Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
158803 |
Дата создания |
2007 |
Страниц |
30
|
Источников |
8 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 января в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ПЛАСТИКИ
ГЛАВА 2. ЕГИПЕТСКАЯ СКУЛЬПТУРА В СОБРАНИИ ЭРМИТАЖА
2.1 Скульптура Мут-Сохмет
2.2 Культ богини Бастет
2.3 Скульптурные группы Осириса и Исиды
2.4 Арсиноя или Клеопатра?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент работы для ознакомления
Знаменитый этнолог Дж. Фрэзер считает, что Исида в далеком прошлом была «деревенской богиней зерна», недаром египтяне, согласно Диодору Сицилийскому (историку I века до Р.Х.), приписывали Исиде открытие пшеницы и ячменя. Среди разнообразных эпитетов, относящихся к ней, встречались такие, как «зеленая богиня», цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». Поэтому не удивительно, что Исиду отождествляли и с древнегреческой богиней плодородия и земледелия Деметрой, и с её романским аналогом Церерой.
С Исидой как с богиней плодородия (в том числе и женского) отождествлялись многие богини и в самом Египте. Это и Хатор, «наградившая» Исиду парой коровьих рогов, и Рененутет, и Небтуи, и Таурт. Отождествление с последней, изображавшейся в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью, приводило и к появлению изображений самой Исиды в облике гиппопотама. Редкие изображения Исиды в виде змеи, очевидно, были следствием ее отождествления с богиней-змеей Рененутет.
Исида отождествлялась и с богиней звезды Сириус (Сотис), бывшей также покровительницей умерших.
Образ Исиды с младенцем Гором на руках, по мнению многих исследователей, повлиял на создание образа христианской богоматери. Некоторые простые люди в эпоху раннего христианства по ошибке даже молились перед изображениями Исиды с Гором на руках, принимая их за Богоматерь с Иисусом.
Иконография Исиды в круглой скульптуре и в рельефе очень многообразна. Образ сестры и жены Осириса Исиды, вырастившей Гора — мстителя за своего отца, являлся в египетской литературе и изобразительном искусстве самым поэтическим и красивым. В «Плаче Исиды и Нефтиды» по убитому Осирису говорится:
«Руки мои подняты в защиту твою,
О муж, о брат, о владыко любви,
Вернись же в мире к дому своему!
О прекрасный сотрясатель систра, вернись в твой дом!
Давно уже, давно ты в отсутствии!
Руки мои подняты в защиту твою».
Последняя строка прямо перекликается с целой вереницей образов богини-плакальщицы, с чудесной статуэткой из ярко-голубого фаянса, где Исида вздымает вверх свои руки, подобно плакальщицам на многочисленных рельефах и росписях эпохи Нового царства. Еще трогательнее образ богини, воспитавшей Гора в болотах дельты Нила. Сила материнской любви, трогательный в своей простоте образ заключен в неисчислимом множестве памятников скульптуры. Особенно часты мелкие статуэтки Исиды до самых крошечных в 1—2 см из фаянса или бронзы. Из этой серии неповторима по своему очарованию, к сожалению, не полностью сохранившаяся, статуэтка Исиды из двуцветного фаянса. Также находящаяся в ГМИИ. Рука богини, поддерживающая грудь, указывает на исчезнувшую фигурку ребенка Гора, сидевшего, как обычно, у нее на коленях. Лицо и тело Исиды ярко-голубые, волосы темно-синего цвета фаянса. Памятник показывает ту силу декоративности и высокую культуру производства фаянса, которые были так характерны для египетского искусства.
В бронзовой статуэтке Исиды собрания Государственного Эрмитажа поза идущей Исиды с высокой и сложной короной на голове полна торжественности. Исида в числе других богинь была также богиней неба. Эту функцию она постепенно утрачивала, входя в круг осирических мифов. Форма короны при изображении Исиды либо обычная, либо состоящая из ободка уреев и заканчивающаяся диском между рогами, как в данном памятнике.
