Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
290573 |
Дата создания |
27 июля 2014 |
Страниц |
17
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 4 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
1. Общая характеристика психологических особенностей пожилого возраста 4
1.1. Общая характеристика пожилого возраста 4
1.2. Психологические особенности пожилого возраста 6
2. Мудрость как характеристика пожилого возраста 9
2.1. Мудрость как психологическая характеристика личности 9
2.2. Мудрость как возможная характеристика пожилого возраста 10
2.3. Социальный интеллект в пожилом возрасте как способ проявления мудрости 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
...
Содержание
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
1. Общая характеристика психологических особенностей пожилого возраста 4
1.1. Общая характеристика пожилого возраста 4
1.2. Психологические особенности пожилого возраста 6
2. Мудрость как характеристика пожилого возраста 9
2.1. Мудрость как психологическая характеристика личности 9
2.2. Мудрость как возможная характеристика пожилого возраста 10
2.3. Социальный интеллект в пожилом возрасте как способ проявления мудрости 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
-
Фрагмент работы для ознакомления
Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.
Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.
После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.
Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.
Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции [2, с. 214].
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.
Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.
Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.
Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.
2. Мудрость как характеристика пожилого возраста
2.1. Мудрость как психологическая характеристика личности
Мудрость — психосоциальное качество, связанное с чувством целостности «Я» (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.
Мудрость — это способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего.
Исследования психологов из Института психологии РАН привели к выводам, которые существенно меняют традиционные представления о мудрости. Это не редкое свойство личности, основанное на жизненном опыте и приобретаемое с возрастом, не статичная система познаний, глубоких и обширных, а экспертная система знаний и интуиции, которая может проявляться даже в раннем детстве (хотя крайне редко), удивляя подчас самого человека, который не считает себя мудрецом [2, с. 177–178].
Мудрость — не состояние, а процесс, который характеризуется контекстуальностью, релятивизмом и неопределённостью. Иными словами, мудрый человек понимает, что развитие ситуации зависит от временных и социально-культурных обстоятельств, понимает, что разные люди и различные социальные группы обладают отличающимися друг от друга ценностями, смыслами, приоритетами, и понимает непредсказуемость жизни.
Работы профессора Института психологии РАН, доктора психологических наук Л.И. Анцыферовой показывают, что список приведённых признаков мудрости должен быть дополнен ещё одной важной характеристикой, наиболее значимой среди других, — это дар предвидения. Речь идёт не о том «предвидении», которым промышляют знахари и гадалки, а об определении тенденций жизни, преобразовании ситуаций, общественных отношений.
Дар предвидения как характеристика мудрости предполагает, что у человека есть следующие способности [2, с. 183]:
1. осознавать и понимать значение обычно незамечаемых событий, мелких изменений,
2. доверять собственной интуиции,
3. выяснять причины собственной неясной тревоги,
4. определять момент, когда следует совершать действия, необходимые для благоприятного исхода ситуации или блокирующие неприятный исход («сейчас или никогда»).
Можно полагать, что таким мудрым даром предвидения обладал российский император Александр II, который неудачный исход Крымской войны расценил не как катастрофическое поражение, а как неудачное стечение обстоятельств. В полной мере мудрыми можно назвать те социальные преобразования, которые проведены в жизнь Александром II: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, освобождение дружественной Болгарии от турецкого ига.
Анализ подобных примеров «мудроподобной» деятельности позволяет автору утверждать, что мудрость присуща не только старости. Юный человек тоже может проявлять мудрость, если ему удаётся найти решение жизненных проблем, то есть он способен анализировать ситуацию, выявлять её суть (проблему), определять препятствия, стоящие на пути решения, а также время, необходимое для решения. При этом можно обращаться к собственному жизненному опыту, однако не это главное. Главное — не отступать перед трудностями, но и не биться лбом об стену, а заново проанализировать проблему, найти в себе волю, чтобы прийти к желаемому решению (возможно, на дальнейших этапах жизни).
2.2. Мудрость как возможная характеристика пожилого возраста
Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности [13, с. 67–70]:
1. это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;
2. это пост-нарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются;
3. это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;
4. это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;
5. это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.
Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу. На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием. Для большинства людей суть ее составляет культурна.
Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем. Отчаяние маскируется отвращением, мизантропией или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о презрении человека к самому себе, но достаточно часто «мильон терзаний» не складывается в одно большое раскаяние [13, с. 254].
