Вход

Развитие уголовного законодательства в советский период

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 162611
Дата создания 2007
Страниц 27
Источников 9
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
600руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
1. Развитие общей части советского уголовного права до издания первых уголовных кодексов
2. Развитие особенной части советского уголовного права до издания первых уголовных кодексов
3. Основные начала уголовного законодательства СССР
и союзных республик
4. Шаги советского уголовного законодательства
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы для ознакомления

Самое легкое наказание - общественное порицание - заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т. д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу с опубликованием приговора в печати за счет осужденного либо без опубликования.
Статья 49 УК о высылке социально опасных лиц сослужила в последующих репрессиях 30-х годов весьма негативную роль. Не случайно по этой норме в проектах УК шли горячие споры: надо ли ее оставлять в УК или перенести в административное законодательство; правильно ли наряду с наказанием иметь меры социальной защиты; следует ли в ст. 7 УК помимо задачи правовой защиты государства трудящихся от преступлений включать указание на борьбу с социально опасными элементами? Столь серьезные просчеты в УК, как двойственность оснований уголовной ответственности (и преступление и социальная опасность элементов), раздвоение последствий совершения преступлений на наказания и меры социальной защиты с неопределенной природой высылки за "связь со средой" и прошлые судимости, сыграли в последующем роковую роль. И не только в 30-х годах, но еще и до вступления УК в силу. Так, в 1921 г. Центроугрозыск объявил "неделю воров". Арестовывались все, кто когда-либо имел судимость за имущественные преступления. Лишь срочное вмешательство Наркомюста устранило результаты такой «недели».
Таким образом, отметим основные положительные черты первого советского социалистического Уголовного кодекса: а) ясное раскрытие социально-классовой природы советского уголовного законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, целей наказания; б) реализация принципа вины восстановлением (по сравнению с Руководящими началами) норм об умысле и неосторожности; в) гуманность и справедливость системы наказания; г) отказ от формализма буржуазного уголовного законодательства с его обязательным смягчением ответственности за покушение, подстрекательство и пособничество.
К отрицательным чертам следует отнести: а) ошибочное введение в УК понятия "общественно опасный элемент" как самостоятельного (помимо преступления) основания уголовной ответственности; б) включение вместо дополнительных наказаний терминологически неясных "мер социальной защиты" за преступления; в) введение высылки по ст. 49 лиц, признанных судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными; г) отсутствие нормы о добровольном отказе от преступления.
Общесоюзное уголовное законодательство 1924 г. УК РСФСР 1926 г.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор, а затем и Конституция СССР отнесли к ведению СССР установление основ уголовного законодательства.
Обсуждались, подчас серьезно сталкивались несколько альтернативных проектов Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (особенно проекты Конституционной комиссии и СНК).
В самих Основных началах содержался целый ряд норм с отсылкой к республиканской регламентации, например о расширении системы наказания, об установлении минимального возраста уголовной ответственности, о понижении срока давности, об определении порядка замены предварительного заключения лишением свободы, порядка отбытия высылки и ссылки и др.
Первые же УК союзных республик достаточно полно воспользовались широкими правомочиями в криминализации деяний, конструкции институтов Общей части. Такое законотворчество с акцентом на республиканское уголовное право было прекращено в 30-х годах, когда почти все уголовные законы принимались союзными органами.
Основные начала в целом сохранили достижения советского уголовного законодательства первых лет его становления и кодификации.
Неудачным новшеством Основных начал явилась замена термина "наказание" термином "меры социальной защиты", которые подразделялись на три вида: меры судебно-исправительного характера (бывшее наказание); меры медицинского характера; меры медико-педагогического характера. Первые применялись за преступления, вторые - к невменяемым лицам, третьи - к несовершеннолетним в случаях замены наказания этими мерами.
Изменения в системе наказания сводились к следующему: условное осуждение обоснованно было выведено из числа видов наказания, ибо таковым не является; объявление врагом трудящихся сопрягалось с изгнанием из пределов СССР; предостережение выносилось судом при оправдательном приговоре (что неудачно, ибо при оправдательном приговоре нет ни преступления, ни наказания и предостережение не должно находиться в системе наказания).
