Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
203452 |
Дата создания |
16 мая 2017 |
Страниц |
20
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Заключение
Таким образом, экономическая история России рубежа 19 – 20 веков – тема привлекательная для современных исследователей. Историки изучают отдельные аспекты экономической жизни страны как на региональном, так и на общероссийском уровне.
На основании изученных статей можно сделать следующие выводы:
1. На рубеже 19 – 20 веков Россия была страной с многоукладной экономикой. При том, что в ее экспорте преобладала сельскохозяйственная продукция и сырье, она импортировала продукцию металлургической и машиностроительной отраслей, что позволяло удовлетворять запросы растущей промышленной индустрии.
2. Основным экономически активным сословием в России оставалось купечество. Причем наиболее успешные его представители развивали свое дело с уровня кустарного производства до уровня фабрик и ...
Содержание
Введение 2
1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Европы 3
2. Купечество как экономически активное сословие конца 19 – начала 20 века 6
3. Государственный контроль за деятельностью купечества 11
4. Общественная и политическая деятельность купцов 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Введение
Рубеж 19 – 20 веков – один из важнейших периодов в истории России. В это время в жизни страны происходили кардинальные изменения, оно отмечено активным поиском путей обновления социальных и экономических отношений. В России происходило становление нового индустриального общества, завершился промышленный переворот, появились новые промышленные центры, усиливалось расслоение крестьянства. Перед страной стояла задача модернизации, столь актуальная и в сегодняшние дни. Поэтому экономическая истории России рубежа 19 - 20 веков становится предметом исследований современных историков.
Цель данной статьи – на примере статей С.А. Андреева, А.Н. Птицына, С.А. Рогатко, М.С. Судовикова, А.Н. Дегтярева и Ш. Мухамединой рассмотреть какие аспекты изучения экономической истории конца 19-начала 20 веков рассматривают современные историки.
Фрагмент работы для ознакомления
за заслуги перед Отечеством купцы удостаивались высоких наград, их дети при поступлении в высшие учебные заведения пользовались определенными льготами,
в ряды купцов допускались женщины и подростки.
Авторы статьи делают вывод о необходимости государственного регулирования деятельности купечества: «Государственное регулирование профессиональной деятельности купцов предотвращало стихийность в торговых действиях. В то же время купцы были относительно свободны в своих делах. По закону от купцов требовались правильное ведение делопроизводства, рациональная постановка счетоводства и учета. Им предписывалось вести в обязательном порядке товарные, кассовые, расчетные книги и в точности содержать меры и весы. Однако никто не покушался на коммерческую тайну купца»7.
А.Н. Дегтярев и Ш. Мухамединарассматривают не только привилегии и льготы купцов, но и обязанности, в частности налоговые повинности, возлагавшиеся на них: «Купечество было обязано приобретать билеты на торговые помещения и торги по установленной государством форме. Стоимость торговых свидетельств или билетов зависела от качественных и количественных параметров товаров, разряда торговой площади»8. Свидетельства купцов первой гильдии действовали на всей территории империи и стоили по 565 рублей. Свидетельства для купцов второй гильдии стоили 55 – 75 руб. Кроме свидетельств купцы приобретали паспорта для членов своих семейств, для первой гильдии – по 15, для второй - по 6 рублей. При наличии гильдейских свидетельств купцы покупали билеты и на свои торговые заведения. Гильдейские свидетельства предоставляли лицам, их взявшим, помимо прав на торговлю, купеческое звание и личные преимущества, а промысловые торговые документы не давали никаких привилегий, кроме прав на торговлю. Авторы статьи «Частное предпринимательство в Уфимской губернии во второй половине 19 – начале 20 в.» упоминают и о городских и земских сборах: 15% – с гильдейских свидетельств, 10 % - с остальных документов.
Для торговли на ярмарках, где в наибольшей степени проявлялась предпринимательская активность купечества, также необходимо было приобретать ярмарочные билеты. А.Н. Дегтярев и Ш. Мухамедина на примере статистических данных показывают, что по численности торговцев купцам не уступали мещане, которые в основном они торговали мелкими партиями товаров: «Например, на Уфимской ярмарке (25 января - 5 февраля 1884 г.) торговали 44 купца, 49 мещан, 34 крестьянина, 18 солдат, 1 дворянин, 1 почетный гражданин, 17 неизвестных по социальному происхождению и другие. Всего торговцев было 169»9. Постепенно, как отмечают авторы статьи, ярмарки и базары вытеснялись новыми организационными формами торговли. В городах и даже волостях стали появляться торговые дома, торговые товарищества и фирмы.
