Вход

Образ Москвы и Петрограда в произведениях русской литературы XIX-XX веков.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 157828
Дата создания 2007
Страниц 28
Источников 14
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
600руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Образ Москвы в произведениях русской литературы XIX века
§ 1. Литературные образы Москвы…………………………………….4
§ 2. Грибоедовская Москва……………………………………………..5
Глава II. Образ Петербурга-Петрограда в произведениях русской литературы XIX века
§ 1. Два Петербурга в произведениях русской литературы………… 6
§ 2. Петербург А.С. Пушкина………………………………………… 7
§ 3. Петербург Ф.М. Достоевского…………………………………... 11
Глава III. Образ Петербурга и Москвы в литературе XX века
§ 1. Образ Москвы в литературе XX века…………………………….16
§ 2. Петербург-Петроград А.А. Блока………………….……………. 21
§ 3. Петербург А.Белого……………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………..26
Библиография…………………………………………………………..28

Фрагмент работы для ознакомления

Все чаще задумывался Достоевский над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное желание рассказать об их жизни.
В XIX столетии Ф.М. Достоевский оказался самым вдохновенным и пророческим поэтом Петербурга. Он в громадной мере обогатил и обновил уже сложившеюся традицию изображения Города средствами художественного слова, сотворил о нем свой, неповторимый самобытный миф.
У Достоевского Петербург - это город контрастов: « униженных и оскорбленных « и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
§ 4. Петербург А.А. Блока.
А.Блок в своей поэме «12» создал удивительную картину революционного города, Петрограда, фантастическую смесь марша и религиозного фанатизма. Это один из писателей, образ Петербурга у которого неоднозначен. Для сравнения можно взять лирические стихи, где Петербург туманен и неуловим, поражает своей архитектурой и внутренней силой, и «12».
В «Возмездии» на образ блоковского Петербурга повлиял Петербург Достоевского. А. Блок, эскизно набрасывая общественно-исторический фон, на котором должно было развиться действие во второй главе поэмы, первым делом отметил, сколь важную роль сыграл в образовании этого фона автор «Преступления и наказания» и «Подростка». "Петербург рождается новый, напророченный Достоевским». Как никто до него, Достоевский своим характером, со своими повадками. Уже в «Петербургской летописи» (1847 год) Город возникает в образе желчного, «с ног до головы сердитого» субъекта, изливающего свое раздражение решительно на все, что его окружает. "Весь горизонт петербургский смотрел так кисло, так кисло... Петербург дулся. Видно было, что ему страх как хотелось сосредоточиться».
Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на психику и поведение его обитателей. Вот какое многозначительное рассуждение вложил он в уста Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем, это административный центр всей России, более того: Петербург непостижимым образом определяет самое существование и судьбу человека, и характер его должен отражаться во всем».
Этот аспект петербургской темы, открытый Достоевским, был усвоен литературой начала XX века, а более всего сказался в мироощущении и творчестве А. Блока. Далее: именно Достоевский внес в чувство Петербурга так сильно зазвучавшую после него ноту безотчетного страха перед неразгаданными тайнами города. § 5. Петербург А.Белого.
Место действия, как литературный метод, создает эмоциональную и этическую атмосферу в литературном произведении, которая имеет влияние на поступки героя. Иногда она может доминировать в произведении и превращаться в главного или в одного из главных героев.
Ряд образов – масок Петербурга в русской литературе (А.С. Пушкин «Медный всадник», «Пиковая дама», Н.В. Гоголь «Невский проспект», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот») дополняется маской Петербурга в романе «Петербург» А. Белого. Город управляет людьми, помогает открыть внутренний мир героев.
Главным героем в творчестве Белого также является Москва («Котик Летаев», «Москва под ударом»). Белый умиротворяет ряд масок Москвы, которые распространились в литературе в середине и в конце XX века (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», В. Ерофеев «Москва – Петушки»).
Петербург поощряет преступления, как только человек разрешил себе убийство, пути назад уже нет: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Вот оно определение Петербурга — машина, бездушная машина. Подобное представление появится и у А. Белого.
Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что Петербург Андрея Белого вырос из Петербурга Достоевского, по крайней мере, последний сильно на него повлиял. Даже лексически у них есть общие моменты: огромное количество событий помещается в относительно небольшой промежуток времени (на 24 часа запрограммирована бомба), поэтому у обоих писателей часто появляется слово «вдруг». Иногда можно заметить практически прямое влияние Достоевского: разговор Павла Яковлевича с Николаем Аполлоновичем очень напоминает разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым — намеки, загадки, недоговорки.   Но если  Достоевский описывал Петербург как просто темный и грязный город, способствующий физической и моральной смерти его жителей, то Петербург Белого несет более мистическую окраску, потустороннее что-то. Грязноватый туман,  многотрубные дали и люди даже какие-то неживые, люди-тени, люди-силуэты, копоть на окне. Для Белого, как и для Достоевского, Петербург являлся лицом страны, по-гоголевски сборным городом, в котором сконцентрированы пороки современного общества. Возможно, для доказательства современности и актуальности появляются реальные лица, правда несколько «замаскированные»: граф Дубльве (С.Ю. Витте). Как и у Достоевского, город порождает преступление, но люди здесь не настолько идеологичны, как у Достоевского. В Петербурге Белого нет людей, подобных Раскольникову, Мышкину или Сонечке. 
