Вход

Г. В. Вернадский и С. М. Соловьев о царствовании Ивана IV Грозного.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 300608
Дата создания 07 января 2014
Страниц 16
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
850руб.
КУПИТЬ

Описание

ни в научной, ни в художественной литературе, ни в публицистике до сего дня нет общепринятой точки зрения на личность и деятельность царя Ивана Грозного.
Деятельность Ивана Грозного, по мысли С. М. Соловьева, была при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал.
Работа выполнена на "отлично". ...

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………3
1. С. М. Соловьев о русской истории и времени
царствования Ивана IV………………………………………………….4

2. Имя Г. В. Вернадского в русской истории…………………………….9
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………….16

Введение

Введение.


За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А.М. Курбский, бежавший в 1564 г. из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е гг. — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570 гг. — предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.
Подобное двойственное восприятие личности и деятел ьности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. При этом в каждом из направлений есть свои ответвления, свои позиции, сторонники которых по-разному объясняют причины тех или иных поступков Ивана Грозного.
Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть, что ни в научной, ни в художественной литературе, ни в публицистике до сего дня нет общепринятой точки зрения на личность и деятельность царя Ивана Грозного.
Деятельность Ивана Грозного, по мысли С. М. Соловьева, была при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев не забывал и о морали. Он писал, что «не произнесет историк слово оправдания такому человеку». Однако последователи Соловьева полностью отказались от моральных оценок как от ненаучных.

