Вход

Выбрать один вопрос по 2-м разным книгам и раскрыть его

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 313359
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 18
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 2 мая в 12:30 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание



Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. Коллективизация и раскулачивание или Сталинская “революция сверху”…………………………………………………………………………….4
§1. Коллективизация крестьянских хозяйств и проблема кулачества…….4
§2. Начало массового раскулачивания крестьян…………………………….8

Глава II. Осмысление сталинского террора в постсоветский период………..12
§1. Влияние сталинского террора на сознание общества……………………12
§2. Постсоветская история о «сталинском терроре»……...…………………13

Заключение……………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….18






Введение

Выбрать один вопрос по 2-м разным книгам и раскрыть его

Фрагмент работы для ознакомления

В ноябре 1929 года состоялся пленум, который высказался за изменение политики в отношении кулака. Было принято решение кулака в колхозы не пускать и перейти от политики ограничения к политике ликвидации кулачества как класса.
Если смотреть на вещи реально, то ни какого перелома в сознании крестьян, естественно не произошло. Однако, нужно отдать должное Сталину, идея коллективизации все – таки была не столь нелепа для русской деревни и нашла в ней поддержку. С одной стороны крестьянин – это собственник, индивидуалист, который кровно нажитого просто так не отдаст. Но, с другой стороны, испокон веков русский крестьянин – это в первую очередь общинник. Община в России сохранялась очень долго, и разрушить ее, по сути дела, не смотря на старания многих реформаторов, так и не удалось. Община же – это принцип равноправия, принцип безвозмездной взаимопомощи. Плюс к этому, все еще не было забыто не так давно отмененное (не прошло и 100 лет) крепостное право.
Так же выделялось три основные формы ведения коллективного хозяйства: коммуна, артель и ТОЗ. Коммуна предполагала наибольшую степень обобществления производства и даже быта. Ей отдавалось наибольшее предпочтение правительством, но в народе она популярности не получила. При такой форме как артель обобществлялись в основном средства производства (земля, инвентарь, скот). Артель стала основной формой. И, наконец, ТОЗ – обобществлял труд по обработке земли.
При внедрении коллективизации Сталин и его окружение не могли не учесть предрасположенности и национальные особенности русского народа, и в частности русского крестьянства.
Это явление не могло быть основано только на страхе и применении силы. Так почему же это все – таки произошло? Чтобы ответить на этот вопрос нужно в первую очередь обратиться к понятию менталитета, в частности ментальности русского народа.
Необычайно сложные природно – климатические условия территории России, диктовавшие необходимость значительных трудовых затрат на сельскохозяйственные работы, обусловили с одной стороны трудолюбие, терпение, выносливость как важнейшие черты русского менталитета и характера, с другой стороны, отсутствие значимой корреляции между мерой трудовых затрат и мерой получаемого урожая. Это в течение многих столетий способствовало возникновению определенного скепсиса по отношению к собственным усилиям, склонность к небрежности в работе и пассивному отношению к своему собственному хозяйству, поскольку индивидуальное крестьянское хозяйство часто гибло под ударами суровой стихии.
Советское общество, сложившееся после 1917 года не являлось чуждым русской истории и русскому менталитету. Коммунистическая Россия – продолжательница и законная наследница царской и императорской России унаследовавшая многие их черты: произвол абсолютной власти, засилье государственной собственности, несвободный образ жизни. Большевикам удалось достаточно точно отразить подсознательную часть ментальности русского народа и стать выражателями воли большинства народа, сопротивляющемуся капиталистическим реформам. Реформы разрушили ментальное ядро российского этноса – преобладание в нем коллективистских начал. Советское общество 30 – х годов воспроизводит многие черты самодержавно – крепостнического строя: деспотическую власть, опирающуюся на бюрократию; определяющую роль государства в общественных отношениях; закрепощение сословий, полное господство марксистских идеологий, фактически заменившей религию в духовной сфере; уравнительный коллективизм.
С учетом того, что основную массу крестьянства составлял середняк и беднота, идея коллективизации если и не прошла на “Ура!”, то, во всяком случае, получила поддержку немалой части населения.
Получила поддержку и идея раскулачивания и уничтожения кулака как класса. Этому чуждому элементу небыло места в светлом социалистическом будущем.
§ 2. Начало массового раскулачивания крестьян.
Переход к политике сплошной коллективизации, осуществляемой в кратчайшие сроки, ставил вопрос о судьбе уже не отдельных кулацких хозяйств, а обо всей их массе в целом. Форсирование коллективизации означало фактическое развертывание раскулачивания. И то, и другое началось под сильным нажимом “сверху”.
В выступлении на всесоюзной конференции аграрников – марксистов Сталин объявил, что в политике партии и государства совершился “один из решающих поворотов”: “От политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса”. Речь шла о том, чтобы “сломить кулачество”, “ударить по кулачеству так, чтобы оно не смогло больше подняться на ноги”(3, с. 161 - 162).
