Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
297727 |
Дата создания |
19 марта 2014 |
Страниц |
20
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Сдан на 5. Может быть использован также как курсовая теоретическая работа. ...
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальные и культурные предпосылки возникновения
философской науки на Руси……………………………………………5
1.1. Предпосылки для возникновения
философской науки на Руси…………………………………………….5
1.2. Воздействие христианской культуры на философскую
мысль России…………………………………………………………….6
Глава 2. Русская философия в X – XVII вв…………………………………….10
2.1. Русские философы X – XVII вв., их основные труды……………….10
2.2. О своеобразии русской философии X – XVII вв………………….....15
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………………..19
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Русская философия – одна из существеннейших составных частей отечественной культуры. Она развивалась в тесном взаимодействии с другими формами общественного сознания и потому без овладения ею невозможно уяснить историю русской науки, политической идеологии, искусства, литературы и т.д.
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Сейчас, в постсоветский период истории России, преодолеваются стерео типы и шаблоны восприятия русской философии и культуры. В трудах учёных конца ХХ века «… перед читателем предстаёт принципиально новая концепция русской культуры» (6, с. 11). В связи с этим возрастает интерес и актуальность изучения русской философии – от её раннего периода до теорий последнего времени.
Ценность русской философии более всего в том, что она всегда была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути. Занималась она проблемами сознания и души человека, вопросами нравственного выбора. Русской философии присуще высокое гуманистическое начало, постоянное искание путей к социальной справедливости. Привлекает она и тем, что тяготеет одновременно и к западной, и к восточной культурам.
В русской философии нашла отражение особая российская ментальность. Читая философские произведения российских мыслителей, мы можем лучше понять глубинные основы наших устремлений, наших положительных и отрицательных черт.
Цель данной контрольной работы – охарактеризовать философскую мысль средневековой Руси (X – XVII вв.) в лице её виднейших представителей. Освещаются также социальные и культурные предпосылки возникновения философской науки на Руси.
Структура работы направлена на раскрытие темы. Работа содержит введение, две главы с подглавами, заключение и библиографический список.
Фрагмент работы для ознакомления
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ НА РУСИ
1.1. Предпосылки для возникновения философской
науки на Руси
Когда речь о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, «выпавшим» из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.
Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.
Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа – митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятии им христианства («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» (XII в.), летописные своды «Повесть временных лет» (XI – XII вв.) и др.
Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально – философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.
1.2. Влияние христианской культуры философскую мысль России
Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы.
Русь после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую суть христианства – идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир и испившему чашу человеческих страданий. Это обусловило будущие особенности русской духовности с ее культом жертвенности, «больной совести», непротивления злу, а также специфику философии, главным предметом которой стала христианская онтология человека, этика в формах «пламенной публицистики».
Как бы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется намного позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии. Другое дело, что философия как определенное миропонимание, как картина мира и человеческого бытия всегда играла существенную роль в древней и средневековой Руси. И хотя ее роль была менее значительной, чем, скажем, в древнегреческой культуре или Европе V – XII вв., она была принципиально иной, т.е. в большей мере совпадала с судьбой собственной страны.
Известно, что после принятия христианства на Руси появилось множество переведенных на славянский язык библейских, литургических, богословских, исторических текстов. Известно также, что кроме них были переведены тексты энциклопедического характера: «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, «Физиолог», юридическая литература («Прохейрон», «Номос георгикос», «Новоканон» - византийский кодекс гражданских и церковных законов) и многое другое. В XI – XIII вв. появляется множество оригинальных текстов русских авторов, написанных в классических традициях греческой христианской литературы. После этих достаточно известных фактов обычно следует пересказ философской проблематики, которой интересовались наши предки. Такой путь реконструкции древней русской философии ведет к заведомому упрощению и схематизации мыслительного процесса.
Дело в том, что жизненные миры русской христианизированной культуры того времени представляют собой символическую картину, и попытки «вышелушить» из нее произведения чисто философского характера – некорректны. Символизм текстов, написанных в православных традициях, всегда указывает на некоторого рода инородную перспективу. Символ многопланов, он выражает некую связь с «иным» отличным от самого символа; эта связь несет в себе энергетику «иного» и погружает в атмосферу «иного». Проще говоря, тексты уже первых «книжников» наряду с историческими фактами транслируют сами состояния человеческого сознания. Для этого и были нужны совершенно особые знаки-символы, которые отсылают к тому, что непередаваемо вещественной, словесной реальностью и несоизмеримо с повседневно-бытовым, но что можно постичь только в усилии христианского умозрения. Поэтому, когда мы читаем труды первых книжников, надо не приспосабливать неизбежный символизм текстов к вашему современному восприятию, а, напротив, попытаться перестроить сознание, чтобы приблизиться к созерцанию транслируемой из далекого прошлого реальности.
