Вход

Архивы русской православной церкви в Палестине

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 317700
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 18
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 24 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Взаимоотношения Иерусалимской и Русской Православной Церквей
Глава 2. Императорское Православное Палестинское Общество
Глава 3. Имущество Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Архивы русской православной церкви в Палестине

Фрагмент работы для ознакомления

Создание Палестинского общества совпало с изменением внешней политики страны на Востоке, вполне актуальным и для нынешнего дня: Россия признала, что в этом несовершенном мире у нее есть и будут не только религиозные и духовные, но и национальные и государственные интересы на этой земле.
Общество было создано в 1882 году указом императора Александра III. Возглавил его младший брат царя, великий князь Сергей Александрович, а после его гибели – великая княгиня Елизавета Федоровна.
Палестинское общество было задумано и создано для решения трех основных задач: помогать русским паломникам в Палестине, укреплять православие среди местных жителей и осуществлять научное изучение древностей и святынь.
Со всеми этими задачами оно справилось более чем успешно. Основоположникам Палестинского общества удалось создать эффективную организацию, объединяющую религиозное чувство и научный интерес, отстаивающую национальные интересы России и несущую на Восток свет русской культуры.
При этом общественная поддержка проекта была такой, что значительную часть финансирования деятельности общества составляли народные деньги – так называемый вербный сбор: в Вербное воскресенье в храмах выставлялись кружки, в которые собирались пожертвования на нужды общества.
Общество организовало удобный и дешевый проезд паломников в Святую землю. На его средства приобретались земельные участки, на которых строились школы, гимназии, медицинские учреждения, странноприимные дома, православные храмы. В начале XX века Палестинское общество располагало десятью подворьями, крупнейшее из которых, в Иерусалиме, могло принять до 7 тыс. человек. Общество имело также больницу с амбулаторией в Иерусалиме и пять госпиталей – в Дамаске, Хомсе, Назарете, Вифлееме и Бейт-Джале.
К началу Первой мировой войны Императорскому православному палестинскому обществу в Палестине, Сирии и Ливане принадлежало более 70 гектаров земли, многочисленные участки и подворья, храмы и монастыри.
С благословения Патриарха Иерусалимского Русская миссия, а затем и Императорское православное палестинское общество взяли опеку над самой бедной и нуждающейся в поддержке и покровительстве общиной Палестины – православными арабами.
В Палестине, где сталкивались интересы многих стран и религий, существовало множество разных школ, в основном католических и протестантских. В Бейруте под надзором иезуитов был создан Университет святого Иосифа, протестанты курировали Американский университет. Палестинское общество не стремилось к конкуренции, ставя перед собой другую задачу: распространять грамотность среди арабов-христиан.
Православные арабы могли учиться в школах, где преподавали арабский и русский языки, географию, арифметику, Закон Божий, пение и ручной труд. Было открыто более 100 школ для арабских детей и две учительские семинарии, мужская и женская, для подготовки местных педагогических кадров. Лучшие выпускники получали от Палестинского общества стипендии для продолжения образования в России.
Начальным школам общество уделяло особое внимание. В традиционной арабской школе основой обучения была зубрежка, а усердие подкреплялось палкой в сочетании с местным стимулом к усвоению учебного материала – «фалаком»: палкой, к обеим концам которой привязана веревка. Ноги провинившегося продевали в петлю, затягивали, и по ним били нерадивого ученика.
Русские школы, основанные на Востоке, сразу приобрели огромную популярность. Помимо полного отсутствия «фалака» эта школа основывалась не на тупом зазубривании текстов, а на понимании и усвоении материала. Русская система обучения предлагала программу, составленную на весь год. Усвоив ее и сдав зачет, ученик переводился в следующий класс. К слову, в школах Палестинского общества, в отличие от арабских и большинства европейских, физические наказания не применялись вообще.
Ученик одной из школ общества, впоследствии знаменитый ливанский писатель Михаил Нуайме, вспоминает: «Жители Ливана в те времена, когда страна была османской провинцией, привыкли к тому, что Россия была традиционной покровительницей православных, Франция – маронитов, Англия – протестантов и друзов, а Турция – мусульман. Но Россия превзошла своих соперниц, потому что открывала бесплатные школы для православных Палестины, Сирии и Ливана, и эти школы по своим программам и организации соответствовали новейшему образцу»9.
Игнатий Крачковский, известный русский востоковед, вспоминал: «Попадая в какую-нибудь деревушку, я, прежде всего, осведомлялся, нет ли по соседству «Медресе Москобите» – русской школы, и поскорее стремился побывать там. Я хорошо знал, что не встречу русских учителей – они жили обыкновенно только в больших городах – Бейруте, Триполи, Назарете. Очень редко можно было видеть и учителей-арабов, бывавших в России, но я знал, что детишки, если я случайно зайду в класс, вставая, нараспев произнесут «здра-авствуйте». Я знал, что, услыхав про мое происхождение, меня окружат, немного дичась на первых порах, черноглазые учителя или учительницы и расспросам не будет конца… Часто встречал я… педагогов, настолько свободно владевших языком, что приходится удивляться, как они могли в такой степени его усвоить, никогда не покидая родины. Если не все они с легкостью говорили, то все хорошо знали и выписывали журнал «Нива», у каждого можно было увидеть в комнате томики Тургенева или Чехова, даже только что начавшиеся появляться томики «Знания»10.
Сегодня Императорское православное палестинское общество намерено продолжить традицию. Общество планирует принять участие в строительстве двух русских школ в Палестине. Секретарь Палестинского общества Андрей Охоткин отмечает, что на смену сугубо академическому периоду в деятельности ИППО снова приходит практический: «Императорское православное палестинское общество обладает большим потенциалом, ныне не задействованным. Сегодня общество почти никак не взаимодействует с исламом… Я, как арабист, который много соприкасался с живым исламом, уверен, что в наших силах сделать так, чтобы нас считали на Востоке друзьями. Только с чувством любви и братства к живущим там мусульманам мы можем решить эту задачу. Мы должны также поддерживать ростки взаимопонимания между евреями и арабами, живущими в Израиле».
