Вход

Дионисий и искусство Москвы 15-16 столетий

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 163590
Дата создания 2007
Страниц 33
Источников 15
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 14:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
700руб.
КУПИТЬ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛАГЛАВА
ГЛАВА 2. ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ
2.1. НАЧАЛО ПУТИ
2.2 СЕВЕРНЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ДИОНИСИЯ
ГЛАВА 3. ДИОНИСИЙ И ЕГО ШКОЛА
ГЛАВА 4.ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ- ЖЕМЧУЖИНА ТВОРЧЕСТВА ДИОНИСИЯ
4.1 ОСОБЕНОСТИ РОСПИСЕЙ
4.2 ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент работы для ознакомления

Благодаря им определилось и утвердилось наше представление о великой иконописной школе 15-го века. Ими были предсказаны все явления 16-го века до строгановской школы включительно. Кроме того, ферапонтовские фрески открыли перед нами такую высокую степень личной одаренности и такую огромную артистическую энергию, какой никто раньше не демонстрировал.
Аскетический характер Иоанна Предтечи и суровость святителя Николы
смягчены так, как это редко когда бывало до и после Дионисия. Богоматерь в конхе алтарной апсиды написана с величайшей художественной отреченностью от всякой характеристики, и вместе с тем совершенная архитектура” этого изображения сообщает ему божественную рафаэлическую легкость и красоту. Желанием красоты проникнута вся роспись Ферапонтова монастыря, и в иных случаях оно успевает даже перелиться за классическую меру. Удлиненные пропорции фигур уже были замечены В. Т. Георгиевским
В “Лепте вдовицы” Дионисий проявляет сладостную, чисто женственную грацию. Женственность и светлая украшенность, по-видимому, вообще казались ему особенно уместными на стенах этого храма Рождества Богородицы, где акафист составляет главное иконографическое содержание росписи и где изображение Богоматери повторяется десятки раз [Иконографическая схема росписи такова. В куполе — Господь Всед ержитель, в барабане — архангелы, на парусах — евангелисты. В главной апсиде Богоматерь; обычное изображение Евхаристии здесь отсутствует. В жертвеннике Иоанн Предтеча, в диаконнике Николай Чудотворец. В самой церкви роспись располагается по стенам и столбам в три яруса, причем акафист Божией Матери занимает средний.
Иконы «Богоматерь» и «Архангел Михаил» происходят из деисусного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и написаны в 1502—1503 годах. Иконостас, выполненный Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром, входил составной частью в ансамбль росписей ферапонтовского храма. В иконах деисусного чина сильнее, чем в других произведениях, связанных с именем художника, проявились принципы группового артельного способа работы. Творческая индивидуальность мастера сказалась в единстве композиционного и колористического замысла. Центростремительное движение по направлению к центральной фигуре Спаса, объединяющее фигуры деисуса, выражено в молитвенном склонении голов Богоматери, Предтечи, архангелов и святых, в жестах их рук, в расположении складок одежд. Однако эта динамика — скрытая; порыв и напряженность, чуждые искусству Дионисия, совершенно отсутствуют. Лица святых полны внутреннего спокойствия и сосредоточенности. Одежды, при всей интенсивности и многообразии цветовых оттенков, лишены пышности и пестроты. Простая, но торжественная и величественная гармония красок соответствует общему колористическому решению ферапонтовской росписи.
«Деисусный чин» из Ферапонтова монастыря характеризует традиционную линию в искусстве начала XVI века, представленную классическими образцами живописи Дионисия и его последователей.
Собор Ферапонтова монастыря посвящен рождеству богоматери, которая почиталась покровительницей Москвы. Роспись Дионисия была призвана восславить это событие, и он восславил его как праздник. Это относится не только к самим сюжетам (часто новым в древнерусской иконографии), но и ко всему характеру росписи, стелющейся по стенам храма, покрывая его изнутри от купола, и до пола. Праздничность, нарядность — вот основное настроение, сразу же определяющее то впечатление, которое роспись производит на зрителя. Недаром в строках, посвященных одной из сцен, изображающей брачный пир в Канне, П. П. Муратов писал, что одежды пирующих «светлы, праздничны, разубраны золотой и серебряной парчой и каменьями, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью. Это поистине «брачные» одежды, и в такие же брачные, «пиршественные» одежды представляется нам облеченным все искусство Дионисия на сиенах Ферапонтова монастыря».
