Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код |
147036 |
Дата создания |
2008 |
Страниц |
27
|
Источников |
11 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 13 января в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
1 Сознание: сущность, особенности характерные черты
1.1 Понятие сознания
1.2 Природы сознания
2Предпосылки возникновения сознания
3Проблема антропосоциогенеза
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент работы для ознакомления
Ведь, с одной стороны, предполагается, что имеется орудийная деятельность, которая, согласно устоявшимся представлениям, может быть только сознательной и целеполагающей, и, следовательно, есть уже человек и его сознание, а с другой стороны, фиксируется, что этот первый этап — лишь зарождение и формирование человека и его сознания на основе орудийной деятельности, и что это главным образом стадия животных. Как быть с названным противоречием?
В 60-х гг. 20 в. последовало открытие в области археологии, которое многое прояснило. Выяснилось, что непосредственными предшественниками питекантропов были хабили-сы (Homo habilis — человек умелый). Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи орудий (что доказывает наличие элементарной орудийной деятельности), но по своему строению и по морфофизиологической организации были чисто животными. С "производственной деятельностью" хабилисов и был связан первый скачок.
Таким образом, накопленный наукой материал потребовал отказа от признания того, что производственная деятельность с самого начала была сознательной и волевой. В свете последних данных стало ясно, что производственная деятельность, с одной стороны, и мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1 — 1,5 млн.лет. Хотя производственная деятельность в собственном смысле слова может быть только сознательной и волевой, реально она не могла возникнуть иначе как в животной форме, прийти на смену "ручному мышлению" животных, животной поведенческой деятельности. Этот факт находится в соответствии с классическим положением трудовой теории антропосоциогенеза, согласно которому труд создал человека. С точки зрения данной теории каверзный вопрос, предшествовал ли труд сознанию, получает сугубо положительный ответ.
Обмен веществ между человеком и природой происходит не прямо и непосредственно, как в мире животных, а через целый ряд опосредующих звеньев, рождающих целый мир новых отношений общественного характера: отношений распределения и обмена, а в более развитых формах — хозяйственных и правовых отношений. Потребление оказывается лишь последним звеном в цепи, которому предшествуют:
процесс производства, в котором продукты природы приспособляются к человеческим потребностям;
распределение, которое разделяет продукты согласно общественным законам;
обмен, который доставляет каждому потребные именно ему объекты;
потребление, выключающее продукт из общественной циркуляции.
Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ.
Если при потребительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вырастают все новые и новые члены отношения, целый мир материальной культуры и общественных связей, складывающихся по поводу производства. Этот мир не является сугубо природным, он создается людьми, возводится ими между собой и природой. Он составляет не естественную, а искусственную, произведенную действительность. Согласно лингвистическому анализу, искусственная действительность в большинстве языков означает ручную, рукотворную природу — " вторую форму объективного процесса".
Современная философия видит в основе возникновения сознания потребность, которая не зафиксирована в органическом теле животного организма, а является общественной потребностью. Именно поэтому непреходящую силу критериального суждения имеет тезис: "Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии, — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства ..."'.
Синергетика — теория самоорганизации предлагает новое и нетрадиционное объяснение проблемы возникновения человеческого сознания. Современный синергетический подход вкладывает в основной смысл мирового развития создание новых организационных форм, которые достаточно стабильны, согласованы между собой и с окружающей обстановкой по ряду признаков. Любой процесс самоорганизации способен реализовать лишь те потенции, которыми располагает Природа. Если интерпретировать процесс антропосоциогенеза с позиций синергетики, то переход от приматов к Человеку — становление качественно новой формы жизни — типичный результат бифуркации. Точка бифуркации означает рубеж "обозримого коридора эволюции, предполагающий переход к новым структурам. На перекрестке эволюционных ветвей, где возникают точки бифуркаций — неединственности продолжения развития, — характер развития качественно меняется. Бифуркация предполагает как минимум разветвление, двувектор-ность возможных направлений эволюционирования системы. Переход на другую траекторию зависит от множества случайных воздействий и возмущений, так называемых флуктуации. В силу принципиально вероятностного характера этого порогового бифуркационного состояния оно приобретает направленность и необратимость. Иначе говоря, вероятность повтора подобного события равна нулю.
Факт существования механизмов бифуркационного типа заставляет вносить определенные коррективы в общую картину восстановления эволюционного древа, одна из ветвей которого привела к появлению человека. Ибо не только дарвиновское постепенное совершенствование видов определяло процесс развития, не менее важную роль играли быстрые перестройки. И адаптационные, и бифуркационные алгоритмы составляли типичные классы механизмов, реализующих самоорганизацию вещества10.
