Вход

Творчество Мстислава Валериевича Добужинского

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 159333
Дата создания 2011
Страниц 32
Источников 7
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 580руб.
КУПИТЬ

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.В. ДОБУЖИНСКОГО
1.1. Жизненный путь художника
1.2. Особенности творческого метода М. Добужинского
1.3. М. Добужинский как мастер книжной иллюстрации
2. М. ДОБУЖИНСКИЙ – ХУДОЖНИК МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент работы для ознакомления

Он часто прибегает к «говорящей» детали. А.П. Гусарова, анализируя рисунки его оперных персонажей и декораций, справедливо обратила внимание на вместительную деревянную ложку за поясом Варлаама («Борис Годунов») – «намек на его чревоугодие», на яркий полосатый половик в зале дома Лариных («Евгений Онегин»), «сообщающий заурядному интерьеру первой трети XIX века черты непритязательного и простодушного уклада деревенской русской усадебной жизни», на силуэт парусника, высящийся над деревьями Летнего сада («Пиковая дама»), который «создает романтический образ "северной Венеции"».
В сценографии большое значение Добужинский придавал световым эффектам, которые применял как мощное средство для выражения эмоционального напряжения. Так, в опере «Дон Жуан» Моцарта резкие струи света обостряли использованный художником кричащий красный и строгий черный цвет бархата пиршественного зала, где Дон Жуан ожидал приглашенную на ужин статую Командора. Это создавало ощущение атмосферы пышного траурного склепа, предвещало беду.
В январе 1935 года балетная труппа литовского театра впервые выехала на гастроли в Монако – один из центров балетного искусства Европы в эти годы. Шумный успех имели оформленные Добужинским балеты «Раймонда» Глазунова и «Коппелия» Делиба, которые поставил Н.Н. Зверев. Другой центр европейского балета – Лондон – заинтересовался этими гастролями и пригласил труппу продолжить выступления у себя, в театре Альгамбра.
В августе 1935 года он получил приглашение от дирекции театра Сэдлерс Уэллс участвовать в постановке «Бориса Годунова» в авторской оркестровке, а не распространенной в те годы редакции Римского-Корсакова.
В Лондоне Добужинскому поступил заказ и от балетмейстера Л.Войцеховского, предложившего участвовать в постановке балета на музыку «Лунной сонаты» Бетховена.
Оставаясь жить в Лондоне, Мстислав Валерианович продолжал выполнять обязанности художника-декоратора в Каунасе. Поэтому в 1937 году, когда там восстанавливали «Дон Жуана», Добужинский «подновил и освежил» декорации и заметил: «Думаю нескромно, что это, может быть, самая удачная моя работа, увы, остающаяся втуне в этом городе».
За годы, проведенные в Лондоне, он работал также в театрах Праги (оформил «Евгения Онегина», 1937), Брюсселя (балет «Свадьба Авроры» на музыку П.Чайковского, 1938).
Последующие двадцать лет жизни художника преимущественно связаны с театрами США, Канады, Парижа. Приехав в Нью-Йорк для завершения работы над постановкой М. Чехова «Бесы», он вынужден был остаться из-за начавшейся Второй мировой войны. Продолжившееся сотрудничество с М.А. Чеховым дало прекрасный результат – 3 ноября 1942 года большой успех имела «Сорочинская ярмарка» (постановщик М. Чехов, хореограф Дж. Баланчин, дирижер Дж. Купер). «...Я работал пять месяцев, сам написал все и сам добился ансамбля в костюмах, хотя наново была сшита только часть их – остальные пришлось подбирать и самому раскрашивать, словом, опять, как бывало, пришлось пережить большой подъем, чтобы выиграть сражение...», – сообщал художник литературоведу и искусствоведу С.Л. Бертенсону. Годом ранее с Баланчиным осуществил постановку «Императорский балет» на музыку первого фортепианного концерта П. Чайковского в театре Американский балет Караван (1941 г.).
Неоднократно Добужинский приглашался в Метрополитен-опера. В 1940 он оформлял «Бал-маскарад» Д. Верди. В 1943 ставил балет «Мадмуазель Анго» на музыку Ш. Лекока вместе с И.Ф. Мясиным (повторно в 1946). В 1948 году в названном театре шла работа над оперой С. Прокофьева «Война и мир», которая, правда, не была поставлена, а для нее художник «сделал все 108 костюмов и придумал даже все 11 декораций...». В том же году дирекция предложила ему оформление «Хованщины» М. Мусоргского. С головой погрузившись в работу, Добужинский забыл практически обо всех друзьях и только в январе 1949 года посетовал Бенуа: «Все лето до зимы я был занят «Хованщиной»... и наделал целую гору эскизов декораций и костюмов – все закончил, но оперу отложили и даже неизвестно, когда пойдет...». Премьера состоялась только 16 февраля 1950 года.
Обилие эскизов костюмов, которые разрабатывал Добужинский для русских опер, в первую очередь, объясняется спецификой жанра – народной драмы, где важным действующим лицом является народ. Добужинский никогда не воспринимал участников массовых сцен как безликую толпу. Для него все они являлись индивидуальностями, поэтому для каждого он искал «свою характерность, свой цвет одежд, звучащий в общем цветовом ансамбле, как голос в хоре».
Неосуществленными остались «разработки» не только к «Войне и миру», но и балету «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, над которым художник трудился совместно с И.Ф. Мясиным (1946), примечательно, что и сценарий спектакля принадлежал Мстиславу Валериановичу. Добужинский четырежды варьировал эскизы к «Лебединому озеру» П. Чайковского для разных театров – Мариинского (1919), Монте-Карло (1936), Бостонского (1940), Лондонского (1957), – но, ни одна постановка не осуществилась. К сожалению, имели место и другие потери.