Фрагмент работы для ознакомления

Развивая идеи, высказанные еще в ранних работах, в «Истории России с древнейших вре­мен» С.М. Соловьев рассматривает, как один из основополагающих моментов русской истории «переход родовых княжеских отношений в госу­дарственные»4. Это позволило ему связать вое­дино события русской истории, представить их как закономерный процесс. При этом Соловь­ев отказался от бытовавшей в русской истори­ческой науке периодизации, согласно которой история России делилась на «норманнский» и «татарский» периоды. Соловьев не отрицал того, что норманны (варяги) и татаро-монголы ока­зали воздействие на особенности развития рус­ской истории, но степень их влияния для него была не столь значительна на фоне внутренних процессов развития, игравших, в его представ­лении, главенствующую роль.
Шестой том и начало седьмого тома были по­священы России в царствование Ивана IV. Сточ­ки зрения концепции, принятой Соловьевым, это царствование имело очень важное значение: при Иване IV окончательно восторжествовали и утвердились государственные отношения. Пред­ложил Соловьев и ряд новых оценок. В отличие от многих предшественников, среди которых были Карамзин и Погодин, он считал, что вве­дение опричнины было не результатом больной психики Ивана IV, а завершением борьбы за тор­жество государственного начала. Вслед за К.Д. Кавелиным Соловьев усматривал историческую закономерность в разгроме боярства, противостоявшего окончательному утверждению госу­дарственного начала. «…Опричнина, с одной стороны, была следствием враждебного отношения царя к своим старым боярам, но, с другой стороны, в этом учреждении высказался вопрос об отношении старых служилых родов, ревниво берегущих свою родовую честь и вместе свою исключительность посредством местничества, к многочисленному служилому сословию, день ото дня увеличивавшемуся вследствие государственных требований и вследствие свободного доступа в него отовсюду; подле личных стремлений Иоанна видим стремления целого разряда людей, которым было выгодно враждебное отношение царя к старшей дружине»5. Его труд отличало то, что Соловьев старался представить именно историю России, хотя признавал большое значение и са­мой личности Ивана IV.
Посвятив первую главу седьмого тома «внутреннему состоянию» русского общества при Иване IV, Соловьев во второй главе пере­ходил к царствованию Федора Ивановича. При этом он писал: «Иоанн Грозный, собственно говоря, был последний московский государь из рюриковской династии». Федор Иванович в его представлении «был младенец по способностям». К тому же он не оставил кровных на­следников. В силу этого «борьба бояр за реген­тство в его царствование получает уже новое значение: здесь должны были выставиться не могущественнейшие только роды боярские, но будущие династии: две из них погибли в борь­бе, в бурях смутного времени, третья утверди­лась на престоле Рюриковичей»6.
Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев считал, что в деятельности Ивана Грозного нашла отражение борьба нового государственного порядка со старым родовым строем.
2. Имя Г. В. Вернадского в русской истории.
Октябрь 1917 года расколол Россию на красных и белых. Судьба уготовила одним из них смерть, другим – изгнание, третьим – забвение. Многие из бежавших, несмотря на невзгоды смутных лет, потерю родных, близких, и, наконец, Родины, смогли не только выжить, не утратив человеческого достоинства, но и сохранили свой талант, энергию и работоспособность. Находясь вдали от России, они продолжали работать во славу Отечества. Их имена невозможно ни оболгать, ни замолчать. В этом ряду находится и замечательный русский историк Георгий Владимирович Вернадский.
Он родился 20 августа 1887 г. Смышленый мальчуган, всеобщий любимец, получивший домашнее воспитание, хорошо учился в гимназии. Особенно ему нравились уроки истории, которые вел Яков Лазаревич Барсков, ученик великого Ключевского. Я.Л. Барсков добивался от гимназистов не только знания предмета, но и его понимания, учил самостоятельно мыслить. Владимир Иванович, заметив склонность сына к истории, всячески старался поощрять и развивать его интересы, поэтому у молодого Вернадского не было сомнений в выборе жизненного пути, и после окончания гимназии, в 1905 году, он становится студентом историко-филологического факультета Московского университета.
Осенью 1905 года Москва бурлила. Занятия в университете были нерегулярными, постоянно срывались из-за крайне лево настроенных студентов. Посоветовавшись с отцом, Георгий уезжает в Германию, чтобы там продолжить обучение. Но уже через полгода, осенью 1906 г., он возвращается в Москву и продолжает занятия в университете. Политика мало интересовала молодого Вернадского, но тем не менее он не мог не определить своих взглядов на происходящие события. Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Георгий ратовал за перемены в стране, но он всегда был против крайних, экстремистских методов достижения цели. В университете он вступает в студенческую фракцию Партии народной свободы, более известную под названием партии кадетов. Оставаясь приверженцем либеральных демократических идей, он не участвует в политике, его все больше и больше привлекает академическая карьера. Этому способствовали и такие прекрасные преподаватели как В.О. Ключевский, Ю.В. Готье, Р.Ю. Виппер, А.А. Кизеветтер; большое впечатление на него произвели труды С.Ф. Платонова.
В 1910 году Г.В. Вернадский закончил университет и решил продолжить изучение истории. Но оснований, чтобы остаться в университете для подготовки к званию профессора, у него не было, и он решает начать самостоятельные исследования по истории Сибири. Результатом кропотливой работы в московском архиве Министерства юстиции стали три статьи о продвижении русских в Сибирь. Но сдать экзамены и защитить диссертацию на степень магистра в Московском университете он уже не мог, поскольку в 1911 году после университетских волнений из Alma Mater ушли его любимые педагоги Д.М. Петрушевский и А.А. Кизеветтер. Покинул университет и переехал в Петербург и его отец. Поэтому Георгий обращается к преподавателю Санкт-Петербургского университета С.Ф. Платонову с просьбой стать его научным руководителем7.
Переезд в столицу и удаленность от московских архивов заставили Вернадского изменить тему диссертации. И вновь сильнейшее влияние он испытал со стороны своего бывшего гимназического учителя Я.Л. Барскова, которого встретил в Петербурге. Яков Лазаревич убедил Георгия заняться изучением истории масонства при Екатерине II8. Научное мировоззрение Г.В. Вернадского формировалось и на вечерах, которые устраивали С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Рождественский. На квартирах этих маститых ученых собирались их молодые ученики и увлеченно спорили о прошлом, настоящем и будущем России9.
Весной 1914 года – после пробной лекции – Георгий Владимирович был принят в число приват-доцентов Санкт-Петербургского университета и получил право на чтение лекций, проведение семинаров по русской истории. В начале 1917 года его диссертация была готова, и ему посоветовали опубликовать ее к моменту защиты. В мае исследование Вернадского «Русское масонство в царствование Екатерины II» было издано, и на 22 октября назначена защита.
При содействии С.Ф. Платонова, Георгий Владимирович получает место профессора русской истории в Омском политехническом институте. Но в Перми, на полпути к Омску, где Г.В. Вернадский вынужден был задержаться из-за нескончаемых забастовок на железной дороге, ему предложили преподавать русскую историю нового периода в местном университете. Пермь понравилась молодому профессору, и он решает остаться.
