Вход

Аналитический обзор истории исследований социальной политики в РФ

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 307525
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 27
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание


Введение
1. Исследования на предмет политического воздействия в рамках социальной политики
2. Исследования в области социальной политики в трудовой сфере
3. Социальная стратификация российского общества как фактор оказывающий влияние на социальную политику
4. Проблема социальной безопасности
Заключение
Список литературы


Введение

Аналитический обзор истории исследований социальной политики в РФ

Фрагмент работы для ознакомления

Уникальным российским феноменом в социально-трудовой сфере являлась систематическая задолженность по выплате заработной платы. Впервые этот феномен возник в I квартале 1992 г. и достиг своего пика в мае и июне. Тогда правительство отказалось от жесткого варианта проведения денежно-кредитной политики и сумело резко уменьшить объемы задолженности и искусственно поддерживать относительно низкий ее уровень (1-7%). В дальнейшем ситуация изменилась.
Можно констатировать, что в 1992 г. был задан импульс, определивший состояние и динамику развития социальной сферы. Дальнейшие колебания кредитно-финансовой и бюджетной политики, воздействуя на макроэкономические процессы, практически не изменяли качественного состояния социальных процессов.
2. 2-й этап социальной политики государства (1993—1994 гг.)
С началом осуществления экономических реформ в 1992 г. условия проведения социальной политики привели к резкому сокращению возможностей государства по социальной поддержке населения, а также существенному сужению круга мероприятий, финансируемых за счет федерального бюджета. Жесткая финансово-кредитная политика требовала поиска мер, позволяющих, с одной стороны, обеспечить приемлемый уровень жизни населения, а с другой — избежать гиперинфляции. Проведению подобной политики препятствовала высокая инфляция и отсутствие рычагов регулирования денежных доходов населения. Из-за этих и некоторых других проблем все государственные мероприятия в этой области носили вынужденный характер.
Устойчиво высокий уровень инфляции не изменился в сторону уменьшения и в 1993 г. Правительство было вынуждено перейти от политики поддержания среднего уровня доходов к адресной помощи наиболее уязвимым слоям. Летом 1993 г. оно впервые отказалось от принципа регулярной индексации фиксированных доходов.
Начиная с 1993 г. основным направлением социальной политики правительства в области доходов становится регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработная плата, пенсии, пособия). Еще в марте 1992г. был введен показатель «минимальный потребительский бюджет» (другое название — «физиологический минимум»). Он представляет собой минималь­но допустимую физиологическую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания, дифференцированную в зависимости от нормы потребления по отношению к трем группам населения: трудоспособное население, лица пенсионного возраста и дети.
Оплату труда и социальные выплаты предполагалось привязать к прожиточному минимуму, который уже в 1992 г. превышал минимальный оклад (в дальнейшем этот разрыв лишь увеличивался). Но подобные попытки реальных результатов не принесли. Прожиточный минимум используется, как правило, в двух случаях: 1) для определения «черты бедности» (на долю продуктовой корзины приходится 68% реального прожиточного минимума), точнее как критерий отнесения того или иного лица к группе, нуждающейся в социальной поддержке государства; 2) для определения самого размера большинства социальных выплат.
В 1992-1993 гг. соотношение социальных выплат и прожиточного минимума часто имело положительную динамику. Например, средний размер пенсии впервые опустился ниже прожиточного минимума в 1995 г. В 1993 г. дифференциация населения по доходам продолжала усиливаться. Это вполне закономерно для этапа адаптации экономики к новым рыночным условиям. В максимальной степени страдали от высокой инфляции низко- и среднедоходные группы населения.
Рассмотрим один из показателей качества жизни населения, а именно — уровень жизни. Реальные денежные доходы населения в 1993 г. по сравнению с 1991 г. сократились на 43%. Население с доходами ниже прожиточного минимума в 1993 г. составило 26,7% от всего населения. Доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы той же доли наименее обеспеченных (для сравнения: в конце 1992 г. это соотношение составляло 7,5-8 раз, а в 1991 г. — 4,5 раза).
Ситуация в сфере доходов была весьма различна по регионам. Именно в 1993-1994 гг. сформировались группы относительно «богатых» и «бедных» регионов. Регионы различаются как по уровню средних доходов населения, так и по возможностям местных бюджетов по оказанию социальной поддержки малообеспеченным группам населения.
В течение периода высокой инфляции (1992-1994 гг.) социальная политика в России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время, разработка и повышение эффективности социальных программ имели второстепенное значение, не было предпринято никаких шагов по реформированию отраслей социальной сферы. Бесперспективность проведения подобной политики окончательно прояснилась в 1995 г., когда началась реальная финансовая стабилизация. Нужны были институциональные реформы, которые позволили бы повысить эффективность социальных программ, а также ликвидировать колоссальные потери, вызванные тем, что значительная часть социальных расходов направлялась семьям с высокими доходами, которые практически не нуждались в поддержке со стороны государства.
3. 3-й этап социальной политики государства (1995 г.)
В 1995 г. федеральным правительством была предпринята попытка финансовой стабилизации. В результате существенные сокращения затронули практически все виды расходов. Впервые за годы реформ были уменьшены расходы на социальные нужды. Так, в 1995 г. расходы на здравоохранение и образование только в консолидированном бюджете сократились на 1,5%, а общее сокращение государственных социальных расходов составило 2,7% ВВП.1
Тем не менее, даже после подобного заметного сокращения социальные расходы оставались непомерными для российского государства. Доля затрат на социальные нужды впервые за всю историю страны превысила 50% всех расходов государства. Дальнейшее увеличение социальных расходов представлялось нереальным. На федеральном уровне оно было невозможно вследствие дефицита бюджета, на территориальном уровне социальные расходы и так значительно превышали все остальные вместе взятые. Наконец, ресурсы внебюджетных фондов практически и без того полностью расходовались на социальные цели.
Социальная ситуация, сложившаяся в стране, характеризовалась следующим. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. среднедушевые доходы почти 25% россиян (около 7 млн. человек) были ниже прожиточного минимума. В 1994 г. этот показатель был ниже и составлял 22,4%. Социальная поляризация общества, вызванная фактическим устранением государства из сферы регулирования доходов, стала еще одним фактором социальной напряженности. К концу 1995 г. заработная плата составляла не более 40% в структуре доходов, в результате чего она утрачивала свое значение как источник дохода. Резкая дифференциация доходов населения, дополняемая неконтролируемым перераспределением национального богатства, привела к беспрецедентному по своей глубине расслоению общества. Если в 1991 г. соотношение доходов беднейших и самых богатых слоев составляло 1:4, то в конце 1995 г. оно достигло 1:13,5, а по некоторым оценкам 1:16. Это далеко перешагнуло международный стандарт социальной безопасности, равный соотношению 1:10. Средний класс, об укреплении которого столь много говорилось, составлял в то время не более 10-14%. Более того, в 1995 г. 63% населения России имели доходы ниже среднего уровня. Из них, по различным оценкам, 20-40% населения жили на пороге бедности. Неблагоприятны и показатели соотношения средней и минимальной заработной платы: в целом по России последняя составляла лишь 9,1% от средней, в то время как в социально ориентированном обществе она не должна быть ниже 30-40%.
