Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
309584 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
21
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИСТОРИЯ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
2. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
3. ТРИ УРОВНЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема ценностей в философии
Фрагмент работы для ознакомления
Наиболее глубокие и искренние религиозные мыслители, тонко чувствуя подспудные изменения истории, вместе с тем умели выбрать исторические ситуации, когда обновление и защита общечеловеческих ценностей становились особенно необходимыми. Это можно проиллюстрировать на примере философии Габриэля Марселя.
В 1968 г. он опубликовал книгу «К трагической мудрости и за ее пределы», главной темой которой стала защита общечеловеческих норм я принципов. Следует призвать, говорит Марсель, к ясному осознанию безусловных ценностей, созданных в великие периоды цивилизации, их инвариантного характера. Понятие «мудрость» всегда играло немалую роль в философии Г. Марселя. Но если в 1954 г. в книге «Упадок мудрости» он, скорее, констатировал распад «духовного наследия», бесформенность перспектив, ожидающихчеловечество, то в своих последних работах, написанных в конце 60-х и начале 70-х годов, философ страстно, горячо призвал к «защите трагической мудрости». Отсюда следует, что его христианский экзистенциализм погружает читателя в глубины действительно трагических коллизий нашего времени - и сталкивает с весьма важной проблемой обретения человеком и человечеством той новой мудрости, которая должна впитать в себя все ценное и гуманное из мудрости прошлых веков.
Но не пришло ли время, спрашивает Марсель, вообще отказаться от как будто бы устаревших понятий «мудрость» и «мудрец»? Не следует ли рассредоточить мудрость индивидов и вверить ее некоему коллективному, общественному разуму? «Действительно, туманная идея подобного переворота, - пишет Марсель, - давно уже витает в умах догматиков социалистической мысли, и началось это, наверное, еще с утопистов первой половины XIX в. По-моему, однако, надо без колебаний ответить им, что идея подобного переворота покоится на иллюзии, граничащей с бредом»1. Это - иллюзия, ибо место отдельного человека как субъекта познания и действия в принципе не может занять, по мнению Марселя, никакой коллективный субъект: ведь реально мыслит и действует только индивид. Вред же такой иллюзии очевиден, ибо идея подчинения мифическому коллективному разуму дезинформирует индивида, лишает его активности и ответственности. А между тем накапливаются «жгучие вопросы», требующие от человека и человечества мудрого подхода. Таков, например, вопрос о технике, который Марсель - в связи с ядерной угрозой - считает проблемой всех проблем.
Любовь, свобода, творчество не только являются условиями возможности ценностей, но и сами объявляются высокими ценностями. Содержательное наполнение этих понятий и характер их обоснования отличают учение Лосского от взглядов других мыслителей начала ХХ века.
Лосский рассматривает основные свойства ценностей и предпринимает попытку классификации и иерархии ценностей. Классификация ценностей, по Лосскому, строится следующим образом: абсолютная всеобъемлющая первоначальная положительная ценность – Бог, «Абсолютная полнота бытия»; абсолютные всеобъемлющие тварные положительные ценности – субстанциональные деятели, личность; абсолютные частичные положительные ценности – любовь, истина, красота; относительные объективные ценности – государство, нация; относительные субъективные ценности; служебные ценности; отрицательные ценности - зло1.
Главное отличие аксиологического учения Лосского от социально-политических утопий состоит в том, что здесь осуществляется иерархия ценностей, а не людей, и каждый человек рассматривается как самоценность, призванная к самосовершенствованию. Философ предлагает реальный, повседневный и позитивный путь из всеобъемлющего духовного кризиса.
Теоретико-ценностные концепции философов «серебряного века» отличаются неоромантической идеализацией традиционных форм культуры и социальной жизни, но их обращение к высшим ценностям является для современного человека духовным кислородом.
3. ТРИ УРОВНЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ
Развитие обществознания показывает, что аксиологическая проблематика стала предметом наук, так или иначе обращающихся к анализу специфики человека и человеческой деятельности, — антропологии, социологии, философии, политэкономии и др. Поэтому ни одна из наук не может сегодня претендовать на исключительную, особую, роль в исследовании данной проблематики. Ценность — это феномен, требующий интердисциплинарного подхода; в изучении проблемы ценности должны быть использованы данные обществознания в целом. При этом аксиология, возникшая в рамках философского знания, должна взять на себя функцию «интегратора» социогуманитарного знания, обобщая данные антропологии, культурологии и других наук, обращающихся к проблематике ценности.