Здесь было тихо, жизнь текла размеренно, как будто революционные события в Петрограде и Москве происходили где-то в другом мире. Георгий Владимирович читал лекции в университете, вел научную работу. Он участвовал в создании «Общества философии, исторических и социальных знаний» при университете, редактирует первый сборник трудов этого общества. В январе 1918 года в Перми устанавливается Советская власть. Имя Г.В. Вернадского вносится в списки неблагонадежных. Сейчас трудно понять, что привлекло внимание ЧК к молодому профессору истории. Может быть, его полузабытое участие в студенческой организации партии кадетов, или же публикация биографии одного из лидеров Временного правительства, а может, неосторожные высказывания на лекциях, или его непролетарское происхождение. Георгий Владимирович счел за лучшее уехать из Перми. При содействии отца он получил место профессора в Таврическом университете и переехал в Симферополь. Наряду с преподавательской работой, Вернадский активно сотрудничает с таврическим архивом: занимается разбором и публикацией документов Г.А. Потемкина. В сентябре 1920 г. Георгий Владимирович занял пост начальника отдела печати в правительстве генерала Врангеля, что и предопределило его дальнейшую судьбу: он должен был покинуть Россию.
Сначала Константинополь, а оттуда – в Афины, потом Чехословакия. Здесь же разрабатывалась Г.В. Вернадским историческая концепция, которая была и наиболее полно была изложена в «Начертании русской истории», вышедшей в Праге, в 1927 году, на русском языке. Строго говоря, эта работа не претендовала на всеобъемлющее исследование – она носила научно-популярный характер и была рассчитана на широкую аудиторию. В основу своей концепции Вернадский заложил чисто евразийскую схему «...Жизненная энергия, заложенная в каждой народности, стремится к своему наибольшему проявлению. Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду. Создание народом государства и освоение им территории зависит от силы этого давления и от силы того сопротивления, которое это давление встречает. Русский народ занял свое место в истории благодаря тому, что оказывавшееся им давление было способно освоить это место»10. Россия провозглашалась «евразийской» страной, так как располагалась в четырех широтных зонах: тундре, лесной зоне, степи и пустынях, являющихся географической основой русской истории. Прошлое России – Евразии сводилось к «соотношению леса и степи». Вначале это были попытки объединения «леса» и «степи» (до 972 г.), затем (972-1238 гг.) – равная борьба «леса» (оседлых славян) и «степи» (кочевников). В монгольский период (1238-1452) «степь» победила «лес». Но уже с середины XV в. «лес», превратившийся в Московское царство (1452-1696 гг.), взял реванш над «степью», и закончилось все это объединением «леса» со «степью» (1696-1917). По мнению Г.В. Вернадского, русская историческая наука увлеклась изучением роли православной церкви и византийского духовного Наследия и прошла мимо такого очевидного факта, как «обрусение», христианизация татарщины. Георгий Владимирович утверждает, что Московское государство образовалось на развалинах Золотой Орды, что «татарский» источник русской государственной организации – определяющий. Православию и влиянию Византии он отводит роль духовного источника11.
Первый царь всея Руси Иоанн Васильевич IV вошёл в историю как Грозный. Как он получил это прозвище, объяснил профессор русской истории Йельского университета в США Г.В. Вернадский. После взятия Казани в октябре 1552 года «царь Иван IV триумфально вошёл в Москву, приветствуемый духовенством, знатью и всем населением столицы. Именно с этого времени Иван IV стал известен среди русских и татар, как внушающий страх (грозный). Русские называли его Грозным как своего вождя и защитника от врагов. Для казанских татар он стал Явуз (турецкий вариант Грозный), как их победитель».
Жизнь царя Ивана Грозного В.Г. Вернадский описал в своей книге «Начертание русской истории». Начиная с детства и заканчивая последними днями жизни. Во многом автор считает его способным, но неудавшимся правителем, обрекшим страну на разорение и заложившим основы Смуты.
После возвращения царя с богомолья регулярная деятельность Избранной Рады возобновилась. Предстояло рассмотреть ряд неотложных дел: волнения инородческих племен на землях бывшего Казанского ханства, покорение Астрахани, продолжение внутренних реформ, пограничные споры со шведами, набеги крымских татар и многое другое. Что было в тот момент для него важнее: полномасштабная война с Крымским ханством, чего желали Адашев и другие деятели Избранной Рады, или борьба с Ливонским орденом, к чему склонялся сам Иван? Почти все русские и зарубежные историки соглашаются, что завоевание Крыма было в то время для Москвы делом совершенно нереальным. Противоположного мнения держались, кажется, лишь Н. И. Костомаров и Г. Вернадский, однако их аргументы представляются достаточно обоснованными. Но даже и не достигнув успеха в завоевании Крыма, Московское царство в состоянии было нанести крымским татарам ряд серьезных поражений, способных затруднить их продвижение и опустошительные набеги на южные окраины Руси. При всей важности для страны наличия “окна в Европу” угроза ее существования исходила с юга, не из Ливонии. Говоря словами Г. Вернадского, “на этой стадии Москва не могла отсрочить решение крымского вопроса, ливонский же вопрос такую отсрочку вполне допускал. Реальная дилемма, с которой столкнулся царь Иван, означала не выбор между войной против Крыма и натиском на Ливонию, а выбор между войной с одним только Крымом или на два фронта — с Крымом и Ливонией. Иван выбрал последнее, и результат оказался катастрофическим”
В конце 20-х гг. Г.В. Вернадский принимает приглашение Йельского университета, которому требовался специалист по русской истории. В первый год своего пребывания за океаном Георгий Владимирович по заказу университета пишет учебник по истории России. В 1927 г. книга была издана на английском языке, затем переведена почти на все европейские языки.
Вершиной научного творчества Вернадс­кого стало написание многотомной истории России. Предполагалось, что первые шесть томов будут написаны им, а последние четы­ре тома — М. Карповичем. Смерть после­днего в 1959 г. не позволила реализовать этот замысел, Вернадский успел написать пять [томов «Истории России», доведя изложение до 1682 г. Первый том «Древняя Русь» вышел в 1943 г., спустя пять лет второй — «Киевс­кая Русь». В 1953 г. увидел свет третий том — [«Монголы и Русь», вызвавший неодобри­тельные рецензии в советской исторической периодике. Четвертый том «Россия в сред­ние века» вышел в 1959 г. Спустя десять лет, в 1969 г., был опубликован пятый том — «Московское царство». Смерть ученого по­мешала завершить фундаментальное иссле­дование.
В пятитомнике «История России» истори­ческая концепция Вернадского была изложена с исчерпывающей полнотой. Однако ее основ­ные положения были разработаны в предвоен­ный период.
Заключение.
После смерти Соловьева прошло более 100 лет. Но не только имя и заслуги его не забыты. Продолжают жизнь его труды. В 1959-1966 гг. была переиздана его «История России с древней­ших времен». В 1988 г начато издание его «Со­чинений» в 18 книгах. Переизданы и другие тру­ды Соловьева. Сергею Михайловичу Соловьеву посвящены многочисленные труды историков.
Научное наследие Г. В. Вернадского продол­жает оказывать влияние на современную аме­риканскую историографию. Об этом, в частно­сти, свидетельствует проведение в 1987 г. юби­лейных торжеств по случаю 100-летия со дня рождения историка.