Пример того, как мелкое кустарное производство превратилось сначала в фабрику, а затем в начале 20 века – в торговый дом представлен в статье С.А. Рогатко «Знаменитые мясопереработчики России 19 века». Автор рассматривает деятельность Н.Г. Григорьева – основателя одной из крупнейших в конце 19 - начале 20 века гастрономических фабрик в России. Кустарное производство колбас Н.Г. Григорьев начал в 1961 г. Дело его развивалось успешно, и в 1972 г. Н.Г. Григорьев был причислен ко 2-й купеческой гильдии. Шесть лет спустя он приобрел большой дом «со всеми при нем жилыми и нежилыми строениями и землей, с помещающимися в том доме колбасным заводом, находящимся в бездействии»10. Р.А. Рогатко показывает, что благодаря длительной реконструкции, строительству новых производственных корпусов, тому вниманию, которое Н.Г. Григорьев уделял внедрению новых технологий, его производство к концу 19 века стало «вполне современным мясоперерабатывающим предприятием в Москве»11. Если в 1879 г. здесь работали 13 человек, то в 1897 – уже 80. Автор перечисляет, какие производственные помещения существовали на фабрике: две варильни, две поджарочные, мастерская для варенья колбас, мясильная, фармальная, машинное отделение, мастерская для копчения колбас, коптилни, «кишечная», просторные склады для мяса и других продуктов, необходимых в производстве.
Р.А. Рогатко рассматривает, какое производственное оборудование было установлено на фабрике: «Среди машин и оборудования фабрики были такие, как например мясилки универсальные фирмы "Вернер и Порлейдерн", рубилки девятиножевые с приводом, приводные мельницы для перца и селитры и др... Двухэтажные корпуса были оснащены паровыми машинами, немецким двигателем "Отто-Дейц" и динамо машиной мощностью 110 квт. 35 амп. для освещения… На фабрике был устроен большой холодильник, в котором помещалось более 10 тыс. пудов мяса»12.
Рассмотрев цена на колбасные изделия фабрики Н.Г. Григорьева, С. А.Рогатко приходит к выводу, что они скорее были из разряда доступных, чем дешевых. Тем не менее с начала 1900-х годов фабрика начала расширять сеть сбыта, ее продукция продавалась в шести собственных магазинах в Москве, а кроме того поставлялась в другие регионы России, в Париж, Берлин, Вену и другие города Европы.
Прослеживая дальнейшее развитие дела Н.Г. Григорьева, автор говорит, что в 1906 г. фабрика была преобразована в торговый дом «Н.Г. Григорьев с сыновьями». К 1911 г., к пятидесятилетию своего существования, в этой фирме состояли до 100 служащих и 200 рабочих, что, пожалуй, можно назвать высшей точкой ее развития.
3. Государственный контроль за деятельностью купечества
Деятельность купечества контролировалась государственными учреждениями. Главным образом, как показывают А.Н. Дегтярев и Ш. Мухамедина, надзор за порядком в торговле и поведением субъектов торгового права осуществляли казенные палаты, которые устраивали проверки торгов и торговых заведений. Одной из обязанностей казенной палаты был контроль за наличием у купцов гильдейских свидетельств, торговых билетов. В случае неподтверждения своего гильдейского статуса приобретением нового свидетельства купец лишался купеческого звания. В качестве примера авторы приводят такие сведения: «На страницах газеты "Уфимские губернские ведомости" за 20 августа 1888 г. содержалась информация: "Уфимской казенной палатой нижепоименованные купцы, не возобновившие на 1888 г. гильдейских свидетельств и билетов, исключены из купеческого звания и зачислены в мещане по городу Уфа". В списке - более 10 человек. Таких случаев было немало, и они получали огласку»13.
Главная обязанность торговых предпринимателей заключалась в аккуратном исполнении налоговых повинностей, в том числе и в пользу земств. Более подробно взаимодействие земств и субъектов налогообложения, а в частности способы получения земствами доходов, рассмотрены в статье С.А. Андреева «Экономическая деятельность земств Поволжья в середине 19 - начале 20 в.» Автор показывает, что все земские доходы по способу их получения делились следующим образом14:
1. Окладные доходы:
от обложения недвижимого имущества - земель, лесов, жилых домов в городах и уездах, фабричных, заводских, торговых помещений и прочих зданий и сооружений;
сборы при выдаче промысловых и торговых свидетельств, а также патентов на производство различных напитков, обложенных акцизом, и на заведения для продажи спиртных напитков, трактирного промысла вне городских поселений.
