Вход

Концепция естественного права его современное значение

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 285216
Дата создания 05 октября 2014
Страниц 19
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 150руб.
КУПИТЬ

Описание

Анализируя все изложенное в работе, можно сказать, что в содержательную характеристику ЕП наравне с объективными свойствами права включаются и разные нравственные качества. В итоге такого смешения ЕП представляет собой симбиоз разных соц. норм, которые образуют нравственно-правовой и ценностно-содержательный комплекс.
Совокупность схожих параметров и содержательных характеристик ЕП в обобщенном облике трактуется как выражение абсолютной и всеобщей справедливости права вообще. Нормы позитивного права и практическая деятельность страны обязаны соответствовать главным положениям ЕП.
В современных критериях нормы ЕП отражены в нормах международного права. Чем стабильнее и демократичнее общественно-политический строй страны, тем ближе его позитивное право к положениям ЕП. Однако равенства м ...

Содержание

Введение 3
1. Теории естественного права 4
2. Эволюция естественно-правовых концепций 6
3. Критика концепции естественного права 13
4. Современное понимание естественного права 15
и значение этой концепции. 15
Заключение 18
Список литературы 19

Введение

В истории философских размышлений о природе, происхождении и сущности права выделяется несколько концепций, среди которых одной из самых разработанных является естественно-правовая теория ( концепция естественного права).
Согласно естественно-правовому подходу право по своему смыслу, природе, понятию и сущности является естественным и принадлежит человеку от рождения.
Представители представленной теории ( к примеру, Гегель, Кант) говорят, что есть высшие, независимые от страны принципы и нормы, которые олицетворяют объективный порядок, справедливость, разум.
Естественное право (ЕП) - право, которое передано населению извне и по отношению к человеческим установлениям имеют приоритетное значение. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направлени я в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение конкретные ценности и характеристики «настоящего права».
Концепции ЕП различаются значимым разнообразием и даже неоднотипностью. Но все они соединены родством методологических принципов: право рассматривается не как акт гос. воли, который предполагает законное принуждение в случае ее нарушения, а как воплощение разума и справедливости.
Обычно, инновационные любители теории ЕП не считают его действующим, имеющим обязательную силу. Провозглашая, что ЕП сильнее, выше позитивного ( такие декларации встречаются и в юридических актах, в том числе, Конституционного суда ФРГ), они имеют в виду не услужливость, не прямое воздействие, а справедливость норм ЕП.

