Вход

буддизм

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 314621
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 17
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 мая в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
1. Буддизм как религия.
2. Личность основателя буддизма.
3. Этика и философия буддизма.
Заключение
Список используемой литературы

Введение

буддизм

Фрагмент работы для ознакомления

Все, к чему человек может привязываться, от чего он может зависеть и что он может присваивать, сле­дует отнести к какой-либо из этих пяти групп, обра­зующих материю «индивидуальности».
О вере в ин­дивидуальность говорится, что она возникает в ре­зультате представления некоего «я», которое ставится над этими пятью «грудами». Эта вера выражается в предположении, что все они являются «мной», или что «я есть» какая-то из этих групп, или что каждая из них – это «я сам». Другими словами, она выра­жается в уверенности в том, что «я есть это», или что «я обладаю этим», или что «это находится во мне», или что «я нахожусь в этом»1.
Факт наличия индиви­дуальности исчезает вместе с верой в нее, так как она – не что иное, как продукт воображения, лишен­ный всякого основания. Когда индивид, состоящий из произвольного нагромождения этих пяти «груд», пе­рестает существовать, результатом оказывается нир­вана – основная цель буддизма.
Уже во времена ранней буддийской общины говорили, что люди различного темперамента и способностей достигают цели различными путями.
Так, Шарипутра прославился своей муд­ростью, Ананда – верой и преданностью, Маудгальяяна – своей магической силой. В более поздние времена буддисты разного умственного склада сфор­мировали различные школы; кроме того, распростра­нение учения привело к его разделению по географическим и организационным признакам.
Таким образом, буддизм – древнейшая мировая религия, названная по имени её основателя Будды Шакьямуни. Буддизму принадлежит особая роль в истории всего евразийского континента, духовное пространство которого в течение последних двух тысячелетий складывалось под его влиянием. Его духом пропитаны многие культуры Востока – индийская, китайская, японская, тибетская, монгольская и др.
2. Личность основателя буддизма.
Индийская культура – культура самой древней религии, претендующей на то, чтобы считаться мировой. Сиддхарта Гаутама из рода Шакья-Муни, прозванный Буддой («Просветленный»), подобно зороастрийцам рассматривал смерть как главное зло.
Сына царя, жившего в VI-V вв. до н.э., ожидали все радости, доставляемые богатством и властью. Но он покинул свой дом и стал странствующим искателем истины. Изучив существовавшие в Древней Индии взгляды, он создал религию, не похожую на все, что было до него. И не только в древнеиндийской культуре1.
Поскольку верования, относящиеся к Будде, не являются частью нашего культурного наследия, то большинству людей они неясны и требуют подробного объяснения. Будду можно рассматривать в трех различных аспектах: как человеческое сущест­во, как духовный принцип и как нечто среднее между этими двумя.
1. Как человеческое существо Будда Гаутама жил на северо-востоке Индии примерно в 560-480 гг. до н. э. Исторические факты его жизни нельзя отделить от легенд о нем, которых придерживаются все буддисты. Но для буддийской веры существование Гаутамы, или Шакьямуни (мудреца из племени шакьев), в качестве индивида – факт малозначительный.
Легендарная биография первоучителя Будды создавалась индийцами почти десять веков в самых разных жанрах словесности и изобразительного искусства, а потом была подхвачена буддистами всех стан и традиций. Разумеется, в ней исторически достоверны лишь немногие детали, содержащиеся в большинстве буддийских источников: его рождение в деревне Лумбии, в семье кшатрия; его ранний брак; рождение ребенка; вступление на стезю аскета без одобрения родителей; первые неудачные попытки достичь просветления; смерть от несварения желудка. Да и в их исторической достоверности можно усомниться2.
Будда есть некая типическая фигура, воплощенная в данном индивиде, и именно это типическое затрагивает религиозную жизнь. Не­смотря на то что обычные последователи буддизма зачастую верят в Будду как в личностное существо, официальная буддийская теология не поддер­живает такую веру. Согласно официальной теории, Будда, «Просветленный», есть некий архетип, прояв­ляющийся в мире в различные периоды времени и перевоплощающийся в разные личности не представ­ляются значимыми.