Гуманитарная деятельность Палестинского общества способствовала созданию той системы исторических связей и сотрудничества с народами Ближнего Востока, которая сохранилась до сих пор, несмотря на то, что Россия практически ушла из этого региона в 90-е годы прошлого века. Общество с его мирным паломничеством и гуманитарными программами сослужило добрую службу России и ее внешней политике.
Мы на самом деле можем гордиться тем, каким было русское присутствие на Святой земле.
В отличие от просвещенной Европы, которая всегда любила учить Россию демократии и толерантности, сотрудники общества не воспринимали местное население как людей второго сорта, относились к нему без высокомерия, с симпатией и состраданием и не делили на чистых и нечистых. Так, хотя общество было православным, лечебные заведения ИППО лечили пациентов, невзирая на их религиозную принадлежность. А вот английские и французские больницы и амбулатории принимали на лечение исключительно католиков и протестантов.
Русские школы и семинарии тоже отличались от других учебных заведений Палестины своей терпимостью. Выпускница женской семинарии в Бейт-Джале писала: «Характерный штрих рисует разницу в целях деятельности европейских миссионерских обществ и Палестинского общества. Первые... старались арабов-мусульман обращать в христианство и резко высказывались против ислама. A вот в школах Палестинского общества не только никогда не делали этого, но и старались знакомить нас, арабов-христиан, со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы»11.
Глава 3. Имущество Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
В период между 1857 и 1914 годами Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Российское Православное Палестинское Общество закупили более 65 участков земли общей площадью приблизительно 1,5 млн. квадратных метров, т. е. около 150 гектаров. Таким образом, для сравнения, Духовная Миссия и Палестинское Общество стали владельцами земель, в шесть раз превышающих по размеру территорию современного московского Кремля. Конечно, некоторые части этих землевладений включали территории, находящиеся за пределами Иерусалима— в Вифлееме, Иерихоне, у Галилейского моря и так далее. Но большинство землевладений находилось внутри Иерусалима и в его окрестностях. Духовная Миссия, которая владела большей частью огромного Русского Подворья в Иерусалиме, наряду с церквями и монастырями владела земельной собственностью в пять раз большей, чем Палестинское Общество. Однако и владения Палестинского Общества, превышающие 23 гектара (235 000 квадратных метров), оставались значительными. Одно большое здание Общества, к примеру, могло разместить до семи тысяч паломников.
Все эти весьма значительные землевладения и архивы Русской Миссии и Палестинского Общества после I Мировой войны и Октябрьской революции были сохранены в Британском Государственном архиве, в особенности в фондах иностранного и колониального отделов. Возможно, что за исключением записей, сохранившихся в Иерусалиме, эта Британская архивная документация на сегодняшний день дает наиболее ясную картину относительно судьбы русского землевладения в Палестине.
Митрополит Антоний (Храповицкий) во время се его пребывания в Иерусалиме в 1924 году весьма отчетливо обрисовал положение:
«Почти все огромные и многочисленные корпуса подворья, равно и помещения его б. начальника, заняты английскими правительственными учреждениями, а квартирная плата за них составляет единственную доходную статью русской миссии, состоящей ныне из 10—12 лиц в священном сане и монашеском чине»12.
На самом деле, свидетельство Антония Храповицкого показывает абсолютную необходимость для оставшихся русских священнослужителей и монахинь сдачи в аренду русских владений властям Мандата.
Эта сдача подтверждается записями, находящимися в Британских архивах, по которым арендная плата для существования оставшихся русских священнослужителей и монахинь — плата, производимая вначале через испанское консульство, а позднее через специального администратора, назначенного палестинским Верховным комиссаром, — записана для более двадцати зданий, бывших ранее частью Духовной Миссии и Православного Палестинского Общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Небольшой объем работы не позволяет детально рассмотреть вопрос о формировании и судьбе архивов РПЦ в Палестине.
Однако даже краткий обзор событий и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества позволяет составить представление об активной деятельности русских паломников в Иерусалиме. К началу ХХ столетия здесь сформировался целый анклав представителей России, владевших значительными имущественной и интеллектуальной собственностью.
Основные проблемы возникли после переворота 1917 г. Священники из России по причине гонений не имели возможности выезжать во Святую Землю для прохождения служения. Между тем Британская монархия, управлявшая тогда Палестиной, признала право собственности на участки Миссии за Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), эмигрантской организацией, отпавшей от Матери-Церкви в России после карловацкого раскола. Вскоре после провозглашения государства Израиль в 1948 году правительство страны признало все права на собственность Русской духовной миссии за Московским Патриархатом. К Русской Православной Церкви перешла часть этой собственности. Другая часть, в том числе располагавшийся тогда на территории Иордании участок в Иерихоне, удерживалась зарубежниками. Стремясь восстановить историческую справедливость в отношении русской церковной собственности и во исполнение действующего законодательства, палестинская администрация приняла решение возвратить Русской Православной Церкви Московского Патриархата участок в Иерихоне.
15 января 2000 г. по решению президента палестинской национальной администрации Ясира Арафата передача участка была осуществлена.
18 апреля 2007г. Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас обещает содействовать возвращению бывшей собственности Московского патриархата на палестинских территориях.
«Что касается собственности русской православной церкви, мы предпринимаем все усилия для скорейшего возвращения этой собственности России, чтобы она могла использовать ее так, как сочтет нужным», — сказал Аббас на встрече с патриархом московским и всея Руси Алексием II в Москве, передают «Вести».
Он отметил также, что ПНА «самым серьезным образом настроена на установление тесных связей с Московским патриархатом и Россией в целом».
«Мы чрезвычайно настроены на то, чтобы поддерживать наших православных и не только православных братьев, временно или на постоянной основе проживающих в Палестине, которая фактически является их родиной», — отметил Аббас.
В свою очередь патриарх Алексий заявил, что православные общины на территории палестинской администрации поддерживаются ее властями, «возвращается то, что принадлежало раньше всем церквям». «В этом мы очень благодарны руководству палестинской администрации», — сказал предстоятель русской церкви.

