Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
309596 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
15
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 14:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения дуалистического государства Австро-Венгрии в 1867-1900 гг.
Глава 2. Экономические аспекты развития Австро-Венгрии в 1867-1918 гг.
2.1. Социально-экономическое развитие государства во второй половине XIX века.
2.2. Экономическое развитие Австро - Венгрии в начале XX века.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Экономическая история Австро-Венгрии 19 века после Австро-Прусской войны
Фрагмент работы для ознакомления
Аналогичная ситуация сложилась и в финансах венгерских, хотя у Будапешта были лучшие стартовые условия. Венгры не любили платить налоги, но расходы осуществлять все же приходилось. В итоге бюджетный дефицит достигал порой четверти всех государственных доходов. Министру финансов Венгрии Кальману Шеллю удалось сократить дефицит больше чем наполовину, но полной стабилизации он так и не сумел обеспечить.7 Соответственно наметившийся уже было как в австрийской, так и в венгерской экономике быстрый рост стал притормаживаться.
Выйти на рубежи, достигнутые к моменту кризиса, стране вновь удалось лишь в 1881 г. Однако вскоре после небольшого подъема (в 1883 г. экономический рост составил более 10%) вновь последовала депрессия. И это неудивительно. Бюджет конкурировал с реальным сектором экономики за деньги инвесторов. То, что попадало в казну, уже не попадало на столь нуждающиеся в инвестициях предприятия.8 Кроме того, негативно сказывалось и недоверие населения к бумажным деньгам.
В течение еще примерно четверти века после возникновения дуалистической монархии сохранялся лаж бумажных денег по отношению к золоту в среднем на уровне 18%. Тем самым фактически постоянно воспроизводилась финансовая нестабильность.
Несмотря на то что полноценная монета теоретически в природе существовала, с 1857 г., только покупательная сила бумажного гульдена была важна для каждого австрийского жителя.9 Полноценная монета, как всегда бывает в подобных случаях, уходила из обращения, Ее предпочитали использовать только для накопления. Торговать же приходилось на «бумажки», в стабильности которых никто не был уверен.
Разговоры о необходимости осуществления преобразований постоянно велись, но долго не приводили ни к каким результатам. Как и всякая страна, проходящая через модернизацию, Австрия безуспешно пыталась найти свой собственный австрийский путь.
Новый промышленный подъем произошел уже в конце 80-х годов. В эти годы выросли крупные центры транспортного машиностроения, производившие современные локомотивы, автомобили («Шкода»), велосипеды. Центром индустриального развития империи стали чешские земли, они давали почти 60% промышленной продукции.
Относительно стабилизировать австрийский бюджет и обеспечить его профицит удалось только в 1889 г. новому министру финансов, поляку Юлиану Дунаевскому (в значительной степени посредством повышения налогового бремени).
На этой основе после длительных переговоров с венгерским правительством, которому примерно к этому же времени тоже удалось стабилизировать финансы, в 1892 г. была осуществлена денежная реформа. Скомпрометировавший себя гульден (флорин) был заменен кроной (в Венгрии — короной, теоретически считавшейся самостоятельной денежной единицей). Крона (корона) подлежала размену на золото, а потому должна была стать стабильной валютой. Центральный банк страны еще с 1878 г. находился под совместным управлением Австрии и Венгрии, что, бесспорно, способствовало нормальному проведению денежной реформы.10
В 1892 г. денежная реформа должна была быть проведена следующим образом. Бумажные деньги выкупались Австро-Венгерским банком на треть за серебряные монеты, на две при подобных условиях реформы банкноты должны были размениваться на золото. Однако в 1899 г. от размена отказались. Спустя четыре года в австрийский парламент поступил от правительства законопроект о восстановлении размена. Он пролежал там три года без движения и был наконец взят правительством обратно. В результате вопрос так и не был решен законодательно, хотя относительная стабильность финансов все же позволила обеспечить доверие к кроне и нормальное экономическое развитие вплоть до самого начала Первой мировой войны.11
Промышленная революция началась и в Венгрии. Ведущей отраслью производства здесь стала переработка продуктов сельского хозяйства, особенно пшеницы. Венгерская мукомольная промышленность по уровню технологии вышла на первое место в Европе и на второе в мире. В связи с бурным железнодорожным строительством стали активно развиваться обработка металлов и машиностроение.
