Вход

Смысл изучения антиутопии в политологии

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код 186632
Дата создания 2014
Страниц 18
Источников 5
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 010руб.
КУПИТЬ

Содержание

нет

Фрагмент работы для ознакомления

Как мы видим, тема очень полно развита в современной науке.
Последствия капиталистического развития
Помимо растворения личности в тоталитарном государстве другой популярной в романах антиутопиях темой является растворение человека в обществе потребления, где получение прибыли становится самоцелью. Рассмотрим в качестве примера такой антиутопии роман Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир».
Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. В этом государстве идёт 632-й год эры стабильности, которая зовется Эрой Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Помимо Форда божество-правитель у Хаксли включает в себя еще и Фрейда. Он писал:: «Господь наш Форд – или Фрейд, как по неисповедимой некой причине именовал себя, трактуя о психологических проблемах…». Психоанализ Фрейда за биологичность и отрицание духовной роли культуры явно порицался Хаксли. В мире автора бессознательное полностью восторжествовало над сознательным.
Кроме этого, необходимо отметить и тот факт, что общество, описанное Хаксли, существует на неявных экономических основаниях. Оно предоставляет своим гражданам явное материальное изобилие, взамен требуя от них подчинения. Характерная черта созданного Хаксли мира это удовлетворение всех материальных потребностей и господство массовой духовной культуры, которые, доведенные до абсолюта привели, в частности, к падению традиционного института семьи. Отличительной особенностью является и замещение религии потреблением: Директор Мирового Государства у Хаксли, осеняя себя знамением, крестил всегда живот - «биологический сгусток» потребительства.
Общество, сложившееся в Мировом Государстве, основано на стабильности и живет под лозунгом «Всякая перемена – угроза для стабильности». Большую роль здесь играет труд, потому что в свободное время человек не может придумать, чем себя занять.
В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются — оплодотворённые искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах. При этом штампуются люди биологически: по заданным параметрам. Это люди. которые приспособлены к определенному виду труда и только к нему. Здесь мы видим определенные отсылки к упомянутым вначале работы чертам идеального государства Платона, выращивание идеального человека доведено до крайности – его физические и психические данные полностью программируются.
Главная идея романа – это предостережение от ужасов общества потребления. Посмотрим, сможем ли мы найти подобные идеи среди изучаемых в политологии научных трудов.
Первый, но далеко не единственная здесь пример, который мы можем противопоставить идеям антиутопий это Франкфурсткая школа, 1964, Герберт Маркузе и его «Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества». Посмотрим на его основные идеи.
По Маркузе, капиталистическое общество начала XX столетия и современное развитое индустриальное общество различаются не только по степени развития, но принципиальным образом: если раньше имелись все объективные основания говорить о противоречиях, то сейчас эти противоречия если не исчезли, то настолько видоизменились, что часто остаются незаметными для большинства людей. Произошла нейтрализация таких кризисных явлений капиталистического общества, какими являются эксплуатация и наемный труд. Эксплуатация, по его мнению, не исчезла, как и прочие пороки капитализма, хотя в современном индустриальном обществе они уже не играют присущей им прежде роли.
Иными словами, ничего не изменилось, кроме того, что, по выражению Маркузе, сейчас «рабы развитой индустриальной цивилизации являются сублимированными рабами, но они — рабы, так как рабство обусловлено».
Современная индустриальная цивилизация, считал Маркузе, добилась парадоксального эффекта: она усугубила рабство при полном отсутствии у раба осознания собственного рабства. Прогресс в области науки и техники, дошедший в наше время до фантастических вершин, решительно изменил существующее положение. Жизненный уровень возрос, и теперь уже капиталисту-предпринимателю нет никакой необходимости принуждать к рабскому труду угрозой голодной смерти. Он создает такие экономические условия, в которых рабочему не приходит в голову мысль об изменении социальной структуры, и ему остается только активнее включаться в «общество потребления».
Нейтрализуются и политические потенции человека. Человек, лишенный критического измерения, утрачивает вместе с ним и способность к какой-либо политической оппозиционности. Реально существующие формы оппозиции в западном мире покоятся на иллюзорном фундаменте, так как сами их предпосылки в действительности не противоречат господствующей системе. «Общество потребления» интегрирует в себе любую политическую оппозицию, и таким образом последняя лишь внешне выглядит таковой, по существу же она в достаточной степени уживается с установленным порядком.
