Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
308220 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
20
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Риторика римской империи
Глава 2. Марк Туллий Цицерон. Трактаты об ораторском искусстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве.
Фрагмент работы для ознакомления
Короткий взлет ораторского искусства и риторики после Цицерона был связан с именем Марка Фабия Квинтилиана, считавшегося самым знаменитым оратором в последней четверти I века н.э. Хотя Квинтилиан и был большим поклонником Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля и красоты речи. Поэтому он хотел видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста8. Характерно, что он определяет и риторику как искусство говорить хорошо9 .
Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской риторике, тем не менее, он не был выражен в явной и тем более резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее созданные средства убеждения.
Глава 2. Марк Туллий Цицерон. Трактаты об ораторском искусстве.
Цицерон наиболее известен как оратор судебный, хотя в его речах ярко выступала политическая основа, т.к. без этого ни одна речь была невозможна в Риме. Цицерон получил хорошее образование и прошел серьезную школу ораторского искусства.
Две основных традиции характерны для творчества Цицерона. Одна традиция шла от греков. Это - всесторонняя образованность оратора, владение методиками греческих мастеров слова. Другая - воспитывалась на основе освоения опыта старых римских ораторов, в первую очередь Катона.
Ораторским успехам Цицерона содействовали природные способности: впечатлительность, живой ум и глубокие чувства. Однако он всегда на первый план выдвигал труд, а не прирожденные способности. Он говорил: «Поэтом рождаются, а оратором становятся».
Цицерон всегда тщательно готовился к речам. Он составил практическое руководство, в котором указано, как надо готовиться к выступлению. Известен факт, иллюстрирующий его отношение к подготовке судебной речи. Время выступления приближалось, а Цицерон чувствовал, что еще недостаточно подготовлен. Это мучило его. В момент этого душевного волнения вошел его раб и сообщил, что судебный процесс отложен. Цицерон так обрадовался этому сообщению, что тут же отпустил раба на свободу.
Одним из наиболее важных условий успеха речи, - по Цицерону - убежденность самого оратора, полнота доказательств.
Важный момент подготовки речи - по Цицерону - подбор материалов. Не менее важна задача – его расположения («expositio»).
Для доказательства, по мнению Цицерона, необходимо привлекать двоякого рода факты. Одни из них должны действовать преимущественно на мысль слушателя. Их Цицерон называет «argumentum», отсюда происходят слова, которыми мы пользуемся – аргумент, аргументация, логические доказательства. Вторая группа фактов называлась Цицероном «amplificationes» – это материалы, которые употребляет оратор, чтобы воздействовать на чувства своих слушателей, что особенно важно в конце речи.
Марком Туллием Цицероном написаны три трактата об ораторском искусстве. В них нашел выражение богатый опыт античной риторики – науки, которая была первой формой "теории словесности" в европейской культуре, – и собственный практический опыт крупнейшего римского оратора.
Симптоматично, что трактаты Цицерона озаглавлены не "О красноречии", а "Об ораторе", "О знаменитых ораторах" ("Брут"), "Оратор". В центре внимания Цицерона – не отвлеченная наука, а конкретный образ человека-оратора. Этот цицероновский образ оратора – законченное выражение человеческого идеала высочайшей поры античности. Человек-гражданин, муж слова и дела, соединивший в себе философскую глубину знаний и практический навык действий, – таков тот оратор, облик которого рисует Цицерон в своих сочинениях. Этот образ остался в веках как самое яркое воплощение того, что мы называем античным гуманизмом.
В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.
Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. «В самом деле, — пишет он, — что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей»10
Идеалом оратора для него является не ремесленник и с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем–то. «Следовательно, необходимо помнить, во–первых, о том, что цель оратора, — подчеркивает он, — говорить убедительно; во–вторых, о том, что для всякого рода речи предметом служит или вопрос неопределенный... или случай».
Именно на таких вопросах должен сосредоточить свои доказательства и опровержения оратор. Спорные пункты могут быть весьма различными и поэтому они требуют в каждом случае особые способы доказательства. Характеризуя структуру публичной речи, Цицерон обращает внимание на то, что «все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во–первых, он должен приискать содержание для своей речи; во–вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в–третьих, облечь и украсить все это словами; в–четвертых, укрепить речь в памяти; в–пятых, произнести ее с достоинством и приятностью». Но прежде чем приступить к делу, предупреждает Цицерон, надо в начале речи расположить слушателей в свою пользу, затем установить предмет спора и только после этого начать доказывать то, на чем оратор настаивает и что он опровергает. В конце речи следует подвести итоги сказанному, а именно «развернуть и возвеличить то, что говорит за нас, и поколебать и лишить значения то, что говорит за противников».
