Вход

Что важнее для Н. Макиавелли в книге "Государь" - тема республиканской доблести или тема единоличного властителя, который должен уметь править, опираясь на хитрость, силу и цинизм? Как одно может уживаться с другим?

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код 318927
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 7
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 мая в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Введение

Что важнее для Н. Макиавелли в книге "Государь" - тема республиканской доблести или тема единоличного властителя, который должен
уметь править, опираясь на хитрость, силу и цинизм? Как одно может уживаться с другим?

Фрагмент работы для ознакомления

По мнению Макиавелли, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие. Но это все лицемерие, ведь на деле, по совету Макиавелли, быть добродетельным государю не надо.
Однако проблема доблести поднимается и здесь. Если даже правитель не обладает перечисленными качествами, но обладает доблестью, успех ему обеспечен. Его будут любить солдаты, им будет восхищаться чернь.
По мнению Макиавелли, доблесть должна быть неразрывно связана не с милосердием, благочестием или другими добродетелями, а с жестокостью. Макиавелли утверждает, что «государь должен пренебречь тем, что может прослыть жестоким, ибо, непрослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска»1. Автор приводит в пример деяние Ганнибала: отправившись воевать в чужие земли, тот удержал от мятежа и распрей огромное и разноплеменное войско как в дни побед, так и в дни поражений. Что можно объяснить только его нечеловеческой жестокостью, которая вкупе с доблестью и талантами внушала войску благоговение и ужас; не будь в нем жестокости, другие его качества не возымели бы такого действия.
Жестокость должна проявляться во многом. Над противниками Макиавелли советует учинять расправы. Лучше всего делать это после мятежа: «если мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть, так как мятеж дает ему повод с меньшей оглядкой карать виновных, уличать подозреваемых, принимать защитные меры в наиболее уязвимых местах»2. Свергнув предыдущего правителя, надлежит избавиться от его родни. Родня эта может и не претендовать на трон, однако любой из родственников свергнутого правителя может выступить своеобразным знаменем, под которым соберутся недовольные. Вот что пишет об этом Макиавелли: «если победа над султаном одержана, и войско его наголову разбито в открытом бою, завоевателю некого более опасаться, кроме разве кровной родни султана. Если же и эта истреблена, то можно никого не бояться, так как никто другой не может увлечь за собой подданных; и как до победы не следовало надеяться на поддержку народа, так после победы не следует его опасаться»3.
Истреблять, по мнению Макиавелли, надо не только родню свергнутого правителя, но и почти всех людей, если речь идет о республике. Республики крайне неудобны для государя: «в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе»4. А раз республики избалованы свободой, это может явиться серьезным препятствием для правителя, власть которого должна быть, по мнению Макиавелли, неограниченной. Поэтому, по утверждению Макиавелли, самое верное средство удержать республики в своей власти – разрушить их: «…ибо в действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти. Что ни делай, как ни старайся, но если не разъединить и не рассеять жителей города, они никогда не забудут ни прежней свободы, ни прежних порядков и при первом удобном случае попытаются их возродить, как сделала Пиза через сто лет после того, как попала под владычество флорентийцев»1.
Макиавелли часто обвиняют в жестокости и аморальности. Однако мало кто отмечает тот факт, что Макиавелли выступал против неразумной жестокости. А ведь эту точку зрения он демонстрирует довольно часто. Вот один из примеров: «Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу. Так что, если судить о нем (Агафокле) по той доблести, с какой он шел навстречу опасности, по той силе духа, с какой он переносил невзгоды, то едва ли он уступит любому прославленному военачальнику, но, памятуя его жестокость и бесчеловечность и все совершенные им преступления, мы не можем приравнять его к величайшим людям».
Кроме того, Макиавелли понимал, что жестокость – зло, и это зло допустимо только если цель его – благополучие государя и государства. Вот как писал он о том, что жестокость жестокости рознь: «Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное называть хорошим, – когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно с божьей и людской помощью удержать власть; действуя вторым – невозможно»2.
Итак, могут ли сочетаться доблесть и жестокость? Это очень сложный философский вопрос. Жестокие правители нередко своей доблестью поднимали государство на невиданные доселе высоты, а мягкосердечные отнюдь не были доблестными. Однако Мигель Сервантес говорил: «Жестокость не может быть спутницей доблести»3. Макиавелли согласен с этим высказыванием только с небольшой пометкой: «чрезмерная жестокость».

Список литературы

1. Державин К. Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М.: Худож. Литература, 1958.
2. Макиавелли Н. Избранные произведения. – М.: Худож. литература, 1982.
3. Франц А. Избранное. – М.: Азбука классики, 1984.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00983
© Рефератбанк, 2002 - 2024