Вход

Народный костюм бурят: эстетика белого цвета.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 132116
Дата создания 2010
Страниц 34
Источников 17
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
2 000руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
1 Глава
Формирование бурятского народного костюма
1. 1. Роль цвета в бурятском народном орнаменте
1. 2. Благопожелательная охранная функция женских украшений бурят
1. 3. Традиционный костюм бурят
2 Глава
Цветовая символика национального костюма бурят
2. 1. Семиотика цвета в восточной и западной культурах
2. 2. Эстетика белого цвета
2. 3. Сагаалган – праздник Белого месяца
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы для ознакомления

Именно они занимают бинарную позицию: белое - черное; плохое - хорошее; высокое - низкое и т. д. В то же время остальные цвета спектра таких оппозиций ни с каким цветом не образуют. Черный, белый, красный – цвета первого класса. Зеленый, голубой, желтый, серый – цвета второго класса.
Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни, обладает белый цвет. Вероятно, это объясняется физической природой белого цвета, его способностью поглощать все остальные цвета и оттенки.
Белый цвет – это цвет святости и благополучия. Все предметы, окрашенные в белый цвет, заключают в себе эти качества. Прежде всего, это относится к молоку и молочным продуктам, т. к. молоко и его производные обладают особой сакральностью.
Но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе.
В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд.
Чтобы вызвать расположение к себе человека, тронуть его душу, употребляли эпитет «белый». Этим выражали свое почтение и любовь, а также уверенность в том, что у человека, которого называли этим эпитетом, действительно белая, т. е. ничем не запятнанная душа.
Белый цвет ассоциируется с дневным светом и небесными светилами – Солнцем и Луной, а также с производящей силой. С этими представлениями связан обычай обшивать белой мерлушкой шапки, ворот, борта и манжеты халатов. В вышивке использовался шов двойной тамбур, вторая линия всегда выполнялась белой ниткой. Это был не просто прием художественной выразительности, но и прием, усиливающий, подчеркивающий смысловую емкость, эмоциональную содержательность узора и показывающий отношение автора к предмету изображения.
Серебряными солярными знаками – кругами украшались доспехи воинов, шлемы, панцири, пояса, колчаны: круглые белые пластины или монеты пришивали на свадебные женские костюмы. Обилие различных белых талисманов в одежде и украшениях необходимо было по древним обычаям для защиты невесты от злых духов, которые могут испортить счастье, навредить новобрачным.
Белым цветом отмечено на северной стороне юрты почетное место. Здесь размещали божницу с изображением божеств. Самых почетных, уважаемых людей усаживали на этой части юрты.
В топонимии Бурятии встречается много названий горных вершин, рек, озер с названиями сагаан (белый).
В ламаистской иконографии известны образы Белого старца и Белой Тары (Белой богини). Белый Старик всегда выступает как хозяин Земли, как хранитель домашнего очага, покровитель счастья и благополучия, домашнего скота и т. д. В иконописи это божество изображается в сопровождении животных и птиц, на фоне пышной растительности, благоухающих цветов и спелых плодов.
С белым цветом было связано много примет и поверий. Он имел ключевое значение в жизни и мировоззрении бурят, монголов [2].
2. 3. Национальный бурятский праздник Сагаалгана
Сагаалган – праздник Белого месяца
С давних времен народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарем. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современным общепринятым календарем, рассчитанным на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля месяца по солнечному календарю. Этот период года у скотоводов Бурятии связан с завершением годового хозяйственного цикла, когда минует суровое зимнее время, начинается потепление и вместе с ним пробуждение природы от зимней спячки. Это время связано с массовым приемом приплода скота, началом изобилия молочной пищи.
Молочный продукт (сагаан эдеэн) – это основная пища скотоводов. И когда гостю предлагают отведать молочную пищу, то буряты говорят: «сагаалагты». Возможно, отсюда происходит название Сагаалган, как праздник молочной пищи. Месяц же, в котором происходит Сагаалган, называется сагаан сар – белый месяц.
Гостеприимен мой народ бурятский
И гостю – он знаком иль не знаком,
Повсюду, где горит огонь очажный
Он преподносит чашу с молоком.
Название праздника произошло от слов «сагаан», что означает «белый», или выражения «сагаан сар», т. е. белый (светлый) месяц. В настоящее время принято написание «Сагаалган», раньше писали «Цагаалган». В символике цветов белый месяц у монголо-язычных народов связан с понятиями добра, счастья, благополучия, честности, чистоты: Сагаан hанаан – чистосердечность, сагаан jйлэ хэрэг – доброе дело, сагаан зан – добродушие, сагаан сэдьхэл – незлобливость, сагаан хjн – добрый, честный человек, сагаан тала – чистое поле, сагаан харгы – добрый путь и т. д. Отсюда и название «сагаан сара» – счастливый праздничный месяц.