Стремление сохранить гомеостазис, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям, имело своим результатом пагубную узкую специализацию. Незначительные изменения внешних условий приводили подобные узкоспециализированные формы к гибели. Наибольшие перспективы в своем развитии получали не всегда те, кто казался наиболее сильным и приспособленным. Те приматы, к которым принадлежали наши предки, т.е. австралопитеки (их было несколько разновидностей), относились не к самым адаптированным к жизни в тропическом лесу особям. В начале четвертичного периода (где-то около трех миллионов лет тому назад) началось общее похолодание. Площадь тропических лесов стала сокращаться, ареал обитания человекоподобных обезьян резко сузился. В лесах остались лишь наиболее приспособленные. Менее приспособленные должны были уйти из леса в саван-ну, уступить свой ареал и освоить новую экологическую нишу. Однако именно это обстоятельство, — внешний толчок для изменения условий обитания — сделалось источником их дальнейшего "прогресса". В саванне нет спасительных деревьев, дающих пищу и кров, защищающих от врагов. Наш хилый предок, выжитый из леса более удачливыми собратьями, чтобы не погибнуть, был вынужден овладеть совершенно иных приемами жизни в новых условиях. Отказаться от вегетарианства и сделаться сильным и энергичным, вытянуться во весь рост и встать на задние лапы. Именно трудности нового образа жизни, по мнению академика Н. Моисеева, позволили реализовать потенциальные возможности эволюции, которыми владели в ту пору животные, называемые ныне австралопитеками.
Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антропогенеза, носила поистине взрывной характер . В очень жестком отборе особое значение приобретали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и умного хищника, с развитым мозгом и прочной нервной системой. Он стал способен не только использовать те примитивные предметы, которые находились в его распоряжении, но и создавать новые орудия труда, овладеть огнем.
Физиологи не могут обойти молчанием так называемый "парадокс резервирования". Суть его в том, что у человека в структуре головного мозга постоянно задействано лишь несколько десятых долей процента клеток мозга, следовательно, степень резервирования равна нескольким сотням. В то время как у обезьян она равна 14 — 20%. Перестройка информационной основы мозга дополнялась появлением лобных долей, ответственных за мироощущение индивида, к ним добавлялись существенные морфофизиологические отличия, выделяющие человека из числа приматов.
На заключительном этапе антропогенеза скорость эволюции значительно замедлилась. 30 — 40 тысяч лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. Человек из Кроманьона (грот во Франции.где впервые были найдены его останки) — общий предок всех людей, по существу ничем не отличался от человека современного физического типа.
С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Компоненты дарвиновский триады — изменчивость, наследственность, отбор — продолжали действовать. Конкурирующие предки вытесняют менее приспособленных и воспринимают организационные и трудовые навыки более приспособленных. Однако отбор переносился на новый уровень — уровень организации общественной жизни. Темпы развития ускорялись, но уже на другой — цивилизационной основе. Таким образом, синергетика обосновывает модель антропосоциогенеза, состоящую из следующих компонентов: биологическая эволюция — бифуркация — общественное развитие.
В развитие темы вслед за И.В. Ватиным11 целесообразно упомянуть о модификациях концепции антропосоциогенеза, возвращающих к идее Геккеля и Фохта о "недостающем звене". Этим звеном предположительно могли оказаться высшие приматы, которые из-за потребности прибавки к растительной пище белков прибегали к трупоедению. Для свежевания туш предпринимались попытки изготовления режущих, колющих, скребущих приспособлений, что, в свою очередь, привело к использованию огня. Известный специалист по проблемам социогенеза Б.Ф. Поршнев предположил, что в изготовлении этих приспособлений и вызванном сложными адаптивными задачами ультрапарадоксальном состоянии центральной нервной системы и состоят биологические предпосылки начала человеческой истории.
Существует и другой подход, Л. Мэмфорда, в котором ведущая роль отводится культу. Он считает, что технические умения недостаточны для определения активности интеллекта. Именно ритуальная точность церемоний, значительно предшествующая точности в работе, сформировала необходимые навыки ручного труда. Техника обязана своим существованием потребностям обрядово-культового характера, и следовательно, она всего лишь средство, но не главный агент. М. Маклюэн обращает внимание на связь и общение в качестве главного фактора антропосоциогенеза. Названные концепции не исчерпывают обилие подходов, предполагающих тот или иной ключ к проблеме антропосоциогенеза. Сложности и затруднения логического осмысления данного феномена столь велики и очевидны, что современная антропологическая мысль примирилась с его громким и парадоксальным названием: "Загадки антропосоциогенеза".