В сложившейся ситуации правительством принимались меры по социальной защите населения и смягчению негативных социальных последствий. В том числе был принят закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» (Российская газета, 1995, 12 мая), очередная «Федеральная программа содействия занятости населения в РФ» (Российская газета, 1995, 14 июня). Кроме того, была разработана комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», в которой отдельные целевые программы призваны решать задачи, связанные с усилением социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем их интеграции в общество.1 Однако масштабы проводимой социальной политики не соответствовали возникающим потребностям. «Догоняющие меры» могли лишь частично компенсировать проблемы.
Эффективность большинства государственных социальных программ оставалась чрезвычайно низкой. Основная часть (около 80%) социальных выплат не достигала тех, кому они были предназначены, а именно беднейших и социально незащищенных групп населения. Не оставалось сомнений в необходимости проведения институциональных реформ в отраслях социальной сферы, в том числе и изменение пенсионной политики.
4. 4-й этап социальной политики государства (1996—1997 гг.)
1996-1997гг. можно рассматривать как наиболее благополучные в постсоветской России. Обстановка в стране в определенной степени стабилизировалась. Были достигнуты положительные изменения в социальной сфере, в том числе рост заработной платы, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Правда, государство не смогло обеспечить сколько-нибудь устойчивое восстановление качества жизни основной массы населения, прежде всего социально незащищенных слоев. Можно сказать, что социальные угрозы были уменьшены, но не устранены.
В 1996 г. многие социальные индикаторы остались на уровне предыдущего года, а индекс реальной заработной платы (рассчитанный по начисленной) даже повысился на 7%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась на 62% и составила около 800 тыс. руб..1 Однако с учетом недоплатежей по заработной плате ее реальная величина повысилась совсем незначительно, если не осталась на том же уровне.
Что касается минимальной заработной платы, в 1996 г. она стала примерно в 5 раз меньше прожиточного минимума. Проблема бедности усугубилась задержками выплат заработной платы, пенсий, пособий, которые доходили до полугода и более. Задолженность по этим статьям во второй половине 1996 г. возросла и достигла 70 трлн. руб., что в промышленности составило 140%, а в бюджетной сфере —120% месячного фонда заработной платы (там же).
Достаточно острой продолжала оставаться и проблема безработицы. По данным Госкомстата, численность безработных в 1996 г. превысила уровень 1992 г. в 2 раза и достигла 7 млн. человек, что составляет около 9% экономически активного населения. Отметим, что, по расчетам Института труда, уровень безработицы в том же году был в 1,5 раза выше. Кроме того, росла скрытая безработица, т. е. количество людей, которые не по собственной воле находились в полностью или частично оплачиваемом отпуске. В машиностроении и легкой промышленности, например, в таком положении находилось около половины работников.
Что касается доходов населения, ситуация была следующей: у 20% состоятельной части населения суммарный доход был такой же, как у остальных 80%. Однако наметились и положительные тенденции: в 1996 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 36 до 32 млн. человек (там же). Несколько сократился децильный коэффициент, т. е. разрыв между крайними (10%) группами населения. Это свидетельствует о некотором сокращении дифференциации в обществе.
5. 5-й этап социальной политики государства (с 1998 г. по настоящее время).
Основной чертой настоящего этапа стало обвальное падение уровня и качества жизни основных категорий населения, вызванное кризисом 17 августа 1998 г. и его социальными последствиями. Проведенные исследования показали, что свыше 90% населения России считают себя пострадавшими от кризиса. С июня по октябрь доля людей, причислявших себя к высшему и среднему классам, сократилась с 35% до 23%, а доля бедных возросла с 64% до 75%. Увеличилось количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей числен­ности населения страны — соответственно с 32,1 млн. 21,8% в июле до 43,3 млн. и 29,5% в ноябре. Реальные располагаемые денежные доходы населения в ноябре 1998 г. составили лишь 74,9% от уровня ноября 1997г.1 Задолженность по заработной плате значительно возросла в той ее части, где она обеспечивалась за счет консолидированного бюджета (на 48,4% в августе — ноябре 1998 г.), в то же время рост задолженности из-за отсутствия собственных средств предприятий и организаций был небольшим (за тот же период составил 3,2%) (там же). Количество безработных увеличилось, составив 8,4 млн. человек в сентябре 1998 г.
Действия сегодняшнего российского государства в отношении рынка, по свидетельству Г. Грефа, министра экономики и торговли, привели к росту доходов населения на 10%, тогда как социальная дифференциация увеличилась и достигла соотношения верхнего и нижнего децилов как 15 к 1. В основном увеличились доходы высокодоходных групп на­селения. Рынок увеличивает богатство населения страны и таким образом заявляет о своей социальности, тогда как государство не в состоянии сдержать рост социальной дифференциации и удерживает ее выше опасных пороговых значений. Поэтому у тех, кто проповедует рыночные формы организации общества, возникают сомнения в отношении государства как инструмента повышения социальности. У «государственников», наоборот, возникают сомнения в отношении способности рынка быть социальным. Это происходит от того, что государство полагает, что социальная дифференциация есть продукт рынка, тогда как рынок полагает, что она — продукт нераспорядительности, а то и преступности государства.
Сегодня, как известно, резервы Центробанка России и Министерства финансов огромные. Председатель Совета Федерации С. М. Миронов пишет, что за всю историю российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие большие финансовые резервы, как сейчас.1 Но государство не торопится выбросить их в обращение, не спешит инвестировать их в какие-либо важные проекты, не торопится снизить уровень социальной дифференциации. Оно не торопится, потому что вливания в рынок не изменят его сути, он как порождал, так и будет порождать социальную дифференциацию; оно не торопится и потому, что достигнутый уровень социальной дифференциации вполне устраивает рынок и государство. Первого она устраивает, что дает необходимое приращение прибылей, второго — невраждебностью народа в отношении государства. Поэтому надо признать, что социальная дифференциация, как некоторое асоциальное состояние российского общества, есть продукт совместного творчества — как рынка, так и государства.