Для буддистов, верящих в реинкарнацию, очевид­но, что Гаутама приходил в мир в 560 г. до н. э. не в первый раз. Как и всякое другое существо, он испы­тал множество перевоплощений: был обитателем мира животных, мира людей, мира богов. Во время этих многих перерождений он делил общую судьбу со всем живым. Такое духовное совершенство, которым об­ладал Будда, не может быть результатом только од­ной жизни. Оно должно было созревать медленно, в течение целых эпох. Будда находился в длительном путешествии, продолжительность которого поражает воображение. Согласно принятому исчислению, оно заняло чуть больше трех неизмеримых эонов (т. е. кальп).
В годичном исчислении это могло быть примерно 3×1051 лет, или по крайней мере что-то рядом с этой цифрой. В течение всего этого времени будущий Будда практиковал все добродете­ли всеми возможными способами. Жест, призываю­щий землю в свидетели, характерный для большин­ства статуй Будды, символизирует его длительную подготовку к реализации1.
Предание рассказывает нам о сражении Шакьямуни с Марой – олицетворением мирового зла, владыкой этого мира, – происшедшем непосредственно перед просветлением. Шакьямуни говорит Маре о том, что он доказал свое презрение к мирской власти и славе тем, что жертвовал богатством, телом, самой жизнью множество раз на протя­жении многих жизней. Он указывает на землю как на свою свидетельницу, и божество земли поднимается из глубин, чтобы подтвердить данные слова. Оно так­же свидетельствует о том, что Шакьямуни завершил выполнение практики и обета Бодхисаттвы. Эта притча заключает в себе глубокую духовную истину. Мара, который соответствует сатане, правит этим миром и этой землей. Поэтому он заявляет, что Бодхисаттва, представляющий собой нечто лежащее за пределами этого мира и враждебное ему, не имеет права даже на горсть той земли, на которой он расположился для медитации. Бодхисаттва же, наоборот, утверждает, что благодаря бесчислен­ным деяниям самопожертвования в своих предыду­щих жизнях он завоевал право на этот небольшой клочок земли.
2. Если бы учение Будды излагало всего лишь ка­кое-либо человеческое существо, ему бы не хватало авторитетности. На самом же деле оно исходит из ду­ховного принципа, из природы Будды, которая скры­вается внутри личности Шакьямуни и которая, как мы могли бы сказать, «вдохновила» его понять истину и учить ей. Когда буддисты рассматривают Будду в качестве духовного принципа, они называют его Татхагатой или говорят о его теле Дхармы. Изначальный смысл слова «Татхагата» неизвестен. Поздние комментарии объясняют этот термин как со­ставленный из двух слов: из татха, «так», и причас­тия прошедшего времени агата, «пришедший», или причастия гата, «ушедший». Другими словами, Тат­хагата – это тот, кто пришел или ушел «таким-то образом», как и другие Татхагаты1. Это объяснение подчеркивает то обстоятельство, что «исторический Будда» – не обособленный персонаж, что он – лишь один из бесконечного ряда неисчислимых Татхагат, которые появляются в мире в разные эпохи и проповедуют одно и то же учение.
Тем самым Будда Татхагата предстает, по существу, как один из мно­гих. В ис­кусстве Санчи и Бхархута, к примеру, есть семь Татхагат, т. е. Шакьямуни и шесть его предшественников, представлены в виде семи ступ, содержащих в себе их мощи, или же в виде семи деревьев, под которыми они обрели просветление. В Гандхаре, Матхуре и Аджанте семь Будд носят человеческий облик, при­чем друг от друга они практически неотличимы.
3. Теперь рассмотрим Будду в его теле славы. Пребывая в качестве человеческого существа, Шакьямуни, естественно, и выглядел как любой другой человек. Но это челове­ческое тело Будды являлось не чем иным, как разно­видностью внешней оболочки, окружавшей и скры­вавшей его истинную личность, случайной и незначи­тельной. Оно вовсе не было выражением подлинного существа Будды. То, что скрывалось за этой внешней оболочкой, представляло собой иную телесную разновидность, во многом отличающуюся от тел обычных смертных, и ее можно было уви­деть только особым оком веры.
Буддисты именова­ли его по-разному: «тело наслаждения», «чистое те­ло», «тело, которое выражает истинную природу Будды». Перечень, состоящий из 32 «признаков сверхчеловека» и часто дополняемый списком из 80 «вторичных признаков», описывал наиболее вы­дающиеся черты «тела славы» Будды. Этот пере­чень – общий для всех трех школ, и, должно быть, он довольно древний. Изображения и статуи Будды, которые мы находим в буддийском искусстве, нико­гда не относились к человеческому телу, они всегда старались представить «тело славы» Будды.
