Вход

Рыцарство как военная сила средневековья.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 138385
Дата создания 2008
Страниц 28
Источников 14
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 520руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
Введение
Глава I. Зарождение рыцарства как военной элиты средневековья
§ 1. Зарождение института рыцарства
§2. Функции рыцарства в эпоху средневековья
Глава II. Военная структура рыцарских орденов
§ 1. Влияние христианской морали на процесс становления рыцарских орденов
§ 2. Внутренняя организация рыцарских орденов в эпоху средневековья
Глава III. Рыцарство в военных походах
§ 1. Вооружение рыцарей – крестоносцев в военных походах
§ 2. Военные походы христианских рыцарей в эпоху средневековья
Заключение
Литература

Фрагмент работы для ознакомления

Арбалеты крестоносцев в этом отношении имели значительное преимущество перед традиционными луками противника, так как обладали более высокой точностью дальнобойностью.
Применение армии лучников в процессе ведения военных действий стало приносить настолько значительные успехи, что многие европейские монархи повсеместно стали проводить модернизацию армии. В частности, английский король Генрих II заменил военную службу феодалов на налог, за счет которого создает военное ополчение, преимущественное число которого составляли лучники (11, с.231).
Многие из крестоносцев, в первую очередь рыцари королевского ополчения, отказывались от классических тяжелых доспехов, которые делали их весьма неповоротливыми в бою. Рыцарь в тяжелых доспехах в большой степени зависел от своего оруженосца, что давало большое преимущество противнику. Рыцари обращают внимание на обмундирование противника, которое имело намного больше преимуществ. Мусульманские воины использовали в бою легкую кольчугу, щит, копье и меч. Многие из рыцарей так же стали использовать подобное вооружение.
Минус новых тенденций в вооружении заключался в первую очередь в том, что военные действия происходили на землях мусульман, поэтому противник постоянно имел значительное численное превосходство, тогда как армия крестоносцев пополнялась весьма слабо и не регулярно – каждый воин был на счету. При этом, весьма изменилась тактика ведения боя. У себя на родине в процессе междоусобных столкновений рыцари редко вступали в открытый бой, предпочитая длительные осады укрепленных замков.
Все эти факторы указывали на то, что без тяжелого вооружения армия крестоносцев становилась достаточно маневренной, но весьма не защищенной. В связи с этим в процессе ведения военных действий помимо рыцарской кавалерии и отрядов лучников огромное значение приобретает пехота, которая становится своего рода маневренным щитом, не позволяющим нести значительные потери.
С другой стороны, значительная часть рыцарства считает недопустимым отказ от тяжелого вооружения, считая его непременным атрибутом рыцаря. В связи с этим, происходит эволюция рыцарского вооружения в сторону утяжеления, что делает рыцаря еще более неповоротливым. В особенности этих тенденции придерживались более поздние рыцарские ордена – Ливонский и Тевтонский.