Буряты не так богаты праздниками, у них один только праздник в году – это белый месяц. Люди желали друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Прекрасно сказал об этом народном празднике поэт Баир Дугаров:
В праздник Белого месяца,
Так у нас повелось,
Людям надо встречаться,
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
Голубело всегда…
Встреча Нового года начинается не в полночь, а рано утром, в первый день нового года. Обязательно для праздничного застолья приготавливаются белые продукты из молока. Белый цвет символизирует благополучие.
В ночь праздника, на стыке старого и нового года семья усаживалась за стол в ожидании. Застегнутые на все пуговицы своих костюмов, пили чай. А когда наступал праздник, принимались за угощения. Основу большинства блюд составляли продукты из молока и мяса. Большого искусства достигали хозяйки в канун Сагаалгала, когда молочная пища являлась не просто угощением, а символом благополучия в наступающем году. Хозяйки готовили уураг (молозиво), айран (творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), ормэ (сушеные пенки) множество других изысков. Традиционно праздничная молочная водка подавалась только тем, кому уже исполнилось полвека. Эти уважаемые люди, воспитавшие детей и поставившие свое хозяйство, могли себе позволить расслабиться именно таким, алкогольным способом.
Праздник Белого месяца,
праздник вечного месяца.
Только доброе ценится,
только в светлое верится.
Рациональное зерно пребывания человека в дацанах в дни праздника заключается в том, что создается своего рода общий позитивный план. Каждый человек в эти дни думает о хорошем, каждый желает здоровья, благополучия своим родным и друзьям, и получается, что человек напитывает позитивной информацией свою карму, карму помещения, города, в котором живет, страны и всей планеты. Как будто положил в бумба (ритуальный сосуд) каплю хороших мыслей, а они начали копироваться и расти. Вся эта позитивная информация уходит в иные пределы, а потом возвращается в виде здоровья, хорошего климата и урожаев.
Заключение
Цвет и цветные предметы оказывают на человека психофизиологическое воздействие, вызывая различные ощущения – тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства. Цвет выполнял магическую, символическую, информационную и декоративную функции. В культуре бурятского народа на протяжении веков была выработана определенная теория цветовой символики.
У бурят и монголов использование различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер.
Народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры. В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.
Изготовление бурятской одежды считалось искусством. Ее шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разные умения и знания. Он одновременно был художником, вышивальщиком, умел клеить и стегать, выделывать шкуры различных животных, был знаком с символикой орнамента, цветов и их сочетаний.
Приходящийся по лунному летосчислению Новый год называют Белый месяц – новогодний праздник, который обычно отмечается в конце января или в начале февраля. Празднуя Новый год, мужчины и женщины надевали белую одежду, чтобы будущий год был счастливым и благополучным, дарили подарки белого цвета, веселились и пировали.
Белый цвет – весьма уважаемый цвет у древних монголов. Юрты монгольских ханов были белыми, потом белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость).
Белую лошадь приносили в жертву небу. Молоко от белой кобылицы имели право употреблять только члены ханского дома.
Существовал обычай при возведении на престол императора сажать и поднимать на белом войлоке.
Наиболее почитаем в народе белый цвет, который с древнейших времен считается священным и олицетворяет чистоту и благородство. Об этом говорят многие бытовые традиции. Посадить гостя на белый войлок значило пожелать ему благополучия. Богатые и знатные люди устанавливали юрты из белого войлока. По традиции белую юрту ставили новобрачным. Шаманы, имеющие «белое» происхождение – утха, носили белую одежду, ездили на лошади белой масти. Белые животные считались священными. При наступлении Сагаалгана – праздника Белого месяца (Нового года по восточному лунному календарю) люди дарили друг другу подарки обязательно белого цвета, употребляли в пищу и утешали гостей белыми молочными продуктами. Традиция белого цвета нашла адекватное отражение в национальном художественном творчестве. Так, «белые» кузнецы (сагаан дархад) преимущественно имели дело с ювелирной обработкой «белого» металла – серебра.
Но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе.
С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят бесчисленные археологические и этнографические
данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет.
Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:
1. непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее действие;
2. ассоциации, которые с ним связываются.
Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия цвета на человека является чрезвычайно сложным.
В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз.
Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовой цветовых сочетаний.
Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие. Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.
Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику.
Список литературы
Альфонсо Н. Предметы буддийского алтаря // Декоративное искусство – Диалог истории и культуры.– М., – 1995. – № 1-2.
Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, – 2001.
Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 78.
Баторова Е. А. Буддийские мотивы в бурятском орнаменте // Бурятский буддизм: история и идеология. – Улан-Удэ, – 1997.
Белый волосок серебряный до луны дотяни (Серебро Бурятии). – Улан-Удэ, – 2002.
Бертагаев Т. А., Цыдендамбаев Ц. Б. Грамматика бурятского языка. Синтаксис. – М., – 1962.
Буруша Борбон. // Бурятские народные сказки. – Улан-Удэ, – 1981. – С.83-84.
Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. – М.: Наука, – 1991. – С. 296.