Список литературы

Список использованной литературы.


1. Вернадский, Г. В. Из воспоминаний / Г.В. Вернадский. // Вопросы истории.- 1995.- N 1.- С. 129.

2. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории / Г.В. Вернадский. - М., 2002. – С. 191-207.

3. Вернадский, Г.В. Русская историография / Г.В. Вернадский. - М., 2000. – С. 27-132.

4. Вернадский, Г.В. Русская история: учебник / Г.В. Вернадский. - М.: Аграф, 1997. - 544с.

5. Историки России. Биографии /Сост.А.А. Чернобаев.-М.: РОССПЭН, 2001.- 912с.; ил.

6. Портреты историков: Время и судьбы. В 2 т. Т.1 Отечественная история.-М., 2000.- С. 38-51, 322-331.

7. Соловьев, С.М. Избранные труды. Записки / С.М. Соловьев.- М.,1983.- С.268-269.

8. Соловьев, С.М. Курс новой истории [Текст] / С.М. Соловьев. - М. : АСТ : Астрель, 2003. - 543 с.

9. Соловьев, С.М. Обистории новой России / С.М. Соловьев; сост. А.М. Самсонов. - М. : Просвещение, 1993. - 559с.:ил.

10. Соловьев, С.М. Сочинения в 18 Т. М., 1988.- Кн. 1.- С. 51-53.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00499
© Рефератбанк, 2002 - 2024