Вход

1. Великие русские сестры милосердия, их вклад в развитие сестринского дела в России 2. История развития СД в России. Общины русских сестер милосердия.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 188404
Дата создания 2015
Страниц 25
Источников 12
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 560руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Великие русские сестры милосердия 4
1.1. Екатерина Михайловна Бакунина 4
1.2. Даша Севастопольская 6
1.3. Юлия Вревская 7
2. Общины русских сестер милосердия 10
2.1. Свято-Троицкая община сестер милосердия 10
2.2. Никольская община 12
2.3. Общины сестер милосердия перед русско-турецкой войной 14
2.4. Общины сестер милосердия в последней четверти XIX века 17
Заключение 24
Литература 25

Фрагмент работы для ознакомления

С 80-х гг. при некоторых общинах для подготовки женского медицинского персонала были созданы постоянные курсы: святой Евгении в Петербурге, Мариинской в Киеве, Харьковской и некоторых других. В 1888 г. в Санкт-Петербурге был образован комитет попечения о сестрах милосердия. Он занимался решением вопросов, связанных не только с профессиональной подготовкой сестер милосердия, но и обеспечивал их трудоустройство, ведал опекой престарелых сестер. Однако в полной мере вопрос пенсионного обеспечения сестер разрешен не был. Комитет попечения основал для ухода за больными в частных домах общину сестер - раньше такого рода помощь Красный Крест не оказывал. В том же году в Москве был создан аналогичный петербургскому комитет "Христианская помощь", который организовал свою общину и приют для пожилых сестер (ул. Писемского, 9).
В 90-х гг. XIX века для оказания помощи пострадавшим от эпидемических, инфекционных заболеваний и стихийных бедствий в некоторых уездах возникли сельские общины. Одними из первых таких организаций стали Епифанская община, созданная в мае 1893 г. в Епифанском уезде Тульской губернии, и община в селе Подбережье Новоладожского уезда Петербургской губернии (1895 г.). В общину принимались девушки с шестнадцатилетнего возраста, в то время как в столичные общины принимались девушки от 18 лет. От приходящих требовалось иметь лишь минимальное образование в объеме программ церковно-приходских школ. Однако уездные общины не получили широкого распространения, поскольку съезд земских врачей в 1895 г. принял решение не создавать их в значительном количестве из-за недостатка средств у земств и отсутствия возможностей дать женщинам серьезную профессиональную подготовку.
Основной целью общин была подготовка опытных сестер милосердия для ухода за больными и ранеными, как в военное, так и в мирное время. Подготовкой персонала занимались как лечебные учреждения, так и амбулатории.
Школы сестер милосердия, существовавшие при общинах, имели двухгодичный, а некоторые - полуторагодичный срок обучения.
Сестры изучали анатомию и физиологию, гигиену, общую и частную патологию, получали сведения об эпидемиологии, фармации и рецептуре, изучали кожные и венерические болезни, общую хирургию, десмургию и учение об асептике, женские болезни, детские болезни, глазные болезни, нервные и психические заболевания, массаж. Практический курс был посвящен общему уходу за больными и уходу за хирургическими больными, операциям малой хирургии, основным способам перевязки ран, оспопрививанию. На практическую подготовку обращалось особое внимание: ученицы должны были нести в лечебных учреждениях общины всю работу сестер милосердия под наблюдением опытных сестер в течение всего курса обучения. Их назначали также в амбулатории для помощи врачам, на дежурства в больницы - в палаты и операционные, в аптеку для обучения приготовления лекарств.
По окончании курса сестры сдавали экзамен и переходили на права испытуемых, в качестве которых они должны были прослужить в общине 2 года, после чего получали свидетельство на звание сестры милосердия.
О деятельности сестер милосердия в Первую мировую войну известно довольно мало. Дошедшие до нас сведения малоинформативны и весьма неполны. К 1915 г. в России существовало 115 общин в ведении Общества Красного Креста; сестры имелись при трех местных управлениях и двух Комитетах РОКК, Евангелическом госпитале и четырех иностранных больницах Петрограда. Самой крупной организацией, насчитывавшей 1603 чел., являлась община святого Георгия. Следующие по численности были петроградские сестричества имени генерал-лейтенанта М. П. фон Кауфмана (952 чел.) и святой Евгении (465 чел.). В Москве к началу войны существовало семь общин. В списки были включены не только женщины, которые находились на действительной службе, но и сестры запаса, так что реальное их число оказывалось меньшим. В 1916 г. по официальным спискам на фронт было отправлено 17 436 сестер, которые обслуживали более двух тысяч полевых и тыловых учреждений Красного Креста. На первое ноября 1915 г. во всех лазаретах лечилось около 780 тысяч чел. К этому времени от инфекционных заболеваний скончались 28 сестер, в результате несчастных случаев погибли четверо, пятеро были убиты, а покончили жизнь самоубийством двенадцать сестер. Предполагалось издать после войны «Золотую книгу» с биографиями всех умерших сестер, но проект осуществлен не был.
Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, который был утвержден в 1903 г. У обеспеченных слоев российского общества и интеллигенции интерес к профессии сестры милосердия просыпался лишь в военный период, когда образ сестры был окутан романтической дымкой патриотизма. В такое время и появлялось много волонтерок. В мирное время стать сестрой милосердия можно было только через общину, поэтому в женские организации нередко шли женщины, которые заведомо были не согласны с уставными условиями работы и готовые их нарушать. Некоторые из них требовали себе вознаграждение за уход в частных домах. После Русско-японской войны почти никто из сестер не вернул общинам денежные остатки от выделенных на их снаряжение сумм. Многие ждали удобного случая, чтобы перейти на более оплачиваемую работу, считая общины и Красный Крест учреждениями, где их эксплуатируют.