§ 2. Военные походы христианских рыцарей в эпоху средневековья
Рыцари не только принимали политические решения, но будучи в первую очередь военной элитой в случае военного конфликта по долгу своего положения, по самой сути своего существования должны были первыми встать в ряды бойцов. Наиболее показательными в эпоху средневековья являлись военные действия с участием рыцарского сословия которые вели английские и французские монархи.
Французская монархия, которая с особой ясностью воплощала в себе идеалы рыцарства и его сословного долга, является, пожалуй, самым ярким примером реальности данной моральной и этической схемы. Король Людовик VI (1108-1137), один из первых в династии Капетингов, был отважным воином и чуть ли не каждый год водил своих рыцарей в битвы и походы. Его сын, Людовик VII (1137-1180), лично возглавил крестовый поход. В битве при горе Кадмус все рыцари, сражавшиеся вокруг короля, погибли, и он остался один на один с десятками врагов. Но король, как пишет хроникер, своим окровавленным мечом срубал головы и руки тех, кто осмеливался к нему приблизиться. Ему удалось прорваться до брошенного коня и благодаря наступавшей темноте вырваться из кольца врагов. Король вернулся в лагерь весь окровавленный, в доспехе, утыканном стрелами (3, с. 345.). Его сын Филипп II Август (1180-1223) также лично возглавил крестовый поход и во время штурма Сен-Жан-д'Акра не раз водил своих воинов в самые отчаянные атаки. Когда же он вернулся на родину, и ему пришлось отражать нападение коалиции, ведомой германским императором, он лично возглавил свою армию, несмотря на то, что в этот момент ему было почти 50 лет (возраст по тому времени весьма почтенный). В битве при Бувине 27 июля 1214 г. король был сбит с коня немецкими пехотинцами. В течение нескольких минут он остался один на один с десятками врагов и только благодаря своей отваге и тяжелой руке с мощным мечом сумел выстоять и был спасен подоспевшими французскими рыцарями. Его сын Людовик VIII (1223-1226), хотя и правил всего три года, но успешно руководил многими военными кампаниями - как при жизни своего отца, так и во время своего короткого правления. Интересно, что когда его отец громил немцев под Бувином, сын в качестве наследного принца командовал другой армией, которая наголову разгромила английскую армию при Ларош-о-Муане (2 июля 1214 г.). Неоднократно он подавал пример своим исключительным личным мужеством. Недаром современники дали ему прозвище Людовик VIII Лев. Его сын Людовик IX Святой (1126-1270) в битве с англичанами под Тайбуром не просто увлек свои войска на штурм моста, а лично взял его штурмом, опрокидывая своей могучей палицей всех, кто вставал у него на пути. Этот король возглавил два крестовых похода. В первом из них он подал пример такой доблести и самопожертвования, что заслужил восхищение даже своих самых заклятых врагов. В трагической битве под Мансурахом король был в самой гуще схватки. "Людовика не остановили ни стрелы, летящие со всех сторон, ни греческий огонь, который пылал на его доспехах и на сбруе коня, а его верный историограф Жуанвиль удивлялся, как король не погиб в этом бою, объясняя это разве что чудом и всемогуществом Бога..." (12, с. 408). Этот список можно было бы продолжать еще очень долго.
Но в завершение хотелось бы отметить только поступок короля Иоанна II Доброго (1350-1364) из династии Валуа. Этот король не был блистательным полководцем и потерпел поражение при Пуатье (19 сентября 1356 г.). Когда битва была уже проиграна и англичане добивали продолжавших сражаться французских рыцарей, Иоанн II непоколебимо оставался на месте, решив не отступить ни на шаг. Обладая огромной физической силой и великолепно владея оружием, могучий король крушил направо и налево своей огромной секирой, разя насмерть всех тех, кто осмеливался приблизиться к нему. Рядом с ним, оставшись до конца, стоял его сын Филипп, которому не исполнилось еще 14 лет. Он, конечно, не мог еще помериться силой с английскими воинами, но, рискуя своей жизнью, предупреждал своего отца: "Отец, внимание: справа... слева... позади!" Когда, наконец, подавленный огромным численным превосходством король вынужден был сдаться, принц Уэльский, командовавший английскими войсками, счел за честь потчевать своего царственного пленника в своем шатре и произнес, лично наливая ему вино и подавая яства: "Сир, все мои рыцари, которые видели бой, согласны в том, что вы были самым доблестным воином"(6, с. 312).
Вне всякого сомнения, подобное участие коронованных особ в битвах было связано не с тем, что французские или английские короли принимали вызов каждого встречного-поперечного. Это было невозможно уже из-за сакрального (священного) характера особы короля. Его непосредственное участие в физическом контакте с противником происходило только тогда, когда этого требовали экстраординарные обстоятельства. Однако, когда в решающей битве наступал кризис и самопожертвованием было необходимо подать пример всем воинам, король, не задумываясь, бросался в гущу схватки.
Ясно, что при подобном отношении к войне со стороны главы государства и воинском менталитете, пронизывавшем всю элиту общества, знать королевства не могла не быть первой на поле сражений. В трагической битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.), где французское рыцарское войско потерпело жестокое поражение, полегли чуть ли не все высшие должностные лица королевства. Хотя вследствие своего трагического недуга король Карл VI лично не участвовал в сражении, здесь отважно бились и пали смертью храбрых семь принцев крови, Коннетабль и Великий Адмирал Франции, Великий Гофмейстер, Главный смотритель вод и лесов, Архиепископ Санский, почти все байли (управляющие регионов от лица короля) севера Франции и великое множество графов, баронов и просто известных рыцарей (12, с. 394).
Подобная святость к соблюдению обета рыцаря – а в первую очередь это участие в военных действиях с целью доказательства доблести и мужественности, существовала вплоть до отмирания института рыцарства в его классической форме, когда на смену тяжеловооруженной коннице приходит пехота, вооруженная огнестрельным оружием.