Дугаров Б. Звезда кочевника // Сборник стихов. – Улан-Удэ, – 1992.
Дугаров Д.-Н. С. Исторические корни бурятского шаманства. – М.: Наука, – 1991.-сб. 3.
Кочешков Н. В. Монгольская орнаментика и ее характерные особенности // Доклады по этнографии. – Вып. 4. – Л., – 1966.
Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры. – М., – 1980.
Михайлов В. А. Тамги и метки бурят в конце XIX – первой половине XX вв. – Улан-Удэ, – 1993.
Пушкарева Н. И. В мир и в пир. – М. : Родина, – 1995, – № 5, – С. 105.
www.baikal-center.ru
www.horlib.narod.ru
17.www.ocnt.isu.ru
Бертагаев Т. А., Цыдендамбаев Ц. Б. Грамматика бурятского языка. Синтаксис. – М., – 1962.
Алфавит бурятского литературного языка построен на графической основе русского языка и состоит из 36 букв.
Все буквы алфавита имеют свои названия и передают те же звуки, что и соответствующие им в русском алфавите, т. е. одни и те же звуки, имеющиеся в бурятском и русском языках, обозначаются в обоих языках одинаковыми буквами. Для обозначения специфических звуков бурятского языка в алфавит введены три дополнительные буквы: γ, θθ, ћ, которые не имеют соответствий в русском алфавите
Ћ - фарингальный щелевой твердый звук, который образуется между корнем языка и задней стенкой зева.
В начале слова данный звук произносится глухо, т. е. без участия голоса, например: ћайн (хороший), ћалхин (ветер), ћанаан (мысль, дума, намерение) и т. д., а в середине слова произносится звонко, с участием голоса, например, бордоћон (вьюга, буран, снежная метель); бааћан (помет); ућан (вода) и т. д.
Звонкий оттенок Ћ произносится почти как украинское г в словах: гопак, горилка, гроши и т. п.
Дугаров Д.-Н. С. Исторические корни бурятского шаманства. – М.: Наука, – 1991.-сб. 3.
Дугаров Д.-Н. С. Исторические корни бурятского шаманства. – М.: Наука, – 1991.-сб. 3.
Кочешков Н. В. Монгольская орнаментика и ее характерные особенности // Доклады по этнографии. – Вып. 4. – Л., – 1966.
Баторова Е. А. Буддийские мотивы в бурятском орнаменте // Бурятский буддизм: история и идеология. – Улан-Удэ, – 1997.
Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. – М.: Наука, – 1991. – С. 296.
Белый волосок серебряный до луны дотяни (Серебро Бурятии). – Улан-Удэ, – 2002.
Буруша Борбон. // Бурятские народные сказки. – Улан-Удэ, – 1981. – С.83-84.
Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 78.
www.ocnt.isu.ru
Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 88.
www.ocnt.isu.ru
Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 90
www.ocnt.isu.ru
www.baikal-center.ru
Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 56.
www.horlib.narod.ru
Тернер В. У. Символ и ритуал. – М., – 1983.
Пушкарева Н. И. В мир и в пир. – М. : Родина, – 1995, – № 5, – С. 105.
Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры. – М., – 1980.
. Дугаров Б. Звезда кочевника // Сборник стихов. – Улан-Удэ, – 1992, – С 38.
33

Список литературы [ всего 17]

Список литературы
1.Альфонсо Н. Предметы буддийского алтаря // Декоративное искусство – Диалог истории и культуры.– М., – 1995. – № 1-2.
2.Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, – 2001.
3.Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ, – 1987. – С. 78.
4.Баторова Е. А. Буддийские мотивы в бурятском орнаменте // Бурятский буддизм: история и идеология. – Улан-Удэ, – 1997.
5.Белый волосок серебряный до луны дотяни (Серебро Бурятии). – Улан-Удэ, – 2002.
6.Бертагаев Т. А., Цыдендамбаев Ц. Б. Грамматика бурятского языка. Синтаксис. – М., – 1962.
7.Буруша Борбон. // Бурятские народные сказки. – Улан-Удэ, – 1981. – С.83-84.
8.Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. – М.: Наука, – 1991. – С. 296.
9.Дугаров Б. Звезда кочевника // Сборник стихов. – Улан-Удэ, – 1992.
10.Дугаров Д.-Н. С. Исторические корни бурятского шаманства. – М.: Наука, – 1991.-сб. 3.
11.Кочешков Н. В. Монгольская орнаментика и ее характерные особенности // Доклады по этнографии. – Вып. 4. – Л., – 1966.
12.Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры. – М., – 1980.
13.Михайлов В. А. Тамги и метки бурят в конце XIX – первой половине XX вв. – Улан-Удэ, – 1993.
14.Пушкарева Н. И. В мир и в пир. – М. : Родина, – 1995, – № 5, – С. 105.
15.www.baikal-center.ru
16.www.horlib.narod.ru
17.www.ocnt.isu.ru
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00597
© Рефератбанк, 2002 - 2024