Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
317703 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
19
|
Покупка готовых работ временно недоступна.
|
Содержание
Содержание
Содержание
Введение
1. Образ птицы в литературных произведениях начала 19 века
2. Образ птицы как метафора в произведениях 19в
Заключение
Список использованных источников
Введение
Образ птицы в русской литературе 19 века
Фрагмент работы для ознакомления
В другом своем произведении “Капитанская дочка” Пушкин опять прибегает к образу орла, для создания образа Емельяна Пугачева.
Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Писатель испытает симпатию к этому герою и наделяет его как положительными, так и отрицательными чертами. Двойственно впечатление от образа Пугачева усиливается от перечисления его достоинств мудрый военачальник, великолепный организатор, талантливый человек, который способен трезво оценивать своих соратников, несомненный лидер. Но также показана другая сторона образа: жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность.
Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Но для создания более полного образа писатель достигает применением образа-метафоры. Эпиграфом к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова является фраза: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. Александр Сергеевич незря взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей - орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев - трагический образ.
Использует поэт образ птиц и для аллегорических параллелей с самим собой, например, в таких стихах, как: «Соловей и Кукушка», «Соловей и Роза», в этих произведениях Поэт – это Соловей, а Кукушка и Роза это аллегории несовершенного мира, который не может понять ни душу поэта, ни его произведения, ни его чувства, в силу своей «хладности» или «бестолковости».
По нашему мнению следует остановить внимание на образе волшебной птицы "Лебедь". В пушкинской сказке "Лебедь", однажды спасенная князем Гвидоном, в знак благодарности каждый раз в Трудную минуту приходит ему на помощь, а в конце сказки становится его женой. Этот образ птицы во многом напоминает золотую птицу из таджикской сказки "О трех девицах". Как свидетельствуют источники, "Лебедь" считалась тотемом для многих тюркоязычных народов Сибири. И, наконец, "Лебедь" является постоянной участницей всех русских былин. Лебедь -дочь Черниговского князя упоминается в русской былине об Иване Годиновиче; сестра легендарных основателей Киева, братьев Кий, Щек и Хорив звалась также Лебедь.
Приведенные примеры показывают, что Лебедь у Пушкина не случайный образ. В своей сказке поэт использовал сюжеты и образы устного творчества народов Востока и Запада и построил истинно национальную русскую сказку. "Вольное обращение" к фольклорным сюжетам дает основание предполагать, что Пушкин нередко использовал не один фольклорный источник, а несколько, причем разных народов. Мы предполагаем, что образ "Лебеди" близок к образу "Золотой птицы" из преданий среднеазиатских народов. В сказке " Золотой петушок" автор осуждает такие пороки людей, как стремление к наживе, коварство, безмерное честолюбие и другие.
Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные" животные, птицы, растения: конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые именно у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов (больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX века). Вместе с тем Пушкин, нарушая традицию "высокой" поэзии, вводит образы домашних животных и птиц: собаку, петуха, гуся, уток ("Граф Нулин", "Евгений Онегин" и др.), предвосхищая "жанровый", бытовой пейзаж второй половины XIX века.
Наиболее известным образом России является образ птицы тройки из произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это произведение не случайно названо автором поэмой. Несмотря на то, что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Николай Васильевич использует лирические отступления, в наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы где проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное лирическое отступление этого произведения в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.
Образ Тройки появляется в произведении в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Размышления Чичикова прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод продолжается размышлениями Чичикова о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Дорога для писателя - это символом России, неотделимая ее часть. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед.
Все произведения Гоголь пронизаны его глубокой патриотичностью, и поэма «Мертвые души» является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все произведение и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь в дали от Родины, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
В произведениях И.С. Тургенева часто встречается образ птицы, обратимся к произведению «Записки Охотника». Несомненно, главным эстетическим звеном всех новелл является рассказчик, «странный охотник».