Схожие идеи встречаются и у французского философа Жана Бодрийяра. При это нужно отметить, что французский автор пишет в достаточной степени литературным языком, при этом нельзя отрицать и научную ценность, содержащуюся в его работах. В своих книгах, основываясь на богатом экономическом и социологическом материале и рассматривая Францию в режиме case-study Бодрийяр дает критический анализ общества потребления с философской, социологической, экономической, политической и культурной точек зрения. Он выявляет его характерные черты и акцентирует внимание на том влиянии, которое процессы, происходящие в «обществе потребления», оказывают на моральное и интеллектуальное состояние его граждан.
Французский философ писал о том, что человек угнетает и подавляет природу, мифологичность общества потребления приводит к отчуждению человека от действительности – потребляемые предметы, являясь фетишами, все меньше связаны со своей реальной сущностью. Бодрийяр считает, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.
Подобные идеи мы можем найти во многих работах исследователей 20 века, которые являются предметом изучения в курсе политологического образования.
Выводы
Классической чертой антиутопии является антропоцентризм или прослеживание судьбы отдельной человеческой личности в тех или иных воображаемых условиях. Эти условия исходят из исторических предпосылок и реальности, складывающейся в условиях развития конкретного государства или общества в целом. И это развитие с точки зрения автора грозит человеческой индивидуальности. Ключевым элементом антиутопии поэтому является страх.
Другим ключевым элементом антиутопии является ее ярко выраженная художественность: использование аллегорий, сатиры, ярких образов и не научного языка. Антиутопия может близка или понятна любому кругу читателей: разница будет только в уровне рефлексии разных категорий о ней.
Пытаясь найти ответ на вопрос, необходимо ли включать антиутопии в политологическое образование мы рассмотрели 2 основных тематики жанра антиутопии: критику тоталитарных государств и критику общества потребления. В обоих случаях для иллюстрации нами были выбраны 2 великолепных произведения, которые являются классикой и достоянием мировой литературы.
В них мы увидели идеи растворения личности в тоталитарном государстве у Евгения Замятина и потеря человека за обществом потребления у Олдоса Хаксли с другой стороны. И та, и другая идея, несомненно, должны быть донесены до студентов политологов. Однако, у донесения идей в подобной, художественной форме, как мы показали выше, всегда есть альтернатива: проведенный нашими коллегами серьезный анализ, с применением, как классической рефлексии, так и анализа документов, исторического, компаративного анализа. И их работы по праву считаются классикой и изучаются в курсе философии и истории политического учения.
В отличие от утопий, которые нашли свое выражение не только в художественных произведениях, но и в более практическом варианте, антиутопия на данный момент остается уделом публицистики, а не науки.
Закончив изучение утопий и антиутопий, мы подошли к ответу на главный вопрос работы о необходимости включения антиутопий в курс политологического образования. Мы полагаем, что идеи, которые содержатся в антиутопиях важны для обдумывания студентами-политологами, поэтому ему, безусловно, необходимо с ними ознакомиться. К тому же нельзя забывать о том, что антиутопии написаны прекрасным художественным языком и их прочтение доставляет большое удовольствие. Но ввиду этой самой художественности и развития этих идей в научном анализе, представленном ведущими учеными 20 века, мы полагаем, что знакомство с произведениями-антиутопиями должно оставаться в формате самообразования студента.
Использованные источники:
1. Баталов, Э. Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании, утопических экспериментах URL: http://marsexx.narod.ru/utopia/batalov-v-mire-utopij.html
2. Замятин, Е. Мы [Текст] // Избранное / Е. Замятин. [сост. О. Н. Михайлова; Худож. О. К. Вуколова] – М. : Издательство «Правда», 1989. – 464 с.
3. Тузовский И.Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология утопии/Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 312 с.
4. Хаксли, О. О дивный новый мир [Текст] // Контрапункт; О дивный новый мир; Обезьяна и сущность; Рассказы / О. Хаксли; [Пер. с англ. И. Романовича и др.]. – М. : НФ «Пушкинская библиотека» : ООО «Издательство АСТ»,
2002. – 986 с.
5.Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.П. Маркузеанская критика западной цивилизации. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/gorozia/manstate_12.html
Х. Арендт. Истоки тоталитаризма. Стр. 410-433.
Ф. хайек. Дорога к рабству. Вопросы философии. 1990. № 11. Стр. 134-135.
17

Список литературы [ всего 5]

Использованные источники:
1. Баталов, Э. Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании, утопических экспериментах URL: http://marsexx.narod.ru/utopia/batalov-v-mire-utopij.html
2. Замятин, Е. Мы [Текст] // Избранное / Е. Замятин. [сост. О. Н. Михайлова; Худож. О. К. Вуколова] – М. : Издательство «Правда», 1989. – 464 с.
3. Тузовский И.Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология утопии/Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 312 с.
4. Хаксли, О. О дивный новый мир [Текст] // Контрапункт; О дивный новый мир; Обезьяна и сущность; Рассказы / О. Хаксли; [Пер. с англ. И. Романовича и др.]. – М. : НФ «Пушкинская библиотека» : ООО «Издательство АСТ»,
2002. – 986 с.
5.Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.П. Маркузеанская критика западной цивилизации. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/gorozia/manstate_12.html
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00476
© Рефератбанк, 2002 - 2024