Вход

Богословие иконы

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 285415
Дата создания 05 октября 2014
Страниц 17
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 150руб.
КУПИТЬ

Описание

Современное иконописание существует в состоянии маятника с мощной амплитудой колебаний: от рыночного модернизма и полу-авангардного индивидуализма до сухо-академического копирования и безликого добротного ремесла. Однако не это описывает путь иконы. Икона - зеркало первообраза и поэтому она всегда новая. Икона еще и образ нашей веры: каковы мы, такова и икона. И совместно с тем икона открывает нас ко всему опыту Церкви связуя прошедшее, настоящее и будещее: прошедшее - через связь с традицией; настоящее - через способность иконописца, который всегда дитя собственного времени; и будущее через направленность к будущему Царству. Чем гармоничней объединяются все три координаты, тем точнее образ.
К таковым иконам относится образ свв. апостолов Андрея и Петра. Образ был написана греческим масте ...

Содержание

Введение 3
1. Символический и художественный язык иконы 4
2. Православная догматика 6
3. Апофатическое богословие 6
4. Живопись исихазма 9
5. Икона в современном мире 11
Заключение 16
Список литературы 17

Введение

Икона - неотъемлемая часть православной традиции. Без икон нереально представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин еще берет с собой по обычаю маленький походный иконостас или складень. Так на Руси повелось давно: рождался человек или же умирал, вступал в брак или же начинал какое-то важное дело - его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, почти все чудотворные и знаменитые иконы стали участниками и свидетелями важных исторических перемен в ее судьбе.
Современный человек православный человек нередко свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых размышлений о красоте священного мира, тем самым оказываясь несостоятельным насл едником принадлежащего ему богатства. К тому же невысокого художественного качества иконная продукция, которая заполонила наши храмы, мало напоминает то, что называется иконой в святоотеческой традиции. Все это свидетельствует о глубочайшем забвении иконы и ее настоящей ценности. Речь идет не столько об эстетических принципах, они, как известно, менялись на протяжении веков и зависели от национальных и региональных обычаев, сколько о значении иконы, так как образ является одним из главных понятий православного мировоззрения.
Икона как духовный феномен все сильнее завлекает к себе интерес, при этом как в католическом и православном мире, так и в протестантском. Все большее количество христиан расценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно старая икона воспринимается как актуальное откровение, которое необходимо современному человеку. [5]

