Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
308710 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
25
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Исторический экскурс
Уклад жизни
Орудия труда
Заключение
Список литературы
Введение
Особенности экономики первобытно-общинного общества в Коченевском районе
Фрагмент работы для ознакомления
Важнейшим способом получения продуктов питания была охота. Можно сказать, что сложение охоты как особой системы хозяйства и прогресс этой системы определяли развитие человеческого общества на его древнейших этапах.
Специальные работы по изучению охотничьего промысла населения лесостепного Приобья в I тыс. до н. э. отсутствуют. Однако отдельные вопросы о нем рассмотрены в трудах ряда авторов. Систематизация имеющихся источников и введение в оборот новых материалов позволяют расширить знания об этом промысле в лесостепном Приобье.
В рассматриваемый нами период уже появляется разделение оружия на боевое и охотничье. Мы остановимся на последнем. Основным охотничьим оружием были лук и стрелы. Датировка наконечников из могильников не вызывает затруднений. Сложнее обстоит с их датировкой в поселенческих комплексах. Во время охоты стрелы часто терялись и попадали в почву, а затем оказывались в культурном слое бывшего или будущего поселения. Поэтому к периоду существования поселения следует относить наконечники, представленные в комплексах сериями или встречающиеся в единичных экземплярах на ряде памятников одной археологической культуры.
Рис. 4. Костяные наконечники стрел и гарпунов, раннего железного веков
Из коллекций позднего бронзового века промерены наконечники стрел из поселений Еловка, Красный Яр-1, Ирмень-1, Быстровка-4, Милованово-3, Чингис-1, Усть-Алеус-7, Кротово-18. Наконечники стрел завьяловской культуры (VIII—VI вв.) известны в единичных экземплярах. Лучше представлены наконечники синхронного поселения. Значительное количество наконечников стрел известно из могильников бийского и березовского этапов большереченской культуры. Были использованы материалы погребений Ордынское-1, Н. Шарап-1 и 2, Быстровка-1, 26 июня, Милованово-2, Милованово-8 и поселения Милованово-6. Костяные кижировские наконечники стрел неизвестны. Наконечники стрел кулайской культуры представлены материалами из могильника Каменный Мыс и поселений Дубровинский Борок-3, Дубровинский Борок-4 в количестве более 100 экземпляров.
При описании наконечников важным, наряду с пером, является описание насада. Среди просмотренных коллекций исследователям удалось выделить четыре типа насада: втульчатый, черешковый, расщепленный и насад на расщепленное древко. Все типы насадов одинаково характерны для 1 тыс. до н. э., кроме расщепленного, который появляется не ранее III—II вв. до н. э. (могильник Каменный Мыс). Большинство составляют черешковые наконечники стрел. Черешковый наконечник крепился к древку с помощью косого, реже прямого, среза. При этом диаметр древка и диаметр черешка должны были соответствовать друг другу, только в этом случае крепление получалось достаточно прочным. Определение диаметра древка позволяет определить примерную длину стрелы, так как это взаимосвязанные пропорциональные величины. Чем больше диаметр древка стрелы, тем больше его длина.
При промере черешков эпохи поздней бронзы были получены интересные результаты. Все наконечники распались на три группы (рис. 4): первая имеет диаметр 6 мм (от 5,5 до 7 мм), вторая—8,5 мм (от 7,5 до 9,5 мм), третья — от 12 до 13,5 мм.
Наличие двух первых групп костяных наконечников стрел свидетельствует о двух типах стрел, различных по диаметру и, следовательно, по длине, Этот факт позволяет сделать вывод о том, чтo в эпоху поздней бронзы на одних и тех же памятниках существовало два типа луков. Еловские и ирменские луки изучены по костяным накладкам В. И, Матющенко и В. Л. Посредниковым. Они пришли к выводу, что этот лук был сложным, небольшим по размерам, возможно, близким скифскому. По-видимому стрелы первого типа принадлежали как раз такому луку. Стрелы второго типа, более длинные, должны относиться к луку более крупных размеров, возможно, простому. Сочетание двух типов луков в вооружении племен лесостепного Приобья не является исключительным фактом. Подобное явление отмечено и В. И. Кубаревым для луков ранних кочевников Горного Алтая. Он считает, что один тип являлся охотничьим оружием, второй предназначался для военных действий. Размеры охотничьего лука составляли 105—110 см. Длина стрел, используемых с этими луками, составляла 75—76 см, а из кургана № 3 Пазырыка—80 сыр в то время как длина стрел для луков скифского типа равнялась 60 см.
Третья группа наконечников имеет значительный отрыв от первых двух. Эти наконечники напоминают наконечники дротиков, однако таковыми не являются. Они использовались для стрел в самострелах, настораживаемых на звериных тропах, В пользу этого свидетельствует их распространение на границе таежной и лесостепной зон (Еловское поселение). В лесостепи один такой наконечник (на поселении Быстровка-4). Этот факт свидетельствует, что рассматриваемые орудия использовались как самострельные стрелы, а не дротики, так как метательные копья были более характерны для вооружения конных воинов-кочевников, чем для обитателей таежной зоны. Судя по орографическим данным, у хантов и других таежных народов крупные наконечники использовались в самострелах. Для того, чтобы решить вопрос, как использовались два типа луков в Приобье, необходимо проанализировать первую часть наконечников стрел. Всего выделено 6 типов пера.
