Вход

Мы сибирики. (Оценка иерархии идентичности современной молодежи Сибири)

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 168212
Дата создания 2012
Страниц 30
Источников 9
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 26 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 340руб.
КУПИТЬ

Содержание

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие идентичности и социализации
1.1.Характеристика концепта «идентичность» в контексте теории социализации (этнизации)
1.2. Аналитические оценки структуры идентичностей современных россиян
Глава 2. Этнические ценности современной молодежи в политико-культурном пространстве г. Новосибирска
2.1. Структура идентичностей современной молодежи Сибири
2.2. Характеристика современной ситуации (движение сибирских регионалистов)
Глава 3. Исследование идентичностей современной молодежи Сибири (по материалам исследования в Новосибирске)
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент работы для ознакомления

Он характерен для 20,9 % русских; по 4,3 % набрали представители коренных народов и других этнических групп; в общем, по массиву–11,8 %.
Сегодняшние студенты (в основном — начало и середина 1990-х гг. рождения) — это уже пятое поколение, выросшее при советской власти. Под влиянием модернизации из повседневной жизни северян ушли многие важные элементы культуры и быта, маркирующие их этническую идентичность. Это касается экологически адаптированной пищи в общей структуре питания, традиционной одежды, системы воспитания, способов проведения досуга и пр. Молодое, а во многих случаях и среднее, поколение северян с утерей традиционных форм социальной жизни в значительной степени утратило активное знание родного языка.
Но при нивелировке традиционной культуры. Этническое (иногда двойное) самосознание остается на высоком уровне. Для выявления значимости этнической принадлежности нами использовался ряд утверждений, отношение к которым респондентам предлагалось выразить, выбрав один из вариантов ответа: согласен — не согласен — не знаю.
Выраженность этно-аффилиативных тенденций предполагает склонность действовать в соответствии с принятыми нормами, правилами своей этнической группы. Так с утверждением: «Считаю, что современному человеку его национальность должна быть безразлична» не согласны большинство респондентов — 65,2 %.
С утверждением: «Человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа» согласилось – 66,1 %. Полученные данные подтверждаются и ответами на полярное высказывание: «Современному человеку его национальность должна быть не важна», где 65,2 % молодых людей не согласились с предложенным вариантом.
При ответе на утверждение: «Я человек, который безразлично относится к своей национальной принадлежности», 39,2 % опрошенных выразили свое несогласие, 30,4 % ответили, что они скорее не согласны и 30,4 % согласились или были «скорее согласны» с данным утверждением. Таким образом, можно заключить, что только для трети респондентов характерно индифферентное отношение к этнической идентичности. В сознании большей части молодого поколения сохраняется отчетливая ориентированность на категорию «Мы».
При анализе ответов на утверждение: «Если бы я имел возможность выбора национальности, то предпочел бы ту, которую имею сейчас» 73,9 % участвующих в опросе молодых людей утвердительно согласились с предложенным суждением, 10,3 % ответили, что скорее согласны. Таким образом, доля респондентов, которые «сомневаются» и готовы изменить свою этническую принадлежность, составляет лишь 15,8 %.
Но при этом, тестирование аудитории на предмет чувств, испытываемых по отношению к собственной этнической группе, показало несколько иной результат. Обработка результатов методики «Этническая аффилиация» и теста Г. У. Солдатовой «Типы этнической идентичности» позволили зафиксировать у 34,4 % опрошенных высокую потребность в этнической принадлежности, у 51,1 % — низкую потребность; 14,5 % составили те, кто затруднился определить, насколько, значима для них идентификация со своей этнической группой. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что лишь для третьей части, участвующей в опросе молодежи, был характерен аллоцентрический тип личности, основу которого составляют три критерия: подчинение индивидуальных целей групповым; выраженная идентификация со своей этнической группой; восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя. Неустойчивость самооценки в целом характерна для современной молодежи, особенно в полиэтничных группах с высокой долей смешанных браков. Так, для 19,4 % респондентов характерно отсутствие четкой выраженности черт, присущих какому-либо типу этнической идентичности.
Подтверждением довольно низкой заинтересованности в поддержании связи со своей этнической группой являются данные, полученные с помощью модифицированного варианта методики Е. Б. Фанталовой, позволяющего изучить ценностные ориентации населения и содержащего 14 позиций-ценностей. Считается, что один из аспектов социализации молодежи в современном полиэтничном мире, в том числе и в России, связан с выбором и освоением ценностей того или иного этнического сообщества, ведь предпочтения молодежи демонстрируют перспективное направление эволюции социальных норм. Так, в рейтинг высокозначимых для молодежи ценностей вошли следующие позиции в порядке убывания: «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь». Менее значимыми стали: «познание», «уверенность в себе», «интересная работа», «творчество», «активная деятельная жизнь». Такие ценности, как «религиозная жизнь» и «связь со своим народом» заняли последние места. Можно предположить, что идентичность индивидуальная, основывающаяся на интересах и обязательствах личности, стала играть большую, нежели коллективная идентичность, роль.