В больших рельефных декорациях храмов Исида изображается иногда кормящей ребенка — фараона. Такова, например, одна из самых красивых по линий силуэта композиция из храма Сети I в Абидосе.
В монументальных рельефах, на саркофагах и в круглой скульптуре встречается часто Исида с крыльями. Она широко простирает свои крылья на рельефе саркофага Рамсеса III, а позднее — на дивном рельефе саркофага Тахо из Лувра. Она охраняет, распростерши крылья, в числе других богинь и северо-западный угол саркофага Тутанхамона. Реже Исида сидит с атрибутами Осириса плетью и жезлом, как на базальтовой каирской статуе, или с высоко поднятыми коленями, как в «кубообразных» скульптурах в одной из статуэток того же музея. Последний тип, как и другие варианты, встречается не часто. Реже Исида изображается в рост.
2.4 Арсиноя или Клеопатра?
У египтян было непривычное для нас отношение к передаче человеческой индивидуальности, которая либо не фиксировалась, либо оставалась скрытой за характерной для того или иного времени стилизацией, и поэтому если имя изображенного на памятнике не написано, то исследователю необходимо атрибутировать его по разным, часто мелким иконографическим и стилистическим признакам. Эта проблема возникла и с представленной на специальной выставке 24 сентября 2002 г. — 17 ноября 2002 года скульптурой. Это статуя птолемеевской царицы, возможно, Клеопатры VII. (Черный базальт. Выс. 1,047 м. Из коллекции герцога М. Лейхтенбергского. Поступила в Эрмитаж в 1929 г.) Данная скульптура не экспонируется постоянно, чем и представляет дополнительный интерес для исследователей.
Статуя изображает шагающую женщину с выдвинутой вперед левой ногой. На ней достигающее щиколоток облегающее платье и трехчастный завитой парик с тремя змеями-уреями на лбу; головной убор (возможно, корона с солнечным диском и коровьими рогами) утрачен. В опущенной правой руке иероглиф анх, которым писалось слово «жизнь», в слегка согнутой левой — рог изобилия с раздвоенной верхней частью, наполненной плодами. Налобные змеи уреи, знак жизни анх и корона свидетельствуют о том, что изображена царица, а мягкая пластика и рог изобилия, заимствованные из эллинского искусства, показывают, что памятник выполнен во время македонской династии Птолемеев (323 — 30 годы до н. э.).
О происхождении представленной статуи неизвестно практически ничего. До поступления в Эрмитаж в 1929 г. статуя находилась в одном из дворцов Петергофа и оставалась неизвестной египтологам, пока ею не начала заниматься эрмитажный хранитель памятников позднего Египта И. А. Лапис.
Благодаря ее исследованиям, впервые опубликованным в 1957 г., статуя стала доступна мировой науке и вокруг нее разгорелась активная дискуссия, продолжающаяся до сих пор.
Атрибуция И. А. Лапис основывалась на характерной форме рога изобилия: его раздвоенность свойственна только изображению царицы древнеегипетской династии Птолемеев — Арсиное II (около 316 — июль 270 г. до н. э.). Вывод, сделанный И. А. Лапис, держался на одном иконографическом признаке, и страдал определенной односторонностью, что, в дальнейшем, отмечали исследователи — египтологи.
В 1990-е гг. статуя участвовала в нескольких международных выставках, в связи с чем снова встал вопрос ее атрибуции.
В 2000 — 2002 гг. в Риме, Лондоне и Чикаго состоялась обширная выставка «Клеопатра Египетская: от истории к мифу», которая подвела итоги нынешнего состояния проблематики птолемеевского искусства. В ходе подготовки выставки сотрудница Британского музея Салли-Энн Эштон выделила группу ненадписанных статуй в египетском стиле, которые, по ее мнению, являются изображением известной Клеопатры — Клеопатры VII (69 г. до н. э. — 30 г. до н. э.). В их числе оказалась и эрмитажная скульптура.