Однако, и после провозглашения новой политики, вопрос о том, как проводить раскулачивание и что делать с раскулаченными оставался не решенным.
Известное постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству” не содержало ни каких разъяснений, лишь подтверждало недопустимость приема кулаков в колхозы. Не внесла ясности и передовая статья “Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня” опубликованная правдой 11 января 1930 года. Она лишь обосновала призыв “объявить кулачеству не на жизнь, а на смерть войну и в конце концов смести его с лица земли”(3, с. 168).
Для выработки конкретных мер и способов такой политики 15 января 1930 года была создана специальная комиссия Политбюро под председательством В. М. Молотова. 30 января Политбюро утвердило подготовленный этой комиссией текст постановления ЦК ВКП(б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации”. В этих районах предлагалось отменить не только аренду земли и запретить применение наемного труда, но и конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и семенные запасы.
Сами кулаки делились на три категории, каждая из которых подлежала особым мерам воздействия. К первой категории относили наиболее зажиточных кулаков и контрреволюционный актив (участники белого движения, активно выступавшие против советской власти и т.д.). В этом случае глава семьи репрессировался, как политический преступник, а семья высылалась на поселение в отдаленные районы страны. Туда же высылались, но уже всей семьей, кулаки второй категории (использовавшие наемный труд). Менее зажиточные – кулаки третьей категории, высылались за пределы колхозных земель.
Количество хозяйств, высланных по каждой категории, должно было строго фиксироваться по районам в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств и не превышать в среднем 3 – 5 % всех крестьянских дворов, хотя на самом деле уже к осени 1929 года кулацких хозяйств было намного меньше.
Постановление предупреждало, что мероприятия по ликвидации кулачества должны осуществляться в связи с действительным массовым колхозным движением и являться неразрывной составной частью процесса сплошной коллективизации и предостерегало против “голого раскулачивания” вне связи с коллективизацией. Однако, эти указания не подкреплялись ни какими реальными организационными мерами, находились в явном противоречии с установлением контрольных цифр по раскулачиванию, с безудержным давлением “сверху”.
Что касается кулаков третьей категории, то при подготовке проэкта о темпах коллективизации подкомиссия во главе с К.Я. Бауманом предлагала эту самую многочисленную категорию кулаков, готовых подчиниться и лояльно относиться к мероприятиям советской власти, принимать в колхозы с 3 – 5 летним испытательным сроком, по истечении которого предоставить гражданские права. Однако, это предложение не было принято.
В условиях безудержной гонки коллективизации зимой 1930 года широко практиковалось принуждение при организации колхозов. Раскулачивание превращалось в средство коллективизации, стало основным методом ускорения ее темпов. Центральная и местная печать призывала к решительным действиям против кулачества, партийные и советские органы давали местным работникам и организациям указания поднимать и развивать ненависть к кулачеству, в числе которых так же оказались и не желающие вступать в колхозы середняки и даже бедняки. К примеру: “При проверке состава выселяемых по Маслянинскому району (Новосибирский округ) в списки подлежащих выселению с/советами были включены и РИКом утверждены семьи красноармейцев, кои в данное время служат в Красной армии, семьи бывших партизан, середняки, не лишенные голоса и не обложенные индивидуально сельхозналогом, и даже бедняки…”(4, с.72).
Чем же так не угодил кулак советской власти? Фактически, для поднятия экономики кулацкое хозяйство было крайне прибыльным и выгодным. Облагая его налогами, государство получало немалые прибыли. При этом, параллельно имелись все возможности для создания колхозов, вступление в которые возможно было усилить различными льготами со стороны государства.
Существует несколько моментов, объясняющих причины уничтожения кулацкого хозяйства. Во – первых, оно не вписывалось в идеологию. Кулак – индивидуалист, который нарушает моральные нормы и принципы советского общества. Что очень важно, ряды его крайне немногочисленны, поэтому опираться на него, как на плацдарм смысла не было. Опора идет на более крупную по численности часть сельского населения – бедноту.
Во – вторых, кулацкая часть населения была самой образованной в деревне, имела свое собственное устойчивое мнение, практически не поддавалось идеологической обработке, имело влияние на определенные круги крестьян. По доброй воле кровно заработанные деньги кулаки отдавать не желали.
В – третьих, советское правительство, весьма не безосновательно предполагало, что при попытке заставить кулака поделиться возможен вариант жесткого сопротивления.
В – четвертых, на голом энтузиазме колхоз не построишь. Нужен сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот, семена и многое другое, чего у советской власти не было, но было у кулака, и, единственный способ получить все это – взять силой, что и было сделано. Кулака объявили классовым врагом, мешающим строить светлое социалистическое будущее, издали соответствующие постановления – далее идеологически подкованная часть сельских жителей все сделала сама.
В результате, большая часть раскулаченных была отправлена либо в ссылку, либо в ГУЛАГ.