Более подробное обсуждение перечисленных пяти задач дается в трактате “Оратор”, где он главное внимание обращает на то, что сказать, где сказать и как сказать. В этой триаде основную роль играет, по его мнению, процесс нахождения того, что нужно сказать и какими доводами подтвердить сказанное. «Действительно, — пишет он, — найти и выбрать, что сказать — великое дело: это как бы душа в теле».
Поскольку в судебной и политической речи необходимо было сосредоточить усилия, прежде всего, на предмете спора, постольку выяснению подлежали, «во–первых, имел ли место поступок, во–вторых, как его определить и, в–третьих, как его расценить». Решение первого вопроса достигается с помощью доказательства. В качестве посылок таких доказательств Цицерон рассматривает не только факты, но и суждения общего характера, которые Аристотель называет топами. На их основе “можно развить речь и за и против”, но ими следует пользоваться не бездумно, а точно все взвесить и сделать выбор, прежде чем применить к конкретному случаю. Определение и оценка поступка осуществляется путем соотнесения к соответствующему роду на основе понятий и определений. При разрешении третьего вопроса используются понятия правоты и неправоты, справедливости и несправедливости .
Обращает на себя внимание, что в трактате “Оратор” Цицерон впервые ясно указывает на связь своих основных идей с логическими принципами аристотелевской риторики. Действительно, когда он говорит о доказательствах в судебной речи, то обращает внимание на значение общих мест, или топов, в качестве посылок рассуждения и в то же время указывает, какую большую роль в ней играют частные суждения, которые выступают как свидетельства, факты, контракты, юридические нормы и т.п. нетехнические средства убеждения. Более того, такие конкретные аргументы, или доводы, убеждают и судей на заседаниях, и слушателей в народном собрании, и законодателей в сенате больше, чем отвлеченные принципы и общие рассуждения. Но это не означает, что Цицерон не признавал роли логики и философии в риторике. Правда, он скептически относился, например, к логике стоика Хризиппа, как слишком искусственной и потому мало пригодной в ораторском искусстве, где, по его мнению, следует полагаться на логику и диалектику Аристотеля. Хотя Цицерон был больше занят прикладной риторикой, с успехом выступая с публичными речами сначала в Народном собрании, а затем в сенате, но в своих письменных трудах он неизменно придерживался высоких образцов теоретического анализа своих великих предшественников Платона и Аристотеля. Не случайно поэтому его трактаты об ораторском искусстве написаны не в виде традиционных в то время ремесленных руководств и наставлений, которые были широко распространены в тогдашних риторических школах, а в форме свободного диалога, в котором мысли автора выражают наиболее знаменитые в прошлом ораторы. Некоторые западные исследователи считают оригинальным вкладом Цицерона в риторику, во–первых, разработку понятия о долге оратора, во–вторых, подчеркивание роли стиля и оформления речи. Нетрудно, однако, показать, что задачи, которые ставит Цицерон перед оратором, были ясно и четко сформулированы еще Аристотелем, а частично и Платоном. В самом деле, требование доказать обсуждаемый случай было подробнейшим образом разработано и выяснено Аристотелем не только в “Риторике”, но и в “Аналитике” и “Топике”. Несколько труднее обстоит дело с обязанностью оратора добиться согласия с аудиторией, а также внушить слушателям мысль о действии и побудить их к такому действию. Здесь Цицерон, опираясь на свой опыт и тогдашнюю практику, высказал ряд оригинальных идей, которые у Аристотеля выступают как апелляции к нравственности и к эмоциям.
Цицерон внимательно относился к построению речи. Он разработал теорию композиции речи, которая предполагала шесть основных частей судебной речи:
1. Вступление. Оно должно сосредоточить внимание слушателей, подготовить их, расположить в пользу того решения, которое предлагает оратор.
2.Изложение существа дела. Краткий рассказ о том, как произошло данное событие. Это особенно важно для судебных процессов, так как чтения обвинительного заключения в римском суде не было. Судьи часто не имели представления о сущности дела, которое им приходилось разбирать.
3. Наличие плана выступления, т.е. указание последовательности частей выступления, которое сообщалось слушателям для облегчения восприятия содержания речи. Цицерон придерживался принципа стилистической полноты. Максимальное количество материала, которое может быть вложено в речь, должно быть дано оратором. Полнота изложения требовала соответствующей речевой формы.
4. Доказательства, которые приводятся судебным оратором.
5. Повторение. Оратор кратко повторял все основные и решающие доводы для того, чтобы они лучше запечатлелись в сознании и памяти судей.
