Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Эссе*
Код |
175577 |
Дата создания |
2013 |
Страниц |
11
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 января в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Фрагмент работы для ознакомления
Одним из крупнейших русских художников-баталистов Васнецова делают картины на темы русского народного эпоса: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), о которой я хочу рассказать (рис.4), а также — «Битва русских со скифами» (1881, другое название — «Битва славян с кочевниками»), «Богатыри» (1898). Все эти картины написаны во второй, московский период творческой жизни художника.
Еще в то время, когда Васнецов выступал как жанрист, у него назревал замысел «богатырского» цикла, первой картиной которого стало монументальное полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанное на сюжет древнейшей русской героической поэмы «Слово о полку Игореве». Оно переносит зрителя в седую древность, «в поле незнаемое, среди земли половецкой». Кончен трехдневный упорный, неравный бой. В степи разбросаны тела убитых «русичей» и половцев. Васнецов поставил перед собой трудную задачу: создать народно легендарный образ «поля смерти» в жизнеутверждающем плане, так как «Слово о полку Игореве», несмотря на трагичность сюжета, проникнуто, как любое произведение русского народного эпоса, жизнеутверждающим мироощущением, верой в силы родной земли, родного народа.
Как и Суриков и Верещагин, Васнецов стремится к исторической точности. Чувствуется не только его знакомство с археологией, но и любовь к народному художественному творчеству. Характерно, что использовав для картины народное изобразительное искусство, русский народный орнамент, художник искал нужный ему материал не столько в музеях и альбомах, сколько непосредственно в народе. Известно, что он много бродил по селам, разыскивая образцы народного искусства.
Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанная на восьмой выставке передвижников в 1880 году в Петербурге и Москве, вызвала немало критических отзывов в прессе. Васнецова упрекали в том, что все в ней слишком красиво и условно, и противопоставляли ей батальные полотна Верещагина из его туркестанской и балканской серий с их беспощадным реализмом. В.В.Стасов — один из самых известных критиков тех лет — особенно резко отзывается об образе юноши, «который так академично помещен как раз по середине картины... почти точь-в-точь, как прекрасная римлянка в «Последнем дне Помпеи» Брюллова... «И тут и там — натуры слишком мало, условности слишком много», — восклицает Стасов и добавляет: «Посмотрите, наоборот, «Забытого» Верещагина (рис.5): вот это в самом деле тот, которого ударила вдруг смертная пуля и который упал разметавшись».
Я считаю критику Стасова очень точной и хочу сказать, что из трех полотен, о которых я рассказываю, «После побоища» нравится мне меньше всего. На мой взгляд картина очень статична — я имею в виду «внутреннюю» статику — в ней нет быстроты и горячности битвы как в «Покорении Сибири Ермаком» или жуткого напряжения «Апофеоза войны», также лишенной внешнего действия. Но в «Апофеозе» отсутствие действия не заметно благодаря гениальному обобщению образа войны, найденному Верещагиным, которое и держит зрителя в напряжении. У Васнецова же нет ни этого великого обобщения, ни накала страстей Сурикова, у него все слишком красиво, как-то слишком правильно и поэтому условно: юноша на первом плане действительно помещен туда специально, как будто только потому, что по законам композиции картине необходима центральная фигура. Битва двух орлов в воздухе кажется нарочитой и как будто «вставленной» откуда-то извне по сравнению с «Забытым» Верещагина, где убитый солдат является естественным центром композиции, а слетающиеся к нему птицы – неотъемлемой частью сюжета. Глядя на картину Васнецова, не понимаешь ни того, что было до запечатленного на ней момента ни того, что будет после. Несмотря на то, что Васнецов — прекрасный рисовальщик, и лица павших воинов выписаны очень точно, всматриваясь в них, нет ощущения, что они — живые люди, ощущения, что за написанным на этом полотне стоит своя история. Мне кажется, обращение к былинному эпосу сыграло здесь с Васнецовым злую шутку: оживить, сделать реальным «Слово о полку Игореве» у него не получилось, оно осталось красивой и далекой сказкой. Хотелось бы добавить, что другие батально-исторические картины художника, на мой взгляд, так охарактеризовать нельзя: «Битва славян с кочевниками» полна динамики, а его «Богатыри» — это три живых человека, каждый со своим неповторимым характером.
В заключение, нужно сказать, что рассматривая произведения русских художников-баталистов в целом, нельзя не заметить их поразительную тематическую и образную стройность и цельность. Это — цикл оборонных картин, его тема — защита родины. Эта единая тема развивается каждым художником по-своему: Верещагиным — в описании современных ему войн, Суриковым — в обращении к истории славных завоеваний, составляющих славу России, Васнецовым — на материале древнерусского героического эпоса. Творчество этих художников знаменует собой высший подъем русской реалистической батальной живописи.
Иллюстрации
Рис.1 В.Верещагин «Апофеоз войны» (1871-72)
Рис.2 В.Суриков «Покорение Сибири Ермаком» (1895)
Рис.3 В.Суриков «Взятие снежного городка» (1891)
Рис.4 В.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
Рис.5 В.Верещагин «Забытый» (1871)
В.С.Кеменов, Творчество В.И.Сурикова, сборник «В.И.Суриков. К столетию со дня рождения. 1848-1948», М., 1948, стр.45
В.В.Стасов, Избранное в двух томах, т.I, М., 1950, стр.484
2
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00432