Глава II. Осмысление сталинского террора в постсоветский период
§ 1. Влияние сталинского террора на сознание общества.
За все годы террора и строительства социализма через лагеря и тюрьмы прошла огромная часть советского общества. За 1937-1940 гг. только судами общей юрисдикции (т.е. не считая «троек», особого совещания НКВД и военных трибуналов) в СССР было осуждено более 7 млн человек, за 1941-1945 гг. – 13 млн, а за 1946-1952 гг. – еще 14 млн человек. А всего за 1937-1956 гг. – 43 млн человек(3, с. 243). Это не могло не оказать значительного влияния на мораль, нравственность, культуру. У нас лагерная поэтика, тюремный пафос присутствуют даже на государственном телевидении, масса населения разговаривает с примесью специфического языка и специфической терминологии. Это уже стало частью общенациональной культуры. Кроме того, у нас еще живы многие традиции тех лет и самая глубокая из них – отчуждение общества и власти, их взаимное недоверие.
Несомненно, такая масштабная кампания не могла не отразиться на социальных аспектах, на самом обществе. Слухи об арестах очень быстро распространялись. Но, с другой стороны, некоторые люди пережили эту эпоху, даже не заметив террора. Их не коснулась эта проблема. Сама операция проводилась тайно, огласки не было, в первую очередь режим преследовал идеологические цели – чтобы никакой тени не бросить на систему. Партия, ее руководящий состав должны были оставаться кристально чистыми, идеалы – незапятнанными, поэтому внедрялось убеждение – если происходят где-то аресты, то это изымаются настоящие «враги». Но «врагов» оказалось очень много, и семьи, которых это коснулось, коснулось надолго. Доминирующей тенденцией в те годы было стремление большинства граждан не замечать репрессий, не реагировать на случаи арестов хотя бы из соображений личной безопасности.
С этой проблемой – реакцией общества – историкам еще предстоит разбираться. В современной историографии эта проблема пока не исследовалась всерьез. Нужны новые источники. Судя по газетным публикациям, все было благополучно, не было даже намеков на то, что в стране происходят массовые, грандиозные по масштабам репрессии.
И сегодня существуют попытки закрывать глаза на эту проблему. Некоторые считают, что террор – это вымышленный факт, что это пущенная Хрущевым «утка», чтобы оттенить свою роль и представить себя в роли либерала по сравнению со Сталиным, что это было инспирировано Хрущевым в целях дискредитации Сталина, что на самом деле никакого террора не было. Поэтому некоторые нынешние коммунисты проклинают Хрущева за то, что он бросил тень на великого человека – Сталина.
В основном историки, конечно, с документами работают. Но могу сказать, что на самом деле память жива в семьях, пострадавших от репрессий в те годы. Хотя молодое поколение слабо интересуется тем, что происходило с их дедами. События 1937-1938 гг. уже воспринимаются как далекая история, как легенда. Детальным ее изучением занимаются в основном специалисты.
После смерти «вождя народов» оставшихся в живых обитателей ГУЛаГа, а расстрелянных и умерших – посмертно – реабилитировали. Но только в 1989 году историки получили доступ к документам с грифом «совершенно секретно».
§ 2. Постсоветская история о «сталинском терроре»
Апогеем террора постсоветские историки считают 1937-й год. С одной стороны, в стране не было кризиса, как, например, в начале 1930-х годов, когда страна также переживала террор, но это было последствием коллективизации, глубокого экономического кризиса. Год 37-й был урожайным, вполне благополучным. С другой стороны, на осень этого года были запланированы первые демократические выборы в стране. Конституция, принятая в 1936-м году, впервые устанавливала нормальные демократические принципы развития страны, снимались все ограничения в избирательных правах со всех категорий граждан. Демократизировалась и сама избирательная система. И это довольно странно – террор фактически совпал с проведением первых выборов. Сталин и руководство страны хотели продемонстрировать всему миру новые принципы народной, как тогда говорили, демократии.
С лета 1937-го года началась самая массовая, беспрецедентная операция по изъятию из советского общества «антисоветских, кулацких и уголовных элементов». Наибольшую известность приобрела та часть операции, которая называется кулацко-уголовной.

Список литературы

Литература.

1.Безбородов А.Б. История постсоветской России. М., 2004.
2.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1984. т.4.
3.Минаев В.В., Голотик С.И. Население и власть. Очерки демографической истории СССР в 1930 – е годы. М., 2004.
4.Спецпереселенцы в Западной Сибири: 1930 – весна 1931 гг. Новосибирск 1992.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0049
© Рефератбанк, 2002 - 2024