Вход

По произведению Б. Пастернака "Доктор Живаго" "Любовь у времени в плену"

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 147478
Дата создания 2008
Страниц 25
Источников 8
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 26 апреля в 16:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 270руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
Любовь как особое чувство у Б. Пастернака
§1. Любовь как основной мотив романа «Доктор Живаго»
§2. Тема любви в стихотворениях Юрия Живаго
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент работы для ознакомления

В стихотворении Юрий Живаго сближает женское и творческое начало и время. Годы безвременщины, как образ целой эпохи, определивший судьбы людей, образ сильной и бунтующей женщины, пытающейся противостоять этим годам безвременщины, и творчество, приправленное к чудотворству, оказываются самым важным в жизни лирического героя, именно сними, а нес друзьями, предположим, происходит условное прощание героя.
Особенно интересной в этом стихотворении является строка «Я – поле твоего сраженья». Тематически она привязана к образу женщины.
«Я», как воплощение внутреннего мира, как сосредоточие познаний человека, его определения своего места в мире, своей роли, становится в годы безвременщины полем сражения, местом основной битвы, поражений или побед.
То есть здесь уже можно увидеть, что не только красота и женственность восхищают Юрия Живаго, но еще и особенный склад характера, особая сила духа, присущая женскому образу.
Это в какой-то степени подтверждается строками другого стихотворения Юрия Живаго:
Ты – благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Лирический герой открыто говорит, что корень красоты – это смелость женщины. Ее притягательность определяется именно этой чертой.
Именно эти качества становятся определяющими в то страшное время, когда разворачиваются действия романа. И отвага в романе понимается не только как способность выжить в самых страшных ситуациях – в голод, холод, в тяжких странствиях, но становится знаком духовной организации, способностью во всем этом кошмаре сохранять чувства, способность любить, быть открытой.
В стихотворениях Юрия Живаго женские образы не случайно пересекаются с библейскими образами – образом Девы Марии и образом грешницы Магдалины.
Если смотреть сам текст романа Пастернака, то для его главного героя очень важным оказывается момент материнства женщины. Юрий Живаго
Несколько раз подчеркивает, что в моменты беременности и рождения ребенка женщина находится за гранью этого мира, за гранью времени и пространства, она одна и в своем этом одиночестве способна совершить подвиг воплощения новой жизни.
Эта же тема поднимается и в стихотворениях Юрия Живаго. В стихотворении «Рождественская звезда» образ Девы Марии, как Матери является одним из центрообразующих.
Интересно то, что автор стихотворения выводит события Рождества из привычного нам пространственно-временного цикла. В его Рождестве присутствует снег, что не было характерно для Вифлеема. Зато этот факт приближает читателя к России. Подобным приемом автор приближает библейскую реальность к реальности окружающей, создавая определенный тон восприятия событий, как того, что происходит где-то рядом в пространстве и времени, а не отделено столетиями.
Образ Марии в данном стихотворении есть воплощение и обобщение материнского начала в образе женщины.
С образом Марии Магдалены в стихотворениях Юрия Живаго связано два произведения. Здесь рассматривается проблема грешной любви и любви к Христу, как к истине и свету. Библейские образы, очень емкие по своей структуре, позволяют нам отвлечься от конкретных событий, заново осмыслить нравственные и этические проблемы. Женский образ Магдалины – это образ не просто раскаявшейся грешницы, а образ женщины, осознавшей свой путь.
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.
Такими словами заканчивается второе стихотворение о Марии Магдалине. Снова автор говорит о смерти, Воскресении, как переходе к жизни вечной и истинной. Но до этого Воскресенья надо дорасти, пройти множество мук, пережить Крест.
Если соотносить с текстом романа, то можно понять, почему автор вводит образ Марии Магдалины. Во-первых, этот образ сближается с образом молодой Лары, соблазненной Комаровским. Во-вторых, в своем завершении этотобраз приближен ко всем женским образам романа – они прошли свой путь и пережили каждая свой крест, чтоб иметь возможность постичь смысл духовного Воскресения, перерождения.
В стихотворениях Юрия Живаго, связанных с женскими образами, есть еще пара текстов, исключений из общего правила обобщения женственности. Это стихотворение «Осень» и стихотворение «».
Внимательный читатель способен сразу провести параллели между женским образом в стихотворении «Осень» и образом Лары. Некоторое удивление вызывает само название в данном случае – стихотворение о любви и с таким природным названием.
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно все в сердце и природе.
И вот я здесь с тобой в сторожке,
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.
Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.
Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.
Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри, или ополоумей!