Непросто жилось в Нью-Йорке такому разностороннему художнику, как Добужинский. В американском театре, как и в графике, оформлении книги, укоренился принцип узкой специализации. Человек, исполняющий эскизы декораций не мог расписывать самих декораций, не имел права заниматься костюмами и бутафорией. На ведение какой-то специальной деятельности необходимо было спрашивать разрешение определенного профессионального союза, да и вообще, людям, не входившим в профессиональные союзы, в те годы почти невозможно было получить работу. Поэтому Добужинский состоял сразу в нескольких таких организациях (театральных художников, декораторов-исполнителей, художников-костюмеров). Между тем, чтобы вступить в один из этих союзов, необходимо было сдать экзамены на знание изобразительного языка, и Добужинский, хотя и был уже всемирно известным художником, не избежал такой проверки. Все это возмущало его, он не раз нарушал установленные правила и порой привлекался за это даже к суду, в частности за расписывание своих же эскизов к «Хованщине». В условиях, ограничивающих творческие устремления человека, он чувствовал себя духовно одиноким. Характерно высказывание художника тех лет, отражающее состояние его души: «Только после 9 лет жизни тут я раскусил суть – нам с нашей универсальностью и широкостью, которой мы были всегда горды, тут не место».
Пребывание в Америке расширило творческие контакты художника. Он сотрудничал с Международным театром балета маркиза де Куэваса, где вместе с балетмейстером Б.Г. Романовым подготовил премьеры балетов «Пир Гудала» на музыку А. Рубинштейна и «Жизель» А. Адана (1944 г.), с Центральной городской оперой Нью-Йорка (Сити-центр), продолжал оформлять спектакли в театре Торонто (Канада), в театре «Русский балет Монте-Карло в Нью-Йорке». Со времени приезда Добужинского в США до марта 1950 года по признанию самого Мстислава Валериановича он выступил художником 4 опер, 6 или 7 балетов и нескольких драматических пьес. Чугунов, комментируя сказанное художником, расширяет это количество до 5 опер, 26 балетов и 10 драматических постановок, правда, уточняет, что 12 спектаклей не было поставлено. К 1955 году художник выполнил эскизы к 52 балетам, включая одноактные и не поставленные.
Работая в музыкальных театрах России, Литвы, Европы и Америки, Добужинский до конца жизни оставался исконно русским художником, в основе творчества которого лежало отечественное театрально-декорационное искусство первых двух десятилетий XX века. Рисунки его декораций и костюмов, отличающиеся художественной убедительностью и тонкостью вкуса, выдумкой и остроумием, вариативностью цветовых решений, характеризуют Мстислава Валериановича Добужинского как глубоко национального Мастера. Он верил, что его творчество только в России раньше или позже непременно найдет настоящий широкий отклик. Хочется надеяться, что так оно и будет. Добужинский рассказывал о встречах с Шаляпиным в Париже у дочери Рахманинова Татьяны в 1927-28 годах: «Однажды было большое собрание, был Шаляпин, особенно блестящий в тот вечер. Он охотно пел, рассказывал и смешил разной смешной талантливой ерундой».
В декабре 1931 года Шаляпин гастролировал в Париже. Спектакли шли в театре «Опера комик». Великий певец выступал в операх: «Дон Кихот» и «Севильский цирюльник». Парижанам Шаляпин показал два контрастных образа: благородного мечтателя, рыцаря печального образа и гротескного, беспринципного и алчного мастера клеветы. Мстислав Валерианович в то время находился в Париже и, конечно, посещал спектакли Шаляпина. Во время одной из встреч художник нарисовал шарж, где изобразил артиста в роли Дон Базилио в опере «Севильский цирюльник».
Весной 1934 года Шаляпин приехал на гастроли в Каунас. 23 мая он исполнил партию Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Спектакль в Государственном театре оформлял Добужинский, создавший декорации и костюмы. В письме к дочери Ирине Шаляпин сообщил: «Успех такой, точно как в России в прошлое время. Петь приятно, все понимают. Вот так радость!!!». Это было последнее творческое общение певца и художника. «Фауст» с участием Шаляпина и в оформлении Добужинского прошел в Каунасе два раза, после чего Федор Иванович выехал в Прагу. Во время этих встреч Мстислав Валерианович создал карандашный портрет Федора Ивановича. Это один из последних портретов певца. Шаляпин внушителен, его голова, чуть откинутая назад, посажена крепко и уверено. Ясно читается сознание собственной силы и достоинства. Но наряду с этими чертами в портрете есть и другие. Как-то осторожно, немного по-старушечьи поджаты губы, в глазах ощущается неуверенность, затаенный вопрос, скрытая боль. Сквозь маску внешнего благополучия проступает истинный образ Шаляпина последних лет, образ уставшего человека, который отчетливо видит свой закат и переживает трагедию своей жизни.
В 1941 году Мстислав Валерианович оформлял в Лондонском театре «Ковент-Гарден» декорации к опере Мусоргского «Борис Годунов», которая стала вершиной в творчестве Федора Шаляпина. Художник использовал частично свой материал, свой замысел оформления «Бориса Годунова» в лондонских дягилевских спектаклях 1914 года, в которых пел Шаляпин. Но теперь Шаляпина уже не было, а его Великая эпоха осталась неповторимой легендой.
Общение двух великих русских людей – Шаляпина и Добужинского, очевидно, существенно повлияло на становление их творческой личности и художественных принципов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Мстислав Добужинский, одна из наиболее ярких творческих личностей в истории русского искусства. Мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
В 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике – рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.
Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету. Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф.
Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах и ряде журнальных рисунков, помимо "Золотого руна" он работал для "Мира искусства", "Жупела", "Аполлона", "Сатирикона" и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление "Белых ночей" Ф.М. Достоевского и "Трех толстяков" Ю.К. Олеши.
Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П. Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 370 с.
Добужинский М. Азбука "Мира искусства". – М.: Журн. "Наше наследие", 1998. – 94 с.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – 477 с.
Добужинский М. Письма. – СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2001. – 444 с.
Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 106-112.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 144-174.
Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 299 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