Список литературы

"СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверинцев С. О перспективах христианства в Европе: попытка ориентации. М /Наука/ 2003
2.Андреев И. Православная апологетика. М/Изд-во Сретенского м-ря/ 2006- 323с.
3.Артемьев Д.Г., Поснов М.Э. История христианской Церкви. От первых веков до раскола 1054 года. М./Высшая школа/ 2005- 648с
4.Архимандрит Рафаил (Карелин) Христианство и модернизм. Сергиев Посад /Софрино/ 2003-412с.
5.Бычков В.В.Малая история Византийской эстетики, Киев, 1991 -314с
6.Знаменский В. История православной церкви. М/Изд-во Свят—Даниловского м-ря/ 2001-339с
7.История религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей.М: /Российский фонд мира/ 1999.
8.Игнатьев А.В. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. - М.: Международные отношения. - 2000. - т. 1. - 742С.; т. 2. 662 С.
9.Информационное агентство Росбалт.
10.История Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1997. - Кн. 8.
11.Лаговский П. В споре с законами Божескими и человеческими. Передача русской церковной собственности в Палестине Московскому Патриархату – акт исторической справедливости. Журнал НГ – религии. 09.02.2000
12.Литов М. Епископ Порфирий (Успенский) Московский журнал. От 1.04.2004
13.Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь Православия. М.//Наука1993 С.74-75
14.Успенский Л..Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Московского Патриархата. 1989- 94с
15.Флоренский П. Символизм и православие. М/Академкнига/ 1996 -295с
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00464
© Рефератбанк, 2002 - 2024