2. Неокладные доходы:
сборы с недвижимого имущества самого земства и проценты с принадлежавших ему капиталов (например, дорожный, пенсионный);
судебные пошлины и сборы;
пошлины за пользование учреждениями и услугами земства: шоссейный и мостовой сборы за проезд по местным дорогам, плата за лечение и обучение в земских заведениях;
доходы от земских промышленных предприятий;
штрафы и пени за несвоевременную оплату земских сборов.
С.А. Андреев указывает на то, что во всех земствах окладные доходы в десятки раз превышали доходы неокладные15. К 1880-м годам назрела необходимость перераспределения налогового бремени: с земли, обложение которой к этому времени достигло высшей точки на другие объекты обложения (сборы с патентов, гильдейских свидетельств и мелочного торга, а также налоги на недвижимые имущества в городах). Городское имущество рассматривалось земствами как один из главных источников возможного увеличения земских бюджетов без дальнейшего обременения земли. Однако, как показывает автор, далеко не всегда деятельность земств по перераспределения налогового бремени в сторону промышленных и торговых организаций, городского имущества была успешной. В качестве примера С.А. Андреев приводит Саратовскую губернию: «Финансовое положение Саратовского губернского земства в 1890-е годы было плачевным, в печати появились заметки о его банкротстве. Главной причиной оскудения считалось непомерное обложение земли. В этих условиях гласные Саратовского земства обратили свое внимание на торговые и промышленные заведения. Их доходность в 1896 г. исчислялась земством в 5 с лишним млн. рублей. Доходность же с земель составила в 1896 г. 14 млн. рублей... Но ходатайство о разрешении облагать земским налогом как само промышленно-торговое здание, так и доходы, приносимые им, Министерство внутренних дел не удовлетворило»16.
Еще одной функцией земств было развитие кредитных операций, формирование кредитных обществ и касс. В истории земской кредитной кооперации С.А. Андреев выделяет два этапа, до и после издания 1 июня 1895 г. "Положения об учреждении мелкого кредита". Он говорит о том, что до 1895 г. кредитная кооперация развивалась медленно, только некоторые передовые земства достигли в этой области заметных успехов (например, Новгородское губернское земство). В 1880-е годы деятельность земств в области кредитования заметно угасала из-за недостатка квалифицированных кадров, отсутствия поддержки со стороны государства и т.д. В 1895 г. учреждениям мелкого кредита (кредитным товариществам, ссудо-сберегательным товариществам и кассам, сельским волостным банкам и кассам) разрешалось принимать денежные вклады, заключать займы, выдавать краткосрочные ссуды, посредничать при покупке предметов, необходимых при хозяйственной деятельности17. С.А. Андреев показывает, что все кредитные учреждения взаимодействовали с земствами. Характер взаимоотношений мог быть различным: помощь в ведении документации, обращение за советами к земским специалистам, организация финансовой помощи; иногда члены земских управ выступали в качестве независимых экспертов при ревизии кредитных учреждений.
В 1904 году было принято "Положение об учреждении земских касс мелкого кредита". Согласно ему целью земских касс ставилась помощь земледельцам, ремесленникам и промышленникам, их артелям, товариществам и обществам, а так же волостным, сельским и станичным обществам и крестьянским товариществам вводить улучшения, приобретать инвентарь, снабжая их денежными средствами и принимая на себя посредничество по их оборотам. С.А. Андреев дает положительную оценку деятельности земств в области распространения мелкого кредита, которая, по его мнению, способствовала повышению благосостояния местного населения, приобщению крестьянства к рыночным отношениям.
4. Общественная и политическая деятельность купцов
Помимо предпринимательской деятельности купечества А.Н. Дегтярев и Ш. Мухамедина в статье «Частное предпринимательство в Уфимской губернии во второй половине 19 – начале 20 в.» уделяют внимание его общественной и политической деятельности. На основании фактических данных авторы показывают, что в составе городских дум г. Уфы всегда преобладали купцы. Купцы в обязательном порядке избирались в состав городских управ, состояли в городских торговых депутациях и оценочных комиссиях по раскладке налогов. Будучи членами городской управы и гласными городских дум, купцы возглавляли самые ответственные комиссии: по благоустройству городов, прокладке и мощению дорог и установке телеграфно-почтовой связи. Таким образом, улучшение инфраструктуры города и создание городского ландшафта во многом зависело от их общественной активности18.