Новая таможенная политика в условиях увлечения государственным регулированием дополнялась политикой налоговой. С 1881 г. в Венгрии начала применяться практика освобождения от налогов (на 15 лет) целого ряда национальных предприятий — тех, которые оборудовались новой техникой, выпускали новые изделия и т.д. В 1890 г. на свет появился закон о предоставлении субсидий и беспроцентных кредитов вновь создаваемым предприятиям, согласно которому до трети необходимого предпринимателю капитала можно было получить из бюджета. Тем не менее масштабы государственного вмешательства в экономику были тогда еще не столь велики, как во второй половине XX столетия. В период с 1900 по 1914 г. бюджетные субсидии в капитале акционерных обществ составляли в целом лишь 5,9%.
Наконец, следует отметить и происходившее под покровительством государства усиление частномонополистическо-го регулирования. В стране всячески поощрялась картелизация тяжелой промышленности (особенно угледобычи, горнодобывающей индустрии, металлургии). В частности, в Венгрии первый картель возник в 1879 г., а к началу XX столетия картели просто росли как грибы. В целом же их число в маленькой Венгрии перед Первой мировой войной превысило сотню. В более развитой экономически австрийской части монархии, естественно, и картелей было больше. К 1913 г. их уже насчитывалось более двух сотен.12
Наиболее высокого уровня развития горнодобывающая и обрабатывающая промышленность достигли в Чехии. В Пльзене в 1868 Эмиль Шкода начал выпускать машины и оборудование, а к концу столетия его сталелитейные и горнодобывающие предприятия конкурировали по качеству производимой продукции с заводами Круппа в Германии. Сын чешского сельского сапожника Томаш Батя создал крупнейший обувной концерн Европы.
Заводы в Венском районе специализировались на производстве хлопчатобумажных и шелковых тканей, ковров и химикатов, машин, вооружения, изделий из кожи и дерева, музыкальных инструментов. Город Штайр прославился своими военными заводами, а города Штирии сохранили репутацию как центры металлообрабатывающей и текстильной промышленности.
Австрийский парламент принял законы, регулировавшие работу на текстильных предприятиях и шахтах, было введено обязательное страхование от болезни и несчастных случаев. Под руководством Карла Люгера, бургомистра Вены в 1897–1910 и члена Христианско-социальной партии столицу империи превратилась в образец «муниципального социализма».13
В Чехии, Вене и других городских центрах происходило быстрое развитие промышленности. В ряде отраслей, особенно в сталелитейной и сахарной промышленности, для регулирования выпуска продукции, поддержания цен и занятости были созданы объединения фирм, называвшиеся «картелями» и во многом похожие на крупные тресты в США.
Сеть железных дорог охватила всю территорию империи. В течение ряда лет, предшествовавших финансовому коллапсу 1873, было проложено 9600 км железнодорожных путей. Правительство приобрело в собственность почти 90% всей сети. Австрийские финансисты и инженеры участвовали в строительстве железных дорог на Востоке, в частности знаменитой Восточной железной дороги, которая проходила через Балканы и достигла Стамбула.14
Развивалось судоходство по рекам Австрии, прорывались каналы, модернизировались порты и дороги. Триест, не вполне удобный для большого торгового флота, превратился в процветающий центр мировой торговли. Не обладая достаточными финансовыми ресурсами, страна сильно зависела от иностранных инвестиций, необходимых для развития промышленности, железных дорог и торговых предприятий. В Австрию устремились большие французские капиталы по каналам семьи Ротшильдов и капиталы крупных банков Германии.
В рамках австро-венгерского торгового союза расцвела торговля между двумя частями монархии; Австрия поставляла промышленные товары в обмен на продовольствие и сырье из Венгрии.
Итак, можно сказать, что модернизация Австро-Венгрии имела сложный, противоречивый характер. Период либерализации 60-70-х гг. дал старт осуществлению быстрых изменений. Правда, усиление межнациональных противоречий уже тогда тормозило ход модернизации. Впоследствии формирование механизма государственного вмешательства в экономику, объективно определявшееся многочисленными трансформациями, происходившими как во внутренней жизни империи, так и в жизни соседних европейских стран, осложнило ход преобразований, хотя, конечно, не парализовало их.
2.2. Экономическое развитие Австро - Венгрии в начале XX века.
Английский и французский капиталы вывозились в Австрийскую империю еще в середине XIX в. Первые десятилетия XX в. отмечены активным проникновением германского капитала. Главные отрасли промышленности - машиностроение, электрическая, химическая - принадлежали немецким фирмам Крупна, Сименса и др. Так же обстояло дело и в других областях промышленности. Тем не менее, в начале XX столетия наметилась четкая тенденция к усилению роли отечественного капитала по сравнению с иностранным. Так, например, в Венгрии в 1900 г. иностранцы контролировали около 60% всего капитала, сосредоточенного в акционерных обществах, тогда как в 1913 г. эта доля сократилась до 36% .15
Хоть и медленно, но изменения происходили и в сельском хозяйстве (сохранялись латифундии, многие помещики уже вели хозяйство по-новому: применяли сельскохозяйственную технику, удобрения, нанимали рабочую силу). В деревне шел процесс расслоения среди крестьян, и малоземельные и безземельные крестьяне, чтобы прокормиться, вынуждены были уходить на поиски работы в города.
