Вход

Философия И.Канта

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Контрольная работа*
Код 301914
Дата создания 09 ноября 2013
Страниц 22
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
660руб.
КУПИТЬ

Описание

работа на 4-5 ...

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
«КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» КАНТА 3
«ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАНТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ 5
ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В 7
«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД 7
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ 9
УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 11
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ 12
УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 13
ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ «МЕТАФИЗИКИ». 15
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА. 15
ЭТИКА КАНТА 18
ЭСТЕТИКА КАНТА 21
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ 22
ВЗГЛЯДЫ КАНТА 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Введение

«КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» КАНТА

Иммануил Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремес-ленника. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессо¬ром университета, а в последствии - и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804).
Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете, кроме философ¬ских наук, Кант преподавал ряд естественных наук. Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые пол¬тора десятилетия своей деятельности.
Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать фи¬лософские проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исхо дя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозри¬тельная наука т.е. без обращения к опытным данным. В этот период Кант находился под влиянием рационалистической фи¬лософии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агности¬цизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в спо-собность разума дать умозрительное познание истинной сущно¬сти вещей.
Во второй период (с начала 70-х годов) Кант пытается строго отделить «явления» от «вещей в себе»; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пыта¬ется доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы; мы-де познаем лишь «явления» или тот способ, каким эти «вещи в се¬бе» воздействуют на нас.
Учение, сложившееся в этот период, было учением агно¬стицизма. Сам Кант называл его «критикой разума».
Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущ¬ности вещей, оставляя за ним только познание явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, т.к. оно лишает осно¬вания всякого рода логические «доказательства» бытия бога, потустороннего мира и т.п. Однако Кант все же считал, что ве-рить в бога не только можно, но и необходимо, так как без ве¬ры нельзя примерить требование нравственного сознания с су¬ществованием зла.
Отсюда видно, что в философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант
не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире «умопостигаемом».
Вера в бога - гарантия то¬го нравственного порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире.
Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому ре¬зультату, мотивы, по которым Кант предпринял свою»критику» разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую на¬ходились в противоречии со стремлением подчинить разум вере. На этом пути он пытался:
1) выяснить источники различных видов знания - на¬учного и философского;
2) выяснить, на чем основывается достоверность зна¬ния в математике и в естествознании;
3) исследовать формы и категории научного мышления и т.д.
Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способ¬ностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть «критической», а самый этот период – «критическим». А так как до начала 70-х годов «критика» в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Кан¬та стали называть «докритическим».