Фрагмент работы для ознакомления

В отличие от Аристотеля, стоики не изучали ЕП как долю позитивного, дозволяли противоречия между ними и вероятность нереализуемого ЕП. Тем самым они дали концепции ЕП совершенный характер.
Стоики признавали, что миром заведует разумное правило священного происхождения. Это нескончаемый закон, который устанавливаHYPERLINK "javascript:c_word[1089]=fchng(1089)"етеет формирование вселенной. Та его доля, которая доступна человеческому разумению, получила название естественного закона (ЕЗ) или ЕП.
И, в конце концов, есть право челHYPERLINK "javascript:c_word[1116]=fchng(1116)"оHYPERLINK "javascript:c_word[1116]=fchng(1116)"веческое, то есть позитивное, установленное в тех или других государствах. Стоики считали, что ряд человеческих установлений противоречит ЕЗ. Они не признавали разделенияГреции на полисы, а также противопоставления варваров и греков. Они говорили о мировом обществе и равенстве всех людей. Стоики отрицали рабство.
В связи с этим ЕП преобразовывалось в критерии оценки действующих законов, в высшее право. Обосновывалась мысль, что законы заслуживают признания лишь в случае их соответствия ЕЗ. 7
Традиции стоиков развивались римскими юристами и Цицероном. Стал складываться типичный кодекс ЕЗ.
В формулировке Ульпиана (римский юрист 3 в. н. э) он включал требования жить честно, не предавать другого, возвращать каждому то, что ему принадлежит.
Эпиктет рекомендовал не желать другим того, чего не желаешь себе. Этот принцип лежал в основе норм ЕП.
Наследие Цицерона и стоиков было воспринято христианскими мыслителями. При этом разумное начало, которое управляет миром у Цицерона и стоиков, они подменили христианской теологией.
Августин Блаженный (годы жизни 354-430 гг.) различал:
- естественный закон,
- вечный закон,
- временный (человеческий) закон, который меняется в зависимости от эпохи и места.
Временный закон оправдан как докHYPERLINK "javascript:c_word[1336]=fchng(1336)"аHYPERLINK "javascript:c_word[1336]=fchng(1336)"зательство вечного закона, который воспринимается людьми при помощи ЕЗ, который запечатлен в душах людей и представляет собой священный голос в человеческой совести.
Фома Аквинский ( годы жизни 1225( 1226) - 1274), наикрупнейший католический теолог, воссоздаёт схему Августина Блаженного, прибавив к ней священный закон как долю вечного закона, явленную людям в откровениях отцов церкви и Священном писании. Он говорит, что ЕЗ присутствует в сердцах людей и его содержание не может быть стерто в их сознании. ЕЗ вдохновляет делать благо, стремиться к доброму делу и сторониться зла. Фома отмечает, что ЕЗ имеет характер общих принципов, и это делает необходимым введение более конкретных правил в форме человеческих законов.
И Фома Аквинский, и Августин признают, что несправедливый, то есть противоречащий ЕП, закон истинным законодательством не является, и ему можно не подчиняться, если это не причиняет социуму большого вреда.
«Каждый человеческий позитивный закон обладает природой закона в той мере, в какой он вытекает из ЕЗ, - писал Фома Аквинский. – Но, если в каких-то пунктах он противоречит закону природы, то он не является больше законом, а скорее представляет собой извращение закона».
Принцип обязательного соответствия позитивного права естественному, который верно сформулирован Фомой Аквинским и Августином Блаженным, сталкивался встречался еще в «Законах» Платона. Этот принцип был воспринят римскими юристами, Цицероном и стоиками.
Но он зазвучал в полную силу только в эру буржуазных революций (17-18 вв.), когда коHYPERLINK "javascript:c_word[1602]=fchng(1602)"нHYPERLINK "javascript:c_word[1602]=fchng(1602)"цепция ЕП стала знаменем борьбы за коренные общественные преображения, за мHYPERLINK "javascript:c_word[1614]=fchng(1614)"оHYPERLINK "javascript:c_word[1614]=fchng(1614)"дифицирование правовой системы на основе справедливости и равенства.
Гуго Гроций, один из провозвестников новой эры, по существу ничего нового в правовую концепцию не привнес, сказав, что лишь нормы ЕП ( по его понятию, веления здравого разума) являются «правом в своем значении слова», а нормы, которые установлены людьми, сознаются правом только в той мере, в которой они не противоречат ЕП. Но когда Гроций провозглашает, что «не следует подчиняться указам власти, которые противны ЕП и священным заповедям», несмотря на значительные ограничения и оговорки, это звучит как лозунг к обновлению системы позитивного права.8
В 17 в. даже среди философов просветительского направления были и другие взгляды на ЕП. Особняком в этом отношении стоят Б. Спиноза (годы жизни 1632-1677) и Т. Гоббс (годы жизни 1588-1679). Они считали, что ЕП, которым как будто бы руководствовались люди в государстве другого состояния, - это право на всё, ничем не ограниченная свобода, которая приводит к борьбе всех против всех. Разумные привила поведения, которые основаны на учете интересов людей и призваны обеспечить мир, Гоббс называл ЕЗ, противопоставляя их ЕП. Будучи уверенным, юридическим позитивистом, Гоббс категорично возражал против оценки гос. законов на том основании, что они противоречат ЕЗ. В данном случае Гоббс шел против главного в юридической науке 17-18 вв. течения.