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты – благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Поэтическая условность размывает границы времени. Образ героини сближен с природным временным циклом – осенью. И интересно, что подобное сближение достигается одновременно и противопоставлением и аналогией.
Так аналогию можно выделить в словах:
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья…
Противопоставление – обыгрывание темы одиночества и пустоты (И одиночеством всегдашним / Полно все в сердце и природе).
Второе стихотворение, которое было выделено из общего цикла, нельзя однозначно привязать к какому-то определенному образу в романе Это может быть как Лара, так и Тоня.
Она была так дорога
Ему чертой любою,
Как морю близки берега
Всей линией прибоя.
Как затопляет камыши
Волненье после шторма,
Ушли на дно его души
Ее черты и формы.
В года мытарств, во времена
Немыслимого быта
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.
Среди препятствий без числа,
Опасности минуя,
Волна несла ее, несла
И пригнала вплотную.
И вот теперь ее отъезд,
Насильственный быть может.
Разлука их обоих съест,
Тоска с костями сгложет.
Образ времени и судьбы в этом стихотворении является доминантным. Время выступает здесь в образе моря, волны, прибоя. Показано, как это самое время или судьба, сначала приближает людей друг к другу, а затем разлучает. Люди здесь оказываются бессильны, им остается только тоска друг по другу.
Заключение
Итак, следует подвести некоторые итоги по проделанной работе.
Как мы успели увидеть, любовь как чувство в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» многогранна и неоднозначна. Это и страшная мучительная любовь, граничащая с ненавистью (от унижений) и вдохновляющая на творчество и сотворчество, и любовь-дружба, преданность, радость совместного бытия.
Время выступает в романе как история, неотвратимость, его не дано преодолеть ни одному из героев. Оно по своему усмотрению складывает и разбивает пары, но одно остается неизменным – герои произведения в течение романа учатся жить сердцем, чувствами, которые не могут обмануть в отличие от «логики».
Но, находясь в зависимости у истории, у временны, они вынуждены терять уже обретенное, пытаться вновь и вновь вернуть себе гармонию человеческих отношений. Люди, душевные и одухотворенные взаимными чувствами, вынуждены отказаться друг от друга ради спасения второй своей половины, ради того, чтоб любимый человек (банально) остался жив.
А это всегда сложный выбор, и Борис Пастернак всем романом показывает трагедию людей чувствующих в России начала XX века.
Мир, расколотый даже не на две части, а на множество осколков, не предполагает безопасности, не предполагает постоянства. И верность, и любовь оказываются лишними в таком мире. Может именно поэтому Борис Пастернак помещает своих героев на Урал и даже не в сам город Юрятин, а в его окрестности – на маленький хутор, в отделенный от всего мира и от течения времени дом. Там история не может вмешаться в чувства, там есть только труд, творчество и счастье.
Но, тем не менее – история докатывается и до этого уголка, дважды разрывая привычный уклад жизни героев, разбивает короткое счастье в тот миг, когда, казалось бы, уже есть надежды на будущее. Оба раза, когда время вмешивается в личную жизнь героев, любимые женщины Юрия Живаго устремлены в будущее, носят ребенка.
Но этой мечте о будущем не суждено сбыться, время и эпоха распоряжаются иначе – они отправляют в изгнание, разделяют, «рассаживают по двум разным концам земли» тех, кто должен быть вместе, кто является одной семьей по духу.
Список использованной литературы
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 366 с.
Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. – 2-е изд, испр. и доп. – СПб.: Спецлит, 2000. – 320 с.
Доктор Живаго Бориса Пастернака: С разных точек зрения. – М.: Сов. писатель, 1990. – 284 с.
Крепс М. М. Булгаков и Б. Пастернак как романисты. – Л.: Эрмитаж, 1984. – 136 с.
Отечественная пастернакиада за десять лет // Новое лит. Обозрение. – 1993. – № 2. – С. 256 – 261.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – 544 с.
Пастернак Е. Борис Пастернак. Материалы для биографии. – М.: Сов. писатель, 1989. – 685 с.
Чудакова М. Б. Пастернак и М. Булгаков // Лит. Обозрение. – 1991. – № 5. – С. 11–17.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – С. 12.
Там же. С. 24.
Там же. С. 37.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – С. 105.
Там же. С. 71.
Там же. С. 50.
Там же. С. 53.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – С. 127.
Там же. С. 114.
Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – С. 127.
2

Список литературы [ всего 8]

1.Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 366 с.
2.Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. – 2-е изд, испр. и доп. – СПб.: Спецлит, 2000. – 320 с.
3.Доктор Живаго Бориса Пастернака: С разных точек зрения. – М.: Сов. писатель, 1990. – 284 с.
4.Крепс М. М. Булгаков и Б. Пастернак как романисты. – Л.: Эрмитаж, 1984. – 136 с.
5.Отечественная пастернакиада за десять лет // Новое лит. Обозрение. – 1993. – № 2. – С. 256 – 261.
6.Пастернак Б. Доктор Живаго. – СПб.: Кристалл, 2001. – 544 с.
7.Пастернак Е. Борис Пастернак. Материалы для биографии. – М.: Сов. писатель, 1989. – 685 с.
8.Чудакова М. Б. Пастернак и М. Булгаков // Лит. Обозрение. – 1991. – № 5. – С. 11–17.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00474
© Рефератбанк, 2002 - 2024