Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
315174 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
14
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Введение
Биография И. А. Гончарова. История создания романа «Обломов»
Проблема среды, её влияние на Обломова
Соответствие поэтики литературных сновидений. Проблема повествователя
Жанр идиллии
Эпическое и мифическое сознание в «Сне Обломова»
Заключение
Список литературы
Введение
Сон в русской литературе. Образ спящей деревни "Обломовка" в романе Гончарова " Обломов"
Фрагмент работы для ознакомления
Биография И. А. Гончарова. История создания романа «Обломов»
Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) родился в состоятельной купеческой семье. Сначала будущий писатель получает образование в частном пансионе, а затем в Московском коммерческом училище – привилегированном учебном заведении, находящимся под покровительством императрицы Марии Фёдоровны. В 1831 году поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета в 1835 году приезжает в Петербург, где и начинается его творческая деятельность. В свободное от работы время (с 1835 г. – служба в департаменте внешней торговли) он пишет романтические стихи и повести, но не публикует их, полагая, что не достиг ещё достаточного уровня профессионализма.
Знакомство с В. Г. Белинским, Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским определило реалистические ориентиры Гончарова, отразившиеся в его произведениях. В 1847 г. выходит «Обыкновенная История», первый роман Гончарова, привлекший к автору всеобщее внимание.
В 1852 г. Гончаров отправляется в двухлетнее кругосветное плаванье на фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина. Во время путешествия писатель вёл записи, которые потом составили основу цикла очерков «Фрегат «Паллада».
В 1856 г. Гончарова назначают цензором Петербургского цензурного комитета, а затем он был приглашён преподавать русскую словесность цесаревичу. В 1859 г. завершён второй роман писателя – «Обломов», а в 1868г. – третий, «Обрыв».
Талант Гончарова был признан не только в Росси, но и за рубежом. В 1876г. он был избран действительным членом Общества Любителей Российской Словесности при Московском университете, а в 1880г. становится русским членом-корреспондентом Общества литераторов Франции.
Умер Гончаров 5 сентября 1891г. в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Главным образом Иван Александрович Гончаров прославился благодаря своему роману «Обломов». Роман был задуман в 1847 году, а окончен в 1859. Однако глава «Сон Обломова» была опубликована уже в 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями». Эту главу Гончаров считал увертюрой своего произведения. Рассказывая о замысле Обломова, Гончаров вспоминал, что ему «прежде всего, бросался в глаза ленивый образ Обломова – в себе и других». «Мало-помалу» в него «вбирались» свойства русского характера и в итоге ему удалось создать не «тенденциозную фигуру», а тип, отражающий «и явления общественной жизни, и нравы, и быт».1
Проблема среды, её влияние на Обломова
Многими исследователями отмечалось, что жанровая природа девятой главы не проста, а смыл её многозначен. Но нельзя и отрицать, что замысел Гончарова включал в себя и проблематику среды, в этом прослеживается здесь позиция художника-реалиста. Человек в реалистическом искусстве рассматривается не как автономно существующая индивидуальность, важно продемонстрировать влияние на личность социальной среды. Отказ от статичности, изображение внутреннего мира персонажей в зависимости от условий их жизни составили важнейшее открытие реализма.
Таким образом «Сон», изображая детские годы Обломова, раскрывает причины, которые предопределили судьбу героя. По-мнению Л. М. Лотмана Гончаров останавливался на проблеме влияния на Илюшу фольклорного и литературно-романтических элементов с целью противопоставить «мечтательность и романтическую фантастику разумной деятельности». Сказки, в которых богатырь побеждает врагов без большого труда, опека родных укрепили в Обломове «склонность к сибаритству».
Зимними вечерами мальчик, «навострив уши и глаза, страстно впивался» в сказки няни. Сказка, в которой Емеля-дурак оказывается «ни с того ни с сего» любимцем доброй волшебницы, воспринимаются, как мечта, идеал. В итоге, уже взрослого Илью Ильича так и будет «тянуть в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы». Оберегаемый «нежной заботливостью» родителей, Илюша рос «медленно и вяло», и с детства его силы, не находя выхода, «обращались внутрь и никли, увядая».
В девятой главе сатира, леность и бездействие гротескно преувеличены. Но в тоже время видеть во «Сне Обломова» только критику непрогрессивной крепостной Руси значит так и не понять произведение.2
Соответствие поэтики литературных сновидений. Проблема повествователя
Девятая глава не соответствует поэтике литературных сновидений: «Гончаров и не пытается придать сну Обломова характер сна. Он описывает тот мир, в который переносит нас сон Обломова, но не самый сон», - отмечал Д. С. Лихачёв. Того же мнения придерживается и Таборисская Е. М.:«Во «Сне Обломова» полностью отсутствует «сновидческий» элемент. Сон в романе Гончарова – рациональное объяснение характера героя, а сам мотив сна – не более чем авторская прихоть Гончарова».
Действительно, поэтика девятой главы не укладывается в заданное определение «сон». Но нельзя отрицать то, что соответствие форме сна в пределах отдельных структурных уровней текста всё-таки проявляется. В наибольшей степени это касается композиции произведения. Во «Сне Обломова» сюжет движется свободно, не подчиняясь строгой логике, переход одного эпизода к другому может никак не мотивироваться, каждый из них обладает завершённостью и самостоятельностью. Герой словно перескакивает через время и пространство и живёт во сне лишь теми моментами, которые ему дороги. «Сон Обломова» - это действительно сон: Илья Ильич пребывает в мире своего детства, останавливаясь лишь на отдельных его проявлениях, в выборе которых он свободен в той степени, в какой человек свободен в своих грёзах.