Наряду с требованием приведения позитивного права в соответствии с ЕП 17-18 вв. ознаменовались еще одним принципиальным сдвигом в концепции ЕП. Постепенное развитие индивидуализма, утверждение определенной автономии и самоценности личности, начавшиеся в эру Возрождения, привели к смещению центра тяжести в понимании ЕП с разумных правил поведения, которые способны обеспечить стандартную жизнь общHYPERLINK "javascript:c_word[195]=fchng(195)"еHYPERLINK "javascript:c_word[195]=fchng(195)"ства, на права человека, которые стали толковаться как принадлежащие ему от природы, неотчуждаемые, а не дарованные государством. Как раз в обеспечении данных прав, в их охране от посягательств, в том числе со стороны страны, стали видеть главное содержание ЕП.
Этот сдвиг в первый раз произошел во время британской буржуазной революции 17 в. Борцы с абсолютизмом стали опираться не на исторически сложившиеся законы Англии, а на права человека. Наиболее оконченное представление эти идеи получили у Джона Локка, чьи труды явились как бы подведением результатов революции.
Идеи британской революции были восприняты французской Декларацией прав человека и гражданина (1789 г), американской Декларацией независимости (1776г. )и получили мировое признание.
Таково и современное понимание ЕП. Им проникнуты Декларация ООН 1948 г. и международные пакты о правах человека, а еще положения ряда действующих конституций, которые напрямую говорят о правах человека или семьи, предшествуют позитивному праву и являются по отношению к нему высшими. 9
К началу 19 в. идеи ЕП заметно потеряли свой блеск. Сложилась историческая школа права, которая исходила не из природы или разума человека, а из духа и истории народа. Философия права, как новое направление политико-юридических исследований первоначально заимствовала некоторые элементы естественно-правовых теорий, но отнюдь не сводилась к ним. Наконец, утвердившийся в качестве главного направления в практике и науке юридический позитивизм преднамеренно бросил вызов теории ЕП.
Однако к концу 19 в. ситуация снова поменялась. Возникла школа так называемого возрожденного ЕП. К ней принадлежали немецкий юрист Р. Штаммлер (годы жизни 1856-1938), видные представители российского правоведения Новгородцев П. И (годы жизни 1866-1924), Кистяковский Б. А. (годы жизни 1861-1920) и др.
Становление данной школы было обусловлено разочарованием современным состоянием государственно-правовых институтов, их отставанием от потребностей сообщHYPERLINK "javascript:c_word[531]=fchng(531)"еHYPERLINK "javascript:c_word[531]=fchng(531)"ства, обострением соц. противоречий и постепенным признанием «другого поколения прав человека», то есть соц. прав.
Принципиальным различием нового направления и сформировавшихся обычаев явилось то, что содержание ЕП не рассматривалось как что-то постоянное, раз и навсегда данное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из настолько же неизменной природы человека. Вместо классического комплекта неотчуждаемых прав (в первую очередь, собственность, равенство, свобода) выдвигалась идея «ЕП с меняющимся содержанием» ( Р. Штаммлер), личные права дополнялись соц., что открывало новые горизонты в преображении правовой системы.10
После Второй мировой войны в связи с погромом фашизма, который способствовал дискредитации нормативистских представлений о праве как воле суверена, наблюдался новый всплеск интереса к теориям ЕП.
Резонанс вызвала книга «Законное неправо и надзаконное право» (1946 г) Густава Радбруха (годы жизни 1878-1949). В Италии наикрупнейшим представителем школы ЕП в 20 в. был Дж. Дель Веккьо (годы жизни 1872-1970), в США - Лои Фуллер (годы жизни 1902-1978), Роналд Дворкин и др. Фуллер спроектировал необычную теорию, которую он назвал «процедурным ЕП», в отличие от материального. Гарантию моральности (справедливости) права он видел в таких внешних признаках, как непротиворечивость, полнота, соблюдение правил публикации законов и законотворчества и т.п.11
3. Критика концепции естественного права
Спорить с древним, аристотелевским пониманием КП (нормы, которые соблюдаются всеми народами, даже если они не облечены в форме закона) трудно. Стрелы противников ЕП направлены против его классических (17-18 вв.) и современных представителей.
Отвергается мысль, идущая от Цицерона, стоиков, Фомы Аквинского и Августина Блаженного: несправедливый закон не является законом, это извращение природы закона. Мысль эта, как отмечалось выше, приобрела законченную форму у Гуго Гроция: только ЕП (веления здравого разума) является правом в подлинном смысле слова, нормы позитивных законов являются правом лишь в той мере, в какой они не противоречат естественному праву, в противном случае им можно не подчиняться. Последующее развитие концепции прибавило к этому главным образом сведение ЕП к неотчуждаемым и прирожденным правам личности.
Если воспринимать эти положения буквально, они действительно весьма уязвимы. Сторонники юридического позитивизма опровергают формулу Гроция, подчеркивая, что ЕП не является правом в подлинном смысла слова, потому что его исполнение не гарантировано возможностью гос. принуждения. Оно становится правом только в том случае, когда воспринимается судебными решениями или позитивным законом.
То, что называют ЕП, говорят его критики, представляет собой всего лишь моральное суждение. Право смешивают с моралью и подменяют моралью, лишая его юридической обязательности и определенности.