1. Наконечники небольших размеров с широким пером. Отношение ширины пера к его длине составляет 1 : 2,5—1 : 3. Сечение миндалевидное, ромбовидное, трехгранное. Переход от пера к насаду плавный либо оформлен в виде жальцев, иногда асимметричных. Как правило, насад наконечников с пером этого типа черешковый (рис. 4, 1).
2. Наконечники небольших размеров, но вытянутых пропорций (соотношение длины пера к его ширине 1 :4—1 : 5). Для пера характерен плавный переход к насаду, который всегда черешковый рис. 4,2,
3. Перо средних размеров, пропорции длины к ширине —1:5. Норма треугольная с резким переходом к насаду, часто оформленным двумя жальцами. Сечения граненые, ромбовидные, реже - треугольные. Характерен длинный черешковый насад (рис. 4,3,8).
4. От второго типа отличается большей массивностью. Перо утолщено в средней части, соотношение ширины пера к его длине 1: 3,5 и 1 :4. Сечения ромбовидные. Переход к черенку плавный. С пером этого типа, как правило, встречаются короткие черенки. Рис. 4, 7,5).
5. Наконечники, имеющие круглое сечение (4 экз., рис. 4, 6). Острие в одном случае притуплённое, в других — острое. В трех случаях имели втульчатый насад. Длина наконечника 3,5—6 см, отношение ширины наконечника к его длине 1 :4.
6. Наконечники больших размеров и вытянутых пропорций. Соотношение ширины пера к его длине — 1:6. Перо граненое, редко миндалевидное в сечении. Общая длина наконечника до 18 см, вместе с черенком, который, как правило, короткий. Наиболее часто имеет плавный переход от пера к насаду, хотя встречается резкий переход, оформленный в виде жалец, иногда асимметричных (рис. 4, 4, 5).
Наконечники типов 1—5 использовались с луками обоих типов. Наконечники 6-го типа, помимо луков, использовались и в. самострелах.
Исследования стрел современных сибирских народов показывают, что у них в ходу было значительное количество типов наконечников стрел. Часть из них были специализированными и использовались для охоты на определенные виды животных, а часть являлись универсальными. Судя по разнообразию типов наконечников, в эпоху поздней бронзы существовала сходная ситуация. По-видимому, стрелы, сходные с современными, имели аналогичное или близкое нм функциональное назначение. Не вызывает сомнения, что круглые в сечении, притуплённые наконечники стрел (тип 5) использовались на пушной охоте. Шестой тип наконечников, используемый в самострелах и луках, являлся специфически охотничьим. Возможно, что, как и у хантов, длинные наконечники с плавным переходом от пера к насаду использовались при охоте на крупных копытных, а такие же наконечники, имеющие жальца, были предназначены для медведя.
Строгая повторяемость наконечников типа 3 позволяет считать их специализированными и, скорее всего, охотничьими. Второй и четвертый типы пера, по-видимому, являлись универсальными. Последний тип наконечников, имеющий большую массивность и, следовательно, убойную силу, скорее всего, использовался на более коротких расстояниях, чем второй.
Первый тип наконечников также универсален, он имеет много общего с бронзовыми наконечниками стрел рассматриваемого периода и, по-видимому, послужил прототипом коротких наконечников стрел из кости последующего скифского времени. Возможно, что основное их назначение — роевое, и они относятся к категории вооружения. Для переходного периода от бронзового века к железному известно незначительное количество наконечников стрел — не многим более 20, что не позволяет дать их подробную характеристику, Для этого времени характерно соединение прежних типов стрел, существовавших в эпоху поздней бронзы. Поскольку поселенческие комплексы еще мало исследованы и наконечники стрел в них представлены единичными экземплярами — характеристика охотничьего инвентаря этой культуры дается в основном по материалам могильников3.
Скотоводство носило отгонный характер. Помещений на территории поселений, где содержались бы животные, не обнаружено, Все поселения довольно плотно застроены, так что места для различных загонов нет. Очевидно, скот держали за пределами поселений. По составу костных остатков, наличию глиняных фигурок можно предположить преобладание в стаде лошадей.
Расположение поселений рядом с заливными лугами создавало благоприятные условия для подножного корма, и лошадь в этих условиях является наиболее приспособленным к тебеневке животным. Дальнейшее развитие данного вида экономики идет по пути увеличения доли скотоводства, разнообразия разводимых животных, что ярко иллюстрируется в памятниках горносталевского этапа потчевашской культуры.
В процессе развития древнего общества, после совершения охотничье-технической революции, наряду с охотой, рыболовством, собирательством и ремесленным производством возникает новая отрасль общественного хозяйства - земледелие, а затем и скотоводство. Земледелие длительное время, несколько тысяч лет основывается на простых орудиях труда, таких как палка-копалка, применяемая ранее в собирательстве, заостренный двухметровый кол, плоская палка, превратившаяся впоследствии в лопату, мотыга, серп с вкладышевым кремневым лезвием, зернотерка, цепь для обмолота и др.
