Вход

Правовое регулирование семейных отношений в Древнем Риме

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 136707
Дата создания 2009
Страниц 32
Источников 7
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
2 000руб.
КУПИТЬ

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РИМСКОГО БРАКА
1.1 Брак cum manu
1.2 Брак sine manu
2. ЛИЧНЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА СУПРУГОВ
2.1 Права и обязанности супругов в римском праве
2.2 Приданое и брачный дар, как гарантии супругов при разводе
3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
3.1 Отцовская власть
3.2 Имущественное положение подвластных детей
4. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
4.1 Установление опеки и попечительства
4. 2 Опека над женщинами и несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Фрагмент работы для ознакомления

С течением времени наряду с названным видом пекулия (носившим название peculium profecticium, поступившим от отца) появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную .самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота. Именно в начале принципата появляется так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.). Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности, впрочем, с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.
С начала IV в. н. э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода, приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. Установлением права собственности подвластного сына на военный и квазивоенный пекулий расширение имущественной самостоятельности сына не остановилось. В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственности на имущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.
Право собственности сына на имущество матери огранивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условивие. При Юстиниане развитие этого института завершилось темчто все, приобретенное подвластными не на средства отца было признано принадлежащим подвластным. Отцовская власть прекращалась со смертью домовладыки, при этом лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; то есть под властью отца) Отцовская власть также прекращалась смертью подвластного. Утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным также влекла за собой прекращение отцовской власти. Домовладыка мог быть лишен прав отцовской власти напрмер за то, что он оставил подвластного без помощи т.п.). К тому же приобретение сыном известного звания уничтожало отцовскую власть; таковыми званиями в языческом Риме являлось звание flamen Dialis, а для дочери звание весталки, в позднейшее императорское время – звание консула, praefectus praetorio, praefectos urbi, magister militum и епископа[5, c. 467]. Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному. Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид[3, c. 68].
4. Опека и попечительство
4.1 Установление опеки и попечительства
Самостоятельность в сфере частного права и тем самым полноправность не были в римской юридической традиции обстоятельством безусловным и непреходящим. Признавалось, что существуют условия, при которых возможность активного участия в коммерческом обороте и в установлении вообще частноправовых отношений (то, что в позднейшее время стало пониматься как дееспособность) ограничивается в пользу других лиц. Таким образом, римское право исходило из того, что могут быть субъекты с частичным или с ограниченным статусом. Такие ограничения правового положения лиц происходили по поводу опеки или попечительства. Предметом опеки или попечительства могли быть только лица (personae), притом вполне говорить о законном содержании опеки и попечительства можно только в отношении лиц равнозначного гражданского и сословного статуса[6, c.128].
Установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении», происходило в разных формах, определяемых только качеством лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Исторически первым видом опеки была обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных, которая по своему содержанию ничем не отличалась от обычных в римской семье различий между положением подвластных родственников и домовладыки как persona sui juris. В дальнейшем получила развитие завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права». Еще позднее исторически возникает опека наставленная, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам. Опека в отношении других лиц была неотъемлемым свойством правового положения домовладыки в своей семье. Назначение опекуна во втором и в третьем видах образования опеки рассматривалось не только как право, но и развилось в своего рода общественную повинность (minus publicum). Нельзя было отказаться от принятия опеки иначе как представив веские и признаваемые традицией уважительными причины для этого. Участие магистратов в установлении опеки обеспечивало известную долю подконтрольности отношений по поводу опеки и попечительства со стороны публичной власти.
Формы «охраняющего управления» в главном различались по тому, в отношении кого устанавливались опека или попечительство[4, c. 126].
Опекунство или попечительство признавалось преимущественно мужской обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом полноправии и гражданском качестве лица). Опекуном или попечителем ни в коем случае не могли быть раб, вообще лицо более низкого сословного положения, женщина, иностранец; не могли быть несовершеннолетние, сумасшедшие или безумные, глухие, немые. В более позднее время допускалось, что в отношении несовершеннолетних может быть установлена опека матери или бабки со стороны отца. Опекун назначался не только для управления имуществом опекаемого, но и для воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних); в случае опеки над девушками подразумеваемой обязанностью опекуна была выдача ее по достижении совершеннолетия замуж. В случае попечительства или опеки над женщинами обязанное лицо должно было в определенных границах надзирать и за общественным поведением опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказаться без уважительных причин; такими были отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам, изменение места жительства, занятость управлением казенными имениями. Нельзя было также брать на себя более трех опек. Опека не должна была осуществляться непременно лично; если уже был один опекун или попечитель — нельзя было брать второго, но допускалось, что могут быть вспомогательные опекуны или попечители, т.е. те, кто реально осуществлял исполнение воспитательных или управительных обязанностей, а формально ответственным за опеку было другое лицо.
Опекун (или попечитель) не должен был обогащаться за счет имущества опекаемого лица, он не имел права отчуждать все имущество целиком, а также особые ценности, находящиеся в составе имущества. Он не мог быть участником сделок по поводу опекаемого имущества, одной из сторон, в которой был он сам: т.е. не мог от имени опекаемого дарить себе, продавать, сдавать в наем и т.п. Вместе с тем его расходы по управлению имуществом должны были награждаться за счет доходов с этого имущества, он имел право продавать имущество, признаваемое гибнущим, утрачивающим свою ценность и т.п. Требование о возмещении понесенных расходов или убытков могло быть предъявлено уже после освобождения от опеки или попечительства[6, c.130].
Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались с исчезновением условий для назначения опеки: если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста. Естественно конкретная опека прекращалась смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда. Не вполне отрегулированным римским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под зло-употребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск— единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.
Различные злоупотребления, совершенные опекуном или попечителем в процессе управления имуществами, также могли быть предметом взыскания и обратного требования со стороны опекаемого; существовали даже специального содержания иски. Предполагались общие имущественные гарантии опекуну за сохранение имущества подопечного. Растрата имущества рассматривалась как преступление и служила поводом к уголовному преследованию.