Да, какая светлая нарядность, какая высокая декоративность в дионисиевских композициях, какая изысканная грация, какая милая женственность в их ритме, в их нежном звучании и в то же время какая торжественная, строго размеренная «медлительность», что соответствовала придворному церемониалу тогдашней Москвы. В этой размеренности, сдержанности Дионисий проявляет художественную мудрость, оцененную уже его современниками. Повороты фигур едва обозначены, движение подчас замирает в одном жесте или даже намеке на жест. Но и этого достаточно, ибо цельность и красота его композиций основаны на абсолютном внутреннем равновесии всех частей.
Да, конечно, рублевская глубина и вещее рублевское озарение утрачены, а фигуры лишены той выразительности, что выступала так ярко в новгородской живописи. Глядя на роспись Дионисия, мы мало думаем о содержании отдельных сцен, хоть в них светятся и задушевность и дружелюбие, так нас захватывает ее общая высокая поэтичность. «Под сводами разукрашенного им храма мы пребываем в некоем волшебном мире, где все легко и воздушно, как лишенные объема, изящно удлиненные человеческие фигуры, что парят над нами и вокруг нас, где жизнь всего лишь приятно расцвеченное представление, где царят грация и мера и все дышит согласием и благородством, в таком безоблачном добре, где нет печали, нет сомнений, нет волнений и борьбы, а только одна гармония. Эта живопись, своей лирической приподнятостью преображающая любые каноны, не будит в нас ни волевых порывов, ни дум, она не потрясает нас значительностью образов, а только радует, восхищает, на какой-то миг наполняя нас своим светом".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог анализу деятельности Дионисия следует начать с некоторых особенностей, выделить которые можно лишь с достаточной мерой условности.
Первое – эпический, философский характер произведений художника. Творчество Дионисия как бы вводит нас в круг основных черт – образов национального характера. Его составляющие выявляются в отношениях человека с миром. Это деятельное служение обществу, вера, мысль-познание, сострадание, мужество и т.д. Каждая из этих черт раскрывается на уровне логического понятия, оно и является как бы “сюжетом”, содержанием произведений. А темы Дионисий черпает из русской жизни (Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, митрополиты Петр и Алексей) либо заимствует из византийской традиции. При этом необходимо отметить, что византийские (библейские) мотивы Дионисий переосмысляет и дает им специфически русское звучание. Содержание изображаемых черт-образов Дионисий дает в диалектике, в столкновении присущих им внутренних противоречий. Так вера – это борьба с сомнением, противоречиями разума являются силы познания и одновременно ограниченность и т.д.
Вторая особенность работ Дионисия – использование не литературных, как в “бытовой” картине, а чисто живописных средств воздействия, каковыми являются цвет, ритм, форма.
Следует подчеркнуть, что ритм, ритмическая структура композиции являются основой художественного языка Дионисия, что сближает его искусство с музыкой. Другие элементы выразительного языка – цвет и его соотношения, пластика форм и линий – имеют вспомогательное значение. В ритмическом построении Дионисия каждый элемент усиливает действие других и звучание всего ансамбля. По ритмическому совершенству, которое далеко превосходит византийскую живопись, Дионисия можно поставить в ряд с величайшими мастерами мирового, особенно восточного искусства, в котором ритмическому строю произведений уделялось большое внимание.
И, наконец, необходимо остановиться на особенностях способов раскрытия смыслового значения образов, что по сути дела является основой канона. Раскрытия образа, его философского смысла Дионисий, как и иконописцы, достигает иными, чем скажем, мастера Возрождения, средствами. Лица в его произведениях не психологичны. Образная характеристика строится пластической выразительностью фигуры, получает полную законченность за счет силуэта, завершающегося “маковкой” головы с типизированным лицом.
Отметим еще одну особенность искусства Дионисия – его жизнеутверждающую силу, оптимизм. Дионисий, откликаясь на запросы своего времени, смотрел в будущее, был полон дум о духовных и нравственных основах, организации русского общества, об устойчивой системе ценностей, которая должна раскрыть и утвердить творческие силы народа. В этом живопись Дионисия была в созвучном единстве с архитектурой и другими видами искусства, образующими культуру в целом.
Черты русского национального характера, по-видимому, не случайно явственнее всего выступают в иконах иконостаса, он явился новым конструктивным и художественным элементом, отличающим внутренний облик русского храма от византийского. Форма многоярусного иконостаса позволила художникам выразить свои, отличные от византийских, элементы миропонимания.
