Вход

Психология творчества в коммуникационных процессах. Творческое мышление, механизмы активации творческого мышления.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 313183
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 21
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Оглавление.
Введение.
Массовое индивидуальное творчество: ступени и парадигмы интеллектуализации мышления.
Проблемы личности формирующегося информационного общества.
Характеристика творческой личности
Методы стимулирования проявления творческих способностей.
Заключение.
Список литературы.

Введение

Психология творчества в коммуникационных процессах.
Творческое мышление, механизмы активации творческого мышления.

Фрагмент работы для ознакомления

Однако возникающая фрагментация знаний и интересов обычно вытесняет сис­темное видение мировых процессов, создает условия для когнитивного вакуума чело­века и избирателя в важнейших сферах общественных знаний. Восторженный фети­шизм новой индивидуальности, превращение ее в идола молодежи и общества, объект подражания "золотой молодежи" - обычный путь восприятия норм вседозволенности и аморальной терпимости.
Подчинение человека своему делу как призванию, как смыслу жизни, поглощаю­щему все мысли и устремления. Без этого даже специалист обычно либо "плывет по течению", либо даже забрасывает свою "нишу". Здесь личность специфицирует, объе­диняет, "стягивает к себе", предельно активизирует и потребительную, и рабочую си­лу человека. Реализация призвания означает утверждение своего превосходства, сво­ей власти над другими, способность разрушить сущее и дать начало новому, лучше­му. Такое самоутверждение за счет принижения других, разрушения их творений, смысла и опоры их жизни - греховная гордыня для православия, сугубо иррациональ­ное и злое для А. Шопенгауэра. Соединение такой гордыни с когнитивным вакуумом, порождающее равнодушие к горю и страданиям людей, особенно опасно в связи с ог­ромными возможностями новой индивидуальности влиять на мировые процессы. Бо­лезненное сострадание к уходящему (столь дорогое Шопенгауэру и Ф. Достоевскому) здесь отступает в тень, гонимое мечтой об успехе и признании.[2]
Даже накопленная информационным обществом культура сохраняет свой контроль, свою цивилизующую силу по отношению к деятельности человека лишь в той мере, в ка­кой она не сталкивается с его призванием, не выглядит как ретроградная и устаревшая. При этом культура других стран и регионов, выработанная гениями этих народов, обычно встречает полное непонимание и стремление насильственной унификации, даже с приме­нением силы. Это создает условия для существования системы двойных стандартов, позволяющей действия, не применимые по отношению к себе. Возникают ситуации рас­четливого обскурантизма, нежелания видеть главное в сравнениях.
Перед нами картина опасного столкновения нарастающей мощи человеческого ин­теллекта с достижениями породившей его мировой культуры. Информационному об­ществу, рождающемуся в невероятно отстающей глобальной среде, предстоит решение этой сложной и опасной проблемы социально-политического и нравственного развития.
Сложные проблемы возникают в семьях, поскольку раскрепощенная женщина так­же вступает на этот путь индивидуализации, приобретая собственные доходы и своих "производственных" друзей, свои творческие интересы и свою карьеру. Семейный со­юз таких индивидуальностей получает название бикарьерной семьи. Это означает, что на смену семье как коллективной личности общества массового потребления при­ходит семейный коллектив индивидуализированных личностей. "Здоровье" такой се­мьи требует уже принципиально иного уровня взаимного уважения и взаимопонима­ния, разума и терпимости, требует не "Закона", а Совести, то есть внутреннего благо­родства и культуры. Общеизвестны несчастья и массовые трагедии семей, где благородство человека отступило перед обстоятельствами и социальными бедствия­ми. Однако еще большую "стрессовую нагрузку" несет изменение техногенного мира человека, также требуя возвышения его интеллекта.
Анализ ступеней переработки информации позволяет увидеть нечто общее в кон­фликтах всех пяти вышеназванных сфер деятельности альтернативного человека.[2]
Характеристика творческой личности
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность особенно проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Однако, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Последняя формулировка достаточно расплывчатая, ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует сказать, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили.
Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.
Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Ими были проведены ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.
Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.
Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
Кроме того, разными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:
- не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно сказать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.
Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность изобретать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

Список литературы

Список литературы.
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.
2.Васильчук Ю.А. Фатор интеллекта в социальном развитии человека / Ю.А. Васильчук // ОНС. – 2005. – № 2. – 59-66
3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
4.Карпов О.А. К проблеме феноменологии творчества творчества / О.А. Карпов // Философские науки. – 2005. - № 5
5.Рождественская Н.В., Толщин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00525
© Рефератбанк, 2002 - 2024