Шагом назад следует признать конструкцию неоконченного преступления. Основные начала по непонятной причине отказались от четких" понятий и терминов УК 1922 г. "приготовление к преступлению" и "покушение на преступление". В ст. 11 говорилось о "начатом преступлении", причем не завершенном не "по независящим от воли лица обстоятельством", а "по каким-либо причинам". Такой причиной может быть и добровольный отказ, но тогда ни приготовления, ни покушения нет. При указанной формулировке понятно и отсутствие нормы о добровольном отказе; добровольный отказ от преступления охватывался понятием "начатое преступление".
Принципиально важное, специфично социалистическое добавление последовало в нормах Основных начал о необходимой обороне и крайней необходимости. Они объявлялись правомерными не только при охране своих интересов и интересов других лиц, но и при защите советской власти и революционного правопорядка.
Основные начала не только сохранили норму о ссылке и высылке лиц, не совершивших преступление, однако признанных судом общественно опасными по прошлой деятельности и связи с преступной средой, но и усугубили ее ошибочность, распространив ее на оправданных лиц и увеличив срок с трех до пяти лет. Ст. 22 входила в явное противоречие с преамбулой Основных начал, признававшей основанием уголовной ответственности исключительно совершение преступления.
После принятия Основных начал республиканские УК подлежали приведению в соответствие с ними. УК Узбекской ССР вступил в силу 1 июня 1926 г., УК РСФСР-с 1 января 1927 г., УК УССР-с 1 июня 1927 г., УК Армянской ССР-с 1 ноября 1927 г., УК Азербайджанской ССР-с 15 января 1928 г., УК Грузинской ССР-с 1 мая 1928 г., УК Туркменской ССР-с 1 февраля 1928 г., УК БССР-с 15 ноября 1928 г. Процесс принятия республиканских УК продолжался до 1940 г., например УК Казахской ССР и УК Киргизской ССР были приняты после 1936 г., когда Конституция СССР закрепила их переход в статус союзных республик. Однако первые республиканские УК не воспроизводили механически Основные начала в своих Общих частях и ввиду суверенности, и ввиду непоследовательности Основных начал, нормы которых оказались многозначными.
УК РСФСР признал себя преемником первого советского УК 1922 г., поэтому назывался "Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 года". Он состоял из пяти разделов: I - о задачах уголовного законодательства РСФСР; II - пределы действия Уголовного кодекса; III - общие начала уголовной политики РСФСР; IV - о мерах социальной защиты, применяемых по Уголовному кодексу в отношении лиц, совершивших преступление; V - о порядке применения мер социальной защиты судебно-исправительного характера.
Отступив неправомерно (ибо вопрос об основаниях уголовной ответственности носит принципиальный характер) от Основных начал, УК РСФСР 1926 г. сохранил норму УК 1922 г. о все тех же лицах, "представляющих общественную опасность по прошлой деятельности и связи с преступной средой" (ст. 47). Необходимости в такой норме не существовало, тем более что для общественно опасных лиц теперь не предусматривалось каких-либо специальных мер социальной защиты. Ссылка и высылка в ст. 35 УК оценивались как основные или дополнительные наказания совершивших преступления лиц. Тем самым была создана легальная основа для грядущих репрессий в отношении лиц, преступлений не совершавших, но общественно опасных по различным произвольным оценкам.
Минимальный возраст уголовной ответственности республиканские УК установили в 13 и 14 лет.
Нечеткость конструкции соучастия в Основных началах привела к тому, что одни УК отнесли заранее не обещанное укрывательство к соучастию, а другие выделили его в самостоятельную норму, правильно не признав соучастием (например, УК УССР и УК Грузинской ССР).
По той же причине республиканские УК неодинаково решили принципиальный вопрос о наказуемости приготовления к преступлению. Хотя для УК РСФСР 1926 г., казалось бы, не было проблем, поскольку он преемник УК 1922 г., который, как отмечалось, категорически отказался от наказуемости приготовления к преступлению. Не определенная формула "начатого преступления" да еще не завершенного "по каким-либо причинам" привела к тому, что одни УК, верно истолковав начатое преступление как покушение, оставили вне пределов уголовной ответственности приготовление к преступлениям. Другие УК объявили преступным и приготовление к преступлениям. Ошибка была закреплена в разъяснении Верховного суда СССР, который в постановлении пленума от 7 мая 1928 г. указал, что общесоюзное уголовное законодательство под начатым, но неоконченным преступлением понимает как покушение, так и приготовление". Президиум ЦИК СССР, согласившись с таким ошибочным толкованием, придал ему легальную силу. Союзные республики были вынуждены внести коррективы в УК, установив ответственность со стадии приготовительных действий. За 34 года действия УК РСФСР и УК других союзных республик советское уголовное право бесчисленное число раз критиковалось за крайнюю репрессивность как раз ввиду объявления приготовления к преступлению наказуемым. Роковую роль в делах "о приготовлении к террористическим актам" эта норма сыграет в годы массовых сталинских репрессий.