Исходя из этого, на уровне теоретико-методологического анализа ценности можно различать три взаимосвязанных аспекта ее рассмотрения.
1) Историко-антропологический. Наличие ценностей и ценностных ориентаций отличает человека от животного: нет ни одной культуры, которая бы обходилась без системы ценностных ориентаций. Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и в конечном итоге придают человеческой жизни определенный смысл.
2) Социолого-культурологический. Культуре каждого этноса присущ свой, уникальный, набор ценностей. При этом в разных культурах одно и то же явление может иметь разную, и даже противоположную, ценностную окраску. Это вызвано тем, что явление получает в культуре ценностную нагрузку не само по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями, в рамках определенной картины мира. У каждого народа, этноса, социальной группы и индивида складывается собственная картина мира, сквозь призму которой и воспринимается реальный мир. Ценности при этом оказываются необходимым условием и одновременно результатом формирования картины мира. В узком смысле слова в картине мира ценности представлены ценностными ориентациями, ценностями-нормами и ценностями-идеалами. В широком смысле ценности пронизывают все «этажи» (подсознание, сознание и сверхсознание) и сферы индивидуальной картины мира (образы — наглядные представления о мире и месте человека в нем, Я-образ и др.). В этом, широком, смысле ценности являются «стержнем» картины мира личности (включая мировосприятие, мироощущение и мировоззрение), определяют ее характер и последующее развитие.
Поэтому место и роль ценностей в картине мира невозможно свести к отношению «часть — целое»: ценности представляют собой необходимое условие и в то же время результат формирования картины мира.
3) Философско-культурологический. В современных отечественных исследованиях по проблематике ценности имеют место два подхода: 1) подход, утверждающий субъектно-объектный характер ценностей (М.С. Каган, Л.Н. Столович, О.М. Бакурадзе и др.); 2) подход, согласно которому специфику ценностей следует искать в межсубъектных отношениях (О.Г. Дробницкий, Г.П. Выжлецов и др.). Эти два подхода на самом деле не являются взаимоисключающими, а наоборот, акцентируя внимание на разных моментах ценностного отношения, они фактически взаимодополняют друг друга. Кроме того, и та и другая концепции невольно выходят за рамки собственно философского подхода к анализу ценностей, опираясь также в большей или меньшей степени на подходы психологический, социологический, культурологический и др.
Это не случайно и обусловлено предметом исследования. Ценности возникают и функционируют в рамках определенных социокультурных систем (что требует обращения к историко-антропологическому и социолого-культурологическому подходу). Функционирование ценностей не может не опираться на носители ценностей, восприятие которых представляет собой процесс распредмечивания ценностей (и поэтому требует обращения к философско-культурологическому, семиотическому и психологическому подходам). Таким образом, сами ценности представляют собой явление, требующее междисциплинарного подхода.
Именно поэтому структура ценностного взаимодействия включает в себя следующие компоненты:
1) субъекты ценностного взаимодействия (или же субъект — в случае эстетического восприятия природы);
2) объект — носитель ценности;
3) значение как идеальный аспект ценности;
4) ценность как предпосылку и результат ценностного взаимодействия1.
Субъектами ценностного взаимодействия выступают личность, социальная группа, этнос и другие социальные общности (например, наднациональное образование — в этой связи можно говорить о ценностях европейской культуры). Знания, которыми обладает субъект-человечество (гносеологический субъект), имеют свойство всеобщности, необходимости и общезначимости.
Ценности, в отличие от этого, являются демаркатором культур, различаются при переходе от культуры к культуре, связаны с локальными и региональными социокультурными образованиями. При этом важнейшей характеристикой субъекта ценностного взаимодействия является наличие у него определенной картины мира, на основе которой и происходит постижение ценности того или иного явления.
Второй элемент ценностного взаимодействия — объект — носитель ценности. Разграничение ценности и носителя ценности является общепризнанным. Не включенный в сферу культуротворческой деятельности человека, предмет природы не обладает ценностью и не является ее носителем. Только оказываясь значимым для человеческой деятельности, потребностей субъекта деятельности, предмет природы приобретает социальную или индивидуальную ценность. Свойства объекта — носителя ценности несводимы к его собственным свойствам: к химическим, физическим, биологическим свойствам (если носителем предстает предмет природы) или к свойствам идеального (если носителем выступает явление идеального порядка, например, знание). Носителем ценности объект становится благодаря своим социокультурным характеристикам; в нем, как предмете культуры, «кристаллизуются» определенные типы отношений между людьми, типы отношения человека к миру.