Согласно опросу, этноцентризм как проявление идентичности, присущ 27,4 % молодежи всего массива. Этнофанатизм, представляющий крайнюю форму этноцентризма, отмечен лишь у 5,4 % респондентов. У подавляющего большинства наших респондентов наблюдается проявление этнонигилизма — 49,5 %, причем эта тенденция характерна для представителей практически всех опрошенных этнических групп.
Утрата или вытеснение такого важного для личности аспекта психосоциальной идентичности, как этническая идентичность, является показателем трансформации «Я — концепции». Связь с этнической группой — древней и устойчивой формой общественной самоорганизации молодым поколением не рассматривается более как условие успешной социальной адаптации.
Анализ полученных в ходе опросов результатов свидетельствует о невозможности обеспечения в современном мире приемлемых условий социального существования только на базе традиционной модели. И хотя мнение В. А. Тишкова, который считает, что «успешное сохранение языка и культуры частью населения из числа этнических меньшинств может мешать социальным переменам через отстранение представителей этих групп от обретения умений и навыков, необходимых для эффективной конкуренции в условиях происходящей промышленной и технологической революций» [4] представляется радикальным, следует признать необходимость овладения аборигенным населением модернизационными жизненными стратегиями.
Важным для понимания перспектив модернизации являются сведения о стремлении этносов к самоизоляции. Анализ полученных в ходе опроса результатов показывает, что данная установка присуща лишь 11 % русских; общий показатель достигает — 13,4 % от числа опрошенных.
Для определения групповых ценностных ориентаций и автостереотипов, в том числе, в области коммуникаций был использован опросник И. М. Кузнецова и С. В. Рыжовой. В данном случае нам были интересны универсалии, определяющие ориентации респондентов в диапазоне «направленность на взаимодействие — отвержение взаимодействия» по параметрам толерантности — интолерантности.
Анализ результатов показал, что в сознании опрошенных наблюдается превалирование позитивных стереотипов. Это продемонстрировали ответы респондентов о наличии миролюбия как характерной черты своего народа: ни один человек не указал, отсутствие у его народа данного качества. Значительное преобладание позитивных установок при практическом полном отсутствии негативных в ответах представителей всех этнических групп определяет перспективы в формировании актуальных практик межэтнического взаимодействия. Хотя относительно высокими среди опрошенной молодежи оказываются и показатели агрессии: у русских — 45,1 %, у представителей иных этнических групп — 36,8 %.
Конфликтогенный потенциал имеет, прежде всего, социальную обусловленность. «Пришлое население, занятое добычей нефти, прокладкой дорог, трубопроводов и т.п. без учета расположения родовых угодий, священных мест, воспринимаются коренными жителями как чужаки, вторгшиеся на их территорию» [4].
Однако расширяющиеся в ходе социализации молодежи контакты и опыт обоюдной адаптации являются реальными факторами преодоления этносоциальных рисков.
Опрос показал, что признавая значение этнических и религиозных различий, молодые жители Новосибирска не считают их фатальными. Лишь треть (31,2 %) респондентов считает, что этническая принадлежность всегда будет разъединять людей.
С утверждением: «народам, исповедующим одну и ту же религию, легче понять друг друга» — согласилось 63,1 % респондентов, а с утверждением «взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию они исповедуют» — 43,8 %. С утверждением: «лучше вступать в брак с представителем своего народа» согласились 54,8 %; считаю, что «межнациональные браки разрушают народ»–45,9 % .
Представители всех этнических групп признают дифференцирующую роль этничности и религии. Вместе с тем, в ответах, связанных с межкультурным и межэтническим взаимодействием, наблюдаются довольно противоречивые тенденции. С одной стороны, молодые люди позиционируют себя как сторонники культурного многообразия; с другой, наблюдается довольно значительная социальная дистанция между представителями групп. Именно в этом, по мнению Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко, заключается одна из основных проблем современной молодежи — неприятие дискриминации на когнитивном (познавательном) уровне в сочетании с интолерантностью к «чужакам» эмоциональном уровне [4].
В отношении к утверждению: «Если в семье появляется человек другой национальности, то это, скорее всего, осложнит взаимопонимание» свое согласие выразили лишь 18,4 % молодежи. Межэтнические браки являются реальностью этно-демографической ситуации Новороссийска, как и всей России.