Использование христианского символизма в качестве эвристического принципа, как наиболее удачной содержательной формы ищущего разума, возрождается в XIX веке. Философы совершенно разных направлений и ориентаций используют метод философской экзегетики, философского толкований христианских символов, идей, образов для создания своих мыслительных конструкций. Поэтому адекватная интерпретация философии XIX века, особенно той ее части, которая связана с идеями христианства, требует от читателя определенных усилий.
Оригинальность русской философии не в том, что она подключилась к традиции поиска универсальной истины, свободной от культурно-исторических условий. Она в том, с первых шагов своих, посредством усвоения высокоразвитых форм византийской мысли, а затем европейского философствования, новое течение мысли создает свой язык, аутентичные формы и методы русской философской рефлексии. Понимание этого позволяет уяснить причину ее неакадемичности. Обаяние и глубина, которые исходят из текстов русской философии, связаны с цельностью ее мысли, рожденной социально0историческими условиями национальной жизни, формами жизненного человеческого самоопределения. В этих истоках подлинный смысл «русского философского дела».
Философская мысль, связанная с русской культурной историей, должна была столкнуться с проблемой: имеет ли история смысл и что его обуславливает, в каких отношениях находится общество, история, человек, как сочетаются индивидуальные усилия с развитием общества и, вообще, какие факторы влияют на историческое развитие социального целого. Одной из первых проблем, наряду с вопросами политической, социальной жизни, в истории русской мысли была проблема самопознания. Она появляется, когда наши предки выделяются из общеславянского этноса и, преодолев племенную рознь, задаются вопросом «откуду есть пошла русская земля… и откуду русская земля есть». Такое полное название «Повести временных лет» свидетельствует о том, что акт самопознания является первым и необходимым шагом на пути к самопознающему, рефлексирующему разуму. Вопрос «кто мы, откуда и куда мы идем?», как и попытки дать на него ответы, мы находим на протяжении всей истории русской философии от древности до наших дней.
Принятие христианства для Руси означало «трансплантацию», пересадку новых мыслей, знаний, представлений, соображений и т.п., но не людей. В годы, когда в Киеве, Новгороде, Владимире поднимались купола церквей, народные массы поклонялись языческим богам, охраняли капища. Язычество обороняло себя от христианской проповеди. «Простым славянам – гармоничным по психике и уровню знаний – надо было и погадать, и избавиться от ночных приведений, и договориться с лешим, чтобы он не пугал пасущийся в лесу скот, и задобрить душу предков – навьев. Поэтому, одержав политическую победу, христианство завоёвывало души людей постепенно», - отмечает А.И. Клибанов (5, с. 115)
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В X – XVII ВВ.
2.1. Русские философы X – XVII вв., их основные труды
Среди первых авторов, в работах которых намечаются контуры строя мыслей и чувств, много позже названных «русской ментальностью», выделяются митрополит Илларион (род. XII в.) – идеолог древнерусского христианства, митрополит Киевский, писатель и мыслитель. Ядром творчества, бесспорно, является «Слово о законе и благодати», создание которого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Содержание далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с которыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому «Слово» следует рассматривать как программу, заявленную Илларионом накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно Иллариону, мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (т.е. христианству) (2, с. 70). Таким образом, каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, которые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак – освобождение (благодать). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее.
В сочинении Иллариона едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только иудеи, возвеличившие свое превосходство и застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть «Слова» всецело посвящена отечественной истории, которая рассматривается как ответвление мирового процесса. Здесь утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина» и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на «благодать» и рассматривавшей «молодые народы» как собственной истории варваров, как объект миссионерства. Илларион выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В «Слове» равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Русский народ, как и другие народы, проходит в своем развитии два этапа – дохристианский и христианский. На смену «идольскому мраку» приходит «благость». Между «идольским мраком» и «законом» не ставится знака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединятся Иллариона с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части «Слова». Идейно-смысловая вершина его – Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в которой действие «благодати» как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В православии настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, русская история – это часть мировой, с другой – богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое.
«Слово» Иллариона – это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на «смысленный разум» гносеология, открывающая возможность творческого познания Бога, общества, истории. Эти установки позволили Иллариону глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII веков. – М.: Высшая школа, 1995. – 236 с.
2. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. – М.: Просвещение, 1987. – 450 с.
3. Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред. А.Ф. Замалеева. – СПб.: Питер, 1997. – 156 с.
4. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Изд-во РПЦ, 1990. – 36 с.
5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М.: Высшая школа, 1995. – 280 с.
6. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций. – М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. – 616 с.
7. Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М.: Просвещение, 1980. – 340 с.
8. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. – 5-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 432 с.
9. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
10. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. – В 3-х ч. – Ч. 3. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 672 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00501