К достоинствам УК РСФСР надо отнести появление, наконец, нормы о добровольном отказе, который признавался основанием для полного освобождения от ответственности лица, начавшего преступление, но добровольно его не завершившего, а также введение нормы о ненаказуемости лица, которое само или его деяние к моменту рассмотрения дела в суде утратило общественную опасность.
Система наказаний в УК РСФСР была аналогичной Основным началам.
Ни Конституция СССР 1922 г., ни Основные начала не регламентировали верховенство общесоюзного законодательства над республиканским. Правда, из ст. 19 Конституции СССР 1922 г. вытекало, что общесоюзное законодательство непосредственно исполняется на всей территории СССР.
Заключение
Все приведенные нами выше декреты и постановления позволяют выделить некоторые общие, положения, показывающие формирование в уголовном праве в период 1917—1918 гг. института соучастия.
Уголовное законодательство 1917—1918 гг. установило целый ряд форм соучастия в совершении преступлений. То, что в большинстве случаев формы эти были установлены применительно к контрреволюционным преступлениям, являлось непосредственным отражением всего характера уголовного законодательства этого периода, предусматривающего борьбу с наиболее опасными видами преступлений.
Один за другим законодательные акты включают в круг соучастников: исполнителей, пособников, подстрекателей, организаторов, укрывателей и недоносителей.
В некоторых из них, предусматривающих наиболее тяжкие виды преступления, особо выделяется ответственность организаторов. В круг соучастников отдельные декреты включают лиц, прикосновенных к совершению преступления, — укрывателей, недоносителей.
Первым специальным нормативным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов «Об отмене смертной казни», согласно которому «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась». До 16.06.1918 г. смертную казнь как меру не применяли.
Созданные революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, опровержение ложных сведений, временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения, конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики.
Список литературы
История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003.
История государства и права России». Исаев. Изд. «Юристъ». 2001 г.
История государства и права России. Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 2002 г.
Пособие по истории России. Изд. «ИНФРА-М». 2001г.
Краткая история СССР. Синельников А.Г. Том II 1997 г.
Н. Верт «История Советского государства» М.: Прогресс-Академия, 1994.
Хронология российской истории. под рук. Франсиса Конта, М.: «Международные отношения», 1994.
Формирование командно-административной системы. Сб. статей. М., 1992.
Советское уголовное право. Библиография, 1917 - 1960. М. : Госюриздат, 1961. 323 Рецензия / В. Ф. Осипова.
История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003. С. 303.
История государства и права России. Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 2002 г. С. 232.
История государства и права России. Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 2002 г. С. 235.
История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003. С. 324.
История государства и права России. Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 2002 г. С. 238.
История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003. С. 325.
Краткая история СССР. Синельников А.Г. Том II 1997 г. С. 128.
История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003. С. 346.
Краткая история СССР. Синельников А.Г. Том II 1997 г. С. 136.
Краткая история СССР. Синельников А.Г. Том II 1997 г. С. 142.
28

Список литературы [ всего 9]

1.История советского уголовного права. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947 г. - 2003.
2.История государства и права России». Исаев. Изд. «Юристъ». 2001 г.
3.История государства и права России. Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 2002 г.
4.Пособие по истории России. Изд. «ИНФРА-М». 2001г.
5.Краткая история СССР. Синельников А.Г. Том II 1997 г.
6.Н. Верт «История Советского государства» М.: Прогресс-Академия, 1994.
7.Хронология российской истории. под рук. Франсиса Конта, М.: «Международные отношения», 1994.
8.Формирование командно-административной системы. Сб. статей. М., 1992.
9.Советское уголовное право. Библиография, 1917 - 1960. М. : Госюриздат, 1961. 323 Рецензия / В. Ф. Осипова.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00513
© Рефератбанк, 2002 - 2024