеспечивает преемственность положений ТК РФ 1993 г. и ТК РФ 2003 г., так как изначально таможенный брокер (посредник) определялся как декларант на основе договора. Иными словами, таможенный брокер по коммерческому договору, в целом подчиненному частному праву, принимает на себя обязанности, установленные правом публичным, участвуя в процессе установления баланса публичных и частных интересов в таможенной сфере. Последнее утверждение представляется концептуальным, поскольку по ТК РФ таможенный брокер не может отождествляться с декларантом и иными лицами независимо от содержания его договора с клиентом. В случае же приобретения таможенным брокером прав и обязанностей лиц, перемещающих товары через таможенную границу, в отношении указанных товаров осуществление публичных услуг в форме таможенного представительства прекращается и таможенный брокер теряет особый статус.
ТК РФ 2003 г. в части регулирования деятельности таможенного брокера внес принципиальные изменения прежде всего в содержание посреднических функций, таможенного представительства. Если ранее правоотношение «таможенный орган — участник ВЭД (подконтрольное лицо)» реализовывалось с привлечением таможенного брокера через идентификацию таможенного брокера как подконтрольного лица, так сказать, через замену субъекта (ст. 159 ТК РФ 1993 г.), то ныне указанное правоотношение при участии брокера реализуется через изменение его содержания: контрольное воздействие таможенного органа на участника ВЭД опосредуется оказанием публичных услуг участнику ВЭД как клиенту со стороны таможенного брокера. Идеальной целью таких услуг является оказание помощи клиенту по соблюдению таможенного законодательства при минимальных затратах времени и финансовых средств на проведение таможенных операций и повышение эффективности таможенного контроля за счет профессиональных действий таможенного брокера при организации и проведении таможенных операций. Совершенствование правового регулирования деятельности таможенного брокера должно осуществляться в сфере его публичной деятельности по оказанию таможенных услуг с акцентом на их качество. В этом направлении реализуется изменение концепции взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера — от обеспечения за счет брокера погашения бюджетной задолженности участников ВЭД к устранению посредством деятельности брокера оснований для возникновения указанной задолженности. Иными словами, таможенный брокер продолжает выступать перед государством в лице таможенных органов как гарант. Требуется лишь определить, гарантом чего является брокер. Так, С.В. Халипов4 указывал по этому поводу следующее: «Основной целью введения института таможенных посредников как за рубежом, так и в Российской Федерации, является создание участников процедуры таможенного оформления, имеющих высокую профессиональную подготовку и гарантирующих таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований процедуры таможенного оформления, включая уплату таможенных платежей».
Современная литература по таможенному делу, к сожалению, не дает на основе определений таможенного брокера простого и ясного представления о его месте в системе организаций и учреждений, образующих так называемую околотаможенную инфраструктуру. Кроме того, следует учитывать, что ряд работ относится к периоду действия ТК РФ 1993 г., а новых сравнительно-правовых исследований по вопросу деятельности таможенного брокера чрезвычайно мало.
На основе положений ТК РФ 1993 г. таможенный брокер характеризовался исследователями достаточно единообразно: российское предприятие, обладающее правами юридического лица, действующее на основе лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера как посредник, имеющий право от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, неся при этом полную ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 172 ТК РФ 1993 г. таможенный брокер и лицо, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, выступали перед таможенными органами в равном качестве декларанта. Соответственно к рассмотрению понятия «таможенный брокер» ранее обоснованно приступали через понятие «декларант», однако определения получались явно бессодержательные: таможенный брокер — тот, кто получил лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Более того, статус таможенного брокера иногда принижался до статуса «субъекта вторичных таможенных правоотношений», наверное, в силу его необязательного участия в таможенных операциях. При этом публичный характер деятельности таможенного брокера все-таки проявлялся в оценках специалистов: поскольку лица, перемещающие товары через таможенную границу, не обладают достаточными знаниями и опытом для решения таможенных вопросов, им требуется квалифицированная помощь специалистов по таможенному оформлению. Данную публичную потребность должно было удовлетворить введение института таможенных брокеров, «оказывающих комплекс деловых услуг по сопровождению товаров в процессе их прохождения через таможню, включая своевременное оформление документов и профессиональное консультирование». Оказание услуг по таможенному оформлению товаров третьих лиц как основную характеристику деятельности таможенного брокера выделяет и С.В. Халипов.
Таким образом, взгляд на статус таможенного брокера, на содержание его посредничества не сводился к оказанию юридической помощи или исполнению поручения, что и порождало вопросы о природе договора между брокером и лицом, перемещающим товары (брокерского договора). Этому договору никогда не придавали административный характер, искали ответ только в сфере гражданско-правовых отношений (договор поручения, агентское соглашение и т.п.). Расхожим стало мнение, что деятельность таможенного брокера достаточным образом охватывается положениями ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) о публичном договоре, согласно которым коммерческие организации определенного типа обязаны оказывать услуги и выполнять работы в интересах неограниченного числа клиентов (потребителей). Таможенный брокер начал широко рекламироваться как участник «рынка таможенных услуг».
Существование этого рынка обусловливалось признанием допустимости предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела, что в рамках общей концепции таможенного дела представляется далеко не бесспорным фактом. В сферу таможенной деятельности как деятельности государства предпринимательство в форме таможенного брокера, таможенного перевозчика, оказания складских услуг, учреждения магазинов беспошлинной торговли на первый взгляд явно не вписывается и представляет собой, как было указано выше, таможенную деятельность негосударственных субъектов, т.е. другую часть таможенной деятельности. Однако функционирование этих субъектов сразу же стало восприниматься специалистами как предпринимательская деятельность в сфере таможенного дела, хотя положения ТК РФ 1993 г. такую характеристику в нормативный оборот не вводили. В связи с этим необходимо учитывать, что таможенное дело бесспорно характеризовалось как сфера государственного управления.
Между тем по мере развития таможенных правоотношений так называемые брокерские договоры следует рассматривать и в системе управленческих отношений, может быть, как разновидность административных договоров, по которым один субъект заменяется другим в отношениях с государственным органом (договор «брокер — клиент») или приобретает новые возможности (в том числе коммерческие) во взаимодействии с государством (договор «брокер — таможенный орган»). 5
При этом следует признать, что в понятие брокерского договора фактически включается не только совокупность правоотношений «брокер — клиент», но и правоотношения «государство — брокер». Так, в Российской Федерации интересы таможенных брокеров как представителей внешнеэкономического бизнеса централизованно представляет Национальная ассоциация таможенных брокеров (поверенных), взаимодействующая с Федеральной таможенной службой (ФТС России) на основе нормативных договоренностей. Таможенный брокер оценивался в таких условиях как «профессионально ориентированная лицензированная организация», профессиональный посредник в таможенной сфере, который несет обязанности, возложенные на него не только договором, но и таможенным законодательством в отношениях и с представляемым лицом, и с таможенными органами. При этом нормы об обязанностях и ответственности брокера носят императивный характер, не допускающий отступление от них по какому-либо «брокерскому договору».
Список литературы
Список литературы
1.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 24.07.2009)// "Российская газета", N 106, 03.06.2003.
2.Андриашин Х.А. Таможенное право. М., 2008
3.Бакаев О.Ю. Таможенное право. Учебник. М., 2008
4.Жидков О.А. Таможенное право: учебник для вузов. М., 2007
5.Халипов С.В. Учебник по таможенному праву. М., 2009.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00433