Вход

Политика и мораль.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 136548
Дата создания 2009
Страниц 21
Источников 10
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 580руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
Введение
Политика и мораль
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы для ознакомления

Моральные убеждения в правовом государстве суть дело личное (дело личности). Не существует общеобязательной государственной идеологии и в том числе религии (церковь отделена от государства). Это – то, что называется «свободой совести».
Прогресс морали, приведший ее к тому ее типу, который мы здесь имеем в виду, состоял в обретении ею автономии, в том, что она все более становилась собственной сознательной задачей личности и соответственно задачей реального добра, «плода доброго», а не делом ее послушания кому-то или чему-то (вождям, богам, Богу с его заповедями, власти или обществу с той или иной их казенной идеологией). Начался этот процесс с того, что самого Бога в нас, покуда он представлялся основанием личной морали, научились различать и защищать от «кесаря», от власти («Богу – Богово, кесарю – кесарево»: начало «отделения церкви от государства»). Все, что нужно нашей моральности от власти – это чтобы власть ей не мешала; совести от государства нужно лишь одно – «свобода совести». Пришел же этот процесс к тому, в числе прочего, что и церковь, как общественная организация, «отделяется» от личности и от ее религии, которая становится делом сугубо частным, интимным. А притязания церкви на управление нашей моралью становятся столь же нетерпимыми, как и притязания всякой другой власти. С тех пор, как искренне верить в то, что единый Бог именно православный (католик, или может быть иудей или мусульманин), стало немыслимо, церковь сама превратилась – в откровенную политику.
Мораль в самой политике? – Это 1) требование, чтобы деятельность политиков действительно имела целью интересы общества, а не только захват и удержание власти и не их собственные корыстные или тщеславные интересы, и 2) соблюдение властью достигнутого на данное время баланса между тем, что власть может делать во имя общественных интересов, как она их понимает, и правами человека (личности). Этот баланс может разниться от нулевого, в пользу власти – как при каком-нибудь Иване Грозном, – до довольно значительного, в пользу личности, как в современных конституционных государствах (о которых уже говорилось). Однако и в последнем случае этот баланс соблюдается не абсолютно, а лишь в формально определенных «законных» рамках, да и за тем – лишь до известного рубежа: например, в случае морального шантажа власти террористами, как и в случае самой справедливой оборонительной войны власть бывает вынужденной снова перейти к счету абсолютно-безмерно-ценных личностей «по головам» (так, выбирая из двух зол меньшее, власть, штурмуя террористов, невольно отдает кого-то им на расправу…).
Можно сказать еще, что (3) моральная политика не применяет неадекватных средств (даже и «целесообразных»): главное, она не прибегнет к насилию или лишней жестокости там, где достаточно умеренной жестокости или простого манипулирования. То есть она может считаться моральной тогда, когда для нее все-таки не любая ее цель и не любые верные средства к ней оправдывает. Если политик, «властелин», не платит большим за меньшее – например нашими жизнями за наше предполагаемое благополучие – то все-таки имеет в душе верную шкалу моральных ценностей, и это хорошо.
…И при всем том «политика», как уже говорилось выше, неизбежна и в морали (и в этом – самое ужасное для нее, ее кошмар): неизбежна тогда, когда моральный выбор являет собою не просто трудный, но ясный выбор между хорошим и плохим, а коллизию – моральную невозможность – когда из двух зол приходиться добровольно выбирать зло меньшее, чтобы не дать осуществиться злу большему. Когда хорошего решения нет, а уклониться от наименее дурного – значит «умыть руки». Когда приходится, например, лгать, или воровать, или унижаться – чтобы не предать, не убить, не поломать чьих-то судеб.
Отказ от «политики» в морали – есть «донкихотство» и в его лучшем, и в его худшем смысле. Ибо у этого явления действительно имеются и лучший, возвышенный и вдохновляющий, и худший, удручающий смыслы. – Так вот, лучший смысл «донкихотства» – тогда и в том проявляется, когда человек, «рыцарь», «Дон Кихот», борется за нравственный идеал до последнего, и даже при заведомо проигранной игре. Так и следует подлинной морали, ибо она не ищет выгоды, «выигрыша», она самоценна. Худший же смысл – тот, что человек, «Дон Кихот», может совершать предельно бескорыстные, благородные и по намерению нравственные поступки, пренебрегая любыми «политическими» расчетами и в том числе не заботясь и о том, чтобы таковым же, то есть добрым, был и конечный плод этих поступков, их реальный результат; результат же, как показал еще Сервантес, при такой установке вполне может оказаться и полностью противоположным намерению! – Это «донкихотство» как благородный формализм есть уже нечто весьма близкое к тому пониманию долга, от которого может невзначай и погибнуть мир, – близкое фарисейству.
