Вход

Борис Годунов

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 306104
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 20
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
2. Внешняя характеристика источника
3. Основные моменты жизнеописания и правления Бориса Годунова, изложенные в книге Р. Скрынникова
4. Путь Бориса Годунова к вершинам власти
5. Преобразования Годунова во внутренней и внешней политике
6. Заключение

Введение

Борис Годунов

Фрагмент работы для ознакомления

Исследования Р. Скрынникова позволили сделать вывод о том, что мнение о неграмотности Бориса Годунова ошибочно, так как Борис воспитывался в семье, не чуждой просвещению. Примерно в 20 лет Борис удостоверил подписью документ о пожертвовании родовой вотчины в костромской Ипатьевский монастырь. Молодой опричник писал аккуратным, почти каллиграфическим почерком. Взойдя на трон, Борис навсегда отложил перо. Не стоит думать, что он разучился писать. Новый государь не желал нарушать вековую традицию, воспрещавшую коронованным особам пользоваться пером и чернилами.
Тем не менее, в юности Борис получил лишь начатки образования. Современники не могли простить ему плохого знания Священного писания. Церковные книги оставались неотъемлемой составной частью любой программы обучения на Руси. Так что померкам XVI в. Годунов был малообразованым человеком, - делает вывод Р. Скрынников.
Волна придворных интриг не давала возможности Годуновым испытывать уверенности, находясь близ царских покоев. Родство с царем, на которое Годуновы возлагали большие надежды, не принесло ожидаемых выгод. Евдокия Сабурова прожила с наследником менее года, после чего свекор отослал ее в монастырь. Нить, связывавшая Сабуровых и Годуновых с царской семьей, оборвалась. Несколько месяцев спустя шведская пуля настигла Малюту Скуратова под стенами небольшой крепости в Ливонии. Борис лишился тестя, чья поддержка могла бы обеспечить ему стремительную карьеру. С отменой опричнины и смертью Малюты жизнь двора претерпела большие перемены. «Кругом летели головы, и дядя с племянником, которым суждено было прожить долгую жизнь, предусмотрительно проявили заботу об устроении души, пожертвовав деньги и землю в родовой монастырь»5. Годуновы готовились к худшему, но им и на этот раз удалось удержаться на поверхности. Они проявляли редкую предприимчивость в достижении раз поставленной цели – решив утвердиться при дворе его младшего брата царевича Ивана - Федора.
Вступая в очередной, пятый брак, царь Иван объявил, что намерен женить младшего сына. Дмитрий Годунов поспешил взять дело в свои руки и сосватал царевичу свою племянницу Ирину Годунову, стремясь осуществить новую попытку приблизиться к царскому трону. Вслед за этим Дмитрий Годунов получил повышение - царь пожаловал ему думный чин окольничего.
Воспользовавшись милостивым отношением царя, он приложил все усилия, чтобы расправиться со всеми своими противниками. Одержимый подозрениями царь Иван приказал казнить своих самых доверенных советников - Василия Умнова и Бориса Тулупова. Первое послеопричное правительство пало.
Расправа над Умновым и Тулуповым принесла Борису Годунову прямые выгоды. За некое «бесчестье» он получил вотчину казненного Тулупова. Последовательно констатируя этапы восхождения Бориса Годунова, Скрынников пишет: «Мы никогда не узнаем, какому оскорблению подвергся Годунов. Но его обидчик полностью оплатил счет, угодив на кол. Со временем Борис постарался избавиться от неправедно нажитого имения. Едва Грозный умер, как он, с благословения Федора, передал тулуповскую вотчину в монастырь. Годунов наказал монахам молиться за погубленных бояр братьев Колычевых, Бориса Тулупова и его мать (княгиня Анна Тулупова погибла вместе с сыном). Борис сделал благочестивое дело, но не было ли в его жесте признания своей вины? В характере Бориса не было ни жестокости, ни склонности к кровопролитию, но он уже начал свое восхождение к вершинам власти...»6.