Обычно писатели используют форму литературного сна, чтобы позволить персонажу увидеть себя со стороны, поскольку благодаря этому приёму происходит материализация внутреннего мира, душевного опыта героя. С этим связано устранение повествователя, герой оказывается одновременно субъектом и объектом произведения. Но в гончаровском тексте это условие не соблюдено: интерпретатором событий сна выступает не Илья Ильич, а повествователь. В девятой главе автор-повествователь находится вне изображаемого им мира, но тон его повествования не нейтрален, он не скрывает своего отношения к тому, о чём идёт речь, и за его оценками прослеживается достаточно чёткое мировоззрение. Если реконструировать обломовский мир исходя из обломовского же взгляда на него, то результатом окажется классическая идиллия, что подразумевает односторонность и невозможность полного совпадения с видением повествователя, так как его сознание и жизненный опыт не такие, как у обломовцев. «…в овраге предполагались и разбойники, и волки, и разные другие существа, которых или в том краю, или совсем на свете не было», - в этом высказывание сталкиваются взгляд повествователя и обломовцев, что придаёт ему оксюморонный смысл. Здесь одновременно утверждается и отрицается факт существования в овраге разбойников, волков и т.п., и таким образом представлено сразу два (данном случае противоположных) взгляда на мир, один из которых опровергает другой в пределах одной фразы.
Позиция автора по отношению к персонажам «Сна…» чаще всего носит разоблачительный характер, отсюда и ироническая интонация. Система оценок повествователя чрезвычайно подвижна, от тёплой симпатии до саркастического упрёка, между которыми существует большое количество переходных положений. 3
Жанр идиллии
Из предыдущей главы становится ясным, что Гончаров отнюдь не стремился придать «Сну Обломова» характер подлинного сна (обычно с причудливыми, сюрреалистическим элементами). Понять своеобразие мира, в который нас переносит сон Обломова, помогают исследования М. М. Бахтина, посвящённые жанру идиллии. Им были выделены черты идиллического хронотопа. В первую очередь - это особое переживание времени и пространства. «Идиллическая жизнь неотделима от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром…Единство место жизни поколений ослабляет и смягчает все временные грани между индивидуальными жизнями и между различными фазами одной и той же жизни… Это определяемое единством места смягчение всех граней времени существенно содействует и созданию характерной для идиллии цикличной ритмичности времени». Именно так и соотносятся время и пространство в Обломовке. Обломовка хотя и имеет некоторые представления о большом мире, но почти не связанна с ним. В восьмой главе представлен упрощённый прототип обломовской идиллии – сцена, в которой Илья Ильич погрузился в поэтические мечты о жизни в имении. Идиллия во сне Обломова куда более многосложна, здесь всё продуманно: «взяты условия «экспериментально чистые» для того, чтобы успешно провести исследование обстоятельств рождения такого феномена, как «человек идиллии». 4
Начинается «Сон» с пейзажа, как это и принято в идиллии. Чётко прорисованы все детали пейзажа в их особом воплощении, столь отличном от романтического. В противоположность небу романтиков, с грозами и молниями, здесь изображено небо, уподобленное родительской надёжной кровле. Звёзды, обычно холодные и недоступные, «приветливо и дружески мигают с неба». Солнце с «ясной улыбкой любви» освещает и согревает Обломовку, и «вся страна…улыбается счастьем в ответ солнцу».
Автор отстаивает эстетическую ценность и значимость антиромантического взгляда на природу Обломовки, сознательно отказываясь от романтических клише: «Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну, да слушать щёлканье соловьёв. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевее облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебренных лучей в глаза своим поклонникам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, - все называли её месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».5
Эпическое и мифическое сознание во «Сне Обломова»
На обрядах «сосредотачивался весь пафос жизни» обломовцев. Ритуальность жизни подтверждает идею цикличного кругового течения времени, а, кроме того, свидетельствует о мифическом типе сознания обломовцев. Вневременность на стилевом уровне проявляется в том, что в одном предложении могут быть разные грамматические формы и виды глаголов, подчеркивающие, что время в Обломовке не имеет значения.6
В этом райском уголке есть своё заветное время: вечер и ночь таят опасность для человека, послеобеденный сон, обладая могущественной силой, управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места, например, овраг, «самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». А. Ф. Лосев, характеризуя мифический тип сознания, пишет: «С какой-то произвольно взятой, совершенно условной точки зрения самого мифического сознания ни в коем случае нельзя сказать, что миф есть фикция или игра фантазии…Миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряжённая реальность. Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность».
Список литературы
Список литературы
1.Буслакова Т. П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. – М.: ГУП «Изд-во «Высшая школа», 2001.
2.Дружинин А. В. «Обломов», роман И. А. Гончарова / Сборник статей. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1958
3.Краснощёкова Е. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. – СПб.: Изд-во «Пушкинский Фонд», 1997.
4.Лотман Л. М. И. А. Гончаров / История русской литературы. Расцвет реализма. Т3. – Ленинград: Изд-во «Наука». Ленинградское отделение, 1982
5.Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00471