С другой стороны, бедственное финансовое положение общин объясняется и отсутствием регулярного государственного финансирования, что фиксировалось и Нормальным уставом. Довольно грустная картина: организация помощи больным вынуждена для самообеспечения устраивать лотереи, гулянья, и кружечные сборы! Особой статьей доходов являлась бывшая довольно высокой плата за лечение больных. В связи с этим становятся понятными горькие слова одной сестры: «Красно-крестные общины, несомненно, идут к упадку и, к сожалению, нравственный упадок, по-видимому, наступит раньше материального, и с собою по этому пути они могут увлечь те учреждения, которым вначале так старались подражать».
Вот почему столь важным является основание Марфо-Мариинской обители, которая стала не просто организацией по уходу за больными, а целым явлением, которое подвело итог краткому периоду существования в России общин сестер милосердия. Не случайно и появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты безвестных тружениц. Великую княгиню можно считать собирательным образом, созданным сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили собственную святую. Елизавета Федоровна увидела в деятельности сестер обители служение диаконис ‒ восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви. На это же указывал и новый чин настоятельницы обители. В дальнейшем великая княгиня называла себя почти монахиней, возможно, она приняла тайный постриг. Современники в просторечии называли сестер обители диаконисами. Устав Марфо-Мариинской обители был утвержден в 1908 г., а затем еще дважды: в 1911 и 1914 г. В 1908 г. по проекту архитектора Щусева началось строительство храма Покрова на Большой Ордынке (сейчас дом 34а). Сама обитель открылась 10 февраля 1909 г. После трагической гибели Елизаветы Федоровны в 1918 г. община просуществовала до 1926 г., когда большую часть сестер Марфо-Мариинской обители вывезли из Москвы в Среднюю Азию, а через два года арестовали замещавшую настоятельницу Татьяну Голицыну.
Общины сестер милосердия в России возникли как религиозные учреждения и как специальные организации по уходу за больными. Они основывались на искреннем порыве женщин ухаживать за ранеными, больными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Флоренс Найтингейл в уходе стали видеть определенную профессию. Ф. Найтингейл заложила основы женского медицинского образования, и религиозный момент в становлении новой системы не был решающим. Об этом свидетельствует и первоначальное обозначение сестер (nurses), которое в английском языке сохраняется до сих пор применительно к медицинским сестрам, тогда как российская революция поставила четкий барьер между понятиями «сестра милосердия» и «медицинская сестра».
Как только общины сестер милосердия в России получили систематическое развитие, начинает угасать первоначальный энтузиазм. Его восполняет и постепенно подменяет общеблаготворительная и профессиональная медицинская деятельность женщин. Большую роль в этом сыграли два фактора: с одной стороны, деятельность Общества Красного Креста, а с другой – стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Эмансипация способствовала развитию женского образования, однако стремление женщин уподобиться мужчинам во всем постепенно привело русские общины к тем же результатам, что и общины Западной Европы: уход стал профессией, а духовная основа медицины забывалась вообще, или становилась чем-то второстепенным. Иная крайность проявилась после революции: обязанностью медицинских сестер стал только профессионализм, тогда как элементарный уход, учитывающий не только физическое, но и духовное состояние больного, был утрачен.
Заключение
В России развитие общин сестер милосердия как социального института, шло как под влиянием западной культуры, так и в связи с особенностями национальной культуры. Хотя первоначально такие общины создавались по западному образцу французской католической организации Сестер милосердия Св. Винсента де Поля и протестантской организации диаконис, в отечественной культуре они имели корни в виде православной традиции милосердия и благотворительности, в том числе и организации сердобольных вдов. Появление и развитие общин сестер милосердия сыграло важную роль в развитии женского движения в России, в появлении профессии медицинской сестры, становлении системы высшего образования для женщин и повышении в обществе роли женщин. В происхождении общин сестер милосердия нашли отражение особенности отечественной культуры: общины сестер милосердия, возникшие в рамках православной церкви и выполнявшие первоначально широкие благотворительные функции, к началу XX века стали выполнять в основном только функции оказания медицинской помощи.
В России в развитии института сестер милосердия выделяются три этапа: а) возникновение общин (1844-1867 гг.), б) расцвет общин (1867 г. - конец XIX в.) и в) период кризиса общин (конец XIX в. -1917 г.). Первые российские общины осуществляли широкую благотворительную деятельность. Появление Общества попечения о раненых и больных воинах (впоследствии – Российское Общество Красного Креста) способствовало расцвету и дальнейшему расширению этого института. Но вместе с тем, к концу XIX века деятельность общин сестер милосердия сужается и ограничивается в основном целью, которую ставит перед собой РОКК ‒ оказание медицинской помощи.

