Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
300056 |
Дата создания |
30 января 2014 |
Страниц |
15
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Уникальность работы 62%, работа сдавалась единожды в городе Пензе ...
Содержание
Введение
1. Понятие доверия в общении
2. Доверие в коммуникациях ребенка
3. Доверие в общении взрослого человека
Заключение
Литература
Введение
Общение представляет собой многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Или по-другому, общение — это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение «радости общения».
Общение включает в себя обмен информацией между уча¬стниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Об¬щаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступка ми.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, вос¬принимает ли один из партнеров по общению другого как умного, понятливого, подготов¬ленного или же заранее предполагает, что тот ничего не пой¬мет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Особую роль в общении, в восприятии коммуникаторами друг друга играет доверие. Успешность общения напрямую зависит от уровня доверия.
При общении с незнакомым человеком более важно доверие на уровне подсознания, которое говорит, что человек «свой».
Для глубокого познания друг друга требуется достаточно высокий уровень доверия.
В психологии часто вопрос о доверии в общении звучит как «проблема доверия в общении». Это означает, что данный вопрос требует его разрешения, исследования.
Цель данной работы – рассмотреть подробнее вопрос о доверии в общении.
Фрагмент работы для ознакомления
Другая угроза правильному воспитанию ребенка проистекает из самого его безграничного доверия к взрослому. Очень часто взрослые не ценят этого доверия и не задумываясь отвечают на вопросы детей, действуя по принципу «лишь бы ребенок не беспокоил, не отвлекал» и т. д. Очень тонко подметил этот аспект общения взрослых с детьми Л. Н. Толстой. В повести «Детство» он писал: «Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папе в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: «бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «бывают, мой друг, бывают». Взрослые, таким образом, с самого начала склонны обманывать доверие детей.
В процессе взаимодействия у детей иногда развивается стереотип приспособления к взрослому, предполагающий стремление к получению позитивной оценки собственного поведения, завоевание его доверия путем скрывания своих поступков. Подобного рода стереотипы «маневрирования», заложенные в детском и укрепленные в юношеском возрасте, становятся затем нормами поведения взрослого человека.
В раннем детстве доверительная коммуникация отсутствует как особый вид общения. В этом возрасте любое общение, в которое вступает ребенок, является с его стороны доверительным. Он открывает свое «я» собеседнику ненамеренно; произвольного, сознательного самораскрытия перед другим человеком пока еще нет. Подлинное общение неразрывно связано с намеренной передачей информации. Доверительное же общение как таковое, как особый вид общения представляет собой намеренное информирование другого о своих мыслях, чувствах, переживаниях, о личном, интимном, событиях в своем внутреннем мире. Но именно в детстве закладываются те черты личности, которые в зрелом возрасте определяют уровень доверительности, характеризующий человека как субъект общения.
3. Доверие в общении взрослого человека
Основные функции, которые выполняет доверительное общение в жизни взрослого человека, заключаются в следующем: во-первых, оно является необходимым условием развития личности, ее приобщения к обществу, выработки адекватного отношения к миру и к самому себе. Но оно обладает и высокой тактической воздейственностью, определяя наше отношение к текущим событиям в окружающем мире. Доверительная, откровенная беседа с друзьями, близкими, знакомыми может в значительной мере повлиять на мировоззрение, нравственные убеждения.
В исследовании В. М. Аврамовой, изучавшей особенности циркулирования политической информации в процессе общения, показана роль «доверительного обсуждения» как резерва формирования политической убежденности. 82% опрошенных предпочитают обсуждать политические вопросы с товарищами по работе, родственниками, знакомыми, друзьями. «Доверительное обсуждение» оказывается той средой, в которой новости политической жизни обретают ясность и конкретность, а идеологический комментарий к ним — убедительность и весомость.