Заключение
Проблема происхождения сознания традиционно связана с вопросом о возникновении человека и человеческого общества — с проблемой антропосоциогенеза.
Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, предшествующей эволюцией были сформулированы условия, которые выступили предпосылками возникновения человека и человеческого сознания. Речь шла о трех факторах, предваряющих генезис человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных (1); зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков (2); стадная жизнь высших животных (3).
Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чем-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социологию. Захватил он и такую сложную исследовательскую область, как человеческое сознание. Любая структура предполагает наличие элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура ( от лат. — строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях.
Сознание — это особого рода целостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенционально-стью (направленностью на предмет), обращенностью к рефлексии и самонаблюдению, целесообразнаостью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном, а также о сумеречном сознании.
В структуре сознания можно выделить следующие составляющие:
ощущение;
восприятие;
память;
представление;
мышление;
рефлексия;
эмоции.
Список использованной литературы
Алиев П.Д. Феномен человека. Москва: «ЮНИТИ».-2005.- 439 с.
Брыкин О.Ю. Философия сознания с точки зрения антропологии. Москва: 2Альянс».-2006.- 249 с.
Ватин И.В. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д: «Гилема».- 2007.- 459 с.
Культурологические и социальные проблемы, связанные с сознанием, подробно рассматриваются в монографии: Иванов А. В. Мир сознания. Барнаул, 2005.- 409 с.
Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М.»ОМЕГА».- 2003. – 269 с.
Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, дополненное Москва : "Контур".-2007.- 464 с
Моисеев Н. Человек и ноосфера. Москва: «Мысль».- 1990.- 209 с.
Обухов. Ю.Д. Антропология. Москва: «Пересвет».-2005.- 350 с.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2002.- 399 с.
Юнг К. Архетип и символ. Издание переработанное и дополненное. Москва: «Билиз».- 2006.- 419 с.
Лившиц М.М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 2004. № 10.
1 Лившиц М.М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 2004. № 10.
2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2002.- 399 с., с. 197
3 Юнг К. Архетип и символ. Издание переработанное и дополненное. Москва: «Билиз».- 2006.- 419 с., с. 210.
4 Культурологические и социальные проблемы, связанные с сознанием, подробно рассматриваются в монографии: Иванов А. В. Мир сознания. Барнаул, 2005.- 409 с., с. 255-257
5 Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М.»ОМЕГА».- 2003. – 269 с., с. 112-113.
6 Алиев П.Д. Феномен человека. Москва: «ЮНИТИ».-2005.- 439 с., с. 57
7 Брыкин О.Ю. Философия сознания с точки зрения антропологии. Москва: 2Альянс».-2006.- 249 с., с. 160
8 Обухов. Ю.Д. Антропология. Москва: «Пересвет».-2005.- 350 с., с. 39
9 Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, дополненное Москва : "Контур".-2007.- 464 с., с. 138-145
10 Моисеев Н. Человек и ноосфера. Москва: «Мысль».- 1990.- 209 с., с. 47
11 Ватин И.В. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д: «Гилема».- 2007.- 459 с., с. 226-231.
27
Список литературы [ всего 11]
1.Алиев П.Д. Феномен человека. Москва: «ЮНИТИ».-2005.- 439 с.
2.Брыкин О.Ю. Философия сознания с точки зрения антропологии. Москва: 2Альянс».-2006.- 249 с.
3.Ватин И.В. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д: «Гилема».- 2007.- 459 с.
4.Культурологические и социальные проблемы, связанные с сознанием, подробно рассматриваются в монографии: Иванов А. В. Мир сознания. Барнаул, 2005.- 409 с.
5.Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М.»ОМЕГА».- 2003. – 269 с.
6.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2-е, дополненное Москва : "Контур".-2007.- 464 с
7.Моисеев Н. Человек и ноосфера. Москва: «Мысль».- 1990.- 209 с.
8.Обухов. Ю.Д. Антропология. Москва: «Пересвет».-2005.- 350 с.
9.Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2002.- 399 с.
10.Юнг К. Архетип и символ. Издание переработанное и дополненное. Москва: «Билиз».- 2006.- 419 с.
11.Лившиц М.М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 2004. № 10.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00493