Вход

Идеи времени и проблема личности в русской реалистической прозе 19-20 века(Толстой,Шолохов,Пастернак)

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 307484
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 24
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
Проблема личности в истории в понимании Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»
Судьба человека в произведениях М.А. Шолохова
Тайная свобода
Заключение
Список литературы:

Введение

Идеи времени и проблема личности в русской реалистической прозе 19-20
века(Толстой,Шолохов,Пастернак)

Фрагмент работы для ознакомления

«Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть и не по его приказании, но в соответствии с его намерениями». «Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много».
В изображении исторических событий Толстой явно отказывался от традиционной «истории царей и полководцев». Он показывал реальную жизнь, не преуменьшая, но и не преувеличивая роль каждой отдельной личности в истории и более всего роль народа.
Чтобы завершить разговор о романе «Война и мир» скажем еще несколько слов о Пьере Безухове, который мало принимал участия в военных делах, но его образ не менее важен для понимания роли в личности в истории. Пьер Безухов и есть тот самый ищущий человек, человек, который стремится найти и понять роль личности в истории, понять, что он сам может для истории сделать, каково его место. Его жизнь – последовательная смена разочарований: сначала в Наполоене, которым он восхищался и считал его одним из величайших людей, потом в красавице Элен, которая на деле оказалась циничной и расчетливой, но не очень умной. Потом в поисках смысла своей жизни Пьер увлекается масонством. Поняв фальшь масонов, Пьер порывает с ними и пытается устроить жизнь своего крестьянства, но и здесь терпит неудачу.
Пьер попадает на Бородинское поле, не осознавая силу народного единства. В этот день ему очень много дает последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Оставшись в Москве Пьер попадает в плен к французам, где и встречается с Платоном Каратаевым, который открыл ему истину о том, что надо любить жизнь, видя смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. В конце Пьер женится на Наташе Ростовой и мы видим его как счастливого мужа и отца. Но это не конец, финал остается открытым, мы догадываемся, что Пьер будущий декабрист – это его свободный выбор, обусловленный ходом исторического времени.
Судьба человека в произведениях М.А. Шолохова
Мы вынесли в заголовок название одного из произведений М. Шолохова. И хотя речь пойдет больше о романе «Тихий Дон», повесть «Судьба человека» мы не можем обойти стороной. И потому, что сюжет очень показательный и потому, что «Тихий Дон» тоже во многом повествует о судьбе человека. Судьба звучит слишком фатально, но так оно и есть всегда в произведениях Шолохова. Его герои бьются за правое дело, ищут истину и смысл, ищут правду, но они всегда действуют согласно ходу времени, поступают так, как от них требуют события, так как поступал простой народ во время войны 1812 года. Тот самый народ, в котором видел силу Л.Н. Толстой. Осложняется ситуация только тем, что в 1812 году враг был внешний. Был народный полководец Кутузов и противопоставленное ему зло – Наполеон. Начало же 20 века смешало все. Первая мировая война понятна – враг внешний. Но революция и гражданская война разрушили это единство народа. Эту силу, которая сильна против внешнего врага и становится слабой, когда ее стравляют с самой собой. В этом и трагедия героев Шолохова.
Шолохов так же, как и Толстой показывает жизнь человека, судьбу его, в развитии. Его произведения всегда охватывают значительный по времени и событиям период. «Тихий Дон» населен таким же количеством персонажей, описанием быта, природы, военных действий и т.д., как и «Война и мир». Оба эти произведения – романы-эпопеи, дающие максимально широкое представление о моменте, когда события происходит – полное освещение.
Центральный персонаж романа Шолохова «Тихий Дон» - Григорий Мелихов – молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Шолохов создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени, да и самого Шолохова эти искания коснулись не меньше, свои метания он и отразил в метаниях Григория Мелехова...
Жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Конец этой жизни описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Все же воевать – дело для казаков привычное, совсем другое дело революция. Мы говорили об этом выше, что война не так страшна для сильного сплоченного народа, как внутренние раздоры.
В феврале 1917 года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелихов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков от всех опекунов… Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся».
Но после встречи с другим героем романа – Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому - то берегу. После ранения под станцией глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет».
Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым.
Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А назавтра пленных казаков ставят к стене… Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть. И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.
Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.
Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…
На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она Толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета». И снова мы видим тот же открытый финал, что и у Толстого в романе «Война и мир» и снова мы видим успокоение в семье. Таким образом, Шолохов устанавливает приоритет общечеловеческих ценностей. В революционном вихре, в метаниях героев от красных к белым и обратно, в борьбе с судьбой побеждают надклассовые общечеловеческие ценности.
Кроме самого Григория Мелехова в поединок с вихрями истории вступают и другие герои романа «Тихий Дон». Пантелей Прокофьевич Мелехов не ищет путеводных звезд и маяков в историческом просторе. Но от этого все его бытие не менее исторично, общезначимо. А смерть его от тифа, вдали от дома, «в отступе» - трагедия равная по смыслу гибели Аксиньи. Гибель его – трагедия народа, разрушение основ его бытия1.
Рассмотрим еще образ Натальи Мелеховой, в чем-то на наш взгляд этот образ похож на образ Наташи Ростовой у Толстого. Для Натальи Мелеховой очевиден приоритет семьи и детей. Она страдает, видя, как Григорий влюблен в Аксинью и в то же время понимает, что уйди она из дома Мелеховых и ее удел – одиночество, сиротство и лишение надежд на материнство. Наталья побеждает талантом верности, терпения. Ее душа – самая крепкая ограда для всего дома. В образе Натальи Мелеховой, как и в образе Наташи Ростовой возвеличивается идея семьи, как самой надежной опоры человеческого бытия во всем хаосе войн и революций.
Семья же побеждает и в повести «Судьба человека». Побеждает любыми способами. Андрей Соколов, потеряв во время войны всех друзей и родственников, сохранил душу и в финале усыновил такого же потерянного и всех потерявшего пятилетнего мальчика Ваню. И создав такую вот пусть неполную, пусть странную, но все-таки семью, Андрей находит успокоение как и многие другие герои произведений Шолохова и Толстого.
В неравном споре с теми, кто решил принести «напрасный дар» в жертву отвлеченным идеям и мифологизации жизни, в жестокой борьбе со всеми формами стадной идеологии лучшие представители русской литературы в форме романного эпоса утверждали: личность не топливо для истории, она не средство, а цель исторического развития; не за счет и не вопреки личности, а только во имя и через нее возможен исторический рост народа, нации, человечества. Таким образом, и в трагическом ХХ веке русский романный эпос был ареной борьбы за человека, за общечеловеческие ценности и моральные абсолюты, и именно художественный образ нес в России самую глубокую и верную мысль, самое глубокое понимание жизни, как это было в веке ХIХ.
В итоге «новый большой эпос» создал такое художественно-философское поле, которое глубоко раскрывает сложность и противоречивость индивидуального, национального и общечеловеческого бытия, сделало наглядным нерасторжимую связь прошлого и настоящего, представило историческое время «густым и материализованным, а пространство человечески осмысленным и интенсивным».
В целом открытый Л.Н. Толстым и по-своему развитый русскими эпиками ХХ века путь к созданию «нового большого эпоса» способствовал «преодолению чисто эстетического отношения к истории», осмыслению ее как инобытия наших сегодняшних проблем1.
Тайная свобода
Мы рассматриваем проблему личности в истории в произведениях писателей-реалистов 19-20 веков. Мы рассмотрели эпосы М.А. Шолохова и Л.Н. Толстого. Произведения этих писателей «Тихий Дон» и «Война и мир» во многом схожи, несмотря на все многообразие их различий. Во-первых, сближает их размах описываемых событий – множество героев, сюжетных линий, описаний и т.д. Во-вторых, и то, и другое произведение описывает времена военные. В-третьих, герои романов ищут. Ищут смысл жизни, ищут правду, ищут спокойствия… И, наконец, Толстой и Шолохов очень часто приходят к схожим выводам, утверждают схожую систему ценностей, провозглашают с одной стороны, ценность личности, а с другой стороны - полную зависимость личности от хода времени, от движения истории.
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» в некотором смысле похож на те, которые мы уже рассмотрели и все же в большей степени стоит особняком. Да, Пастернак также описывает события смутного военного времени, жизнь его героя показана с юных лет и до смерти и более того, роман не заканчивается его смертью, он охватывает еще несколько лет дальше. Юрий Живаго также ищет, и все-таки находит нечто иное. И все-таки сюжеты и герои Пастернака не такие детальные, как у Шолохова и Толстого – они лишь намечены штрихами, но такими четкими, что более детального описания и не требуется. Но главное – это конечно решение проблемы личности. Проблема времени и личности решается у Пастернака в несколько ином ключе.
Пастернак в конечном итоге ставит своего героя над событием, над историей, вне времени. Юрий Живаго – личность сильная и свободная, свободная именно от истории.
