Вход

Особенности сотрудничества России и ЕС в области безопасности

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 286074
Дата создания 04 октября 2014
Страниц 15
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 150руб.
КУПИТЬ

Описание

Если оценивать результаты сотрудничества Россия – ЕС в целом, то они не выходят за пределы политических деклараций и не являются последовательными шагами в направлении стратегического партнерства. Сложилась ситуация, когда повторяющиеся от саммита к саммиту декларации о развитии партнерства не только не могли скрыть, но, напротив, лишь подчеркивали, что отсутствие совместно сформулированных долгосрочных ориентиров все более лимитирует двустороннее сотрудничество даже в его нынешнем формате. Как отмечают европейские эксперты, основополагающие различия являются существенным препятствием к достижению Европейским союзом и Россией согласия о том, в чем в первую очередь должны состоять истинные результаты.
...

Содержание

Введение 3
1. Общие интересы и подходы России и ЕС к обеспечению безопасности 4
2. Проблемы сотрудничества России и ЕС 8
Заключение 14
Список использованных источников 15

Введение

Интеграционные процессы в области формирования общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), а также общей обороны, несмотря на все решения основополагающих саммитов Европейского Союза (ЕС), традиционно являлись и по сей день остаются самой сложной сферой жизнедеятельности России и ЕС. Безопасность – это сфера, которая в наибольшей степени затрагивает жизненно важные интересы государств и граждан; это сфера, международное сотрудничество в которой требует максимального совпадения национальных интересов, представлений об угрозах и высочайшего уровня доверия между партнерами. В связи с этим очевидно, что для сотрудничества России и ЕС в сфере внешней безопасности необходимы, как минимум, два условия – существование собственного пространства безопасности у ЕС и такой уровень отношений между Россией и ЕС, который был бы адекватен поставленным задачам.
Характерной особенностью эпохи, наступившей после разрушения двухполюсной системы мироустройства, дезинтеграции ОВД, СССР и ряда других государств, является рост числа локальных кризисов и вооруженных конфликтов на евроазиатском пространстве. В начале XXI в. в этом регионе потенциальную угрозу стабильности продолжают представлять “законсервированные” конфликты на Балканах, в Приднестровье, Закавказье и Центральной Азии.
Особую актуальность локальные кризисы приобретают на фоне определённого снижения роли и значения ООН при одновременной активизации миротворческих функций региональных организаций (ОБСЕ, ЕС, СНГ/ОДКБ), военно-политических союзов (НАТО) и отдельных стран (России).
В данной работе мы рассмотрим основные векторы сотрудничества России и ЕС в области безопасности, а также проблемы, возникающие в процессе формирования общего пространства безопасности.