Постепенно Борис Годунов входит во все более тесное окружение Ивана Грозного. Под конец жизни возле царя почти не оказалось бояр, он перестал пополнять думы боярами. Исключение было сделано для одних Годуновых. Бывший вяземский помещик Дмитрий Годунов удостоился боярского чина. Его многолетняя служба в составе опричнины, «двора» и «удела» получила высшую оценку. За 30-летним Борисом Годуновым не числилось никаких государственных заслуг, но и его царь возвел в боярское достоинство.
Успехи Годуновых выглядели исключительными, но будущее по-прежнему внушало им немало тревог. В годы опричнины царь Иван объявил наследником старшего сына Ивана и отказал ему по завещанию большую часть государства. Царь постоянно возлагал на Годуновых заботу о младшем сыне. Отправляясь в военные походы, он оставлял Федора в безопасном месте под их присмотром. Положение Бориса было весьма почетным, но оно ограничивало поле его деятельности стенами дворца. Когда одни его сверстники служили в приказных и дипломатических ведомствах, а другие обороняли крепости от врагов, Борис усердно постигал тайны дворцовых интриг.
Смерть старшего брата открыла перед царевичем Федором путь к трону. Окружению Федора эта смерть была исключительно выгодна. Как отмечает Р. Скрынников, «случись все позже, молва непременно обвинила бы Бориса и в этой трагической случайности. Но Годунов не успел еще навлечь на себя ненависть бояр, и на первый раз клевета миновала его. Более того, поздние летописи выставили поведение Бориса в выгодном для него свете.
Царский любимец якобы был избит Грозным за то, что «дерзнул внити во внутренние кровы царевы» и попытался заступиться за наследника перед отцом. В гневе царь набросился на Годунова и «истязание многое сотвори и лютыми ранами его уязви. Получив такое «оскорбление», Борис тяжело заболел и долго лечился. Государь сменил гнев на милость и посетил больного на дому»7.
Упрочение же влияние на царскую семью при помощи Ирины Годуновой, жены Федора, стало трудноисполнимым благодаря тому, что царь Иван, предполагая исчезновение царской династии из-за ее «бесплодия», нашел способ выразить отрицательное отношение к браку Федора с Годуновой. Не питая иллюзий насчет способности Федора к управлению, Грозный поступил так, как поступали московские князья, оставляя трон малолетним наследникам. Он вверил сына и его семью попечению думных людей, имена которых назвал в своем завещании, которое нанесло смертельный удар честолюбивым замыслам Годуновых. В качестве ближайших родственников Федора они готовились теперь забрать бразды правления в свои руки. Чтобы достичь власти, оставалось сделать один шаг. Именно в этот момент на их пути возникла непреодолимая преграда, воздвигнутая волей царя Ивана, регентский совет.
Известный исследователь Смуты С.Ф. Платонов полагал, что вспыхнувшая после смерти Ивана IV борьба свелась к придворным ссорам, к столкновениям между царской родней из-за дворцового влияния. Следуя фактам, можно заключить, что борьба сконцентрировалась вокруг значительно более важного вопроса, нежели дворцовое влияние. Таким вопросом был вопрос о политическом наследии Грозного.
С.Ф. Платонов считал, что до тех пор, пока они не будут разрешены все темные и неразрешимые вопросы в обстоятельствах смерти Дмитрия, обвинение Бориса будет стоять на очень шаткой почве, и он перед нашим судом будет не обвиняемым, а только подозреваемым; против него очень мало улик и вместе с тем есть обстоятельства, убедительно говорящие в пользу этой умной и симпатичной личности. С его мнением согласен и Р. Скрынников.
4. Путь Бориса Годунова к вершинам власти
После смерти царя Ивана IV московское восстание едва не увлекло в пропасть и Годуновых, когда восставший народ требовал их удаления из столицы. Борису пришлось познать унижение. Однако он не только уцелел, но и использовал новую ситуацию, чтобы преодолеть еще один крутой подъем на пути к власти. В дни коронации Федор возвел шурина в чин конюшего.