В процессе ценностного взаимодействия социокультурные свойства объектов — носителей ценностей распредмечиваются и обнаруживаются для субъекта ценностного взаимодействия как значение объекта-носителя. При этом значение не тождественно ценности.
Термин «значение» следует употреблять, лишь характеризуя план осознания ценности субъектом. Причем степень осознания ценности оказывается зависимой от потребности и способности субъекта к распредмечиванию социокультурных свойств объектов-носителей (например, отдельные индивиды или даже социальные общности оказываются не в состоянии на протяжении десятилетий распредметить и тем самым освоить целые пласты духовных ценностей).
Наконец, сами ценности одновременно являются и предпосылкой, и результатом ценностного взаимодействия. Неверно было бы рассматривать ценностное взаимодействие как одноразовый акт — на самом деле оно представляет собой постоянный процесс производства и воспроизводства ценностей определенной социокультурной системы.
Этот процесс оказывается возможным благодаря наличию в картине мира субъекта ценностей-идеалов, ценностей-норм и ценностных ориентаций (и в этом смысле ценности — предпосылка взаимодействия), которые опредмечиваются либо в произведениях материальной, художественной и духовной культуры, либо в человеческих поступках и деятельности. В процессах ценностного взаимодействия картина мира субъекта (включая ее ценностные компоненты) обогащается, конкретизируется, подвергается трансформации или коренным преобразованиям (в этом смысле ценности — результат взаимодействия).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «ценность» в категориально-философском смысле появляется только в конце ХIХ столетия и связано с проникновением в русскую философскую культуру идей немецкой классической философии и в особенности И. Канта, Ницше и неокантианства, которое аккумулировало критическую массу в теоретико-ценностной сфере и способствовало самоидентификации аксиологии.
Начало ХХ века - время небывалого подъема в духовной, интеллектуальной и художественной сферах русской культуры. Никогда Россия не выдвигала одновременно cтолько высокоодаренных мыслителей. В то же время это эпоха небывалых противоречий. Ожидания великих cобытий и предчувствия надвигающихся катастроф, возрождение интереса к религии и воинственное безбожие, cопряжение в культуре крайнего индивидуализма с невиданным универсализмом и космизмом, возвращение к духовным вершинам XIX в. и принципиально неклассический подход к культуре - все эти тенденции нашли отражение в философской рефлексии. Cреди достаточно широкого спектра проблем, поднимаемых мыслителями, одно из первых мест занимали вопросы филоcофии культуры. Филоcофы cтремились понять специфику развития руccкой культуры, решали вопрос о сущности культуры, ее ценностных основаниях. Появилоcь несколько направлений в русской аксиологии, среди которых можно выделить основные: «академическое неокантианство», неакадемическое кантианство и русскую религиозная мысль с присущей ей онтологической стратегией видения природы ценности.
Отдельное явление приобретает ценностную окраску не само по себе, а как элемент целоcтной картины мира определенной социокультурной общности, личности.
Ценностное взаимодействие включает в себя субъекты взаимодействия, объекты — носители ценности, значения и сами ценности; все эти элементы оказываются cвязанными между собой и не cуществуют вне этой неразрывной связи.
При анализе ценности — многоаcпектного явления — необходимо использовать междисциплинарный подход, в рамках которого оказывается возможным разработать единый аппарат понятий, отображающий многоаспектность самого предмета изучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вильданов Х.Х., Файзуллин Ф.З. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, 2002.
2. Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии. М., 1999.
Список литературы
. Вильданов Х.Х., Файзуллин Ф.З. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, 2002.
2. Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии. М., 1999.
3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 2001.
5. Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. СПб., 2001.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
7. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
8. Крюков В.В., Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. Новосибирск, 2003.
9. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб., 1997.
10. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2001.
11. Проблема человека в западной философии. М., 1998.
12. Риккерт Г. Ценностижизни и культурные ценности. М., 1993.
13. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.
14. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: Прогнозы русских мыслителей. М., 2001.
15. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии, М., 1994.
16. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1992.
17. Философия и ценностные формы сознания. М., 1998.
18. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию. М., 1992.
19. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1994.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00479