Добавлю к этому, что «ситуативная этика» – а первым и величайшим «ситуативистом» был Иисус Христос – может быть, хоть и грубо, названа учением о необходимой «политике» в морали.
Заключение
Разумеется, цивилизованная власть отличается от нецивилизованной первобытной, и отличается, конечно, в сторону большего учета моральных требований – большей гарантированности отдельной человеческой личности.
Государство, можно сказать – самостоятельная живая единица, «суверен», – оно тоже «личность». А всякая развитая личность считается в своем поведении не только со своими «как пожелаю» (своей волей), но и с определенными руководящими и сдерживающими ее произвол принципами, как и с независимой от воли собственной совестью, судящей по этим принципам. Аналогично этим трем «ветвям» нашей власти над собою, в цивилизованном государстве его власть делится на три ветви: власть административную («воля»), законодательную (дающую власти, через народных представителей, «принципы», или законы), и судебную (его независимая «совесть»). Лучшего от государства и пожелать нельзя. Власть в таком государстве перестает быть чистым произволом властителя, государя, и с этим властитель из земного божка (вождя, фюрера, тирана…) превращается скорее в работника, в демократических странах – работника наемного и сменяемого, отправляющего «от сих до сих» свою частную функцию в общем деле обеспечения совместного существования и благополучия подданных. «Властвует» тут «государь» лишь над своим чиновничьим аппаратом, как главный чиновник, а не-чиновники (так называемое «население», «простые люди») – объект его с подчиненными попечения и забот. Это и прекрасно… хотя это больше идеал, ориентир, чем реальность. Ибо сама суть власти остается той же: это манипулирование, а «простой человек» (не чиновник) пользуется в лишь той относительной свободой от власти, которую дает ему его удаленное от нее положение – но все равно обнаруживает себя в ситуациях, которые создал не сам… Государства правовые, конституционные, более или менее обузданы законами, гарантирующими некий оговоренный комплекс особо важных, «неотъемлемых» прав человека, кодифицировавшими некий компромисс морали и политики, личности и государства. Но и в правовых государствах власть – это горючее, которому уже не позволено брызгать, фонтанировать и палить все живое, где придется, – но состав и назначение этого горючего остаются, конечно, теми же самыми, что и при Иване Васильевиче.
И последнее, психологическое замечание. – Именно положение власти «вне морали, но для морали», или «над моралью», склоняет людей с соответствующим менталитетом к вере в сакральный, «религиозный исток власти» (слова Бердяева), вызывает во «властопоклонниках» то инстинктивное чувство, что «начальствующий носит свой меч не напрасно» и «всякая власть от Бога». Для первобытного человека вождь и был одним из его богов, несколько позже ставший единым Бог стал и главным вождем, «над царями». И все это время мораль и состояла в послушании, так, что на вершине иерархий морали уже естественно и не существовало. (Не существовало общей морали для вождя, как и не существует простой человеческой морали для Бога, умертвляющего младенцев, устраивающего потопы и проч.) Ныне, когда мораль обретает автономию и поселяется внутри каждой отдельной суверенной личности, образ власти и стал невероятным образом двоиться – на что-то между священным и дьявольским.
Список литературы
Белов А.Г., Политология, М.: Инко и Ко, 2008, 304с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.
Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.
Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.
Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.
2

Список литературы [ всего 10]

Список литературы
1.Белов А.Г., Политология, М.: Инко и Ко, 2008, 304с.
2.Бронский М. В., Взаимодействие политического и морального сознания, М.: ЮНИКС, 2005, 64 с.
3.Гаджиев К.С., Политическая наука, М.: Международные отношения, 2006, 398с.
4.Демидов А. И., Федосеев А. А., Основы политологии, М.: Высшая школа, 2006, 272с.
5.Игнатовский В. И., Единство политики и морали, СПБ.: Юрайт, 2007, 136 с.
6.Мальцев В. А., Основы политологии, М.: Наука, 2006, 304 с.
7.Мухаев Р.Т., Основы политологии, М.: Новая школа, 2006, 192с.
8.Оболонский А. В., Драма российской политической истории: система против личности, М.: Институт государства и права, 2007, 352 с.
9.Политология. Учебное пособие, СПб: Бизнес-Пресса, 2008, 420с.
10.Пугачев В., Соловьев А., Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов, М.: 2006, 236с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00771
© Рефератбанк, 2002 - 2024