Петербург — город, настроенный открыто враждебно по отношению к людям: «Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши. Она поливала прохожих и награждала их гриппами: ползли вместе с пылью дождя инфлюэнцы и гриппы под поднятый воротник: гимназиста, студента, чиновника, офицера, субъекта». Причем, этот Петербург — замкнутое пространство, островок, а вокруг ничего нет. Этот город по-достоевски грязен, только для Белого еще важен холод, окутывающий город, переносящийся в души своих жителей, полностью вытесняя из их жизней истинные и прекрасные человеческие чувства, порождая потирание потных рук и лягушачью улыбку. Вообще, Петербург Белого наполнен элементами достоевского Петербурга, как внешне, так и внутренне.
Петербург населен большей своей частью пустыми, никчемными людьми. Примером может служить фигура Лихутиной, «пустой бабенки» и ангела Пери в одном лице, сидящей целыми днями в крошечной оранжерейке с японскими хризантемами и собирающей таксу на фишки, а также ее посетителей. Подобные люди создают некоторый ореол вокруг себя, скрывающий истинную ничтожность и душевную пустоту.  
Петербург — город чиновничий, город, где, люди, стоящие на вершине иерархической лестницы получают все, а все остальные — ничего. Одним из людей, представляющих в романе первую группу людей, является Аполлон Аполлонович Аблеухов. Человек, как и подавляющее большинство, людей своего общества, маловыразительный: «Моему сенатору только что исполнилось шестьдесят восемь лет; и лицо его, бледное напоминало и серое пресс-папье (в минуту торжественную), и — папье-маше (в час досуга); каменные сенаторские глаза, окруженный черно-зеленым провалом, в минуты усталости казались синей и громадней». Даже в описании гостиной Аблеухова Белый нагнетает звук «л», тем самым передавая отсутствие какого-либо смысла и глубины, а наличие огромного числа отражающих и блестящих поверхностей говорит о чем-то гладком и холодном. Жилище говорит о своем хозяине: «Золотое трюмо отовсюду глотали гостиную зеленоватыми поверхностями зеркал; их увенчивал крылышком золотощекий амурчик; поблескивал перламутровый столик».
Петербург не «любит» ничего живого: «Петербургские улицы обладают одним несомненнейшим свойством: превращают в тени прохожих». От него не отстают и петербургские правители. Их занимает только то, что рационально и правильно — не случайна страсть Аполлона Аполлоновича ко всему геометрическому. Таких людей пугает живое, они, пользуясь своим положением пытаются его подчинить, прижать к земле, сделать мертвым, геометрическим и правильным: «Аполлон Аполлонович островов не любил: население там — фабричное, грубое; многотысячный рой людской там бредет по утрам к многотрубным заводам; жители островов причислены к народонаселенью Империи; всеобщая перепись введена у них. Аполлон Аполлонович не хотел думать далее: острова — раздавить! Приковать их железом огромного моста, проткнуть проспектными стрелами». Это человек, не способный воспринимать прекрасное.
Белый не был последним, кто включил Петербург в свои произведения. Этот город до сих пор является достаточно важной темой в русской литературе.
Заключение.
Целью нашей работы было показать образы Москвы и Петербурга-Петрограда-Ленинграда в произведениях русской литературы XIX-XX веков и определить основные особенности этих образов.
В данной работе более подробно были рассмотрены произведения Грибоедова, Гоголя, Цветаевой, Ремизова (Москва), Пушкина, Достоевского, Блока, Белого (Петербург).
В заключении работы можно сформулировать следующие выводы:
- образы Москвы и Петербурга рассматриваются практически всеми русскими писателями изучаемого периода, что можно объяснить важностью роли этих двух городов в культурно-историческом развитии нашей страны,
- как правило, образы Москвы и Петербурга противопоставляются, коннотации этого противопоставления различны. Наиболее распространено противопоставление по географическому и историческому признакам – традиционно русской, патриархальной Москвы и европейского Петербурга, православной Москвы и атеистического Петербурга.
- Образы этих городов в процессе культурно-исторического развития претерпели значительные изменения. Также восприятие городов сильно зависит от отношения к ним отдельного писателя.
- Образ и Москвы, и Петербурга разносторонний. Различаем Петербург Пушкина (светлый, величественный город, символ славного будущего), душно-желтый и болезненный, толкающий на преступления Петербург Достоевского, революционно-атеистический и в то же время утонченно-интеллигентный Петербург-Петроград Блока, живущий самостоятельной загадочной жизнью Петербург Белого (искаженный образ Петербурга Достоевского). Петроград-Ленинград представляет собой очень противоречивый образ: с одной стороны, это город-столица, воплощающий в себе блеск европейского города, образованность, свет, с другой – беспросветную тьму революционной истории, губительный климат.
Москва предстает перед нами однозначно женским образом. Так же, как и Петербург, она воспринимается двояко – она хранительница истории, религии, традиций, что само по себе неплохо, но и в то же время она воплощает косность, базарную суету, упрямое нежелание развиваться (Грибоедов).
Как уже говорилось во введении, тема далеко не полностью раскрыта, что может послужить предлогом для ее дальнейшей разработки.
 