Р. Скрынников следующим образом характеризует возведение в эту должность: «Некогда царь Иван упразднил этот чин, казнив последнего конюшего. Боярские правители восстановили должность, которую издавна занимали представители нескольких знатнейших фамилий. Вопрос о назначении нового конюшего вызвал острую борьбу в верхах. Борису недоставало знатности, чтобы занять высокий пост. Но в конечном счете чином конюшего распоряжались те, кто реально возглавлял правительство. Назначение на пост конюшего, проведенное вопреки ясно выраженной воле Грозного, ввело Годунова в круг правителей государства»8.
Успех Бориса нельзя объяснить одним лишь родством с царской семьей. В неустойчивой обстановке первых дней царствования влияние Федора на дела управления было ничтожным. 32-летнему Борису помогла прежде всего его политическая изворотливость. Годунов поспешил oтвepнуться от покровителя, сподвижника и свояка Бельского, как только понял, что дело того проиграно. Более важное значение имело для него покровительство земских бояр.
Повинуясь этому же мотиву, Годунов выражал покровительство дяде царя, регенту Никите Романову, проявлял участие и заботу по отношению к детям Романова и дал страшную клятву, что всегда будет почитать их за братьев. Знатностью Романовы далеко превосходили Годуновых, но в глазах Рюриковичей Шуйских и гедиминовичей Мстиславских они выглядели все же достаточно худородными. Аристократическая реакция грозила покончить с высоким положением этой семьи. Неудивительно, что Романову пришлось искать поддержки у «дворовых» бояр Годуновых. В действительности союз Романовых и Годуновых был вызван к жизни трезвым политическим расчетом.
Земщина не простила Годунову его опричного прошлого. Чем выше он возносился, тем острее чувствовал непрочность своего положения. Многие считали Бориса не более чем временщиком. Между тем Федор обладал слабым здоровьем, и ему предрекали короткую жизнь. Он смертельно заболел и едва не умер в первый же год царствования. Борис прекрасно понимал, что кончина Федора привела бы к быстрому крушению его карьеры, и лихорадочно искал выхода.
Не рассчитывая на то, что Ирина Годунова сохранит трон после смерти мужа, Борис тайно предложил Вене обсудить вопрос о заключении брака между нею и австрийским принцем и о последующем возведении принца на московский трон. Но затеянное им сватовство завершилось неслыханным скандалом. Боярская партия использовала промах Годунова, чтобы добиться реванша. Положение Бориса казалось безнадежным. Сам он готовился к худшему.
Борис позаботился о том, чтобы обеспечить своей семье приличное содержание в случае опалы. Вклад денег в монастырь служил верным способом обеспечить будущее семьи. Опала влекла за собой конфискацию имущества. Но это правило не распространялось на имущество и деньги, вложенные в монастырь. 30 ноября 1585 г. Троице-Сергиев монастырь получил от Годунова фантастическую сумму - тысячу рублей. Даже коронованные особы прибегали к таким пожертвованиям лишь в редких и исключительных случаях. Позже Борис просил в случае беды предоставить ему и его семье убежище в Англии.
Положение Бориса Годунова Р.Скрынников характеризует достаточно убедительно: «Борис познал могущество и бессилие. Ему не удалось сохранить в тайне обращение к лондонскому и венскому дворам. С весны 1586 г. по Москве поползли зловещие слухи, будто Годуновы хотят возвести на трон австрийского католика и при живом муже сватают за него царицу Ирину, а в случае неудачи готовы бежать к английским протестантам. Все эти толки дали новую пищу для боярской агитации против Бориса. В 1585 г. Никиту Юрьева хватил удар, и он лишился речи. Положение в столице осложнилось после того, как в конце апреля 1586 г. он умер. Новые волнения едва не погубили Годуновых»9.
Судьба Годуновых, казалось, висела на волоске. Борис все больше утверждался в намерении искать спасения за рубежом. Лагерь его сторонников таял на глазах. Причина неудачи Бориса не была тайной. Под давлением земщины Борис распустил «дворовую» охрану и тем самым лишился важного инструмента по поддержанию порядка. Он не мог эффективно контролировать положение в столице. Много лет Годуновы подвизались на поприще политического сыска. У них повсюду были глаза и уши. Борис Годунов своевременно узнал о планах заговора против себя, но не в состоянии был помешать их действиям и довольствовался тем, что окружил себя многочисленной охраной.