Если в довоенные годы отдельные авторы подчеркивали, что «типичный американец отличается от немца своей готовностью поделиться», то теперь многие американские ученые с тревогой отмечают возникновение угрозы «тирании доверительности», лишающей человека личного мира, возможности уединения, приводящей к «разрушению личностных ценностей индивида». О каком «доверительном общении» можно говорить, если само доверие приобретает потребительский смысл. Исследования американских психологов показывают, что человек, вступающий в «доверительное общение», обязательно исходит из какой-нибудь своей потребности и предварительно оценивает под этим углом зрения возможности другого человека, его потребности и возможности их удовлетворения. «Как только эти оценки произведены, каждый из партнеров... мысленно высчитывает соотношение между потерями и приобретениями. Получит ли он эквивалент затратам своего времени и энергии? Если он полагает, что по его расчетам, потери превысят приобретения, — он будет стремиться прекратить взаимоотношения». Доверительность в общении отступает перед лицом корыстных расчетов.
Говоря о трудностях, которые встречает на своем пути практическая реализация принципов доверительного диалога в повседневной жизни, нельзя не учитывать, что динамика межличностного общения подчиняется общим социально-психологическим закономерностям, в силу которых развитие доверительного контакта проходит несколько последовательных ступеней. Преодоление каждой из них происходит не автоматически, но требует от субъекта определенной активности, особых мотивов, навыков и умений. Центральный парадокс состоит здесь в том, что на первой своей фазе — фазе знакомства — доверительно-диалогическое общение доверительным не является. Вначале, при первом контакте общение людей так или иначе носит характер взаимной манипуляции, где обе стороны ведут как бы «военные действия» — маневрируют, засылают лазутчиков, прогнозируют тактические действия друг друга. И в этом заключается главная опасность: общение может зациклиться на этой стадии, и доверительное общение окажется принципиально недостижимым, блокированным.
Вот как описывает Г. Шибутани начальную фазу той формы общения, которая, строясь на «доверии чувств», имеет своей высшей точкой интимный межличностный контакт — едва ли не самую типичную и яркую разновидность доверительного диалога: «Взаимное приспособление осуществляется путем признания и приписывания мотивов. Когда студент приближается к студентке и начинает говорить о погоде, она строит несколько гипотез: он пытается назначить свидание; он лишен воображения и не может сказать ничего другого; он изучает метеорологию и действительно интересуется погодой. Каждая гипотеза содержит ожидания последующих действий, и девушка становится особенно восприимчивой к тем аспектам его поведения, которые подтвердят ее предположение. Когда он воспользуется первой возможностью, чтобы спросить, что она делает сегодня вечером, одна из ее версий значительно укрепляется. Студентка приписывает ему мотивы и соответственно им реагирует.
Любое согласованное действие включает последовательные приспособления участников к намерениям друг друга. Приписывание мотивов делает возможным продолжение координации. Каждый может предвидеть будущие действия других и приготовиться к ответу на эти ожидаемые события».
Как отмечают многие психологи, процесс «разведывательного» поиска, «вхождение» в контактные доверительные отношения сопровождается применением известных и общепризнанных приемов высказывания и суждения, равно как и общепринятыми интерпретациями чужих действий, поступков. Первичный контакт может закончиться разговорами о погоде, если будут отсутствовать иные, более существенные предпосылки доверительного общения.
Первичное восприятие (осознанное и неосознанное) имеет большое значение для содержательной и эмоциональной стороны общения, а также перспективы его развития. Люди, влекомые друг к другу стремлением к интимному, доверительному диалогу, должны быть вооружены навыками и терпением, достаточными для того, чтобы преодолеть инстинктивное взаимное недоверие, возникающее при первом контакте, и прорваться навстречу друг другу сквозь иллюзии первых впечатлений.
Доверие к человеку, который что-то говорит нам, тесно связано с нашими представлениями о его намерениях. Понимая, что он руководствуется благими намерениями, не желает нам зла, мы испытываем к нему чувство близости, готовы верить в то, что он говорит. Однако нередко партнеры плохо осознают намерения друг друга, и каждый из них ориентируется главным образом на свои домыслы о стремлениях собеседника. Недостаточное знание партнера, неуверенность в его мотивах часто становятся причиной недоверия к его словам. Знание истинных намерений собеседника повышает вероятность взаимного доверия партнеров, даже если эти намерения не связаны напрямую с желанием добра и пользы другому. Если же индуктор скрывает свои мотивы даже из самых лучших побуждений, процесс общения нарушается, и партнер начинает сомневаться в его надежности.