Фрагмент работы для ознакомления

- борьба с терроризмом;
- нераспространение ОМУ и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение;
- сотрудничество в области кризисного урегулирования;
- сотрудничество в области гражданской защиты.
Являясь в своей основе прорывной идеей, способной действительно придать отношениям России и ЕС стратегическую перспективу, Санкт-Петербургская инициатива практически сразу вызывала сомнения не только в реалистичности, но и в серьезности намерений сторон. Создание общих пространств сотрудничества предполагалось осуществить на базе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, которое, будучи достаточно узким, техническим соглашением, во многом устаревшим уже к тому моменту, не могло служить достаточной договорно-правовой базой для реализациитакой масштабной инициативы. Как представляется, в основе Санкт-Петербургской инициативы лежало стремление сторон, и в первую очередь ЕС, придать хотя бы формально новое качество их отношениям накануне предстоящего и самого крупного расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы. Сама логика расширения подталкивала ЕС к поиску новых форм сотрудничества с Россией, которая оставалась за рамками этой стратегии.
Несмотря на проявленную ЕС и Россией готовность формировать общее пространство внешней безопасности, стратегический выбор партнеров по-прежнему остается недостаточно определенным. В проекте «Европейской стратегии безопасности», представленном Х.Соланой на саммите ЕС 17 ноября 2003 г., сотрудничество с Россией было лишь упомянуто в ряду других партнеров (Япония, Китай, Канада, Индия), не- смотря на достигнутые саммитом Россия – ЕС соглашения в Санкт-Петербурге в мае того же года. Разногласия, возникшие в конце 2003 г. между Россией и ЕС вокруг урегулирования Молдове, при отсутствии предварительных взаимных консультаций по этой проблеме, свидетельствуют о сохраняющихся «односторонних подходах» обеих сторон, противоречащих курсу на стратегическое партнерство.
В дальнейшем сотрудничество России и ЕС по вопросам безопасности столкнулось с рядом проблем. Самым острым периодом можно считать 2008 год, что связано, во-первых, с вооруженным конфликтом с Грузией, и, во-вторых, с прекращением транзита газа через территорию Украины в конце года. Эти события заметно повлияли на взаимоотношения России и ЕС, приведя к значительному снижению открытости диалога. События на Украине в конце 2013 – начале 2014 привели к обоюдному введению санкций, к сокращению сотрудничеству в рамках таких организаций как ОБСЕ и ПАСЕ.
2. Проблемы сотрудничества России и ЕС
В анализе проблем, стоящих на пути строительства общего пространства внешней безопасности, можно также выделить три основных группы проблем как концептуального, так и практического характера.
Первая группа проблем связана с внутренним развитием ЕС и перспективами европейской интеграции как уникального европейского проекта в целом. Применительно к формированию военно-политического измерения ЕС следует отметить, что, хотя скептицизм стал общим местом в оценке европейской политики обороны и безопасности, нельзя не признать, что ЕС достиг больших успехов на этом направлении. Следует отметить также, что в условиях, когда угрозы аморфны и непредсказуемы, не имеют ярко выраженного военного характера, создавать военную составляющую особенно тяжело.
В отличие от НАТО, которое создавалось в совершенно иных условиях и сегодня существует больше по инерции, ЕС осознанно идет по этому пути. Вместе с тем есть и большие трудности для ЕС в определении собственного пространства безопасности, что является серьезным препятствием для взаимодействия с Россией, хотя бы с институциональной точки зрения, потому что для взаимодействия необходимо иметь предмет приложения. Очевидно, что успех европейской интеграции во всех сферах будет зависеть от того, сможет ли ЕС представить рациональную и жизнеспособную стратегию дальнейшего европейского строительства.
После предпоследней, самой масштабной волны расширения и неудач с принятием Конституции во Франции и Нидерландах ЕС оказался перед необходимостью поиска новой стратегии развития европейской интеграции, направленной на повышение эффективности ЕС как уникального интеграционного института. Перспективы жизнеспособности расширяющегося ЕС имеют принципиальное значение и для Российской Федерации, поскольку ЕС остается главным партнером России в Европе, а также в решении неотложных проблем международной безопасности. Несмотря на принятие Лиссабонского договора (Договора о реформе), в ЕС сохраняется неопределенность в отношении интеграционной стратегии Союза. «Архитекторы интеграционного процесса до сих пор не могут решить, являются ли внешнеполитическая деятельность и безопасность объектами интеграции. С точки зрения интеграционных теорий, внешняя политика и безопасность – сомнительные сферы интеграционных усилий. Даже неисправимые федералисты предполагают, что интеграция в этих областях возможна только в случае предшествующей успешной экономической интеграции, а экономическая перспектива Европы-27 пока не кажется безоблачной»2.
На сегодняшний день ясно только одно – прежняя стратегия, основанная на одновременном и, как предполагалось, безболезненном расширении и углублении европейской интеграции, провалилась.
Вторая группа проблем связана с внутренним развитием России. Учитывая тот факт, что интеграция в сфере внешней безопасности требует особой степени доверия между партнерами, можно заключить, что неопределенность перспектив внутреннего и внешнеполитического развития России остается серьезным препятствием для такой интеграции.