Библиография.
Белый А. Сочинения в двух томах. - М., 1990.
Бондаренко Т.М. Маска топоса как способ раскрытия психологизма – М., 2002.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1969.
Зорин Ю.А. "Смысл Санкт-Петербурга" - СПб., 2003.
Кожинов В.В. Преступление и наказание Достоевского// Три шедевра русской классики - М., 1971.
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18.
Москва в русской и мировой литературе. Сборник статей. М.: Наследие, 2000.
Смирнов И.П. Петербургская утопия// Анциферовские чтения. – Л., 1989.
-Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18. Т
Устрялов Н. Судьба Петербурга / Москва-Петербург. Pro et contra. - СПб. 2000.
Федотов Г. Три столицы – М., 1926
Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве
Ф. М.  Достоевского. - М., 1979.
14. Цветаева М.И. Сборник стихов – СПб, 1990.

Федотов Г. Три столицы – М., 1926
Федотов Г. Три столицы – М., 1926
Москва в русской и мировой литературе. Сборник статей. М.: Наследие, 2000.
Устрялов Н. Судьба Петербурга / Москва-Петербург. Pro et contra. СПб. 2000. – С. 397.
Соловьев С. М. Колорит произведений Достоевского. — В кн.: Достоевский и русские писатели. М., 1971, с. 437.
Соловьев С. М., цит. соч., с. 439. См. также: Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.
Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Достоевского. — В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971.
Т. Бондаренко Маска топоса как способ раскрытия психологизма
Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990
Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990
Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990
27

Список литературы [ всего 14]

Библиография.
1.Белый А. Сочинения в двух томах. - М., 1990.
2.Бондаренко Т.М. Маска топоса как способ раскрытия психологизма – М., 2002.
3.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1969.
4.Зорин Ю.А. "Смысл Санкт-Петербурга" - СПб., 2003.
5.Кожинов В.В. Преступление и наказание Достоевского// Три шедевра русской классики - М., 1971.
6.Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18.
7.Москва в русской и мировой литературе. Сборник статей. М.: Наследие, 2000.
8.
9.Смирнов И.П. Петербургская утопия// Анциферовские чтения. – Л., 1989.
10.-Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18. Т
11.Устрялов Н. Судьба Петербурга / Москва-Петербург. Pro et contra. - СПб. 2000.
12.Федотов Г. Три столицы – М., 1926
13.Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве
Ф. М. Достоевского. - М., 1979.
14. Цветаева М.И. Сборник стихов – СПб, 1990.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00476
© Рефератбанк, 2002 - 2024