Идея противостояния отдельной личности катаклизму масштаба российской революции как идея социальная, конечно же, фантастична, абсурдна. Лишь как идея художественная она способна обрести какой-то реальный смысл. Но, взявшись за нее, художник обрекает себя на мученичество. «Уравновешивая» личность и историю — а только таким образом можно приблизить к реальности эту фантастическую идею, — художник будет вынужден так или иначе «занижать» эпохальное событие, отодвигать его с авансцены.
Воплощение идеи противостояния личности глобальному историческому событию ставит художника перед необходимостью не только «понизить» это событие, но и решить другую задачу: усилить личность, «взбунтовавшуюся» против истории. Два полюса должны быть сближены — их «контакт» должен быть правдоподобен. Характер замысла требует здесь особой утонченности, особо обостренного чувства меры: ведь замысел постоянно подталкивает художника к типу сверхчеловека, в то время как стремление не оторваться от реальности заставляет этого сверхчеловека чуть ли не третировать...
Нужно отдать должное Б. Пастернаку: его «сверхчеловек», его Юрий Живаго в замысел вписался идеально. Он - и яркая индивидуальность, и поразительно естествен. Однако его мягкость и душевная деликатность находятся в таком «несоответствии» с его ясным пониманием собственной исключительности, что стоит выпустить из виду замысел романа, как метаморфоза в восприятии главного героя становится неизбежной: реальные возможности его как личности могут показаться непомерными претензиями, а его естественность — заурядностью.
Важно и то, что оставь писатель своего героя в центре революционных событий, не отправь его вовремя в провинцию, в глушь — не было бы в романе жизни свободного человека. Могло быть прозябание , могла быть борьба с революцией, мог быть какой-либо вариант «Хождения по мукам» А. Толстого. Пастернак же выбрал для своего героя путь иной — высокую частную жизнь. И уже одно это определило необходимость трактовки революции, как фатальной силы.
Революция, конечно же, в романе присутствует, живет. Но далеко не той жизнью, которая положена ей по рангу. Ее роль понижена; она оттеснена с авансцены, растворена в бытии — наделена сверхъестественной силой. И абсурдная идея противостояния личности истории обретает у Б. Пастернака вполне приемлемую и, в общем-то, привычную для искусства форму: единоборство личности с судьбой.
Исторический фатализм. В отечественной литературе эта идея связана с именем Л. Толстого. Однако сам роман «Война и мир» не дает ни малейшего основания говорить о какой-либо фатальной силе, непосредственно определяющей поступки или судьбы его героев. Они свободны, естественность их бытия неповторима, роман же — царство психологизма. Фатальные силы вынесены Толстым за скобки и в буквальном и в переносном смысле слова: лишь простившись со своими героями, лишь в эпилоге романа он обращается к своей исторической концепции. Крайний, заимствованный из законов механики детерминизм, полнейшее и безусловное исключение всего случайного (и, прежде всего, связанного с деятельностью личности) из исторических процессов — в этом особенность исторического фатализма Толстого. Закончив роман, где сознание собственной неповторимости является едва ли не главнейшим качеством героев, он своей концепцией обрушивается на их свободу, на тот дух вольности, с которым всегда связывали важнейший, восходящий к личности человека источник такого уникального российского движения, как декабризм.
Свобода и необходимость рассматриваются Толстым как две взаимоисключающие крайности. Его формула «свобода для истории есть только выражение неизвестного остатка от того, что мы знаем о законах жизни человека», по существу, не оставляет места в истории для свободной личности. На фоне трагических обстоятельств отечественной истории XX века зловеще звучат завершающие великий роман и венчающие толстовскую концепцию слова: «...необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать неощущаемую нами зависимость».

Список литературы

Список литературы:
1.Все герои произведений русской литературы – словарь-справочник // М: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997, 448 с.
2.Пастернак Б. Доктор Живаго // М: Книжная палата, 1989
3.Русская литература ХХ века // под ред. Нагайцевой Т.Н. – СПб: издательский дом «Нева», 1998, 416 с.
4.Русская литература XX век – справочные материалы // под ред. Прониной Е.П. М: Просвещение, 1995,
5.Русская литература XVIII - ХIХ веков // под ред. Смирнова Л.А. – М: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995, 463 с.
6.Русская литература ХХ век // под ред. Смирнова Л.А. – М: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995, 464 с.
7.Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 8-и томах – т.т. 3,4 // М: Лексика, 1996
8.Шолохов М.А. Тихий Дон // М: Эксмо, 2005
9.Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова«Тихий Дон» - статья // http://www.cbs1vao.ru
10.Суриков В. Исключение в пользу гения (тайная свобода Юрия Живаго) – статья // http://surikovvv.jino-net.ru

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00538
© Рефератбанк, 2002 - 2024