Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
286425 |
Дата создания |
04 октября 2014 |
Страниц |
22
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что абсурд – это утверждение онтологического, смыслового, логического и, соответственно, языкового бессилия найти некое организующее начало в окружающей действительности. В результате абсурд как некий предвестник «конца света», вселенского хаоса тесно взаимосвязан с кризисом культуры и задачей его интерпретации.
Как символ обозначившегося кризиса сформировавшейся системы определенных иллюзий, к примеру, эстетических, абсурд отмечает завершенность данной системы. Абсурдное сознание возникает в период культурно-исторических кризисов, которые традиционно сопутствуют финальной фазе абсолютизации целостности.
Таким образом, изучив различные представления об абсурде, можно выделить несколько основных подходов к дефиниции абсурда:
1. Эстетический п ...
Содержание
Введение 3
1. Философия абсурда 4
2. Абсурд в искусстве или искусство абсурда 11
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Введение
С середины ХХ века особой популярностью в среде исследователей пользуется так называемая философия абсурда. Несомненно, интерес к этой философии обусловлен радикальным подходом к объяснению мира и места в нем человека, главной характеристикой которых становится понятие абсурда. Идея абсурдности, возникшая на основе анализа современной социальной ситуации, начинает проникать во все сферы жизни человека. Слово «абсурд» довольно часто можно встретить как в повседневной жизни, так и в научно-исследовательских трудах, и на первый взгляд оно не вызывает особых затруднений в понимании. Само понятие и обозначаемая им ситуация являются предметом исследования сразу нескольких научных дисциплин: философии, языкознания, литературоведения, культурологии и социологии. Однако, несмотря на высо кий коэффициент употребления, имеются достаточно большие расхождения в определении понятия абсурда в различных дисциплинах.
В данной работе мы рассмотрим откуда берет свои корни понятие абсурда и что такое есть абсурд по своей сути в философии и искусстве.
Фрагмент работы для ознакомления
– «нигилистический абсурд, не позволяющий извлечь даже минимальные сведения о мировоззрении и философских импликациях текста (Хильдесхаймер);
– абсурд как структурный принцип, инструмент отражения хаоса мироустройства и, как следствие, – распада языка, деформации образов (Беккет);
– сатирический абсурд (в конфликте, формулировках, интриге) достаточно реалистично описывающий мир» (Грасс, Хавель) . Однако приложение такой конструкции к реальности выглядит не вполне убедительной поскольку составляющие абсурда, элементы абсурдистского мировидения и миропонимания обнаруживаются не только в античной драматургии (пьесы Аристофана, Плавта), комедии дель арте, но и в творчестве обэриутов, английской классицистической комедии, не говоря уже о современной российской прозе (от Вен. Ерофеева до В.Г.Сорокина и В.О. Пелевина и др.). Абсолютно выпадает и точка зрения А. Бретона, профессионально занимавшегося изучением природы абсурда и его основной компоненты – черного юмора. Аналогичные типологии можно обнаружить и в литературном абсурде, и художественном.
Существуют различные трактовки категории абсурдного в искусстве. О. Л. Чернорицкая в работе «Поэтика абсурда» (2001) подмечает, что существует понятие абсурда как стилистического явления, которое характерно для определенной эпохи, как художественного метода, который применяется отдельными писателями, а также как логического понятия. О. Д. Буренина в статье «Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина» (2004) пишет, что «понятие абсурда, начиная с античности, выступало в трояком значении. Во-первых, как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира. Во-вторых, это слово вбирало в себя понятие логического абсурда как отрицание центрального компонента рациональности – логики (т. е. перверсия и/или исчезновение смысла), а в-третьих – метафизического абсурда (т. е. выход за пределы разума как такового). Но в каждую культурно-историческую эпоху внимание акцентировалось на той или иной стороне этой категории»18. В другой работе О. Д. Буренина говорит об абсурде художественном, жанровом, композиционном и об абсурде сюжета19. Исследователи отмечают вневременной характер абсурда, который появлялся в различные эпохи и в разном качестве. Но почти все согласны, что к данной категории, как правило, обращаются как к определенному «противоядию» от застоя в культуре. О. Д. Буренина пишет, что «в порождении абсурда важен момент кризиса как страха перед завершенностью, момент острой потребности образования иного смысла»20. Писатели-абсурдисты в своих работах стремятся опровергнуть, ниспровергнуть какую-то, по их мнению, изначально ошибочную идею, в которой их современники не наблюдают ничего такого, что бы вступало в противоречие со здравым смыслом. Например, Ф. Кафка конструирует бытие своих героев не по человеческим законам, а по бюрократическим, т. е. так, как того хотели бы дипломаты, юристы и другие «кабинетные» работники. В результате возникает абсурдный мир, в котором человеку думающему невыносимо жить.
Современное понятие абсурдизма в литературоведении обычно связывается с направлением авангарда 60-80-х годов XX века, и явлением, называемым «театр абсурда». Некоторые исследователи и мыслители приписывают абсурдизм также Хармсу, Жарри, Арто, Кафке.