6. Заключение, подведение итога.
Он обращал большое внимание на стиль, конструкцию фразы, на построение отдельных частей речи. Существует термин «цицероновский период». Это – большие периоды, которые встречаются в речах Цицерона. Он был мастером плавной речи, не любил говорить отрывисто, мелкими, падающими в аудиторию подобно зернам фразами. Цицероновская речь – это цельный большой поток, а каждый период ритмически в себе замкнут.
До нас дошло 56 подлинных речей Цицерона. Если их классифицировать, то прежде всего нужно выделить две группы речей: судебные и политические. Из судебных выделяются две подгруппы речей: гражданские и уголовные. Исследователи речей Цицерона сходятся на том, что наибольший интерес представляют его уголовные речи.
Цицерон был одинаково сильным оратором как в области защиты, так и в обвинении.
Особое значение имели его политические речи против Луция Сергия Катилины. Четыре речи против Катилины пользовались особым успехом за глубокое содержание.
Катилина, как известно, готовился захватить власть в Риме. Против заговорщика Катилины выступал Цицерон, стремясь добиться уничтожения всех сторонников Катилины. Это было очень сложно, так как за спиной Катилины стояли сильные римские граждане. Цицерону приходилось действовать осторожно, так как каждое выступление могло окончиться его смертью.
Эти речи Цицерона построены в большинстве случаев методом риторических вопросов, патетических восклицаний, маленьких картин, которые симметрично располагаются внутри большой речи.
«Долго ли еще будешь ты, Катилина, злоупотреблять нашим терпением? Долго ли еще в своем безумии ты будешь издеваться над нами? Что ты сделал в две последние ночи и о чем ты совещался, - все это известно каждому из нас. Этого мало. Он является на заседание сената, принимая участие в обсуждении общественных вопросов? Бог бессмертный, в какой стране мы живем? Что это за государство? Что это за город? Здесь среди нас сенаторы-отцы, в этом высоком собирании мужей, долженствующих быть цветом и украшением вселенной, вместе с нами сидят люди, замышляющие гибель мою и моих коллег, намеревающиеся внести в этот город и во все страны мира пожар и убийство. И я, консул, не только спокойно вижу, но и спрашиваю их мнение об общественных делах. Даже словом не смею оскорблять всех, кого давно следовало бы предать казни».
В одной из речей против Катилины Цицерон произнес знаменитую фразу, ставшую крылатой: «O tempora, o mores!» (О времена, о нравы!).
После первых же речей Цицерона Катилина вынужден был бежать, так как понял, что прибывание в городе для него небезопасно. Катилина, по всей видимости, - достойный противник Цицерона. Мы знаем речи Цицерона, но не знаем речей Катилины, хотя он выступал неоднократно с речами в сенате. Его речи не сохранились, за исключением одного эпизода: «В нашем государстве имеются два тела, - одно слабое, но с сильной головой, это – сенат; а другое сильное, но со слабой головой, это – народ, и если это второе тело меня поддержит, то оно, пока я буду жив, никогда не будет без головы».
По существу в этом эпизоде четыре важных мысли, выраженных предельно кратко и образно. Мысль первая заключается в том, что сенат имеет разум, голову, но ему не достает силы, не на кого опереться. Вторая мысль Катилины состоит в том, что главная сила находится у народа, но нет вождя, который мог бы встать во главе и повести его вперед. Третья мысль: народ может и должен найти такого вождя, может и должен найти голову, которую предлагает ему Катилина. Четвертая мысль заключается в том, что он не изменит народу, а будет продолжать вести народ вперед: «Это тело, пока я жив, не будет без головы», - заканчивает свою сентенцию Катилина.
В борьбе с Катилиной победил Цицерон, который был убежденным сторонником Римской республики. Наступление Цезаризма было противно его политическим убеждениям, поэтому во времена диктатуры Цезаря Цицерон удаляется от политической деятельности11.
Список литературы
1.Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М. /Наука/1994 – 554с.
2.Большой Российский энциклопедический словарь. М/Дрофа/ 2003- 1868с.
3.Винничук Л.Т. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М./Молодая гвардия/ 1988 -332 с.
4.Волков А.А. Искусство ораторского мастерства. М./Эра/ 2003- 288с.
5.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М./Прогресс/ 1998 -321с.
6.Ивин А.А. Основы теории аргументации. М./Молодая гвардия/1997
7.Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора М. /Вопр. философии/. 1990 – 163с.
8.Сб.Антология греческой и римской философии. Под ред. Гаспарова М.Л. М./Художественная литература/ 1986-446с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00471