Фрагмент работы для ознакомления

иконоборчества (т.е. чистого апофатизма) переходили в иллюзорный реализм (т.е. плоский катафатизм). Но икона всегда как феномен богословской мысли находила золотую середину, и интуиция иконописцев стремилась к адекватной методике изображения. [7]
В византийском искусстве сюжет «Гостеприимство Авраама» в постиконоборческую эру снова приобретает обширное распространение. Особенно достойные внимания памятники были сделаны в Палеологовский и Комниновский период.
Кроме фигур Ангелов в иконографическую схему были включены изображения Сарры и Авраама, а еще слуги, который закалывает тельца и приготовляющего трапезу. Различаются варианты иконографических схем – праотцы (Сарра и Авраам) размещены спереди, сбоку и между Ангелами или на заднем плане выглядывают из окошек палат. Фон, обычно, выполнен символическим изображением палат Дуба Мамврийского, Авраама и горок.
Апофатический образ Бога Отца св. отцами отвергался и рисовать такие образы они считали за невежество. Кроме того, икона исполняет вероучительные функции, поэтому неправильно понятый образ опасен, т.к. несет в себе искаженную информацию и становится еретическим.
Вот отчего так беспокоился думный дьяк Иван Михайлович Висковатый и отец Большого Московского Собора, которые дали недвусмысленное указание убрать из молелен и храмов не принадлежащие православному учению образы. Но Собор пришелся на то время, когда в России Церковь сотрясали страсти раскола. Не за горами было упразднение патриаршества и конечное завоевание Церкви государством. До образов ли было?
Но икона - не только образ Бога, это еще и образ нашей веры. Она то мутное стекло, через которое мы рассматриваем действительность. И если когда-то икона, ее светлые лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то сейчас она стала свидетельством упадка веры – «ортодоксии без ортопраксии». [6]
4. Живопись исихазма
Свет - это одно из главных понятий христианского благовестия и образ, который дан в Евангелии для постижения Бога. Поэтому Никео-Цареградский Символ веры исповедует Христа как «Света от Света, Бога истинного от Бога истинного». Православное богословие создает свое учение о Боге как о свете, который действует в этом мире, через который мир спасется, просвещается и сильно изменяется.
В истории Церкви были целые эры и периоды, когда рассуждения о свете стояли в центре жизни, становились основой культуры, сформировывали политику. Такой эрой был 14 век - период торжества исихазма в Византии.
Современный исследователь исихазма и богослов прот. Иоанн Мейендорф распознаёт несколько стадий в развитии исихазма - от келейной практики восточного монашества эпохи Макария Египетского (4 в.) до широкого духовного и общественно-политического движения, которое охватило восточно-христианский мир в 14 - нач. 15 в.
Мистика исихазма, которая соединила в себе глубокую молитву и созерцание Фаворского света, оказала большое воздействие на иконопись в Византии и странах ее ареала, где в 14 веке происходит необыкновенный расцвет искусства.
Этот период ученые называют Палеологовским ренессансом, по имени династии Палеологов, которая правила в Константинополе. Но по существу этот культурный и духовный взлет был связан с той победой, которую одержал глава исихастов Григорий Палама над своими оппонентами, благодаря чему практика и учение исихазма распространились по всей восточно-христианской ойкумене, оказывая сильнейшее воздействие на все стороны жизни общества.
Свет – это одна из главных категорий богословия иконы. Через свет
апофатика и катафатика иконологии обретают адекватную форму выражения. Однако учение исихастов придало переживанию света в иконе необыкновенную глубину, остроту и насыщенность. И в 14 веке свет, становится «главным героем» иконописи. [1]
«Исихазм» (от греческого) - тишина, молчание. Исихасты изучали, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в безмолвии. Созерцательная молитва, отказ от многословия, понимание Слова в его глубине - вот тот путь познания Бога, который исповедуют учителя исихазма.
В центре исихастского молитвенного делания стоит призывание имени Господа, ибо так произнесено в Св. Писании: «любой, кто призовет имя Господне спасется». Именно в форме Иисусовой молитвы исихастская традиция получила на Руси распространение. Большой смысл для исихастской практики несет созерцание Фаворского света - того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Через этот свет, нетварный по собственной сущности, как учили исихасты, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он присоединяется к священной жизни, приображается в новую тварь.
Учение о Фаворском свете и обожении положил в основу собственной апологии исихазма Григорий Палама. Его учение стало собственного рода синтезом всей восточно-христианской богословской мысли и аскетической и магической практики православного монашества.
Подвигло к этому Паламу то событие, что в 14 веке исихастский опыт вышел за стенки монастырей, выплеснулся в мир, чему в большой степени содействовал и сам Палама. Но при этом деятельность и учение Григория Паламы и исихазм в целом оказались под сильнейшим обстрелом оппонентов. С одной стороны, исихастам предъявляли обвинение в ереси.
Среди оппонентов исихазма были глубокие и крупные мыслители (калабрийский монах Варлаам, его последователь Григорий Акиндин, а также известный византийский писатель и философ Никифор Григора).
С другой стороны исихасты-практики, защитники строгого монашества, например Григорий Синаит, были против популяризации и широкого распространения исихазма, считая этот опыт в принципе недоступным для мирян. На 2-х соборах Григорий Палама блестяще доказал православность исихазма и отстоял его необходимость широкого распространения в мире.
Победа Григория Паламы имела далеко идущие результаты: мистический опыт исихазма дал мощный духовный импульс для возрождения всего православного мира. К примеру, ученик Григория Паламы, Филофей Коккин, который стал патриархом Константинопольским, проповедовал единство восточно-христианской ойкумены, исходя из идеи преображения не только человека, но и всего мира. Не только проповедовал, но также и многое для этого сделал.