Литература
Августейшие сестры милосердия / Сост. Н. К. Зверева. – М.: Вече, 2006. – 464 с.
Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2002, СПб., 2003. – 157 с.
Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 10. – С. 46–51;
Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 11. – С. 24–26;
Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 12. – С. 13–18;
Власов П. Обитель милосердия. М., 1991. – 104с
Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. – 1992. – № 10. – С. 30–32;
Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. – 1994. – № 5. – С. 22–31
Шапиров Б. М. Частная помощь и женский уход за ранеными и больными воинами. СПб., 1907. – С. 9.
Шибков А. А. Первые женщины России в медицинской школе и на войне до XX в. Л., 1957. – 136с.
История сестричества и ухода за больными – www.randd.ru/Miloserdie_3.htm
Движению сестер милосердия 150 лет – www.vdohnovenie.org/blago/history/sestri.php
4

Список литературы [ всего 12]

Литература
1. Августейшие сестры милосердия / Сост. Н. К. Зверева. – М.: Вече, 2006. – 464 с.
2. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2002, СПб., 2003. – 157 с.
3. Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 10. – С. 46–51;
4. Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 11. – С. 24–26;
5. Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. – 1991. – № 12. – С. 13–18;
6. Власов П. Обитель милосердия. М., 1991. – 104с
7. Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. – 1992. – № 10. – С. 30–32;
8. Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. – 1994. – № 5. – С. 22–31
9. Шапиров Б. М. Частная помощь и женский уход за ранеными и больными воинами. СПб., 1907. – С. 9.
10. Шибков А. А. Первые женщины России в медицинской школе и на войне до XX в. Л., 1957. – 136с.
11. История сестричества и ухода за больными – www.randd.ru/Miloserdie_3.htm
12. Движению сестер милосердия 150 лет – www.vdohnovenie.org/blago/history/sestri.php
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00483
© Рефератбанк, 2002 - 2024