Фрагмент работы для ознакомления

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, существует независя­щий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир ве­щей, их Кант называет «вещами в себе».
Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения о существовании «вещей в себе»
Кант - материалист. Здесь первичное для него - не наше сознание а вещи материального мира. Однако, как только Кант пере­ходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и раз­вивает идеалистическое учение о познании.
Идеализм этот состоит в утверждении, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия (или «идеи»)нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе». Правда, досто­верное знание, по Канту, существует: это математика и естест­вознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но как ни достоверны эти истины, знание, которое они нам дают, не есть знание «вещей в себе». Это знание лишь о тех сторонах, свойст­вах, отношениях вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия (категории), суждения. О том же, к чему эти формы не могут быть применены, у нас вовсе не мо­жет быть никакого знания: «вещи в себе» не познаваемы. По­знаваемы только явления. Стало быть, непознаваемость «вещей в себе», по Канту, принципиальная. Прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию «вещей в себе». послед­ние всегда были и всегда будут за пределами нашего познания. Основная черта «критической философии» Канта - прими­рение материализма с идеализмом - агностицизм.
Учение Канта о непознаваемости «вещей в себе» носит идеалистический характер потому, что «вещи в себе» оказыва­ются, в конечном счете, у Канта трансциндентными, потусто­ронними, существующими вне времени и пространства. Время же и пространство, количество, качество, причинность и все другие объективно существующие связи и отношения рассмат­риваются Кантом как субъективные, существующие благодаря сознанию.
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает ново­го знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитиче­скими. Пример аналитического суждения: «все тела имеют про­тяжение». В этом суждении предикат - понятие «имеют протя­жжения» - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии «тела» - в субъекте сужде­ния. Рассматривая понятие «тело», мы находим среди прочих его признаков признак «имеет протяжение». Признак этот ло­гически выводится из субъекта - из понятия о теле.
Но есть суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа по­нятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а со­единяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синте­тическими. Пример синтетического суждения: «некоторые тела тяжелы». Понятие о теле не заключает в себе необходимо при­знак тяжести, он соединяется в мысли с понятием о теле, и это соединение - синтез.
В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса. В одном из них связь предиката с субъектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте. Таково, напри­мер, суждение «некоторые лебеди черны». Такие синтетические суждения Кант называет апостериорными.
Другой класс составляют синтетические суждения, в которых связь между предикатом и субъектом будто бы не может ос­новываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него. Такие синтетические суждения
Кант называет априорными, например: «все, что случается, име­ет причину». Суждение это, по Канту, априорное, так как мыс­лимая в нем связь между его субъектом и предикатом не может основываться на опыте: в суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть то­го, что случается.
Ввиду значения, какое Кант приписывает априорным син­тетическим суждениям, основной для Канта вопрос об источни­ках знания, о видах знания и о его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Так как Канта интересует главным образом три вида знания - математика, теоретическое естество­знание и «метафизика» (умозрительное познание всего сущего), то вопрос об априорных синтетических суждениях Кант ставит в троякой форме:
1. как возможны такие суждения в математике;
2. как возможны они в теоретическом естествознании;
3. возможны ли они в метафизике.
Решение этих трех вопросов Кант связывает с исследова­нием трех основных способностей познания:
1. чувственности;
2. рассудка;
3. разума.
УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чув­ственного познания. По Канту, элементы математического зна­ния - не понятия, а наглядные представления, или чувственные созерцания (чувственные «интуиции»). В суждения математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувствен­ном созерцании пространства (в геометрии), либо на чувствен­ном созерцании времени (в арифметике). Пространство - апри­орная форма внешнего чувственного созерцания. Именно ап­риорность и сообщает, по Канту, созерцаниям пространства их безусловную всеобщность и необходимость.
И точно так же, по Канту, время - априорная форма внут­реннего чувственного созерцания. Априорность сообщает и со­зерцаниям времени их безусловную всеобщность и необходи­мость.
Это учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственного созерцания есть субъективный идеализм. У Канта пространство и время перестают быть формами сущест­вования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные синтетические суждения в математике возможны, потому, что в основе всех положений математики лежат ап­риорные формы нашей чувственности - пространство и время. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума, со свойственной ему априорностью форм чувствен­ного созерцания. Для ума, организованного иначе, чем наш, истины математики не были бы непреложными.
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАС­СУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, кате­гории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое им из наших чувственных со­зерцаний.
Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично, как его учение о формах чувственности. У Канта категории - не форма бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия эти не есть отношения содержания, найденного в чувственном опыте, это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Будучи такими понятиями, катего­рии априорны. Они не развиваются. Между ними почти нет пе­реходов.
Учение Канта о чувственности и о рассудке есть введение учения о знании. По Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Знание всегда состоит в со­единении (синтезе) ощущений с понятиями. Поэтому перед Кан­том возникает вопрос: каким образом разнообразие чувствен­ных созерцаний превращается посредством априорных форм рассудка в единство. По Канту, высшее условие такого единст­ва состоит не в материальном единстве самого предмета, а в единстве самосознания.
Единство самосознания, по Канту, предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний, т.е. апри­орно. Оно не зависит от конкретного содержания самих чувст­венных созерцаний и потому формально.
УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИ­ЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВО­ЗНАНИЯ.
На этих основах Кант разработал свой ответ на второй вопрос «критики» - вопрос о том, как возможно теоретическое естествознание. Ответ этот есть вместе с тем ответ на более об­щий вопрос: как возможно научное познание, имеющее объек­тивное значение? При этом, однако, под «объективностью» знания Кант понимает не отражение в нашем знании объектив­ной реальности, а логическую всеобщность и необходимость.
В основе всех суждений естественных наук, по Канту, лежат общие и необходимые законы. Как бы ни отличались между собой предметы и явления естественных наук, но научным зна­нием они могут быть только при условии, если рассудок мыслит предметы и явления природы как подчинение трем законам:
1. закону сохранения субстанции,
2. закону причинности,
3. закону взаимодействия субстанций.
Будучи всеобщими и необходимыми законы эти, однако, принадлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для рассудка - они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту фор­му, под какой он только и может познаваться, - форму всеобще­го необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напро­тив, вещи природы - с формами ума. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вложил в нее до опыта и независимо от опыта - посредством собственных форм.
Отсюда получается вывод, будто вещи сами по себе непо­знаваемы. Ни формы чувственности - пространство и время, - ни категории рассудка, ни даже высшие основоположения зна­ния (закону сохранения субстанции, закону причинности, зако­ну взаимодействия субстанций) не составляют определений са­мих «вещей в себе». Природа как предмет всеобщего и необхо­димого знания строится - со стороны формы знания - самим сознанием. Поскольку Кант пришел к выводу, будто сознание само строит предмет науки, этот вывод есть субъективный идеа­лизм. Поскольку Кант пришел к выводу, что познание вещей самих по себе невозможно, результат этот есть агностицизм.
ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ «МЕТАФИЗИКИ».
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА.
Третий основной вопрос кантовской «критики» - вопрос о возможности априорных синтетических суждений в «метафизике», т.е. в теоретической философии. Рассмотрение этого вопроса Кант приурочивает к исследованию способности разума.
В обычной логике под разумом понимается способность умозаключения. Кант рассматривает разум как способность умозаключения, приводящую к возникновению «идей». По Кан­ту, идеи - это понятие о безусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте.
По Канту, разум образует три идеи. Это - 1) идея о душе как о безусловной целостности всех обусловленных психических явлениях, 2) идея о мире как о безусловной целостности беско­нечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и дей­ствий) и 3) идея о боге как безусловной причине всех обуслов­ленных явлений.
По мнению Канта, возможна только наука о психических явлениях, всегда обусловленных, но не философская наука о душе, как о безусловном единстве этих явлений. И точно так же возможны только естественные науки о тех или иных явлениях, происходящих в мире и всегда обусловленных, но не философ­ская наука о том, что такое мир как безусловное целое. И нако­нец, также принципиально невозможны философская наука о боге как о безусловной причине всего существующего или всех явлений.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы философии; 2-е издание, исправленное; Москва, издательский центр «Академия»; Горелов А.А.; 2004
2. Философия. Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
3. Философия. Балашов Л.Е. 3-е изд., с испр. И доп. – М.: Дащков и Ко, 2009. – 664 с.
4. Философия. Крюков В.В. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 308 с.
5. Философия, курс лекций; под общей редакцией Калашникова В.Л.; 2-е издание; Москва, «ВЛАДОС»; 1999
6. Философия. Под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 511 с.
7. Великие мыслители Запада; под редакцией Яна Мак-Грила; Москва, «Крон-пресс», 1999
8. Памятники философской мысли: Кант И. Трактаты и письма - М.: Наука, 1980
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00464
© Рефератбанк, 2002 - 2024