Исследуя характер внешнеполитических отношений того времени, Скрынников утверждает, что деятельность Годунова оказала заметное влияние на внешнеполитический курс страны. Боярская дума признала этот факт и в 1589 г. вынесла постановление, санкционировавшее личные сношения Бориса с австрийскими и испанскими Габсбургами, Англией и другими государствами Западной Европы. Однако Борису пришлось недолго радоваться своим дипломатическим успехам. Планы создания австро-русской коалиции оказались несостоятельными. В Москве с запозданием узнали о том, что Австрия уже в марте 1589 г. подписала мирный договор с Речью Посполитой и взяла на себя обязательство не предоставлять никакой помощи России. Шведский король Юхан III и польский король Сигизмунд III намеревались продемонстрировать русским свое военное превосходство и вынудить их к территориальным уступкам. Фактически Юхан III и его сын готовились расчленить Русское государство. В связи с голодом 1588 г. осложнилось положение в столице. Толпы нищих и бродяг заполнили городские улицы. Народ винил в своих бедах Бориса Годунова, по-прежнему олицетворявшего неправедную власть. Его бранили и втихомолку и открыто. Клеветнические слухи подрывали престиж Годуновых.
Раздор Бориса с боярами, недовольство «скудеющих» дворян и городские восстания вызвали к жизни политику, некоторыми чертами напоминавшую опричнину. Современники живо почувствовали опасность. Один из них подробно описал опричные меры Ивана IV против знати и тут же отметил, что подобные средства употребляют ныне Годуновы ради того, чтобы истребить и унизить знатнейшее дворянство.
Как отмечает Скрынников, в этот период деятельность Бориса в самом деле приобрела отчетливый антибоярский характер. Но столкновение со знатью все же не привело к повторению опричнины. Воспитанник Грозного смог одолеть бояр без новой опричнины, потому что имел возможность воспользоваться ее плодами. Еще больше он обязан был своим торжеством успехам политической централизации, достигнутой к концу XVI столетия. Без поддержки окрепшего приказного аппарата управления Годунову едва ли удалось бы справиться с всплеском аристократической реакции.
«Борису Годунову суждено было преодолеть раскол дворянского сословия и ликвидировать «двор» - последыш ненавистной опричнины. Будучи фактически преемником Ивана Грозного, Годунов упразднил его фактическое наследие»10.
Показания современников насчет возрождения опричных порядков при Борисе, как утверждает Скрынников, следует признать ошибочными. Своеобразие политического курса Годунова состояло в том, что он отказался от услуг преторианцев - привилегированного охранного корпуса (из рядов которого сам вышел) - и пытался найти более прочную опору во всей массе дворянства. Он же полагает, что гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью.
После рождения царицей Ириной Годуновой дочери Борис сделал все, чтобы утвердить взгляд на девочку «как законную наследницу царского трона. Ее рождение сопровождалось актами, которые обычно сопутствовали восшествии на престол нового государя… Борис Годунов мог вздохнуть с облегчением. Смерть государя всегда влекла за собой падение временщиков. Наличие наследницы-царевны избавляло правителя от этой угрозы»11.
Годуновым удалось упрочить свой престиж и умножить личное состояние. Ни один удельный князь не располагал такими доходами, как Борис Годунов. Власть правителя была достаточно прочной, так как опиралась на родство с государем, прочное влияние в Боярской думе и громадные по тем временам средства. Свидетельством исключительного положения в думе были многочисленные титулы Годунова. «Фактически же правитель присвоил многие прерогативы монарха. В присутствии царя Боярская дума подтвердила право Бориса самостоятельно сноситься с иностранными державами»12, - отмечает Р. Скрынников.
После смерти царя Федора Борис расправился с претендентами на трон братьями Романовыми, выступив против них с «колдовскими процессами». Проанализировав исторические источники, Скрынников приходит к выводу, что «после воцарения Романовых летописцы не пожалели красок, чтобы расписать злодейства Годунова и представить членов опальной семьи в ореоле мученичества. Смерть Романовых окончательно погубила доброе имя Бориса»13.
5. Преобразования Годунова во внутренней и внешней политике
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00362
© Рефератбанк, 2002 - 2024