«Тело славы» Будды составляло восемнадцать футов в высоту, и многие статуи Будды – именно такого размера. Это тело имело золотистый оттенок. «Меж бровей Бхагавана располагался курчавый завиток (урна), мягкий как хлопок, похожий на цветок жас­мина, на луну, на раковину моллюска, на тычинку ло­тоса, на коровье молоко, на соцветие изморози»1.
Многоцветные лучи света исходили от этого завитка волос, который был белым как снег или серебро. На скульптурах урна часто изображена в виде простой точки или в виде драгоценного камня. На более позд­нем этапе буддийской истории тантра, под влиянием шиваизма, интерпретировала урну как третий глаз, «глаз мудрости». Здесь проявляется традиция, которая многим обязана йогическим прак­тикам. Для йогинов обычна концентрация на невидимом центре над бровями или между ними, и учение йоги всегда придерживалось того мнения, что в этой части лба располагается нечто вроде центра психиче­ской или духовной силы.
Два других признака «тела славы» Будды пред­ставляются особенно заметными и важными. У него имеется ушниша (букв, «тюрбан», «головная повяз­ка»), которая у статуй изображается в виде некоего возвышения или выпуклости на макушке. Оно круг­лое в Гандхаре, коническое в Камбодже, заостренное в Сиаме и на бенгальских миниатюрах XI в. и в фор­ме пламени в Лаосе. Кроме того, от тела Будды не­прерывно исходит свет. Лучи, исходящие от него освещают обширное пространство.
«Вокруг тела Буд­ды на расстоянии в шесть футов вокруг всегда сияет свет, постоянно излучаясь во всех направле­ниях, днем и ночью, будучи таким же ярким, как тысяча солнц, и напоминая гору драгоценностей, пришедшую в движение»1.
Согласно общеиндийской традиции, тела великих людей излучают некую огнен­ную энергию, и привычка к медитации. Очень часто эта магическая мощь представлена язы­ками пламени, которые вырываются из ореола, окружающего фигуру Будды, и иногда из его плеч. На Яве небольшие языки пламени, исходящие из ореола вокруг статуй Будды, образуют священный слог ом; по форме это перевернутый вопросительный знак со спиральным хвостиком.
Голову Будды окружает нимб, символизирующий божественность и святость. В искусстве Гандхары нимб придавался также богам и царям, а в IV в. этот символ приняло и христиан­ское искусство.
Всегда, когда в буддийской традиции говорится о Будде, подразумевается его тройственность. Для историка-христианина или сторонника агностицизма реален только Будда-человек, духовный же и магиче­ский аспекты Будды для него не более чем фикции. Но верующие буддисты думают совершенно иначе, для них более значимы природа Будды и «тело сла­вы» Будды, а плоть Будды и его историческое суще­ствование представляются им всего лишь лохмотьями, наброшенными на его духовную славу.
Таким образом, очевидно, что реальная биография Будды позже была встроена в мифологический канон и в таком виде дошла до нас. Однако, пожалуй, интереснее уделять внимание не точным или, скорее, неточным датам его существования, а попытаться представить себе то время, когда жил Будда, и понять, почему именно такое учение родилось именно там и тогда.
3. Этика и философия буддизма.
Строго говоря, первоначальное учение Будды не было ни ре­лигиозным, ни философским. Изучив существующие в Древней Индии взгляды, он создал религию, не похожую на все, что было до него. Будда уклонялся от дискуссий о Боге, о душе и не столько потому, что считал эти темы недостойными или не знал, как на них ответить, сколько из-за того, что цель его учения была сугубо практическая – помочь избавиться от страданий.
Будда выс­тупал против догм, авторитетов, слепой веры; он говорил, что истин так же много, как листьев в лесу, и истина, возвещенная им, не более чем горсть листьев; он часто отвечал молчанием на вопросы людей, которые считали его всезнающим.
Будда покинул свой дом и из наследника царства стал стран­ствующим искателем истины. Но история его жизни превратилась в другую историю – историю распространения и искажения его учения, историю обо­жествления Будды и превращения его в целый легион Будд. Во времена Будды в Индии существовала сильно развитая и разработанная религиозная традиция. Именно она погло­тала истинную историю и взгляды Будды.
Первоначальное уче­ние Будды смешивается с культом Шивы и магией в тантричес­ком буддизме, с местными верованиями в тибетском и монгольском ламаизме, с даосизмом и отчасти конфуцианством в Китае, с культом предков в японской разновидности буддизма. В местах распространения в пантеон буддийских богов входили местные божества.
Буддизм из двух вариантов неумирания – не жить и стать бес­смертным – выбрал первый. Этот выбор облегчается тем, что жизнь в ин­дийской культуре рассматривается как нечто неистинное по от­ношению к основе всего – Единому. Буддизм подходит для тех культур и людей, которые тяготеют к данной установке.