Можно выделить ряд направлений абсурдизма:
1) дадаизм (Тристан Тцара) и сюрреализм (Альфред Джерри), фундаментом которых является метод антиномизма;
2) экзистенциальный или героический абсурд, отмечающий бессмысленность существования по отношению к рефлексирующей личности (Альбер Камю);
3) негероический абсурд: человек здесь не бунтует, наоборот, он бессилен и одинок. Эта стадия ведет к возникновению театра абсурда (Самюэл Беккет);
4) абсурд-агностицизм, в котором смысловая туманность, многогранность истолкования выдвигается на первый план (Аллен Роб-Грийе);
5) игровой абсурд, который разоблачает претензии языка на истинность и достоверность, демонстрирует эфемерность любого текста, структурированного в соответствии с правилами «культурного кода» (Ролан Барт и его идея «смерти автора»).
Понятие абсурда в искусстве четко обусловлено модернистским и постмодернистским сознанием. Мировоззренческий принцип, объединяющий писателей модернистского и постмодернистского абсурда – художественная анархия; главенствующий принцип организации текстов – нонселекция, т.е. смешение явлений и проблем разного уровня; самый характерный прием – самопародия. Модернизмом абсурд задействован и как онтологическая, и как гносеологическая характеристика, и в этом плане он является одной из основных (и основополагающих) особенностей модернистского мировидения, однако само стремление писателя-модерниста выразить абсурд всеми доступными ему художественными средствами существенно варьируется в модернизме – в зависимости как от набора этих художественных средств, так и от авторских интенций. Разработка философии экзистенциализма стала ключевым моментом в развитии модернизма, и нельзя еще раз не отметить закономерности утверждения абсурда экзистенциалистами в качестве одного из важнейших понятий. Вне зависимости от своих связей с экзистенциализмом, от восприятия концепта «абсурд» именно в версии Камю («абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности», «абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии»21 и, тем менее, вне зависимости от идентификации собственного творчества в качестве абсурдистского, поздние модернисты – будь то С. Беккет, А. Роб-Грийе или Г. Грасс – создавали свои произведения в условиях нового культурного пространства, не только «постницшеанского», но и постэкзистенциалистского.
В искусстве логический абсурд используется как средство создать возможность передачи смыслов, которые трудно или невозможно передать иными способами. «Абсурдное» произведение дает нам средства овладеть как бы более расширенной логикой, и то, что внешне казалось абсурдом, перестает им быть и становится частью смысла.
Абсурд в искусстве – всегда игра в абсурд, в всякая игра предполагает наличие правил. Абсолютный абсурд, в свою очередь, любые правила не признает. Поэтому в абсурд, нельзя играть. Таким образом, абсурд по своей сути не может быть понятным. Если бы абсурд был живым существом, на игру в себя – о каком бы жанре искусства ни шла, по большому счету, речь – он бы взглянул исключительно с презрением.
Обычно абсурд проявляется на основе отождествления составляющих метафоры или ее разновидностей (оксюморона, гротеска, парадокса, олицетворения и т.д.) с введением данного тропа в профанное бытия мира вещей. В результате возникает некий эквивалент истины, который при определенных художественных или исторических условиях может проявить себя как абсурд. Механизм произвольного синтеза предметов, который позволяет создавать немыслимые конструкции на всем пространстве картины, «изобретенный» Кирико, является одним из самых формальных методов обыгрывания этого железный логического закона. Поэтика абсурда традиционно оформлена в виде загадки, особо любимыми среди абсурдистов являются «роковые загадки», в которых ставится на карту чья-то жизнь, а также загадки в виде вопросов религиозно-философского содержания – в первую очередь, сократические беседы, где сводится к абсурду логика отгадывающего. Абсурдистам присуще чувство меры и очень часто их поэтические конструкции рассчитаны на реципиента отличающегося чувствительностью к тому моменту, когда смешное от излишнего своего количества переходит в абсурдное качество, т.е. когда смешное становится абсурдным. Во время работы над «Чумой» А. Камю дал этим идеям следующее выражение: «Вообще, соблюдайте меру. Мера — первый враг чумы, она естественное правило человека. Немезида не была богиней возмездия, как этому учили в школах, она была богиней меры. Ее жестокие удары обрушивались на людей лишь тогда, когда они отдавались беспорядку и чрезмерности. Чума возникает из злоупотребления. Она и есть злоупотребление, на не умеет удерживать себя».
