Вход

Различия и сходства гельштальт терапии и психосинтеза

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 203412
Дата создания 16 мая 2017
Страниц 20
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
790руб.
КУПИТЬ

Описание

Заключение
Важнейшее отличие гештальт-подхода от других было сделано Ф. Перлзом в противовес психоанализу, благодаря борьбе с ним. Психоанализ исследует причинно-следственные связи и отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?». Гештальт-тераевт занимается формой и ищет ответ на вопрос «КАК?». Например: если человек кашляет, гештальтист не спросит, почему он простыл. Его интересует, как так получилось, что он простыл и, даже, как именно он кашляет.
Сущность теории гештальт-терапии заключена в двух словах: сейчас и как. Сейчас охватывает все, что существует.
Психосинтез в зависимости от цели применения может служить:

1. способом психического развития и самопостижения,
2. методом лечения психических и психосоматических расстройств,
3. методом интегрального воспитания.

Как утверждает итальянский п ...

Содержание

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психосинтез – как направление трансперсональной психологии 4
Цель психосинтеза 4
Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли 5
Глава 2. Методологические основы психокоррекционной практики: гештальт-терапия Ф. Перлза 7
Методологические основы психокоррекционной практики 7
Процесс супервизии как ситуации в гештальт-подходе 14
Заключение 19
Список литературы 20

Введение

Введение
Гештальт-терапия и психосинтез относятся к основным направлениям зарубежной психологии.
Цель реферата заключается в анализе различий и сходств гештальт терапии и психосинтеза.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Анализ психосинтеза как направления трансперсональной психологии;
2. Определение методологических основ психокоррекционной практики.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Фрагмент работы для ознакомления

Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза. Он выделял этап формирования полноценной личности (ЛИЧНОСТНЫЙ психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (ДУХОВНЫЙ психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.
В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: ЛИЧНОСТНЫЙ, ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ и ДУХОВНЫЙ.8
Этап ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг “личного Я”. Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью. Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным областям овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с “воспоминаниями о своем рождении”. Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг называл “тенью” или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может быть “переживание прошлых жизней”, проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.
Таким образом, трансперсональное - это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего “личного Я”.
ДУХОВНЫЙ уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле “Духовного Я”. Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей “Духовного Я”, т.е. фактического растворения в Высшей воле.
В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то “Духовное Я” - есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно и присутствует знание без осмысления.
Работа с “Духовным Я” имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что “Духовное Я” есть условие существования психики, а психика - условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее “призмы” психики и личности, тем больше света от “Духовного Я” будет достигать внешнего мира.
Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы “призм”. “Духовное Я” становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.
Именно “Духовное Я” заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его. Человек, которому удается достичь полной “настройки” живет в Абсолютном Мире, где понятия “внутренний Мир” и “внешний Мир” идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.
Глава 2. Методологические основы психокоррекционной практики: гештальт-терапия Ф. Перлза
Гештальт — целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, духовную составляющие и способствующий осуществлению «глобального переживания, при котором тело смогло бы заговорить, а слово — воплотиться».9
Метод гештальт-терапии является направленным на расширение сферы осознаваемого посредством вербализации неясных переживаний и понятий в ситуации «здесь и сейчас» с помощью специально разработанной техники, а не на прямой анализ бессознательного, как в психоанализе З. Фрейда.
Ф. Перлз указывал на чрезмерную обширность фрейдовского «бессознательного», которое объединяло ранее осознаваемые, а впоследствии вытесненные чувства, и никогда не входившие в сознание впечатления. Перлз же говорил о «неосознаваемом в данный момент» и изучал актуальный процесс вытеснения больше, чем содержание вытесненного материала.
Основным принципом всех техник гештальт предстает осознание «здесь и сейчас», вследствие чего все техники направлены на осознание. Терапия строится в духе импровизации. Методы варьируют в зависимости от пациента и конкретной ситуации, при этом психотерапевт опирается на уже известные техники.
Цель гештальт-терапии заключается в пробуждении у пациента осознания, чтобы он мог интегрировать отчужденные части своей личности.
Гештальт-терапия имеет существенные отличия от классического психоанализа, которые заключаются в следующем:
1. Гештальт-терапевт не обращается к личной истории пациента. Пациенту не разрешается говорить о проблемах в прошедшем времени или в форме воспоминаний; пациенту предлагают пережить их «сейчас».
2. Метод «осознания здесь и сейчас» не нуждается в интерпретациях. Любые поиски объяснений причин расстройства, связанного с травмами раннего детства, представляются Перлзу защитными оправданиями, которые усиливают, а не разрушают невроз.10
По утверждению Ф. Перлза интерпретация является методом, который, будучи нацеленным на осознание причины невротического расстройства, в действительности уводит от конфронтации с актуальными мыслями, чувствами, моторной деятельностью, телесными процессами. Перлз заменяет интерпретацию конфронтацией.
Ф. Перлз считал, что нет смысла объяснять поведение человека, оно и
есть его смысл. Следовательно, бессмысленно искать ответ на вопрос «почему?», смысл может быть понят через ответ на вопрос «как?», актуализированный «здесь и теперь». Происходящее в текущей момент – это сплав прошлого опыта, ценностей, отношения, ожидания, цели и желания, воздействующие на поведение опосредованно. Поэтому важно понять, как они представлены в настоящем. Смысложизненую проблематику здорового человека гештальт-терапия определяет через поиск «подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределенное «когда-нибудь потом». Быть здоровым и счастливым, довольным собой, уверенным в своих силах, любить друзей и близких, не терзая их претензиями, а себя – вечными страданиями, стать ответственным и зрелым, оставаясь веселым и спонтанным…».11 Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром, посредством контакта-ухода через одну из трех зон субъективной реальности (поля организма):
1. внутреннюю (ощущения своего тела),
2. внешнюю (ощущение и осознавание окружающей действительности),
3. среднюю (зону интерпретаций, оценок, мнений, установок).
Насущная потребность создает контакт с частями поля, значимыми для человека. Для удовлетворения потребностей необходимо быть в контакте с внешней и внутренней зоной. Человек осуществляет действие по удовлетворению потребностей, ассимилирует его результат и выходит из поля. Затем цикл повторяется с образованием нового гештальта.
Основным механизмом осмысления ситуации является процесс сознавания – «спонтанное чувствование всего того, что ощущает и делает человек».12 По своей сути этот процесс выполняет функцию актуализации смысла потребности и соотнесения его со смыслом объектов реальности, посредством деятельности.
Гештальт-терапия в отличие от свободных ассоциаций в психоанализе придает особое значение концентрации. Свободные ассоциации ведут к избеганию, полету идей; концентрация подразумевает фокусирование на фигуре, а не на фоне.