Буддизм задался вопросом, что такое Единое и пришел к выводу, что это абсолютное Небытие, лежащее в основе прояв­ленного бытия. Абсолютное Бытие совпадает с абсолютным Небытием. Это две стороны одной медали, и можно сказать, что буддизм – это обратная сторона индуизма. От Единого шел путь в индуизме – к Абсолюту, а в буддизме – к Пустоте, и достижение этого называется в индуизме самадхи, а в буддизме нирваной1.
Из неабсолютности всего существующего следует вывод о неабсолютности божества. В буддизме нет надобности в Боге как творце и спасителе, как в безусловно верховном существе, Бог имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что означает потенциальную тождественность человека богу. В силу своих достоинств Будда даже может обрести господство над богами.
Свободная от всех определений Пустота напоминает понятие «вещь-в-себе», введенное в европейскую философию И. Кантом В буддизме есть аналог и современному научному представлению о свойствах. Даже если соединить все известные свойства тела, это не будет само тело. Буддизм отличается от скептических утверждений страстным стремлением к неописуемому, но сущему, что и именуется нирваной. Продолжая в том же духе утверждают, что в «чистом сознании», которое обрел Будда, нет ничего, что могло бы быть обретено. Но есть в буддизме и поня­тие «верующее сознание».
Буддизм появился именно в Индии, потому что индийцы до­шли до представления о Единой реальности, откуда цепочка рас­суждений ведет до нереальности смерти. Смерть сама по себе не приносит освобождения от страдания, поскольку за ней следует новое рождение. Буддизм находит ценности выше смерти и тем борется со страхом ее. Выше смерти становится совершенство, достигаемое человеком. И в нем страх смерти преодолевается самопожертвованием.
Отрицая личного Бога как творца всего и главную причину существования, Будда провозгласил закон естественной причин­ности. Мысля так, буддизм наиболее последователен в утверж­дении идей реинкарнации и кармы. Он освободил их от мифологической оболочки и, как другие религии, развивался в направ­лении от обрядовости к моральности. Если все делает высшее существо, то как человек может надеяться вызвать своими дей­ствиями его благоволение: эта проблема позже станет и перед хри­стианством, и оно решит ее с помощью идеи свободы воли, дан­ной человеку Богом.
А буддизм смыкается здесь с даосизмом в его концепции естественного пути. В понимании кармы буддизм выступает против полного детерминизма. Настоящее согласует­ся с прошлым, но не определяется им механически, и для челове­ка остается возможность изменить свою карму, достигая освобож­дения. Буддизм утверждает авторитет нравственности над кар­мой и социальным положением.
Качества, которыми должен обладать каждый буддист: щед­рость, терпимость, энергичность, нравственность, медитационное сосредоточение и знание, а также любовь, которая порождает щедрость, кротость и другие совершенства. Один из основных принципов буддизма – милосердие к живым созданиям, куда входит и воздержание от причинения им вреда и т.п.
Буддизм считает удовольствие и добро равно необходимыми и не необходимыми (средний путь, одинаково отвергающий и погружение в чувственные удовольствия и умерщвление плоти). Здесь и полемика с брахманизмом, который считал, что богат­ство необходимо для совершения нужных дел – жертвоприношений, одаривания брахманов, т.е. выполнения религиозного долга и накопления праведных заслуг1.
В буддизме есть своя триада взаимосвязанных факторов: мысль, слово, действие, а также учение о психофизических элементах жизнедеятельности личности, так называемых дхарм. Имеется пять наборов дхарм: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы и сознание. Пять совершенных знаний: способность творить чудеса; божественный слух, позволяющий слышать на любом расстоянии; чудесное зрение, позволяющее видеть на любом расстоянии; чтение мыслей; память о прошлых рождениях.

Список литературы

Список используемой литературы
1)Альбедиль, М.Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
2)Бондгар-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М., 1980. – 436 с.
3)Горелов, А.А. История мировых религий: учеб. пособие / А.А. Горелов. 3-е изд. – М.: Флирта: МПСИ, 2007. – 360 с.
4)Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. – СПб.: Питер, 1996. – 167 с.
5)Конзе, Э. Буддизм: сущность и развитие. – СПб.: Наука, 2003. – 288 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00452
© Рефератбанк, 2002 - 2024