Окончание жизненного цикла порождает также «последние вопросы», мимо которых не проходит ни одна великая философская или религиозная система. Поэтому любая цивилизация, по Э. Эриксону, может быть оценена по тому, какое значение она придает полноценному жизненному циклу индивида, так как это значение (или его отсутствие) затрагивает начала жизненных циклов следующего поколения и влияет на формирование базового доверия (недоверия) ребенка к миру.
Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию. Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.
Это загадочное качество является, пожалуй, единственным неоспоримым преимуществом старости перед другими возрастами. Единства взглядов на этот феномен нет, однако наибольшим авторитетом в области исследования мудрости пользуется школа Пола Балтеса. Согласно определению, выдвинутому этой школой, мудрость — это экспертная система знаний (то есть полученная опытным путем), ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Экспертные знания, которые ассоциируются с мудростью, разделяются на пять категорий [3, с. 58]:
фактуальные знания (позволяющие дать примеры возможных ситуаций, варианты выбора);
процедурные знания (определяющие стратегии сбора информации, принятия решений, анализ целей и средств);
контекстуальные знания (знания возрастного, культурного и индивидуального контекстов для разных периодов и различных сфер жизни);
знания, учитывающие относительность ценностей (различий личных и сторонних ценностей, культурно-исторический релятивизм, возрастную динамику ценностей);
знания, учитывающие неопределенность (отсутствие идеального решения, оптимизации соотношения «приобретения — потери» и т.п.) [3, с. 59].
Категории мудрости, выделенные П. Балтесом и его сотрудниками, достаточно абстрактны и обобщенны. Их трудно понять, и, вероятно, требуется удачная метафора, которая хотя бы частично помогла за этими схематичными понятиями усмотреть феноменологический смысл мудрости. В качестве такой метафоры уместно вспомнить притчу о завещании царя Давида, в котором дано описание мудрости как единства справедливости, разумности, доброты, душевного покоя и бесстрашия. По завещанию царя Давида, справедлив тот человек, который свободен от власти чувств и поступает всегда так, как будто мир существует независимо от него («Мир существует, а Я не существую»); разумен тот человек, который понимает относительность своих знаний о мире и ищет истины не в мире, а в самом себе («Существую Я, а мир не существует»); добр тот человек, который не стремится к господству, а действует сообразно порядку, существующему в мире («Мир существует, и Я существую, Я растворяюсь в мире»); счастлив тот, кто знает, что желания человеческие ненасыщаемы, кто понимает, что содержит весь мир внутри себя — ему не может чего-либо не хватать («Мир существует, и Я существую, весь мир растворен во мне»); бесстрашен тот, кто познал цену и радости, и печали и не боится ни смерти, ни бессмертия.
Пол Балтес и его коллеги много лет посвятили изучению такого сложного предмета, как мудрость, чтобы построить модель ее развития и определить ее характеристики. Согласно Балтесу, можно выделить пять основных свойств мудрости [5, с. 145]:
1. Во-первых, мудрость связана главным образом с решением важных и сложных вопросов. Часто эти вопросы касаются смысла жизни.
2. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок.
3. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированны и могут применяться в особых ситуациях.
4. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества.
5. В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознает ее без труда (29).
В более поздних публикациях П. Балтес (139) указал, что только 5% пожилых людей были оценены им и его сотрудниками как мудрые, причем эти 5% были равномерно распределены между различными периодами поздней зрелости и старости. Другими исследователями [9, с. 69] был отмечен еще один аспект мудрости — большая гибкость в трансформации и аккомодации жизненных целей к новым условиям и обстоятельствам. Пожилые люди легче смиряются с неизбежным и более, чем в молодости, предпочитают удовлетворительную жизнь иллюзорному счастью.
Список литературы
1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. — М., 1998.
2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996, № 6.
3. Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. — М., 1996.
4. Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожи-лых людей // Психология зрелости и старения. 1998, № 2.
5. Краснова О.В. Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3.
6. Основы геронтологии / под ред. А. Бинэ, Ф. Бурльера / Пер. с франц. — М.: Мед-гиз, 1960.
7. Панина Н.В., Сачук Н.Н. Социально-психологические особенности об-раза жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1985, № 9.
8. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. — Ульяновск, 1995.
9. Популярная энциклопедия пожилого возраста. — Самара, 1996.
10. Сорокоумова Е.А., Иванов А.А. Социальный интеллект в пожилом воз¬расте // Всероссийская междисциплинарная научная конферен-ция «Третий возраст: старшее поколение в современной информацион¬ной среде», — М.: 1999.
11. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999, № 6.
12. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: Медицина, 1996.
13. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1999.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00483