4. 2 Опека над женщинами и несовершеннолетними
Опека несовершеннолетних устанавливалась временно, до достижения опекаемым лицом требуемого возрастного качества. В интересах опеки несовершеннолетние подразделялись на детей, подростков и юношество. Детьми считались лица в возрасте до 7 лет (условно: не говорящие); они не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно. Подростками считались лица в возрасте от 7 до 12/14 лет (различия последней возрастной грани обуславливались разным временем наступления половой зрелости для девочек и мальчиков); они имели право совершать сделки чистого приобретения без согласия и участия опекуна, однако других прав в распоряжении имуществом у них не было. Юношество считалось до наступления возраста в 25 лет. Юноши находились под особым покровительством закона, поскольку уже могли вступать в брак; для них предписывалось благожелательное попечительство, т.е. они сами должны испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия которого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью.
Опека над женщинами устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия женщины, но была уже по содержанию, нежели опека над детьми и подростками. Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия». Опекун обязан быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины (и, как правило, становилось формальным). Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями. Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегии по причине «неразумности пола»: они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались по условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.
Попечительством считался особый вид законной опеки (т.е. устанавливаемой только по решению властей) в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей. Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности — тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» — тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу. В отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности, прежде всего в активном распоряжении их имуществами: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и т.п., но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.
Итак, мы увидели, опека и попечительство устанавливались над наиболее слабыми и беззащитными категориями населения. В этом проявляется забота государства о своих гражданах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели такой важный институт общественной жизни, как семейные отношения в римском праве. Мы увидели, что данный институт имеет свои сходства и различия с современным семейным законодательством, в том числе и с законами Российской Федерации. Естественно, нельзя отождествлять семью Древнего Рима и современности, ведь в наши дни определяющей характеристикой отношений между супругами признается их равноправие. Но мы увидели, что и в римском праве наметилась тенденция к уравниванию в правах мужчин и женщин. Речь идет, прежде всего, о введении таких понятий, как приданое и брачный дар, имеющие своей целью равенство гарантий для каждой из сторон, вступающих в брак.
Также мы рассмотрели положение детей в римской семье, здесь уместно упомянуть об обширной власти домовладыки, который имел право распоряжаться даже имуществом членов своей семьи. Власть домовладыки над подвластными ему членами семьи сравнима с властью господина надего рабом. Выделение отдельного имущества для сыновей представляет собой долгий и важный процесс.
Брак в Древнем Риме различался по нескольким критериям. Так различали брак правильный, то есть то, который заключали между мужчиной и женщиной одного правового качества, и брак неправильный, заключаемый между партнерами разного права. Здесь проявилось деление римлян на граждан, то есть тех, кто обладал полным набором прав, и те, кто всеми правами гражданина не обладал, это касалось прежде всего латинов и перегринов.
Таким образом, семья в Риме – многообразный и сложный институт, изучение которого позволяет не только выявить особенность правоотношений в римском обществе, но и провести параллели с современным правом.
БИБЛИОГРАФИЯ
Гатин А.М. Римское право.- М.: Приор-издат, 2005. – 120 с.
2. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: лекции: учеб. для вузов - М.: Зерцало, 2000.- 256 с.
3. Новицкий И.Б. Римское право.- М.: ТЕИС, 1995.- 245 с.
4. Омельченко О.А. Римское право.- М.: ТОН, 2002.- 208 с.
5. Покровский И.А. История римского права.- Спб.: «Летний САД», 199.- 533 с.
6. Скрипилев Е.А. Основы римского права.- М.:ОСЬ-89, 2005.-208 с.
7. Хутыз М.Х. Римское частное право: курс лекций / Под ред. С.А. Чибиряева. - М.: Былина, 2003. – 176 с.
2

Список литературы [ всего 7]

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Гатин А.М. Римское право.- М.: Приор-издат, 2005. – 120 с.
2. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: лекции: учеб. для вузов - М.: Зерцало, 2000.- 256 с.
3. Новицкий И.Б. Римское право.- М.: ТЕИС, 1995.- 245 с.
4. Омельченко О.А. Римское право.- М.: ТОН, 2002.- 208 с.
5. Покровский И.А. История римского права.- Спб.: «Летний САД», 199.- 533 с.
6. Скрипилев Е.А. Основы римского права.- М.:ОСЬ-89, 2005.-208 с.
7. Хутыз М.Х. Римское частное право: курс лекций / Под ред. С.А. Чибиряева. - М.: Былина, 2003. – 176 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00505
© Рефератбанк, 2002 - 2024