Земледелие в это время является еще относительно малопроизводительным, малоэффективным занятием, которое не всегда оправдывает вложенные средства и труд. Поэтому оно в начальный период своего существования и развития играет довольно скромную роль в общественном хозяйстве.
Производительность труда в земледелии была в это время достаточно высока, чтобы оно начало постепенно вытеснять собирательство, но она была недостаточно высока, чтобы вытеснить охоту и рыболовство. Поэтому ведущей отраслью по-прежнему являются охота и рыболовство, земледелие же всюду, за редким исключением, ввиду особо благоприятных природных и климатических условий, является второстепенной отраслью общественного хозяйства.
В отличие от охоты, рыболовства, собирательства, ремесленного производства и домашнего хозяйства (например, приготовления пищи) в земледелии воздействию (обработке) необходимо подвергнуть значительную, можно даже сказать - огромную, массу предмета труда - земли.
В ремесленном производстве этого периода, например, за рабочий день приходится обрабатывать, а следовательно, перемещать, поднимать, переворачивать и т.д. от нескольких килограммов до нескольких десятков килограммов камней, дерева, кости или рога, а позднее металла. В земледелии же, чтобы получить эффективный результат своего труда, необходимо за этот же рабочий день обработать в сотни раз большую массу земли, причем обрабатывать приходится под открытым небом, в жару и в холод, под палящими лучами солнца и под пронизывающим ветром и дождем, для чего необходимо расходовать большое количество двигательной энергии.
Труд первых земледельцев, имевших в своем распоряжении только грубые каменные и деревянные орудия, был изнурительным. Они тратили много усилий при обработке почвы, выкорчевывании корней, ухаживании за посевами и сборе урожая. Поэтому, в отличие от других отраслей хозяйства древнего общества, в земледелии ручные орудия труда были малоэффективны, ибо с их помощью человек не мог, за редким исключением, получить желаемого результата вследствие его физической слабости.
Ввиду этого ручное земледелие не могло, за редким исключением, стать ведущей отраслью общественного хозяйства. Оно почти везде играет второстепенную роль, дополняя охоту и рыболовство. Однако значение возникновения и развития этого примитивного земледелия, основывающегося на простых орудиях труда, было огромным. Оно, развиваясь на протяжении многовекового промежутка времени, подготовило почву для второй революции в развитии производительных сил, явившись ее предпосылкой.
Экономика социальных организмов базировалась на многоотраслевом укладе, сочетающем присваивающий и производящий виды хозяйства.
Для изучения древних экономических структур весьма перспективен системный подход. Так, при рассмотрении самого общества как своего рода макросистемы экономика может быть представлена в качестве функциональной системы общества, его питающего блока и преобразователя внешних природных ресурсов. Общей целью этой системы является обеспечение существования человеческого общества в пределах определенного минимума его потребностей.
Причем на протяжении исторического развития этот минимум претерпевает значительные изменения – от чисто биологических условий выживания, проявляется в способах получения продуктов питания до усиливающегося воздействия чисто социальных факторов, связанных с удовлетворением потребностей общества, лежащих вне сферы пищевых запросов.
Природная среда, подвергающаяся различным формам эксплуатации и производственные возможности самого общества являются ресурсами системы. Компоненты системы достаточно разнообразны. И главные из них – способы получения и производства пищи, домашние производства, обмен и торговля. Можно наблюдать как происходит прогрессивная систематизация экономических систем, и как возникают качественно новые свойства. Например, усложнение домашних промыслов привело к появлению общинного ремесла, а дальнейшее развитие ремесел тесно связано с новыми формами распределения путем регулярного обмена, затем первобытной торговли4.
Орудия труда
Скребла и скребки для обработки шкур. По форме представляют более или менее правильный овал, иногда близкий к кругу. Выполнены они в большинстве случаев из плоских галек окаменелых пород или из значительных по величине овальных отщепов, сбитых с валунов. Размеры их иногда достигают 15 см в диаметре. Лезвие оформлено техникой скользящего удара и в некоторых случаях подправлено отжимом. В результате рабочий край покрыт короткими сколами и имеет значительную крутизну. Подобные орудия употребляются непосредственно в руке. Без применения рукояток.
У скребков так же как у скребел плавное овальное лезвие. Выполнены они из самых различных материалов, среди которых первое место занимает кремень.
Рис. 5.5
Рис. 6.
Список литературы
"1.Гайдук И.М. О возрасте стоянок древнего человека в верхней и средней Оби (палеолит) // Вопросы истории Сибири. – Томск, Издательство Томского университета; 1967. - Вып. 3.
2.Кобычев В.П. Дагори-Зад // Полевые исследования Института этнографии. 1974. – М., 1975.
3.Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. - Л., 1976.
4.Сидоров Е.А. Обработка и использование кожи (по материалам лесостепного Приобья IX-I вв. до н.э.) // Вопросы истории Сибири. – Томск, Издательство Томского университета; 1967. - Вып. 3.
5.Экономика и общественный строй древних и средневековых племен Западной Сибири. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989.
"
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00464