Авторы отмечают, что купечество выступало с новыми инициативами в сфере образования. При их финансовой поддержке в 1909 г. в Уфе была открыта торговая школа Уфимского общества взаимного кредита. Купцы сотрудничали с представителями Уфимского губернского земства в составе Попечительного совета Торговой школы и ее же субсидировали19. Другим общественно значимым направлением деятельности купечества была благотворительность. А.Н. Дегтярев и Ш. Мухамедина в качестве примера приводят такие сведения: «16 июля 1905 г. в Стерлитамаке была учреждена женская богадельня им. Дмитрия и Татьяны Федоровых, которая функционировала на проценты с пожертвованного купцами Федоровыми капитала в 50 тыс. рублей. В 1913 г. в богадельне находились 22 женщины»20.
Факт широкой общественной активности купечества подтверждает и исследование М.С. Судовикова. В статье «Политическая деятельность купечества в России во второй половине 19-начале 20 в.» он отмечает: «Одна из основных тенденций эволюции российского купечества во второй половине XIX - начале XX в. заключалась в постепенном превращении его в предпринимательский слой населения, имевший широкие общественные интересы. Это проявлялось в массовом участии представителей деловых кругов в благотворительности и меценатстве, а также в работе органов местного самоуправления - городских дум и управ, земских учреждений». М.С. Судовиков говорит о том, что по мере обострения внутриполитической ситуации в стране, общественная деятельность купцов приобретала политическую окраску. При этом значительная часть предпринимателей зачастую публично не проявляла политической активности. Однако среди активной части купечества усиливался идейный раскол.
Политизация купечества усилилась после выхода Манифеста 17 октября 1905 г., разрешившего легальную деятельность в стране политических партий. Как показывает М.С. Судовиков, еще до этого некоторые представители купечества проявили себя в работе партий левого лагеря - социал-демократов и эсеров: «Политические взгляды левых разделяла в основном весьма небольшая часть молодого купеческого поколения, тесно общавшаяся с прогрессивными земскими деятелями и политическими ссыльными… С именами купеческих детей были связаны печатание и распространение нелегальной литературы, организация и проведение митингов, выполнение заданий редакции "Искра", пропаганда марксизма среди рабочих и учащихся. Представители купеческих семей, выполняя революционные задания или скрываясь от полиции, выезжали за границу...»21 Однако даже члены одной купеческой семьи могли принадлежать к разным политическим лагерям. В одной семье встречались и члены РСДРП, и сторонники монархизма. При этом жертвами революционной деятельности левых партий чаще всего становились именно купцы.
Существовали в Вятской губернии и либеральные партии, однако, как отмечает М.С, Судовиков кадетов зачастую причисляли к революционным, левым партиям, поэтому значительная часть крупной буржуазии их сторонилась. Октябристы в Вятской губернии были еще менее заметны, чем кадеты, хотя эта партия была более лояльной к власти. Отсутствие поддержки им со стороны купечества в Вятской губернии М.С. Судовиков объясняет преобладанием в регионе купечества средней руки и слабостью местного крупного капитала.
Список литературы
Список использованной литературы
1. Андреев, С.А. Экономическая деятельность земств Поволжья в середине 19 - начале 20 в. / С.А. Андреев // Вопросы истории. 2009. №4. С. 82 – 88.
2. Дегтярев, А.Н., Мухамедина Ш. Частное предпринимательство в Уфимской губернии во второй половине 19 – начале 20 в. / А.Н. Дегтярев, Ш. Мухамедина // Вопросы истории. 2009. №11. С. 100 – 108.
3. Птицын, А.Н. Торгово-экономические отношения России и Австро-Венгрии в конце 19- начале 20 вв. / А.Н. Птицын // Вопросы истории. 2010. №2. С. 106 – 112.
4. Рогатко, С.А. Знаменитые мясопереработчики России 19 в. / С.А. Рогатко // Вопросы истории. 2010. №5. С. 139 – 142.
5. Судовиков, М.С. Политическая деятельность купечества в России во второй половине 19-начале 20 в. / М.С. Судовиков // Вопросы истории. 2009. №7. С. 86 – 95.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.01099