М.В. Добужинский «Домик в Петербурге». 1905 г.
Приложение 2
М. Добужинский «Омнибус в Вильно». 1906-1907
Приложение 3
М. Добужинский. Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи» (1922 г.)
Приложение 4
М. Добужинский. Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (1909 г.)

Приложение 5
М. Добужинский. Чернигов. Склады (1912 г.)

Приложение 6
М. Добужинский. Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер» (1930 г.)
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 45.
Там же. – С. 51.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 64.
Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 107.
Добужинский М. Письма. – СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2001. – С. 67.
Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 53.
Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 108.
Добужинский М. Азбука "Мира искусства". – М.: Журн. "Наше наследие", 1998. – С. 15-16.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 150.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 77.
Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 80.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 99.
Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 110.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 190.
Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 104.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 148.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 166.
Добужинский М. Письма. – СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2001. – С. 213.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 151.
Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 108.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 216.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 152.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 202.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.: Наука, 1987. – С. 177.
Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 105.
Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 159.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 237.
Добужинский М. Письма. – СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2001. – С. 218.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 165.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 290.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 345.
Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – С. 223.
Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – С. 302.
5

Список литературы [ всего 7]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Воспоминания о Добужинском / сост. Г.И. Чугунов. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 370 с.
2.Добужинский М. Азбука "Мира искусства". – М.: Журн. "Наше наследие", 1998. – 94 с.
3.Добужинский М. Воспоминания / вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. – М.:Наука, 1987. – 477 с.
4.Добужинский М. Письма. – СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 2001. – 444 с.
5.Крейд В. Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) // Новый исторический вестник. – 2004. – №10. – С. 106-112.
6.Морова А. Добужинский вспоминает // Панорама искусств–78. – М., 1979. – С. 144-174.
7.Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский, 1875-1957. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 299 с.

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0054
© Рефератбанк, 2002 - 2024