Образ охотника Касьяна будто «слит» с природой, поэтому так же, как нельзя убить человека, грех, по его мнению, убивать птицу, не предназначенную богом в пищу человеку. Потому не может он ответить и на вопрос, чем он занят. Он человек природы, а не общества. «В низких кустах, – замечает «странный охотник», – в «мелочах» и на ссечках часто держатся маленькие серые птички, которые то и дело перемещаются с деревца на деревцо и посвистывают, внезапно ныряя на лету. Касьян их передразнивал, перекликался с ними; поршок полетел, чиликая, у него из-под ног – он зачиликал ему вслед; жаворонок стал спускаться над ним, трепеща крылами и звонко распевая, – Касьян подхватил его песенку. Со мной он все не заговаривал…». Тургенев нашёл редкостный образ, чтобы подчеркнуть слитность Касьяна с природой, цельность его души – образ птицы.
Пока «странный охотник» и Касьян шли за новой осью для колеса тележки, «охотник» всматривается и всматривается в природу, как будто «растворяется» в ней вместе с Касьяном. Но вот Касьян разговорился: его взволновала убитая «охотником» птица. И под конец разговора, какой дивный пейзаж рисует Касьян: «Тут, смотришь, трава, какая растет; ну, заметишь – сорвёшь. Вода тут бежит, например, ключевая, родник, святая вода; ну, напьешься; – заметишь тоже. Птицы поют небесные... А то за Курском пойдут степи, этакие степные места, вот удивленье, вот удовольствие человеку, вот раздолье-то, вот божия-то благодать!». Но главное в обрисовке Касьяна – птицы. Вольные, по определению карлика. На долю минуты рассказчик «забылся» и, превратившись из «странного охотника» в «барина», убил вольного коростыля; «для потехи», по убеждению Касьяна. Этот эпизод не случаен. Столкнулись два мировоззрения: «цивилизованного барина» и «естественного человека». Это «цивилизация» убивает волю, свободу. В выделившейся из природы социальной действительности Касьян не видит ни правды, ни справедливости. Потому «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут…». Ищут сказочную страну, где «живёт всяк человек в довольстве и справедливости». Олицетворением этой страны является «птица Гамаюн сладкогласная». Птица как олицетворение свободы, «воли» – пожалуй, главный образ этой новеллы. А выпавший из природы современный Тургеневу социум убийственен для неё.
Наиболее ярким писателем 19 века, который широко использовал Эзопов язык в своих произведениях является Салтыков-Щедрин. В русских народных сказках уже давно каждому животному присвоен определенный характер: лиса - хитрая, заяц - трусливый, волк - свирепый и т. д. Салтыков-Щедрин в своих произведениях при характеристике «хозяев жизни» постарался заглянуть глубже. Он постарался описать другие черты характера уже известного героя. Так, к примеру, орел в большинстве народных сказок олицетворяет силу, величие, высоту полета. Однако писатель в сказке «Орел-меценат» взглянул на эту птицу с другой стороны; Орел, по мнению Салтыкова, - это, прежде всего, хищник. Во времена жизни писателя орел являлся официальной эмблемой Российского самодержавного государства. Итак, в сказке эта птица предстает перед читателем, как деспотичный правитель, противник просвещения и культуры. Я думаю, автор желает доказать, что настоящая культура, наука и искусство не могут существовать одновременно с угнетением и холопскими привычками. Конечно же, цензура не могла пропустить подобное произведение. Цензоры писали, что если убрать из рассказа элементы сказки и заменить птиц людьми, то орел-меценат предстанет перед читателем в виде невежественного, но могущественного властелина, самодура по своей природе. Так, в иносказательной форме Салтыков-Щедрин показывал свое отношение к «власть имущим». Работая и создавая свои произведения в сложной атмосфере «цензурного неистовства», писатель вынужден был облекать свои размышления в сказочные оболочки. Сказка «Орел-меценат» показалась крайне подозрительной цензорам еще и потому, что деятельность птиц в ней очень сродни занятиям людей. Они также как и «венец природы» решают общечеловеческие проблемы, однако делают это с птичьей суетливостью и бестолковостью. В результате конец сказки довольно печален.
Нельзя обойти вниманием образ птицы в произведениях А.П. Чехова. Многие фразы из его произведений стали поистине «крылатыми».