Новая атрибуция основывается на двух фактах. Во-первых, Арсиноя II всегда изображается с двумя уреями (иконографическая черта, характерная только для этой птолемеевской царицы), что, возможно, объясняется ее соправлением с братом — мужем Птолемеем II и особой ролью в управлении государством, которой другие царицы не играли. Напротив, три урея характерны для Клеопатры VII. Их использование можно рассматривать как попытку создания отличительного, присущего только ей признака.
Во-вторых, Клеопатра VII, во многом подражавшая своей предшественнице, заимствовала у Арсинои II ее атрибуты. Среди них был и раздвоенный рог изобилия, который встречается на ее монетах и на других предметах. Монеты, инталии, перстни связанные, так или иначе, со временами Арсинои II и Клеопатры VII дополняют экспозицию. Тетрадрахма и октодрахма Арсинои II — монеты с ее изображением, отчеканенные после смерти царицы, свидетельствуют о силе и продолжительности ее культа. Интересна тетрадрахма с изображениями Марка Антония и Клеопатры. Чеканка подобного плана монет легитимизировала положение Марка Антония как равноправного с Клеопатрой правителя Египта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно судить по эрмитажному собранию, большую его часть составляет скульптура, связанная с религиозными культами. Культ животных — обожествление их — существовал у многих народов, но никто из них не достиг такого совершенства в их изображении, как египтяне. Существо, наделенное сверхъестественной силой, носитель божества, требовало божественных почестей и уважения. В изображении животных египтянами нет места ни сентиментальному умилению, ни снисходительной игре. Тысячелетняя близость к природе охотника и пастуха, проявившаяся в резце скульптора или кисти художника, помогла отбросить все случайное и временное, отобрать все главное и характерное. Вот почему египетские статуэтки животных всегда естественны и правдивы, но они боги и образы их величественны и торжественны. Но помимо мастерства скульптора имел значение и материал, из которого создана скульптура.
Самым типичным материалом в монументальной пластике Египта был, конечно, камень. Камень во многом определяет монументальное величие египетского искусства.
С особой силой это ощущаешь, когда стоишь возле сфинкса Хефрена в окружении больших пирамид в Гизе. «Граниты глядят серыми очами, обтесанные в сфинксов»,— говорит Гоголь в своем гениальном отрывке «Жизнь». Разумеется, сам по себе камень много значит в сложении монументального образа, но не им одним определяется стиль этой монументальности. Очень верно об этом говорит В. К. Мальмберг в своей статье о египетской пластике: «Естественно, что материал не может не отразиться как на характере произведений, так и на способе их обработки. Материал как-никак ставит известные границы творчеству художника и тем самым подсказывает формы самих изваяний».
Твердые породы камня: гранит, диорит, базальт—более типичны для монументальной египетской скульптуры, но они определяют собою и целую линию развития пластики.
Кроме разных видов твердых и мягких камней большое место отводилось дереву. В пластике периода Нового царства наблюдалось еще большее увлечение деревом. В период Нового царства египетские цари стремились к расширению своего государства и к подчинению египетской державе стран Передней Азии и Нубии. В Египет ввозилось дерево из Сирии и Ливана, а из Нубии и с Сомалийского побережья (страны Пунт) доставлялось особой драгоценности черное дерево, именовавшееся по-египетски «хебни». Термин этот позднее был заимствован греками и проник в европейские языки под названием эбенового дерева.
Таким образом, можно сделать вывод о разнообразии использованных материалов и форм в древнеегипетской пластике, что отчетливо прослеживается на коллекции Государственного Эрмитажа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
Матье М.Э. Фараон Аменемхет III // Государственный Эрмитаж. Тезисы докладов на юбилейной научной сессии. Л., 1964. С. 1.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
Матье М.Э. Фараон Аменемхет III // Государственный Эрмитаж. Тезисы докладов на юбилейной научной сессии. Л., 1964.
Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003. С. 120.
Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
2
Список литературы [ всего 8]
1.Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
2.Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
3.Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
4.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
5.Матье М.Э. Фараон Аменемхет III // Государственный Эрмитаж. Тезисы докладов на юбилейной научной сессии. Л., 1964. С. 1.
6.Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
7.Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
8.Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.01552