Государство принимало меры для внедрения в сельское хозяйство передовых технологий. Открывались государственные высшие учебные заведения по подготовке специалистов — агрономов, животноводов, почвоведов. В некоторых провинциях создавались школы, где учили современным методам виноделия и садоводства.
В предвоенный период быстро увеличивался внешнеторговый оборот Австро-Венгрии, что свидетельствовало об успехах модернизации и об активном проникновении на международный рынок. Тем не менее, динамика структуры внешнеторгового оборота говорила о наличии серьезных проблем в плане конкурентоспособности. Если еще в 1904 г. импорт монархии составлял 97% от размеров ее экспорта (то есть имело место положительное сальдо внешней торговли), то в 1913 г. импорт уже превысил экспорт и составлял 118%. Протекционизм не помог поддержать национального производителя, а скорее ухудшил общее состояние дел.16
Не следует переоценивать и значение роста реальных доходов. В этом плане Австро-Венгрия тоже не смогла приблизиться к передовым странам Европы. «Высокие тарифы и картелизация,— отмечал, в частности, Н. Гросс,— легли тяжким бременем на потребителя, чей жизненный уровень даже в богатых провинциях страны был ниже, чем в Западной Европе».17 А по оценке венгерских авторов, после 1907 г. из-за значительного увеличения цен на продовольственные товары, вызванного усилением таможенного протекционизма в Венгрии, рост реальных доходов населения фактически вообще прекратился.18
Даже в период сравнительно быстрого предвоенного развития Австро-Венгрия не смогла уменьшить свой изрядный государственный долг. Более того, фактически уже после того, как ее финансы были относительно стабилизированы (в период с 1894 по 1913 г.), общий государственный долг монархии возрос на 50%. Связано это было с тем, что, несмотря ежегодное сведение бюджета как в Австрии, так и в Венгрии с некоторым профицитом, существовали еще экстраординарные (не учитываемые в официальной росписи) расходы, которые приходилось покрывать посредством активного привлечения займов. Конечно, накопление долга еще не является бесспорным признаком нездоровья экономики, но на общем не слишком-то благоприятном фоне данный фактор все же можно расценить как отрицательный.
К началу XX века в империи не удалось добиться выравнивания экономического положения отдельных регионов. И хозяйственный, и культурный уровень был у них качественно различным, что свидетельствовало о практической невозможности дальнейшего совместного существования. Каждой части габсбургской державы приходилось решать особые задачи в экономическом развитии. Каждая часть вынуждена была учитывать свои специфические особенности.
Если в Богемии доля промышленности в структуре экономики составляла уже 34,5%, то даже в сравнительно развитой Австрии на ее долю приходилось только 25%. В остальных же землях дела в этом плане обстояли гораздо хуже, чем на западе страны. В Венгрии на долю промышленности приходилось 18,3%, в Галиции и Буковине — 6,2%, в Далмации — всего 4,3%.19
Сильные различия между регионами выявлялись и при анализе размера дохода на душу населения. Вот данные для одной лишь сравнительно более развитой Цислейтании: Австрия — 790 крон в год, Чешские земли — 630 крон, Южный Тироль, Триест, Истрия — 450 крон, Словения и Далмация — 300 крон, Буковина — 300 крон, Галиция — 250 крон. Для венгерских земель {т.е. для Транслейтании) данный показатель варьировался в интервале от 300 до 325 крон.20
В мирное время все это неравенство сохранялось, хотя и порождало противоречия. Однако как только имперский центр ослаб вследствие военного поражения, отдельные народы заявили о своем праве на независимое развитие.
Фактически империя прекратила свое существование под самый конец напрочь проигранной ею Первой мировой войны — 22 октября 1918 г., когда от монархии официально отделилась Венгрия. После распада державы на бывшей габсбургской территории возникли три независимых государства — Австрия, Венгрия и Чехословакия. Часть населенных южными славянами территорий вместе с независимой Сербией составила королевство сербов, хорватов и словенцев — Югославию. Некоторые земли бывшей монархии отошли к Польше, Румынии и Италии.