Из окружения Филофея вышли многие замечательные богословы, некоторые из них стали во главе национальных православных церквей, в том числе, митрополит московский Киприан и патриарх Болгарии Ефимий Тырновский, которые способствовали распространению в своих странах данного опыта. [4]
5. Икона в современном мире
Богословие и эстетика пытаются идти в одном русле, но их разграничение уже безизбежно и уже полностью естественно.
За последние 100 лет отношение к иконописному наследию поменялось кардинально. И в этом большая заслуга секулярной науки. Но равномерно просыпалось и стремление осознать наследие иконы с христианских позиций. В начале 20 века главные российские философы и богословы напра-
вили интерес на икону как на духовный феномен. Одним из первооткрывателей «терра инкогнита» иконы был Трубецкого Е. П.. Название его работы «Умозрение в красках» - уже включает определенную теорию: философ раскрывает икону как один из видов богословия на Руси.
Трубецкой одним из первых увидел в иконе тот ясный луч надежды, который может возвратить современного человека к Богу, обратить «от вида звериного - к виду Божьему».
Вслед за Трубецким Е. Н. богословие иконы изучили и остальные мыслители, в частности - о. Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков. Булгаков превыше всего ставит теургическую и гносеологическую функцию иконы, он подчеркивал, что икона способствует человеку в познании и обретении Бога.
Иконописание обычно считалось не женским занятием, но в 20 веке все смешалось так, что сейчас иконописание нереально представить без таких художниц, как Ксения Михайловна Покровская, или как сестра Иулиания (в миру - Мария Николаевна Соколова), или Юлия Николаевна Рейлингер, равно как и многих других.
Но главная линия восстановления иконописи в России сейчас связана с именем архимандрита Зинона ( в миру - Владимир Теодор), монаха Псково-Печерского монастыря. Им создано уже много икон, расписаны 10-ки храмов, в том числе и храм Отцов Семи Вселенских Соборов, Корнилиевский придел и Покровский храм на горе в Псково-Печерском монастыре. Архимандрит Зинон работал и в Финляндии на Новом Валааме, и в Бельгии в монастыре Шевтонь. Но главная его заслуга в том, что он воскрешает не столько дело и технику иконописания, но еще в большей степени - почитание и богословие иконы. [4]
В лице архимандрита Зинона соединились 2 линии, которые длительное время развивались параллельно - богословское осмысление иконы и искусство иконописания. 2-ое направление в последние десятилетия
было соединено в главном с реставрационной практикой. Богословием иконы занимались богословы и философы, искусствоведы, кабинетные ученые. Архимандрит Зинон считает, что в иконописании ремесло тесно соединено с осознанием образа и не сможет быть просто копированием образцов. Кроме того, икона - литургична по сути, и поэтому не существует без живого опыта веры иконописания. Икона – это плод церковного осознания, а не только лишь произведение творчества, хоть и талантливого.
Подлинными творцами иконы были св. отцы, они заложили базы иконопочитания и боролись не за красоту иконы, а за ее истину. Икона задумывалась не просто как отображение какого-нибудь 1-го нюанса православной веры, а всего православия в целом.
С распадом христианского восприятия мира, которое было типично для святоотеческого периода Церкви, иконописная форма равномерно лишилась собственного духовного содержания: иконопись оторвалась от иконопочитания. Наблюдаемая на протяжении последних 2-ух веков секуляризация церковного искусства состоит, по понятию Зинона, в том, что эстетические вкусы стали уничтожать церковный смысл, и сейчас внешние атрибуты иконы принимаются за ее истинное содержание.
В современном мире мы можем следить, где зарождаются пробужденческие движения, появляется интерес к иконе. И наблюдается это явление как в православном мире, так и в католическом. В Европе уже есть несколько центров, в которых организованы иконописные мастерские - во Франции, Италии, Англии, Швейцарии и др. странах. Все чаще православные иконы можно увидеть в католических храмах.
Современный западный мир раскрывает для себя христианский восток через икону. Образ произносит сейчас больше, чем слово, т.к. до сих пор слова лишь делили два мира - католиков и православных. Иконописный образ как сплошное духовное богатство, которое рождено в еще неразделенной Церкви, объединяет их. Большую заслугу во встрече 2-ух культур играют богословские и иконописные традиции российской эмиграции.
Католикам просто возвратиться к иконе, т.к. икона – это полностью наследие Церкви и в западной традиции имеется собственный опыт иконопочитания и иконописания. Помимо этого, католики и православные имеют немало общих святынь, к примеру, такие античные иконы, как «Страстная», «Остробрамская», и «Ченстоховская» др.
Парадокс современной ситуации в том, что и протестантский мир начинает увлекаться иконой. В раннем протестантизме были сильны иконоборческие настроения, и до сих пор почти все протестантские деноминации непримиримы и категоричны в собственной позиции к иконопочитанию, считая его идолопоклонством и язычеством.
И тем не менее икона интересует современный протестантский мир. Как ни удивительно, первыми к иконе стали обращаться представители самых «ортодоксальных» направлений - реформаты, кальвинисты, лютеране.

Список литературы

1. Ананьева Т.А. Симон Ушаков. - М.: Искусство, 2011.
2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - Одесса: Гнозис, 2009.
3. Брюсова В.Г. Федор Зубов. - М.: Изобразительное искусство, 2010.
4. Бушаков С.Н. Икона и иконопочитание. - Париж: YMCA-Press, 2011.
5. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука,2011.
6. Вагнер Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, Сер. XIX - нач. XX вв. - М.:Искусство, 2009.
7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука, 2012.
8. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. - т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Изд-во комит. попечительства о русской иконописи, 2010.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00939
© Рефератбанк, 2002 - 2024