Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
312272 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
24
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Образ Петербурга в литературе XIX в.
Петербург в произведениях А.С. Пушкина
Петербург в произведениях Н.В. Гоголя
Петербург в произведениях М.Ф. Достоевского
Образ Петербурга в литературе XX в.
3.1. Петербург Александра Блока
2.2. Петербург в поэзии Анны Ахматовой
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Образ петербурга в русской литературе в 19-20в.
Фрагмент работы для ознакомления
Пушкин поет гимн столице Российского государства:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид!
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный...
Город вознесся "пышно, горделиво" "из тьмы лесов и топи блат" и стал сердцем могучего государства:
Красуйся, град Петров,
и стой Неколебимо, как Россия.
Таким образом, Петербург Пушкина - это город величественный, пышный, великолепный, столица державы, «вольный», однако не лишенный социальных контрастов и отрицательных черт. Другими словами, можно говорить о контрастности и неоднозначности данного образа в творчестве поэта.
Петербург в произведениях Н.В. Гоголя
Н.В. Гоголь, как известно, показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. Как утверждают биографы, большую своей жизни Гоголь провел в Петербурге5. Это не могло не отразиться на его произведениях.
В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. «Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник»6.
В "Петербургских повестях" петербургская тема в творчестве писателя получила свое полное развитие.
Одна из них - "Записки сумасшедшего". Как утверждают исследователи, это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе7. Маленький человек, Поприщин ведет свой внутренний монолог, "говорит сам в себе", во внешней же жизни он другой. Это различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Так как никто не признает его как личность, он должен для себя сам этот вопрос. Анализируя свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его рассуждение: "Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит". За легким тоном скрывается настоящий Поприщин резкий, неуверенный.
Как замечает литературовед, в «отличие от других произведений Гоголя, в "Записках сумасшедшего" прямо слышится в каждом слове пошлость и трагизм - две краски петербургского мира»8. В попытке оценить себя Попрыщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе "рассмотреть жизнь этих господ" и в фантазирует, что "станем и мы полковником и заведем себе репутацию". Но его "бедное богатство" достается камер-юнкеру, и Попрыщин пытается вдуматься глубже: "Отчего происходят все эти какой стати я титулярный советник разности? Отчего я титулярный советник…?". Теперь «перепрыгнуты» все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Попрыщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об "исполинских делах" и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
Трудно не согласиться с утверждением исследователей, что «все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения»9 (выделено нами). Здесь властвует сила чина, нивелирующая личность. Чин для Поприщина - это высшая ценность, критерий справедливости и счастья.
Владимир Набоков писал: "Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности - и его изначальный порок"10. Действительно, Петербург у Гоголя - это нереальное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где "маленькие люди" исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.
Максимально полное выражение эта идея получила в повести "Шинель". Здесь автор рисует город, в котором "маленькие люди" бесследно пропадают. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают «башмачкины». Как метко отмечает В. Маркович, «переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение "тощее" и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники»11. В "Шинели" описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и "всякие" люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями.
Этим картинам Гоголь противопоставляет Акакию Акакиевичу, у которого было только одно «развлечение» - переписывание бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.
Как отмечает, Н.Л. Степанов, «Гоголь рисует два мира одного города. Эти два мира очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше»12. Эти два мира пересекаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого важного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Как метко заметил исследователь, «бедная часть Петербурга - это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги»13.
Ощутить, почувствовать, а тем более описать атмосферу Петербурга может видетьне каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал о Гоголе и о Петербурге: "Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России"14.
Петербург в произведениях М.Ф. Достоевского
Говоря об образе Петербурга в русской литературе XIX века, нельзя не назвать еще одного мастера художественного слова – Федора Михайловича Достоевского. Об отношении Ф.М. Достоевского к Петербургу не существует однозначного мнения. Так, согласно одним исследователям, писатель не любил «мрачный город». Согласно другим, существует как минимум два Петербурга Достоевского, контрастных и часто противоречащих друг другу. Рассмотрим обе точки зрения.
Согласно первой точке зрения, Ф.М. Достоевский недолюбливал Петербург15. Это негативное отношение к северной столице он отразил в своих произведениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге", - говорит Свидригайлов, герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Как метко утверждает один из литературоведов, «Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мостов, единственное нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества»16.
Это происходит с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский в "Преступлении и наказании", прослеживая связь между преступной идеей главного героя и давящей среды, "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости...
Картину тесноты, нравственной подавленности людей, дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе.
В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина".
Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. Таким образом Достоевский ставит вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на формирование его теории.
С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. Как отмечают исследователь. М. Бахтин, отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга, что «создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности»17. Даже жара, духота — реальные исторические факты (современники Достоевского отмечали небывалую жару в Петербурге летом 1865 г.).
С другой стороны, автор создает странную атмосферу нереальности. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и в целом города, общества. Духота в романе — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они ходят по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа.