Концентрация необходима для преодоления сопротивления. Гештальт-терапевт фрустрирует пациента, пока тот, как писал Перлз, «не окажется лицом к лицу со своими блоками, запретами, нежеланием видеть, слышать, обладать силой, властью, самостоятельно обеспечить свою безопасность». Вместе с тем задача психотерапевта — создать ситуацию, в которой пациент ощущает принятие и не испытывает угрозы. Фрустрация не связана с враждебностью. Задача психотерапевта — привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему — как пациент мешает собственному осознанию незавершенных гештальтов. Осознание нельзя вызвать силой; формирование гештальтов — процесс автономный. Таким образом, если пациент сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание психотерапевт, не следует его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.13
Метод Перлза можно использовать и в индивидуальной и в групповой форме, в последнем случае сеанс приобретает форму «монодрамы» («театр одного актера»), зрителями которого являются другие участники группы. Протагонистом является пациент: он входит в образ, произносит монологи и диалоги с воображаемыми лицами, вовлеченными в его конфликт, работает с воображением, со сновидениями и т. п.; терапевт же выступает в роли режиссера.
К техникам гештальт-терапии относятся:
1. «разыгрывание проекций»,
2. «диалог»,
3. работа с воображением, с фантазией, сновидениями.
Разыгрывание проекций. (С точки зрения гештальта проекция — отказ от собственных импульсов, желаний и проступков). Пациенту предлагается идентифицировать себя с каким-либо объектом и описать себя в характеристиках этого объекта. Описывая объект, вместо «он» следует говорит «я».
Интервенции психотерапевта способствуют преодолению сопротивления и достижению осознания.
Диалог (интегрирование «полярностей»). Эта техника связана с одной из важнейших тем, стоящих перед терапевтической работой, а именно — с вопросом существования различных расщеплений внутри личности. Одной из целей гештальт-терапии является повышение интеграции функционирования индивида, что требует идентификации расщепленных или противоборствующих фрагментов личности, преодоления внутренних барьеров и установление связей между этими фрагментами. Чаще всего в каждом из таких фрагментов содержится комплекс определенных содержаний, представляющих собой некую форму фиксирования переживаний, связанных с процессом расщепления. Эта техника — попытка выразить эти содержания вербально в форме диалога между частями своей личности. Одним из наиболее важных Перлз считал разделение личности на две части, так называемые top-dog и under-dog, что соответствует психоаналитическим понятиям Суперэго и Ид. Подобные диалоги могут проводиться между другими «полярностями», такими как любовь/ненависть, жестокость/нежность, автономия/зависимость, авантюра/безопасность, мужественность/женственность и т. д. В патогенетической психотерапии эта техника успешно используется для прояснения конфликтных отношений.
Клиент-терапевтический диалог может быть рассмотрен как деконструкция чувственного опыта. Здесь имеет место «декодирование» реальности переживания в интерсубъектном общении. В гештальт-терапии примерами «псевдореальностей» защиты самости являются всевозможные запреты (на злость, агрессию), мышечные зажимы и даже тяжелые болезни. При этом человек всегда имеет для них разумное оправдание, спасающее его от осознания необходимости изменения («нельзя злиться на мать», «болею, потому что наследственное» и т.д.). Защитные принципы являются средоточиями разных мировоззрений и ощущений, для человека вполне «реальных».
Такая реальность переживания и ощущения несет в себе некий «текст», то есть содержание, посыл, в котором каждый элемент не просто присутствует, но «конституируется на основе отпечатывающегося на нем следа других элементов цепочки или системы. Это сцепление, эта ткань есть текст».14
Текст представляет собой какое-то одно или несколько значений в данном контексте, то есть в рассказе о жизненной ситуации. При этом выражается, «иллюстрируется» только один из возможных смыслов текста. Терапевт занимает позицию недоверия однозначности этого посыла, но не навязывает свою интерпретацию клиентской истории, и задача терапии – деконструировать текст переживания, то есть вывести его смысл за пределы явного, а именно к тому, к чему этот текст и отсылает. Эта задача может быть осуществлена только совместными усилиями в контакте. Действительно, всякое сопротивление клиента терапии указывает на подавленную потребность, но не следует понимать это так, что потребность ждет, когда ее откроют. Важна та фигура, которая возникает одновременно с работой над текстом, в актуальной ситуации: «Не существует присутствия вне и прежде семиологического разнесения».15
Работа со сновидениями. В гештальт-терапии сны не истолковываются. Пациент заново переживает сон, как если бы он происходил сейчас. Вместо того чтобы пересказывать сон как какую-то историю из прошлого, пациент проигрывает его в настоящий момент, идентифицируясь с ним, так чтобы он становился частью его, чтобы он в нем по-настоящему участвовал.
В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза:
1. Уровень фальшивых отношений, игр и ролей.
2. Фобический уровень, связанный с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций.
3. Уровень тупика и отчаяния.

Список литературы

Список литературы
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: “Рефл-бук”, 1994.
2. Ассаджиоли Р. Психосинтез.- М.: “Рефл-бук”, -К.: “Ваклер”, 1997.
3. Бадхен А.А., Коган В.Е. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. -М.: Смысл,1998.
4. Роузен Д. Дао Юнг. Путь целостности. –Киев.: “София”, 1997. С. 28.
5. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск, 1994.
6. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. – Томск, 2002.
7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
8. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта. – СПб.: СпецЛит, 2001.
9. Деррида Ж. Позиции / пер. с фр. В.В. Бибихина. М.: Академический Проект, 2007.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00488
© Рефератбанк, 2002 - 2024