Все наследники Австро-Венгрии получили очень тяжелое экономическое наследство, поскольку во время мировой войны хозяйство и финансовая система были изрядным образом расстроены. Тем не менее, в разных государствах к возникшим у них послевоенным трудностям отнеслись по-разному. Одни смогли быстро и энергично взяться за насущные преобразования, а потому преодолели трудности. Другие, напротив, в полной мере ощутили на себе бремя кризиса.
Заключение
Одновременно с поражением в войне Австро-Венгрия распалась (ноябрь 1918): Австрия (в составе немецкоязычных земель) провозгласила себя республикой, в Венгрии король из династии Габсбургов был низложен, а Чешские земли и Словакия образовали новое независимое государство — Чехословакия. Словенские, хорватские и боснийские земли вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия). Краковская земля и территории с преобладающим украинским населением (известные в составе Австро-Венгрии как Галиция) отошли к ещё одному новому государству — Польше. Триест, южная часть Тироля, а несколько позже и Фиуме (Риека) были аннексированы Италией.21
Фактически только после стабилизации финансов в Габсбургской монархии были обеспечены все необходимые экономические условия для ускорения модернизации: свободный рынок товаров и рабочей силы, стабильная денежная система, наличие крупных национальных и иностранных капиталов. То, что Франция и Германия в основном имели уже к середине XIX столетия, Австро-Венгрия приобрела лишь к его концу.
Но и в эту эпоху модернизация осложнялась нерешенностью национальных проблем, по-прежнему остававшихся серьезным тормозом для развития, а впоследствии определивших крах монархии и страшную дестабилизацию ее почти уже было нормализовавшейся экономики.
Кроме того, в экономике после кризиса 1873 г. наметились и консервативные тенденции, связанные с резким усилением регулирующей роли государства. Как и в Германии, экономический кризис в Австро-Венгрии воспринимался широкими слоями населения в качестве свидетельства краха либерализма. «Крах изменил не вызывавшую ранее сомнений веру в то, что свободный рынок обеспечит рост и процветание всему обществу,— отмечал П. Джадсон.— Самые различные группы, представлявшие широкий спектр интересов, требовали теперь правительственного вмешательства и гарантирования экономического выживания».22
Список использованных источников и литературы
Литература:
1. Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997.
2. Австро-Венгрия: Опыт многонационального государства. М., 1995.
Список литературы
"1.Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997.
2.Австро-Венгрия: Опыт многонационального государства. М., 1995.
3.Бах М. Австрия в первую половину XIX века. СПб., 1906.
4.Вальдхайм К. Австрийский путь. М., 1976.
5.История XIX века. М., 1939. Т. 7.
6.Кауфман И.И. Бумажные деньги в Австрии. 1792-1911 гг. СПб., 1913.
7.Кауфман И.И. Бумажные деньги в Австрии. 1792-1911 гг. СПб., 1913.
8.Костюшко И. И. Аграрные реформы в Австрии, Прус¬сии и России в период перехода от феодализма к капитализму (сравнительный очерк). М., 1994.
9.Менассе Р. Страна без свойств. Эссе об австрийском самосознании. СПб., 1999.
10.Митрофанов П. История Австрии. Ч. 1. СПб., 1910.
11.Мухин А.И. Австрия. М., 1979.
12.Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М., 1994.
13.Писарев Ю.А. Великие державы и Балканы накануне первой мировой войны. М., 1985.
14.Полтавский М.А. История Австрии: Пути государственного и национального развития, ч. 2. От революции 1848 г. до революции 1918–1919 г. М., 1992.
15.Рубинштейн Е.И. Крушение австро-венгерской монархии. М., 1963.
16.Berend I.T., Ranki G. Economic Development in East-Central Europe in the 19-th and 20-th Centuries. N. Y.; London, 1974.
17.Gross N.T. The Industrial Revolution in the Habsburg Monarchy. 1750-1914//The Fontana Economic History of Europe. Vol. 4, part 1: The Emergence of Industrial Societies. Glasgow, 1978.
Периодические издания:
18.Berend I.T., Ranki G. The Development of the Manufacturing Industry in Hungary (1900-1944)//Studia Historica. Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1960. N 19.
19.Berend I.Т., Ranki G. The Hungarian Manufacturing Industry, it's Place in Europe (1900-1938)//Studia Historica. Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1960. N 27.
20.Judson P.M. Exclusive Revolutionaries. Liberal Politics, Social Experience and National Identity in the Austrian Empire, 1848-1914. Michigan, 1996.
21.Rudolf R. Banking and Industrialization in Austria-Hungary. The Role of Banks in the Industrialization of Check Crownlands, 1873-1914. Cambridge, 1976.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00527