Главной, определяющей чертой русского национального поведения является его общественный характер, подчиненность интересов личности общественным нуждам, потребностям, сосредоточение основных ценностей в таких понятиях, как Родина, народ, общество. Эти черты национального характера отразились в построении Дионисием иконостаса собора Ферапонтова монастыря, особенно в композиции деисусного чина, в главенствующем “организующем” положении в нем иконы “Спас в силах”. К таким выводам подводит не столько центральное место иконы в деисусном чине, которое является для иконостаса традиционным, но прежде всего активный, насыщенный колорит, динамичность изображения. Во многом это было обусловлено сложившимися теологическими воззрениями православного христианства.
Построение деисусного чина позволяет на наш взгляд, определить в понимании Дионисия и соподчиненность других черт национального характера этой главной его особенности. Они с наглядностью выражены в иконах Иоанна Предтечи и Богоматери Предстоящей. Это самопожертвование, подвиг, сострадание, милосердие. Естественно, если основной ценностью признается Родина, народ, то самопожертвование, подвиг – вот имя этих самых главных ценностей, необходимые качества народного характера, как и сострадание, милосердие. Оба образа напряжены и трагичны. Расположение их по бокам основного образа – “Спаса в силах” - создает большой мощности психологический “аккорд”, усиленный цветовым контрастом.
Создавшееся напряжение разряжается и затухает в последующих иконах чина. Далее идут апостолы Петр и Павел, соответственно выражающие веру и мысль-познание. Дионисий подчеркивает, так сказать, “личный” характер веры, ее направленность “внутрь” человека, воздействие на его душу, ее не самодовлеющий характер. Вера в изображение Дионисия представляется светлым, но нужным для несильных натур. Такое понимание образа вытекает из его цветового и ритмического построения (цвет ясный, легкий, можно сказать, блеклый; сопоставление с цветовой насыщенностью и динамичностью Спаса показывает подчиненный характер образа Петра и соответствующей черты, символом которой он является). Показательным для понимания акцентов может быть сравнение с католическим Западом, где вера выступала силой конструктивной, организующей общество.
Народная мудрость, по Дионисию, состоит в ясном, гармоничном, добром и снисходительном приятии мира и жизни, в их укреплении, согласии с ними. Спокойные, простые и ясные ритмы иконы Григория Двоеслова, умиротворенное лицо, нежный зеленоватый колорит ассоциируются с неброским, но полным очарования миром сельской жизни.
Образа Богоматери Одигитрии у Дионисия имеют наиболее философский характер. Это как бы размышления о человеке, его месте в мире, в природе. Русское миропонимание, а с ним и Дионисий отводят здесь центральное положение женщине. Она хранительница и дарительница жизни, тепла, радости, упоения для глаз, праздника для души. Из нее все выходит и к ней возвращается. Мужское, активное, упорядочивающее мир начало играет подчиненную роль. Его действие осмысливается через женщину и, так сказать, благословляется ею, что ясно определено соотношением фигур матери и младенца, впрочем традиционным.
Произведения Дионисия очень праздничны. Такой характер свойственен всей русской иконописи XIII-XVI вв. и отличает ее как от византийской, так и от западно-европейской иконописи. По-видимому, это явление не случайно и определяется соответствующей чертой национального характера – праздничным, не будничным восприятием мира и жизни. В иконах нашли отражение языческие традиции народного искусства, эмоциональный тонус которого определялся всем укладом жизни народа и его духовным потенциалом.
Каковы же общие черты канона Дионисия?
Во-первых, канон Дионисия, как и вообще канон древнерусской живописи был разработан для образного выражения философских идей, а не для конкретно-бытового отражения действительности. В соответствии с этим он раскрывал содержание таких понятий, как вера, познание, сострадание-милосердие, единение, подвиг, мудрость и т.п., а также определял место этих понятий в системе национального мировоззрения. В этом смысл канона Дионисия, этим назначением определяются его специфические черты.
Во-вторых, в каноне объединены как литературные средства воздействия (сюжет который зритель хорошо знал с детства), так и чисто художественные каковыми являются ритм, цвет, форма, пластика и т.п.
В-третьих, Дионисий понимал всякое явление, всякую идею не обособленно. Он видел смысл каждого явления в его диалектическом взаимодействии с другими. Не случайно уже упоминавшееся впечатление от творчества Дионисия – исключительная музыкальность образного строя.