Еще один мотив, который важен в романе - мотив тесноты, стесненности (описанием каморки Раскольникова). В романе появляется Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом. В жуткой тесноте живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня. Это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. Теснота (как и жара) в романе — явление не только материальное, это метафора, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане.
Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи. Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой.
С городским пейзажем в романе появляются картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. Достоевский ставит проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова. Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, “пошла по желтому билету” Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна. Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова. По меткому высказыванию одного из литературоведов, «Петербург становится как бы сценой, на которой проходит жизнь героев. На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его»18.
Таким образом, автор создал в романе нестандартный образ Петербурга — конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно. Изображение Петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического сближает Достоевского с Н. В. Гоголем, писателем “натуралистической школы”. При этом Достоевский ввел в роман новые элементы - особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем. Петербург, с одной стороны, та “среда”, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория Раскольникова. Хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта “среда заела”, но, безусловно, и атмосфера Петербурга психологически подтолкнула Раскольникова к преступлению.
Образ Петербурга в литературе XX в.
3.1. Петербург Александра Блока
Остановимся на двух представителях русской литературы XX века, в которых тема Петербурга, по мнению критиков, звучит наиболее ярко – Александре Блоке и Анне Ахматовой19.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Как утверждают исследователи, Блок - это наиболее “петербургский” из всех русских поэтов20. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Несмотря на то, что Блок нечасто называет конкретные детали петербургского пейзажа, вся его поэзия неотделима в нашем восприятии и представлении от города - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.
Когда Блок только начинал свой поэтический путь, литературные критики характеризовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее, как “ гениального поэта” Невского проспекта21.
Хотя в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи очень локальны. Так, например, и в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических стихах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. Как утверждает Д.Е. Максимов, «о чем бы не писал Блок - “фешенебельном ресторане” или “о крышах дальних кабаков”, о “колодцах дворов” или о “ледяной ряби канала”, о “снежной вьюге” или о “желтой заре”, - это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря»22.
Важно помнить, что тема Петербурга в лирике Блока не изолирована от общей идейной проблематики творчества поэта. Как отмечает Д.Е. Максимов, «данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его мировоззрения»23.
«Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”. И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, “поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира»24.
Еще одна важная черта лирики Блока состоит в том, что “городские” стихи проникнуты тревожным ощущением близящихся революционных потрясений.
В мистических стихах молодого Блока тема и образ Петербурга еще не присутствует. В них встречаются лишь случайные, разрозненные и беглые детали петербургского пейзажа, вкрапленные в лирические сюжеты: шум и огни города, “вечерние тени” на “синих снегах”, туманы, равнины и болота, “сумрак дня”, “тусклых улиц очерк сонный”, ледоход по реке, “хмурое небо”, “уличный треск” и “фонарей убегающих ряд”, стена, сливающаяся с темнотой, колокольный звон и церковные купола, мерцание газового цвета, “слепые темные ворота”, и “темные храмы”. Детали эти еще не содержат цельного образа города, - даже в тех случаях, когда уточнены типографически:
Ночь темная одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.
Острова и Нева здесь только названы: целостного же образа Петербурга пока еще нет. Как утверждают исследователи, детали петербургского пейзажа, встречающееся в первых стихах Блока, не имели самостоятельного значения, но играли роль чисто орнаментальную - в рамках основной темы духовных переживаний поэта25.
При всем том в юношеских стихах Блока уже ощущается то лирическое чувство Петербурга, которое с такой силой выражено в его более поздних произведениях. Примером можно считать стихотворение “Помнишь ли город тревожный...”, где мы видим такой типичный для Блока образ, как “синяя города мгла”.
В своих городских стихах начала 20-ого века Блок еще очень далек от реалистического изображения действительности. Петербург в них в них, по предстает в фантастических образах, как призрачное и обманчивое видение. Этот город “странных и ужасных” явлений.
Как отмечают исследователи, в стихах Блока о городе, написанных в 1904-1907 годах возникает уже цельный и локальный образ Петербурга. «Это - “гениальный город, полный дрожи”, полный противоречий “страшный” и “магический мир”, где “ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан”. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик “непостижимого города”. В нем творится мистерия, и новая героиня блоковской поэзии - Снежная Дева - “ночная дочь иных времен” и иных, далеких стран, принимает этот прекрасный и “чарый” город, как свое царство26:
Список литературы
Список использованной литературы
1.Анциферов Н. П. Душа Петербурга // Н. П. Анциферов. Непостижимый город. - Л., 1991.
2.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994
3.Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М. – Л., 1959.
4.Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
5.Карлин М. Вс. Статья // Ахматова А. Избранные стихотворения. М., 1991.
6.Лотман Ю. М. Пушкин А. – СПб., 1995.
7.Макогоненко Г. Гоголь и Пушкин. – Л., 1985.
8.Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1981
9.Маркович В. Петербургские повести Н. В. Гоголя: Монография. – Л.., 1989.
10.Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М. 1995. С. 79.
11.Петербург в русской литературе. Хрестоматия 9-11 классы. - М., 1994.
12.Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1979.
13.Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. – М., 1959.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00355