Многовекторность российской внешней политики в отличие от политики по всем азимутам Шарля де Голля не является продуманной внешнеполитической стратегией. Она говорит об отсутствии четких приоритетов, долгосрочных планов и координации действий разных участников процесса. Она свидетельствует и о том, что европейский выбор России не стал окончательным, необратимым и общепринятым ее новой политической элитой и общественностью. Помимо административной неразберихи, это в еще большей мере является свидетельством острой идеологической борьбы различных политических сил вокруг выбора модели внутреннего развития РФ, которая отражается на ее внешнеполитических приоритетах и определении партнеров и противников, меняющихся с калейдоскопической быстротой. Фактически, многовекторность – это отражение суверенной демократии и самодостаточности, которая гармонично сочетается и с концепцией евразийства, и с концепцией либеральной империи.
В этой разновекторности есть место и европейскому направлению. Во всяком случае, на декларативном уровне отношения России с ЕС занимают второе после СНГ место в российских внешнеполитических приоритетах, прежде всего благодаря сегодняшней позиции высшего руководства России, которое между тем является объектом все более жесткой критики со стороны Брюсселя и обвинений в авторитаризме. Эта критика зачастую вполне обоснованна, но далеко не всегда принимает во внимание как реалистически возможные внутри страны альтернативы, так и влияние собственных, нередко ошибочных действий на внутриполитическую борьбу в России. Многовекторность российской внешней политики как новая версия особого пути неразрывно связана с политикой Запада, поскольку внешняя изоляция и тоталитаризм две – стороны одной медали.
Преобладание экспортно-сырьевой ориентации создает препятствия не только для экономической модернизации России, но и для интеграции с ЕС. Экспортно-сырьевая модель экономики – это модель авторитарной политической системы. Это модель системы, которая предполагает нарастающую стратификацию общества и регионов, всеобъемлющую коррупцию власти, недостаточную занятость населения, потерю интеллектуального потенциала и квалифицированных кадров, жесткую ограниченность доходов бюджета (по масштабам страны). И это модель, которая в случае России питает политику доминирования на постсоветском пространстве ради безопасности и удешевления своих транзитных трубопроводов и обретения контроля над энергетическими запасами других стран СНГ. Такая модель, в конечном счете, неумолимо ведет к переориентации на Азию, потому что там более обещающие в долгосрочном плане рынки сбыта энергоэкспорта, благожелательное отношение к авторитаризму и национализму во всех их проявлениях, гораздо более широкие возможности игры на противоречиях разных контрагентов. Избирательное сотрудничество между авторитарными и демократическими государствами, в том числе и по отдельным вопросам безопасности, возможно, но интеграция в этой сфере, предполагающая движение к союзническим отношениям на долгосрочной основе, возможна только между партнерами, имеющими одинаковое государственно-политическое устройство. «И для Европейского Союза, и для России сближение и создание стратегического политико-экономического союза очевидно выгодны, но такой вариант развития событий в ближайшие 5–7 лет маловероятен. Вероятность может возрасти, если Россия вступит на путь интенсивной экономической модернизации и политической демократизации…»3
Третья группа проблем непосредственно связана с отношениями России и ЕС, а также Запада в целом.
Помимо вышеназванных причин, препятствующих интеграции России и ЕС, существует и другая фундаментальная проблема, связанная сегодня с ломкой прежней модели отношений России и Запада, которая сложилась в 1990-гг., когда внутренние и внешние позиции России были крайне ослаблены. Образно говоря, Россия не хочет жить по старым правилам, а ее партнеры не готовы принять новые правила. Сегодня российское руководство хочет от западных партнеров признания по четырем принципиальным для него вопросам:
- признания России в качестве полноправного партнера на международной арене (а не в качестве послушного исполнителя чужих решений). Парадигма отношений периода 1990-х гг., когда Россия вольно или невольно шла в фарватере курса США, когда с ее интересами не считались и ее мнением сплошь и рядом пренебрегали, абсолютно неприемлема теперь для любых политических партий и государственных ведомств России;
‰- признания права иметь и высказывать собственные интересы, как бы они ни отличались от интересов ЕС, НАТО и США (будь то проблема Косово, польское мясо или строительство баз американской системы ПРО в Европе);
-‰ признания постсоветского пространства в качестве зоны особых, жизненно важных экономических, военных, гуманитарных интересов и интересов безопасности России в широком смысле слова (что не равнозначно признанию исключительной сферы влияния, доминирования или диктата);

Список литературы

1. Арбатова Н. Россия и ЕС: как углубить стратегическое партнёрство? // Россия в Объединённой Европе. М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002. 48 с.
2. Кулагин В.М. Международная безопасность. М.: Аспект Пресс, 2007. 318 с.
3. Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего. Под ред. С.А. Караганова М.: Совет по внешней и оборонной политике, 2007. 159 с.
4. Отношения России и НАТО (перспективы новой архитектуры безопасности, сокращение ядерных арсеналов, ДОВСЕ). М.: ИМЭМО РАН, 2010. 74 с.
5. Тарасов И. Перспективы внешнеполитического единства в ЕС. // Международные Процессы. Том 5, № 3(15). 2007. с. 76-82.





Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00447
© Рефератбанк, 2002 - 2024