Таким образом, в XI – XIII веках основным занятием рыцарства являлись военные походы. Вооруженные походы приводят к значительным изменениям в облике рыцарства, его устоев и принципов. Наиболее значительные изменения происходят в вооружении рыцарей. Рыцарская броня оказалась весьма ненадежной защитой – ее весьма легко пробивали стрелы противника, нанося серьезные, а порой и смертельные раны. Наиболее показательными являлись военные действия на святой земле – в Палестине и военные действия с участием рыцарского сословия которые вели английские и французские монархи.
Заключение
Зарождение института рыцарства современный человек неизменно связывает с эпохой средневековья, опираясь на литературные произведения Сервантеса, Скотта и др., но это мнение ошибочно. Историческая наука относит зарождение рыцарства э эпохе Римской империи. Упадок Римской империи приводит к возникновению в ряде ее колоний первых варварских королевств, в основе которых лежали принципы феодализма.
Изначально земельное владение не являлось наследственным, оно давалось за несение военной службы. Военная служба постепенно становится монополией правящего класса. Военная знать в среде варварских племен начинает выделяться еще в эпоху римской империи. Постепенно эта тенденция все более усиливается, появляется специализация населения по роду деятельности, а земельное владение становится наследственным. Привилегией владения обладает, как правило, военная знать. Таким образом, зарождение института рыцарства как элиты средневекового общества неразрывно связано с процессом формирования феодальных отношений в Европе и ведущая роль в этом процессе принадлежит экономическому фактору.
Рыцарское сословие, являющее собой в мирное время представителей власти и элиту общества, на войне исполнял обязанности офицера. Военный командир, важная персона в гражданском обществе, насквозь проникнутом идеями иерархии, выполнения долга, служения, соблюдения строгих правил этикета рыцарь был обязан придерживаться определенных правил поведения. Одним из важнейших стержней поведения рыцарей было строгое соблюдение правил того общества, столпом и опорой которого они служили. Это проявлялось, прежде всего, в неукоснительном соблюдении правил общения и этикета, считавшихся необычайно важными для средневекового человека. Нормой считалось самопожертвование на поле боя, способность без колебаний отдать свою жизнь за государя и отечество. Подобное отношение к своему долгу создавало определенный общий настрой элиты, который можно охарактеризовать как "духовную доблесть", именно эта духовная доблесть по мысли идеологов Средневековья и способствовала "благому управлению другими людьми в соответствии с божескими заповедями.
Весьма значительной и влиятельной силой в эпоху средневековья в Европе становится христианская церковь. Церковь стремилась поставить себя выше светских властей, мотивируя это тем, что представители Бога на земле имеют преимущество. В связи с этим, чтобы поддержать свои притязания более понятными основной массе христианского населения методами – то есть силовыми – церковь стремилась создать собственную армию, которой становятся рыцарские ордена. Рыцари – монахи имели ряд особенностей в сравнением со светскими идеалами. Они не являлись приверженцами культа прекрасной дамы, вместо нее предпочитая поклонение Христу; не стремились к личным достижениям в бою, чтобы возвыситься на остальными, предпочитая воздавать славу ордену; не стремились к получению военных трофеев лично для себя, так как личное материальное благополучие не являлось целью монаха.
Рыцари не только принимали политические решения, но будучи в первую очередь военной элитой в случае военного конфликта по долгу своего положения, по самой сути своего существования должны были первыми встать в ряды бойцов. Наиболее показательными в эпоху средневековья являлись военные действия с участием рыцарского сословия которые вели английские и французские монархи. Подобная святость к соблюдению обета рыцаря – а в первую очередь это участие в военных действиях с целью доказательства доблести и мужественности, существовала вплоть до отмирания института рыцарства в его классической форме, когда на смену тяжеловооруженной коннице приходит пехота, вооруженная огнестрельным оружием.
Литература
1. Блок М. Короли – чудотворцы. М., 1998.
2. Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М., 2000.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
4. Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М., 1959.
5. История Западной Европы в ранее средневековье. Сборник документов. Казань, 2002.
6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
7. Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987.
8. Михайлов А. Д. Средневековый роман и повесть. М., 1974.
9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
10. Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. СПб., 2005.
11. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М., 1991.
12. Сказкина С.Л. Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах. М., 1998. Т.2.
13. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
14. Энциклопедия вооружения и костюма. Средние века. СПб., 2007.
28

Список литературы [ всего 14]

Литература
1. Блок М. Короли – чудотворцы. М., 1998.
2. Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М., 2000.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
4. Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М., 1959.
5. История Западной Европы в ранее средневековье. Сборник документов. Казань, 2002.
6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
7. Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987.
8. Михайлов А. Д. Средневековый роман и повесть. М., 1974.
9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
10. Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. СПб., 2005.
11. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М., 1991.
12. Сказкина С.Л. Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах. М., 1998. Т.2.
13. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
14. Энциклопедия вооружения и костюма. Средние века. СПб., 2007.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00445
© Рефератбанк, 2002 - 2024