Образ птицы использовался Чеховым как элемент для создания образа любимой Русской природы. В цикле произведений "Степи" проявилось в высшей степени, то качество реалистического искусства Чехова, которое можно назвать ассоциативностью образов. Образ степной природы и входящие в его состав отдельные пейзажные мотивы насыщены ассоциативным содержанием. Любимой, красивой деталью степного пейзажа у Чехова является коршун, плавно летающий над широкими просторами степи. Когда в апреле 1887 г. писатель подъезжал к родному краю, он особо отметил в открывшейся ему из окна вагона панораме степи: "Вижу старых приятелей - коршунов, летающих над степью". Наряду с коршунами, Чехов часто показывает и других степных птиц - грачей, Антон Павлович подметил особенность: коршуны и грач «летают в одиночку». На это он часто указывает в произведениях: "Уже не один, а три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью" ("Казак"). "Проснувшиеся грачи, молча и в одиночку, летали над землей" ("Счастье"), "Птицы в одиночку, низко носятся над равниной, и мерные движения их крыльев нагоняют дремоту" ("В родном углу"). Анализ таких мотивов, как "простор", "дорога", "полет" и т. п., помогает раскрыть идейную сущность "Степи" и других "степных" произведений и установить органичность этих мотивов для творческого "почерка" Чехова.
Чехов очень любил (как это явствует из его писем) пейзажные просторы. Многозначительным у Чехова является и мотив полета. Этот мотив, как и простор, тоже часто встречается в письмах и произведениях Чехова. Примечательно, что в ноябре 1888 г., работая над "Степью", снова переживая волнительные степные впечатления, вспоминая "приятелей" - степных птиц - Чехов в одном письме образно говорит о своих творческих исканиях и сомнениях: "Мой мозг машет крыльями, а куда лететь - не знаю".
Вспомним то лирическое место в "Степи", где Чехов восторженно говорит о желании лететь вместе с птицей над просторами степи.
Мотив полета звучит и в других, позднейших произведениях Чехова. В пьесе "Дядя Ваня" Елена Андреевна, тяготясь окружающей ее серой жизнью, мечтает вслух: "Улететь бы вольной птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров, забыть, что все вы существуете на свете".
В "Моей жизни" Чехов выражает близкую ему, как писателю, мысль: "Искусство дает крылья и уносит далеко, далеко!". А в легендарной пьесе Нина Заречная, которой искусство дало крылья, названа "Чайкой". У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства.
Человек, по определению Вишневской И., "не поддержанный ни чем, кроме собственных своих сил, - ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью греха, ни боязнью кары за торжество счастливой любви". Отсюда и понимание смысла названия пьесы: "Чайка" - одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой.
Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини - чайки.
В "Человеке в футляре" Чехов подчеркивает важную мысль: свобода дает душе крылья. Литератору Гославскому Чехов советует так творчески работать, чтобы "развернуться, возмужать, чтобы на свободе расправить крылья". Инертная жизнь в провинции, по мысли Чехова, отсасывает крылья у "нервных" людей. Серая, обывательская жизнь характеризуется писателем, как "бескрылая жизнь". Как далек был от истины дореволюционный критик Неведомский, когда охарактеризовал творчество Чехова словами "Без крыльев". Везде у Чехова мотив полета ассоциируется с мыслью о необходимости "крылатой" жизни человека с большим размахом - крылья должны поднимать человека над мещанскими буднями и обывательскими интересами, уносить его в просторы большой, полноценной, свободной жизни. Думается, что этот мотив крылатой, большой человеческой жизни генетически связан с наблюдениями Чехова за красивыми и мощными полетами степных птиц.
Занимаясь исследованием образа птицы в литературных произведениях нельзя не вспомнить пьесу А.Н. Островского “Гроза”, которая по праву является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы — Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.
Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не капризничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.
В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину, и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.
Список литературы
Список использованных источников
1. Батюшков К.Н. Сочинения./К.Н. Батюшков, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1955. – 452 с.
2.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. /Н.В. Гоголь, М.: "Русская книга", 1994.
3. Жуковский В.А. Сочинения./В.А. Жуковский, М.: Государственное изд-во худ. литературы, 1954.- 564 с.
4. Островский А. Пьесы./А. Островский, серия "Библиотека Всемирной литературы", М.: Художественная литература, 1974.
5. Поэты 1790-1810-х годов. – Л.: Советские писатели, 1971. – 912 с.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2./А.С. Пушкин, М.: Наука, 1986.
7. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. / И.С. Тургенев, М.: "Наука", 1979.
8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 5./ А.П. Чехов, М., "Наука", 1984.
9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 13./А.П. Чехов, М., "Наука", 1986.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00501