Данные, полученные с помощью шкалы социальной дистанции Э. Богардуса, показали, что наименьшая социальная дистанция у опрошенных жителей г. Новороссийска с бурятами и представителями славянских народов, а также татарами; наибольшая — с «лицами кавказской национальности», дагестанцами, таджиками, азербайджанцами, чеченами, цыганами. В этой диспозиции нашли отражение как близость — отдаленность культур, так и иерархия статусов. Можно заметить, что негативное отношение проявляется, прежде всего, к народам, которые связаны для опрошенных со сферами рыночной торговли, а также с представителям из регионов этнических конфликтов.
Использование теста «Этнические установки» позволило констатировать, что лишь 11,8 % опрошенным была присуща высокая степень этноцентризма; у 74,2 % зафиксировано противоречивое этническое самосознание.
Заключение
Совокупный анализ базы данных опроса студентов Новосибирского государственного университета позволяет говорить о том, что идентичность современной молодежи имеет незавершенный и соответственно неустойчивый, отчасти противоречивый, характер. Во всех обследованных группах этническая идентичность выражена незначительно и не имеет кризисных показателей, в том числе, в сфере межэтнических отношениях. При этом вытеснения этнической (этноконфессиональной) идентичности из иерархии самоидентификационных категорий молодежи не происходит. Но, сознавая значимость этнических границ, современная молодежь ищет другие критерии самоопределения.
Интервью с северянами показывает рост интереса к социально-экономической стратификации (средний класс), обращение к космополитической и гражданской идентичности.
Если в антропологии первой половины ХХ в. разрыв с этничностью рассматривался как основа маргинального конфликта личности; то к концу ХХ в., наряду с негативной маргинальностью, возникла категория маргинальности конструктивной, опирающейся на поликультурные практики, толерантную идеологию и надэтническую идентичность. Развитие этносоциальной ситуации в полиэтничных регионах современной России, включая Сибирский федеральный округ, создает реальные условия для формирования общегражданской идентичности «мы — россияне» при сохранении поликультурного многообразия сообщества. Это определяет административные и академические практики, от которых зависит выработка оптимальных стратегий, направленных на формирование принципов толерантности и гражданского согласия.
Список литературы
Капицын, В. М. Национальная идентификация и политико-правовые стратегии государства // Национальный вопрос и государственное строительство. М., 2001.- 26 с.
Михайлов В. Все мы немножко сибиряки… [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2011/50/vse-myi-nemnogo-sibiryaki/
Настоящие сибиряки. Блог. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://real-siberian.livejournal.com/744942.html
Попова, Н. Г. Этнический аспект социализации современной молодежи (по материалам исследования в Новосибирске) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 10, ч. 2. Мат. Годовой сессии ИАЭТ СО РАН. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004 . – С. 244-251.
Рыжова, С. В. Установки этнического самосознания русских // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.- 290 с.
Сибирский федеральный округ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibfo.ru/passport/sfo.php
Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / Валерий Александрович Тишков. - М.: Наука, 2003. - 544 c.
Харитонова, Н. Русская идентичность. Этническая или гражданская? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.rosnation.ru/index.php?D=37&goto=71
Шкаровский, Д. Н. Межэтническая напряженность: реальность и мифы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=255&Itemid=40
Приложения
Приложение 1
Ответы на вопрос «Как часто Вы ощущаете близость с разными группами людей, с теми, о ком Вы могли бы сказать «Это мы»?»
Приложение 2
Ответы на вопрос «Как часто Вы ощущаете близость с такой группой людей, как сибиряки?»
4

Список литературы [ всего 9]

Список литературы
1.Капицын, В. М. Национальная идентификация и политико-правовые стратегии государства // Национальный вопрос и государственное строительство. М., 2001.- 26 с.
2.Михайлов В. Все мы немножко сибиряки… [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2011/50/vse-myi-nemnogo-sibiryaki/
3.Настоящие сибиряки. Блог. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://real-siberian.livejournal.com/744942.html
4.Попова, Н. Г. Этнический аспект социализации современной молодежи (по материалам исследования в Новосибирске) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 10, ч. 2. Мат. Годовой сессии ИАЭТ СО РАН. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004 . – С. 244-251.
5.Рыжова, С. В. Установки этнического самосознания русских // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.- 290 с.
6.Сибирский федеральный округ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibfo.ru/passport/sfo.php
7.Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / Валерий Александрович Тишков. - М.: Наука, 2003. - 544 c.
8.Харитонова, Н. Русская идентичность. Этническая или гражданская? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.rosnation.ru/index.php?D=37&goto=71
9.Шкаровский, Д. Н. Межэтническая напряженность: реальность и мифы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=255&Itemid=40
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00463
© Рефератбанк, 2002 - 2024