Подводя итог, можно сказать, Дионисий добивался такого синтеза средств художественного воздействия на человека, такого уровня, какого не знала художественная культура России ни до, ни после него, - уровне величайших произведений мирового искусства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: 1955
Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. М.:1969
Бугровский В. “О каноне Дионисия” // Художник 7/90,
Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: 1984
Дионисий. Альбом, « Искусство» 1987г
История русского искусства / Грабарь И.Э. Т.3. М.: 1955
Любимов Л. Искусство древней Руси. М., « Просвещение», 1974г
Муратов А. Дионисий М. « Искусство», 1998г
Георгиевский В.Т. Ферапонтов монастырь и его памятники искусства // Всероссийский съезд художников. Труды, т. 2. СПб.. 1912,
Голейзовский Н.К. Живописец Дионисий и его школа // Вопросы истории,1968, № 3, Голейзовский Н.К. Заметки о Дионисии // Византийский временник, 31. М, 1971,с.
Голейзовский Н.К. ''Послание иконописцу" и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV - XVI вв. // Византийский временник, XXVI. М,1965,.
Гусев Н.В. О начальных этапах работы мастеров ферапонтовских росписей//
Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. .
Гусев Н.В. О росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI – XVII века.
Данилова И.Е. Иконографический состав фресок Рождественской церкви Ферапонтова монастыря // Из истории русского и западноевропейского искусства. Материалы и исследования. М., 1960, .
Георгиевский В.Т. Ферапонтов монастырь и его памятники искусства // Всероссийский съезд художников. Труды, т. 2. СПб.. 1912, с. 143 - 147.
Георгиевский В.Т. Ферапонтов монастырь и его памятники искусства // Всероссийский съезд художников. Труды, т. 2. СПб.. 1912, с. 143 - 147.
Георгиевский В.Т. Ферапонтов монастырь и его памятники искусства // Всероссийский съезд художников. Труды, т. 2. СПб.. 1912, с. 143 - 147.
Гусев Н.В. О начальных этапах работы мастеров ферапонтовских росписей//
Голейзовский Н.К. Живописец Дионисий и его школа // Вопросы истории,1968, № 3,
Гусев Н.В. О росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI – XVII века.
Голейзовский Н.К. Живописец Дионисий и его школа // Вопросы истории,1968, № 3,с.
Бугровский В. “О каноне Дионисия” // Художник 7/90,
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: 1955
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: 1955
Георгиевский. “Фрески Ферапонтова монастыря”. Изд. Комитета попечительства о русской иконописи. Спб. 1911.
Данилова И.Е. Иконографический состав фресок Рождественской церкви Ферапонтова , с.монастыря // Из истории русского и западноевропейского искусства. Материалы и исследования. М., 1960
Любимов Л. Искусство древней Руси. М., « Просвещение», 1974г
Любимов Л. Искусство древней Руси. М., « Просвещение», 1974г
Бугровский В. “О каноне Дионисия” // Художник 7/90,
Любимов Л. Искусство древней Руси. М., « Просвещение» 1974г
1
2

Список литературы [ всего 15]

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: 1955
2.Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. М.:1969
3.Бугровский В. “О каноне Дионисия” // Художник 7/90,
4.Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: 1984
5.Дионисий. Альбом, « Искусство» 1987г
6.История русского искусства / Грабарь И.Э. Т.3. М.: 1955
7.Любимов Л. Искусство древней Руси. М., « Просвещение», 1974г
8.Муратов А. Дионисий М. « Искусство», 1998г
9.Георгиевский В.Т. Ферапонтов монастырь и его памятники искусства // Всероссийский съезд художников. Труды, т. 2. СПб.. 1912,
10.Голейзовский Н.К. Живописец Дионисий и его школа // Вопросы истории,1968, № 3, Голейзовский Н.К. Заметки о Дионисии // Византийский временник, 31. М, 1971,с.
11.Голейзовский Н.К. ''Послание иконописцу" и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV - XVI вв. // Византийский временник, XXVI. М,1965,.
12.Гусев Н.В. О начальных этапах работы мастеров ферапонтовских росписей//
13.Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. .
14.Гусев Н.В. О росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI – XVII века.
15.Данилова И.Е. Иконографический состав фресок Рождественской церкви Ферапонтова монастыря // Из истории русского и западноевропейского искусства. Материалы и исследования. М., 1960, .
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.005
© Рефератбанк, 2002 - 2024