Нормы, которые выдаются за естественно-правовые, не всеми признаются таковыми, по этим вопросам возможны разные суждения.
Оправдание неподчинения позитивным законам ссылками на их несоответствие ЕП способно подорвать устои государства, привести к анархии.
Во всей этой критике есть доля правды. Она обнаруживает слабые стороны естественно-правовых подходов. Но все же эта критика основана на непонимании, преувеличениях и упрощениях природы и значения рассматриваемой концепции. В этом убеждает современное толкование ЕП, которое проясняет и дополняет ряд высказываний классиков теории, которые не всегда следует понимать буквально.12
4. Современное понимание естественного права
и значение этой концепции. 
Обычно, современные приверженцы теории ЕП не считают его действующим и имеющим обязательную силу. Провозглашая, что ЕП больше, сильнее позитивного, они имеют в виду не обязательность, не прямое действие, а справедливость норм ЕП.
По понятию Штаммлера Р., норма ЕП не обязана иметь позитивнHYPERLINK "javascript:c_word[1201]=fchng(1201)"ыйый смысл. То есть быть обязательной для выполнения членами общества наравне с нормами, которые выражены в законодательстве, она обращается лишь к законодателю.
Штаммлеру Р. вторит Новгородцев П. И.: «Современная юриспруденция относит название права только к нормам общепризнанным, позитиHYPERLINK "javascript:c_word[1247]=fchng(1247)"вHYPERLINK "javascript:c_word[1247]=fchng(1247)"ным в обычае или законе. Идеальные требования не представляют собою права в серьезном значении слова, а лишь сущность проектов будущего права». 13
«Современные правовые доктрины Германии считают, что ЕП человека становятся юридическими главными свободами и правами только тогда, когда они укрепляются законами и конституциями», - пишет Четвернин Б. А.. С этим согласились бы и приверженцы юридического позитивизма.14
Значит, речь вправду идёт о нравственных оценках, нравственных суждениях, что напрямик признают представители естественно-правовой школы. Новгородцев П. И. назвал идею ЕП «представлением общечеловеческой справедливости, которая осуществляется в позитивном праве».
Нужна ли моральная оценка для понимания права или ее следует, как советуют почти все представители юридического позитивизма, перенести за пределы правовой теории и права?
Ответ Новгородцева П. И. полностью убедителен: «... ЕП представляет собой неискоренимую необходимость человеческого мышления и исконную принадлежность философии права. ЕП характерно стремление оценивать факты имеющиеся с этической точки зрения. Но конкретно в этом и состоит задача философии права». 15
Упреки критиков теории ЕП в произвольности выбора норм, которые понимаются как воплощение справедливости и разума, не лишены неких оснований. В самом деле, совершенное согласие по вопросу о том, что справедливо, вряд ли может быть. Но во всяком обществе имеются главные, получающие обширное распространение взгляды. Именно они ассоциируются с ЕП, содержание которого эволюционирует.
Есть так называемая объективная, признанная соцHYPERLINK "javascript:c_word[1530]=fchng(1530)"иHYPERLINK "javascript:c_word[1530]=fchng(1530)"умом нравственность, которая отличается от субъективных взглядов отдельных лиц или групп населHYPERLINK "javascript:c_word[1541]=fchng(1541)"еHYPERLINK "javascript:c_word[1541]=fchng(1541)"ния.
Констатация этической природы ЕП не означает готовности удовлетвориться разграничением права на идеальное и действующее, признании незыблемости такого деления. Наоборот, все значение концепции ЕП состоит в том, чтобы перевоплотить идеальное право в действующее, устранить между ними разрыв.16
Лэтиция Джианформаджио, доктор Сиеннского института ( Италия) отмечает дуалистическую природу концепции ЕП. Позитивное право есть само по себе, ЕП ( в современном понимании) - только в сравнении с позитивным правом. Оно - часть пары мнений ( ЕП – позитивное право), при этом сознаеHYPERLINK "javascript:c_word[1642]=fchng(1642)"тHYPERLINK "javascript:c_word[1642]=fchng(1642)"ся в данной паре высшей категорией.
Их соответствие в том, что ЕП постоянно справедливо, но не постоянно оно реально есть, то есть действует. Позитивное право, напротив, постоянно реально, но не постоянно справедливо. Смысл концепции ЕП в том, чтобы сделать справедливость реальной, превратить ЕП в позитивное.
Всем известны способы частичного решения этой задачи, которые признаются позитивным правом:

Список литературы


1. Алексеев С.С. Философия права. М.2001
2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М. 2007
3. Ковлер А.И. Антропология права. М. 2002
4. Кочергин А.Н. и др. Основы методологии науки. М. 2004
5. Керимов Д.А. Методология права. М. 2000
6. Малахов В.П. Философия права. М. 2007
7. Мальков Б.Н. Философия права. Уч.пособие. М.2006, 2011
8. Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М. 2008
9. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права. М. 2011
10. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2002
11. Поляков А.В. Общая теория права. Спб. 2004
12. Рассолов М.М. Теория государства и права. М. 2010
13. Русская философия права. Антология. Спб. 1999
14. Сырых В.М. и др. Социология права. М. 2001

Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00487
© Рефератбанк, 2002 - 2024