Список литературы

1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. М., 1997.
2. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком (Учебное пособие). М.: Фирма Гардарика, 1996.
3. Газимагомедов Г. Г. Рынок и государство: контуры социальной ориентированности. Изд-во С.-Петербургского университета, СПб., 2005.
4. Милецкий В.П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб., 1997.
5. Милецкий В. П. Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения. Опыт сравнительного анализа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.
6. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Минск, 2002.
7. Российские компании на пути к корпоративному гражданству // Ведомости, 2002, 14 февраля.
8. Россия – 1999. М., Издательство ИСЭПН, 2000.
9. Сивкова В. Богатые тоже платят //Аргументы и факты. 2000. № 50.
10. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999.
11. Соколова Г.Н. Социальная государственная политика в сфере труда и трудовых отношений. СОЦИС. №3. 2004.
12. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М., Наука, 2001.
13. Социальная энциклопедия / Редколлегия: А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др., М., Большая Российская энциклопедия, 2000.
14. Степанов Е.И. Роль конфликтологии в обеспечении безопасности и устойчивого развития России и ее регионов/Конфликтология – теория и практика, № 1, 2004.
15. Степанов Е.И. Социальная политика как фактор урегулирования трудовых конфликтов//Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М.: Современная экономика и право. 2004
16. Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во СПб. философского общества. 2000.
17. Торлопов В. А. К вопросу о российской концепции социального государства//Человек и труд. № 9, 1998.
18.Торлопов В. А. Основные модели социального государства//Человек и труд. № 6, 1998.
19. Торлопов В. А. Предложения к концепции социальной политики России//Человек и труд. № 7, 1998.
20.Торлопов В. А. Социальное государство: сущность и генезис//Человек и труд. № 5, 1998.
21. Торлопов В.А. Социальная политика в России: история и современность. СПб.: Институт специальной подготовки и психологии, 1999.
22. Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
23. Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. М., 1989.
24. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М., 1996.
25. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997. М., 1999.


Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00469
© Рефератбанк, 2002 - 2024