Будучи неотъемлемым явлением любой переломной эпохи, в двадцатом столетии абсурд превращается в один из наиболее ярких феноменов художественной культуры, основополагающим ее признаком и доминантой мышления. Этому способствовал целый ряд факторов, и в первую очередь эсхатологическое переживание неустойчивости бытия и ощущение завершенности культуры, охватившие общество. То, что выступало в качестве фундамента социального оптимизма XVII–XVIII вв. или реалистического оптимизма XIX в., - т. е. вера в рациональность бытия, человека, истории, науки, философии, - было полностью дискредитировано на рубеже веков. Ответ художественно-эстетического восприятия на серьезный кризис в культуре первой половины XX в., «дезинтеграция реализма» и критика рационализма как миропонимания, а также ряд глобальных экспериментальных достижений обострили абсурдные тенденции в художественной культуре двадцатого столетия от эпохи символизма и авангарда до постмодернизма, положив начало алогическому реализму. По большому счету, алогический реализм развился в борьбе с позитивизмом, завоевавшим к концу XIX столетия разные области культуры и мировоззрение людей. Интерес к художественному абсурду объединил самые пестрые, многообразные и даже порой полярные направления и методы – символизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, - которые изначально ориентировались на алогизм, иррационализм, аномальность художественного творчества и по своей сути – на критику позитивистских концепций бытия.
Под абсурдом в визуальных искусствах традиционно понимают художественный прием, схожий с отстранением и ведущий к бессмыслице. Данный прием делится на ряд методов и принципов, основным содержанием которых выступает экспликация драматического противостояния антагонистичных, рационально несоединимых фактов: например, на алогизм, катахрезу, парадокс, гротеск, антиномии и метаморфозу, на принципы ассоциативности и случайности. Абсурд – это остранение, происходящее внутри культуры как системы и дающее импульс к переосмыслению автоматизированных традиций. При этом необходимо различать три типа абсурда: логический, поэтический и метафизический. Первый тип преодолевает автоматизм восприятия традиционных коммуникативных постулатов. Второй нарушает автоматизм восприятия художественных образов и художественной системы в целом: они перестают рассматриваться как нечто статичное и осознаются как величина переменная. Третий, ломая автоматизм восприятия привычных вещей и явлений фактической действительности, деканонизирует законы бытия. Понятия логического и художественного абсурда тесно связаны с понятием остранения, введенным Виктором Шкловским в книге «Воскрешение слова» и в статье «Искусство как прием».
В наши дни абсурд, будучи метафорой бессмысленности существования, предполагает наличие множества смыслов. Прежде всего потому, что принципы организации культуры и искусства, базирующиеся на абсурде, осознаются ныне как некая мировоззренчески-эстетическая модель, которая всякий раз актуализируется в культуре в кризисные, переломные периоды ее развития. Особенно остро начинает звучать эта тема в постмодернистскую эпоху, чья внутренняя близость к барокко вызвала в искусстве многочисленные явления и тенденции. Абсурд, не отвергая иных возможностей художественно-мировоззренческих сдвигов в культуре, построенных на сугубо рациональной модели, несет с собой не столько «позитивные» изменения, сколько более объемный и многозначный взгляд на мир, некую примиряющую надисторичность.
Современное искусство в этом отношении отразило духовный кризис общества, утрату устойчивых идеалов, моральных ценностей, неспособность человека в новых условиях рационально осмыслить жизнь и окружающий мир, а из-за этого — желание спрятаться от «надоевшей опеки разума» в область абсурда.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что абсурд – это утверждение онтологического, смыслового, логического и, соответственно, языкового бессилия найти некое организующее начало в окружающей действительности. В результате абсурд как некий предвестник «конца света», вселенского хаоса тесно взаимосвязан с кризисом культуры и задачей его интерпретации.
Как символ обозначившегося кризиса сформировавшейся системы определенных иллюзий, к примеру, эстетических, абсурд отмечает завершенность данной системы. Абсурдное сознание возникает в период культурно-исторических кризисов, которые традиционно сопутствуют финальной фазе абсолютизации целостности.
Таким образом, изучив различные представления об абсурде, можно выделить несколько основных подходов к дефиниции абсурда:
1. Эстетический подход. Здесь абсурд связан с понятием хаоса в древнегреческой философии и выступает в качестве эстетической категории, противопоставленной прекрасному и возвышенному, гармонии.
2. Логический подход. Абсурд – это логическое противоречие в высказывании, обозначающее, что некий элемент не имеет никакого смысла в определенной системе, но может наполниться смыслом в другой.
3. Религиозный подход. Этот подход характерен для религиозной средневековой мысли «верую, ибо абсурдно», где абсурд адекватная форма для обозначения умопостигаемого сущностного смысла Бога и божественной сферы бытия.
4. Онтологический подход. Абсурд как характеристика мира и человеческого существования, разрыв между бытием и сознанием, противоречие между желаниями и возможностями.
Список литературы
1. Бражников И. Смысл и чистота абсурда / И. Бражников // Современная драматургия. 1992. №4.
2. Бретон А. Антология черного юмора М: Эксмо, 1999.
3. Буренина О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. СПб.: Алетейя, 2005.
4. Буренина О. Д. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7–72.
5. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
6. Ницше Ф. Так говорил заратустра: книга для всех и ни для кого. М.: АСТ, 2007.
7. Театр абсурда. М.: Государственный институт искусствознания, 1995.
8. Трифонов А.Г. Культурология. XX век. Словарь. М; СПб.: Алетейя, 1997.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1994.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00519