Человек, скрывающий свои намерения, вынужден внимательно следить не только за тем, что он хочет сказать, но и за тем, чего он не хочет сказать своему собеседнику. Для этого приходится прибегать к различным отвлекающим маневрам, чтобы дезориентировать партнера и не дать ему правильно понять смысл услышанного.
Результатом этого может быть не только нарушение процесса коммуникации, но также выявление двусмысленности поведения индуктора, что дает повод реципиенту подозревать его в неискренности, закрытости или даже во вранье. Поэтому партнеры, заинтересованные во взаимном доверии, должны стараться максимально открыто демонстрировать свои намерения.
Степень надежности индуктора значительно возрастает, если, испытывая теплые чувства к реципиенту, он умеет их ясно выражать. Возможно, что этот момент кажется слишком уж очевидным и не нуждающимся в специальном анализе, однако часто коммуникаторы не умеют или не могут демонстрировать другим свою симпатию и теплое отношение. Люди испытывают доброжелательность и теплые чувства друг к другу, когда им хорошо вместе, когда между ними есть взаимопонимание. Если в эти моменты они не проявят своих чувств, их общение лишится чрезвычайно важного содержания, которое могло бы скрепить и углубить взаимоотношения между ними.
Степень надежности индуктора зависит также и от того, насколько реципиент уверен в нем как в источнике информации. Этому способствует логичность мышления индуктора, подтверждение его информации из других источников, не связанных с ним, его умение предвидеть разные события и т. д. Надежность индуктора может возрасти и за счет того, что люди, чье мнение ценит реципиент, положительно относятся к сказанному.
И наконец, последний фактор, от которого может зависеть надежность передающего информацию, — это его умение убедительно излагать информацию, та заинтересованность и уверенность, с которой он говорит о том, что чувствует или думает. Сила воздействия его слов возрастает, если он верит в важность и ценность того, о чем говорит. Человек, высказывающий свои мысли индифферентно, часто воспринимается как ненадежный, неубедительный собеседник, хотя, конечно, за правило это считать нельзя.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что надежность индуктора — это не какая-то объективная реальность, а исключительно субъективное представление реципиента, основанное на определенной готовности доверять собеседнику, верить его словам. Это повышает эффективность коммуникации между ними. Она возрастает и в том случае, если индуктору удается быть до конца понятым, если он помогает своему собеседнику усвоить точный смысл своих слов.
Тем, кто искренне заинтересован в улучшении взаимоотношений, следует заботиться об углублении и укреплении взаимного доверия.
Между взаимным доверием и взаимным познанием в процессе общения есть прямая связь. Чем более открыты партнеры, тем лучше они понимают друг друга.
Доверие укрепляется, если в ответ на свои откровенные реакции вы чувствуете, что вас приняли, поняли, что ничто вам не угрожает. В таком случае доверие возрастает, потому что вы убеждаетесь в том, что партнер не настроен враждебно. Напротив, если вы понимаете, что в реакциях партнера звучат нотки насмешки или пренебрежения, доверие к нему падает, и растет уверенность в том, что он сознательно настроен против вас. Однако можно привести много примеров, когда люди, заинтересованные в улучшении взаимоотношений во имя общей цели, сознательно идут на то, чтобы доверять друг другу, в этом случае доверие порождает ответное доверие.
Таким образом, можно сказать, что качество отношений зависит от того:
готов ли кто-то из партнеров пойти на риск и больше открыться перед другим;
готов ли второй партнер показать, что он понимает и принимает намерения первого, что он согласен ответить тем же.
Неуверенность в партнере и подозрительность в отношении его намерений являются значимыми препятствиями на пути установления доверия в общении.
Список литературы
1. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1999.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб., 2002.
3. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. – СПб., 2000.
4. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. – Ташкент, 1985.
5. Обозов Н.П. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.
6. Потылико Г.П. Этико-психологические основы общения. – М., 1996.
7. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев, 1985.
8. Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00464